Актуальные проблемы детей с нарушением зрения
Снижение зрения, а особенно слепота, оказывают значительное негативное влияние на все стороны жизнедеятельности ребенка. Нарушение зрения в раннем возрасте приводит к физической и социальной дезадаптации, отклонениям в психическом развитии. Нефедовской Л.В. и Винярской И.В. было проведено социологическое исследование с целью выявить особенности качества жизни слабовидящих детей, обучающихся в специальных учреждениях, по сравнению со здоровыми детьми. Были обследованы 64 учащихся специальной коррекционной школы и 78 воспитанников школы-интерната Республики Татарстан возрастных групп 8-12 и 13-18 лет. Инструментом исследования послужил общий опросник Pediatric Quality of Life Inventory - PedsQL 4.0, русская версия. Данный тест измеряет, на сколько процентов удовлетворяется тот или иной аспект качества жизни. В тесте, ориентированном на детскую выборку, выделяется 4 аспекта: Физическое функционирование - способность к самообслуживанию, мобильность, общее физическое состояние. Эмоциональное функционирование - чувство самоуважения, оценка личностных перспектив, общее эмоциональное функционирование. Социальное функционирование - включает в себя выполнение социальных ролей, близкие личные взаимоотношения индивида, возможность оказывать, поддержку другим, получать поддержку от окружающих, участие в общественной жизни. Школьное функционирование - адаптация ребенка в школе. В результате исследования установлено, что качество жизни слабовидящих детей ниже, чем их здоровых сверстников (таблица 1) [15]. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что качество жизни слабовидящих детей независимо от места обучения достоверно ниже, чем детей без нарушений зрения, по всем аспектам.
Таблица 1 - Уровень качества жизни слабовидящих и здоровых детей
Исключение составляет лишь эмоциональное функционирование у подростков 13-18 лет, которое, по всей видимости, у слабовидящих детей этого возраста нарушается в меньшей степени, чем остальные аспекты качества жизни. В группе детей 8-12 лет с нарушениями зрения в большей степени по сравнению со здоровыми детьми страдали такие параметры качества жизни, как физическое и социальное функционирование, у подростков 13-18 лет - социальное и школьное функционирование. По мнению Петровой В.Г. и Беляковой И.В. у детей с нарушением зрения наблюдаются: а) ряд достаточно резко выраженных специфических особенностей, не свойственных нормально развивающимся детям, т.е. нарушения системы психической деятельности. Например, грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений; в) отклонения в приеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды [17]. Таким образом, к числу основных задач, решаемых специалистом социальной работы при работе с данной категорией клиентов, относятся следующие: разработка различных технологий работы как со слабовидящими детьми, так и непосредственно с их семьей; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении, интеграции в общество, коррекции недостатков их познавательной деятельности и личности; обоснование принципов организации системы разнообразных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения и адаптации слабовидящих детей;
разработка специальных технических средств, помогающих