Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальные проблемы детей с нарушением зрения




 

Снижение зрения, а особенно слепота, оказывают значительное негативное влияние на все стороны жизнедеятельности ребенка. Нарушение зрения в раннем возрасте приводит к физической и социальной дезадаптации, отклонениям в психическом развитии. Нефедовской Л.В. и Винярской И.В. было проведено социологическое исследование с целью выявить особенности качества жизни слабовидящих детей, обучающихся в специальных учреждениях, по сравнению со здоровыми детьми. Были обследованы 64 учащихся специальной коррекционной школы и 78 воспитанников школы-интерната Республики Татарстан возрастных групп 8-12 и 13-18 лет. Инструментом исследования послужил общий опросник Pediatric Quality of Life Inventory - PedsQL 4.0, русская версия. Данный тест измеряет, на сколько процентов удовлетворяется тот или иной аспект качества жизни. В тесте, ориентированном на детскую выборку, выделяется 4 аспекта:

Физическое функционирование - способность к самообслуживанию, мобильность, общее физическое состояние.

Эмоциональное функционирование - чувство самоуважения, оценка личностных перспектив, общее эмоциональное функционирование.

Социальное функционирование - включает в себя выполнение социальных ролей, близкие личные взаимоотношения индивида, возможность оказывать, поддержку другим, получать поддержку от окружающих, участие в общественной жизни.

Школьное функционирование - адаптация ребенка в школе.

В результате исследования установлено, что качество жизни слабовидящих детей ниже, чем их здоровых сверстников (таблица 1) [15].

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что качество жизни слабовидящих детей независимо от места обучения достоверно ниже, чем детей без нарушений зрения, по всем аспектам.

 

Таблица 1 - Уровень качества жизни слабовидящих и здоровых детей

Аспект качества жизни

8-12 лет

13-18 лет

  Слабовидящие дети Здоровые дети Слабовидящие дети Здоровые дети
Физическое функционирование 69,4 82,8 77,4 84,0
Эмоциональное функционирование 61,8 71,9 67,6 71,2
Социальное функционирование 68,0 83,0 78,9 88,7
Школьное функционирование 63,9 72,2 58,8 70,9
Общий балл 66,4 78,4 71,7 79,5

 

Исключение составляет лишь эмоциональное функционирование у подростков 13-18 лет, которое, по всей видимости, у слабовидящих детей этого возраста нарушается в меньшей степени, чем остальные аспекты качества жизни. В группе детей 8-12 лет с нарушениями зрения в большей степени по сравнению со здоровыми детьми страдали такие параметры качества жизни, как физическое и социальное функционирование, у подростков 13-18 лет - социальное и школьное функционирование.

По мнению Петровой В.Г. и Беляковой И.В. у детей с нарушением зрения наблюдаются:

а) ряд достаточно резко выраженных специфических особенностей, не свойственных нормально развивающимся детям, т.е. нарушения системы психической деятельности. Например, грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений;

в) отклонения в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды [17].

Таким образом, к числу основных задач, решаемых специалистом социальной работы при работе с данной категорией клиентов, относятся следующие:

разработка различных технологий работы как со слабовидящими детьми, так и непосредственно с их семьей; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении, интеграции в общество, коррекции недостатков их познавательной деятельности и личности;

обоснование принципов организации системы разнообразных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения и адаптации слабовидящих детей;

разработка специальных технических средств, помогающих детям с нарушением зрения более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми;

нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии, в социальной среде - в семье, в учебных и трудовых коллективах.

 


Технологии социальной работы со слабовидящими детьми

Традиционные технологии

 

Социальная работа со слабовидящими детьми представляет собой отдельный элемент в структуре деятельности специалиста по социальной работе и входит в качестве обязательного компонента реабилитации детей с врожденными пороками развития и их семей. Таким образом:

Объект социальной работы со слабовидящими детьми: клиенты
и их семьи;

Предмет: проблемы, затрудняющие нормальное функционирование семей в связи с рождением слабовидящего ребенка, и методы их разрешения;

Цель социальной работы: содействие успешной адаптации семьи к ситуации рождения и воспитания ребенка с хронической патологией, в содействии полноценному развитию слабовидящих детей, включая оставшихся без родителей, воспитывающихся в государственных детских учреждениях.

Рассматривая разнообразие социальных технологий, используемых
при работе со слабовидящими детьми, можно выделить их
классификацию (рисунок 1) [5].

. Деятельность социального работника в системе образования слабовидящих детей.

Система образования в специальных (коррекционных) учреждениях направлена на преодоление последствий нарушений зрения, на социальную реабилитацию и подготовку к самостоятельной жизни в среде зрячих. Однако многие отечественные ученые (В.И. Руднев, Ф.И. Шоев и др.) отмечают негативные моменты обучения слабовидящего ребенка в условиях специализированных учреждений. Изолированность данных учреждений приводит к исключению ребенка с нарушениями зрения из многих социальных связей, а тепличная атмосфера специально-организованного социума - к искажению личностного развития ребенка. Поэтому приоритетным направлением в работе социального работника в специальных учреждениях является адаптация и интеграция слабовидящих детей в социум [16].

 

 

Игровая терапия
Социальная работа на дому
Комплексная реабилитация
Туризм как средство реабилитации
Образование
Формирование навыков самообслуживания
Физическая культура, спорт

Рисунок 1. Классификация технологий социальной работы со слабовидящими детьми по степени новизны

 

Особенности адаптации слабовидящих детей проявляются в следующих аспектах. Нарушение зрения влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, что вызывает появление негативных характерологических особенностей у слабовидящего ребенка, таких как сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; ограничения или недоступность в работе, требующей большой зрительной нагрузки. Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере семейных отношений, возникновение гипопротекции или гиперпротекции. В результате чего у слабовидящего ребенка формируются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие и т.д. Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, аутичность.

Зрение остается у слабовидящих детей ведущим анализатором, но их зрительное восприятие отличается узостью обзора и снижением точности, из-за чего у таких детей возникают трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе эти дети быстро утомляются, что вызывает снижение умственной и физической работоспособности (таблица 2).

Таблица 2 - Уровень зрительной работоспособности у здоровых и слабовидящих детей, %

Нормально видящие

Слабовидящие

  Миопия Гипермиопия
100 90,7 78,3

 

Слабовидящим детям необходимо постоянное консультирование в офтальмологической клинике, правильный подбор оптических средств коррекции, дозирование учебной нагрузки.

Существенное значение имеет и компенсация функций поврежденного органа за счет деятельности других анализаторов. Но все же компенсация дефекта происходит в условиях специально организованного коррекционного образования, где сам процесс образования направлен на максимальное развитие каждого слабовидящего ребенка. Активное участие в организации учебного процесса принимает и социальный работник. Ниже приводятся основные направления социально-педагогической деятельности, рекомендуемые социальному работнику, работающему в специальном образовательном учреждении для слабовидящих детей (данный перечень составлен на основе прохождения практики в Ассоциации «Интеграция»).

. Социальный работник проводит диагностику каждого слабовидящего ребенка. При работе с такими детьми ему необходимо владеть целым комплексом социологических, психологических, педагогических и медицинских методов исследования. В результате социально-психологической диагностики распознаются характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями. Только полный анамнез слабовидящего ребенка делает доступным выяснение проблемы его социальной адаптации.

. На основании результатов социально-психологической диагностики социальный работник совместно с психологом и родителями составляет индивидуальную программу для каждого слабовидящего ребенка, где учитываются уровень его возможностей, его желания и интересы.

. Социальный работник осуществляет регулярный контроль над соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка. Все окружающие взрослые должны быть им подготовлены и реально участвовать в решении общеобразовательных задач и за пределами образовательного учреждения. Социальная адаптация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически слабовидящий ребенок нуждается в помощи на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом задачи процесса социальной адаптации и коррекции будут принципиально меняться.

. Также социальный работник занимается разработкой специальных тренингов для повышения уровня социально-психологической адаптивности ребенка к негативным тенденциям и воздействиям общества, подготовки ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив и т.д.

. Социальный работник организует мероприятия, направленные на социальную адаптацию, на уровне района, привлекая к сотрудничеству другие образовательные учреждения.

Совокупность этих направлений формирует систему социально-педагогической работы со слабовидящими детьми. Ведь только в результате специально организованной и целенаправленной деятельности социального педагога дети с нарушениями зрения достигают относительно высоких результатов в интеллектуальном развитии, приобретают положительные черты личности, необходимые для активного участия в жизни общества.

. Формирование навыков самообслуживания

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей с нарушением зрения формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов социальной работы и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения является для них и их родителей жизненной необходимостью. Цель социальной работы в этом направлении - помочь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни [22].

Моржина Е.В. разработала целую программу, благодаря которой специалист социальной работы совместно с родителями может достигнуть высоких результатов при обучении слабовидящих детей навыкам самообслуживания.

Выделяются следующие формы работы:

-  индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

-  групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).

Количество детей в одной группе - от 5-6 человек. Такой количественный состав позволяет учитывать индивидуальные особенности детей во время групповой работы. Состав детей в группе в течение года, как правило, не меняется.

Решать отдельные задачи по обучению навыкам можно начинать с раннего возраста. В этом случае родители будут заниматься дома, а социальный работник - осуществлять контроль за прохождением программы.

Продолжительность одного занятия, как индивидуального, так и группового, - 30 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Работа с родителями:

-  создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением видеоматериалов);

-  обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой;

-  заполнение родителями анкет или опросных листов, выявляющих уровень сформированности каждого навыка;

-  определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка, инструктирование по отработке дома данного шага;

-  практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;

-  обсуждение результатов работы совместно с родителями. [13]

При формировании навыков необходимо учитывать имеющуюся сенсорную дефицитарность. При работе со слабовидящими детьми необходимо четко структурировать пространство, использовать предметное расписание (ячейки с различными предметами-символами, обозначающими предстоящее занятие). [6]

При работе над формированием навыков самообслуживания у слабовидящих детей могут возникнуть специфические трудности, которые необходимо решать и корректировать своевременно (таблица 3).

 

Таблица 3 - Основные проблемы и их решение при работе над формированием навыков у слабовидящих детей (Моржина Е.В.)

Основная проблема Пути коррекции
Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. Постоянная обратная связь с родителями, обмен информацией о достижениях ребенка. Проведение совместных с родителями занятий.
Низкая мотивация ребенка Создание мотива и его постоянное подкрепление: «Как только оденешься, пойдем на улицу пускать пузыри» или «Надевай сам куртку (брюки и т.д.) и пойдем пускать пузыри». Социальный работник ставит перед ребенком задачу и терпеливо ждет, когда ребенок будет ее решать, побуждая к действию словами и жестами.
Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам Построение четких границ: а) пространственных б) временных

 

. Физическое воспитание, спорт.

Физическое воспитание слепых и слабовидящих детей - одно из самых важных средств их всестороннего развития, подготовки и приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание в адаптационном процессе для этого контингента инвалидов имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием отклонений в физическом и психическом развитии. Одной из основных задач этого процесса является коррекция физического развития.

Специальная литература содержит информацию об отставании в физическом развитии этой категории детей и о выявлении целого ряда аномалий двигательных функций. Возможность использования физических упражнений с целью коррекции нарушенных функций слабовидящих детей определяется ролью мышечного контроля, в сумме с очень незначительным зрительным, во всей жизнедеятельности ребенка. Ослабление мышечной системы при пониженной двигательной активности, неуверенность и излишняя осторожность при выполнении повседневных жизненно важных и необходимых движений сказываются на работе кардио-респираторной и других систем организма, что приводит к задержке физического и функционального развития детей. Учащиеся испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, нередко у них нарушена координация движений [19].

Физкультурно-оздоровительные занятия со слабовидящими детьми должны, прежде всего, способствовать:

Овладению навыками ориентировки в пространстве;

Укреплению здоровья;

Повышению уровня физического состояния;

Коррекции физического развития;

Ликвидации скованности в движениях;

Тренировки координационной точности в движениях;

Воспитанию чувства ритма и равновесия.

Потенциальные возможности (резервы) растущего и развивающегося организма ребенка даже с такой тяжелой патологией, как заболевания зрительного анализатора, достаточно высоки, для того, чтобы при грамотном использовании форм, средств и методов физического воспитания способствовать успешной физической реабилитации слепых и слабовидящих школьников.

Теория и методика адаптивного физического воспитания в настоящее время развивается в двух направлениях [8]:

- обобщается опыт работы с инвалидами, и в этом направлении имеются свои достоинства, успехи, история;

ведется экспериментальный поиск, проверка и научное обоснование частных методик в сфере физического воспитания, спорта, физической рекреации, физической (двигательной) реабилитации.

Таким образом, анализ данных специальной литературы свидетельствует о повышении интереса исследователей к проблеме физической реабилитации инвалидов по зрению. Однако до сих пор в России действует малообоснованная программа по физическому воспитанию учащихся специализированных школ-интернатов для слепых и слабовидящих. Крайне ограничен круг методических пособий, разработок и рекомендаций по методике проведения различных форм занятий физическими упражнениями для детей с патологией зрительного анализатора разной степени тяжести, разного возраста, с разным уровнем физического состояния.

 

Современные технологии

 

В последние годы Россия сталкивается с все больше числом врожденных нарушений зрения у детей. Все чаще кроме тяжелых нарушений зрения и дети имеют и другие аномалии развития, такие, как врожденный порок сердца, нарушения моторики и др. В связи с этим необходимость совершенствования и повышение эффективности используемых технологий социальным работником становится актуальным. Так же, развитие теории социальной работы, а так же качества государственной социальной помощи в стране основывается на совершенствовании технологической базы. Технологии социальной работы со слабовидящими детьми не являются исключением.

. Игровая терапия.

Игровая терапия-это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе игротерапии лежит то, что игра оказывает сильное влияние на личностное развитие. Цель использования игротерапии - это не менять и не переделывать ребенка. Не учить его каким-то специальным навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого [23].

А.М. Савинова в своем докладе «Игротерапия, как ведущее средство формирования и коррекции личностного развития дошкольников с нарушением зрения» предлагает следующие элементы коррекционно-педагогической
работы [2]:

Первый раздел: работа, направленная на формирование адекватной самооценки у детей, повышение уверенности в себе (я - лев, подари карточку, ладошки, похвалилки, зайки и слоники, за что меня любит мама, цветок достижений, я очень хороший)

Второй раздел: развитие воображения у детей, фантазии, творческого потенциала (кляксы, на что похоже, чего общего, я животное).

Третий раздел: направлен на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Четвертый раздел: направлен на формирование и развитие самосознания и половозрастной идентификации

Все занятия, проводимые с детьми, включают в себя определенные составные элементы (схема 2).


 

РАЗМИНКА
Воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение

 

ПРИВЕТСТВИЕ
Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение конкретных задач программы

Рисунок 2 - Составные элементы занятия по игротерапии для слабовидящих детей (Савинова А.М)

 

Игротерапия является наиболее эффективной при работе именно с детьми, так как ведущей познавательной деятельностью в данном возрасте является игра.

. Туризм как средство реабилитации

Для детей, имеющих нарушение зрения, в качестве средства социальной реабилитации может выступать туристско-краеведческая деятельность, в которой основой реабилитации являются следующие факторы [3]:

-  оздоровительное влияние природной среды и психофизическая активность на свежем воздухе;

-  изменение социальной ситуации развития: кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения;

-  изменение социальной роли ребенка (переход из роли опекаемого объекта воздействия - в роль активного субъекта взаимодействия);

-  взаимодействие в группе, состоящей из равных по социальному статусу детей;

-  изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей;

-  повышение жизненного потенциала: приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений;

-  расширение среды обитания (освоение новых природных условий и новых видов жизнедеятельности).

Важным положительным фактором туристско-краеведческой деятельности является улучшение здоровья детей за счет получения необходимых навыков и автономного существования в условиях отрыва от цивилизации. Другими словами, туристско-краеведческая деятельность является важным аспектом в социализации детей с нарушением зрения.

Таким образом, цель социальной работы с данной категорией детей в туристско-краеведческой деятельности - интенсивная социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в условиях совместного проживания со своими здоровыми сверстниками. Исходя из цели, лагерь реабилитационного туризма представляет собой действующую микромодель интегрированного сообщества (дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности и их родители; специалисты; здоровые дети), живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социальной реабилитации слабовидящих детей и их последующей интеграции в общество.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...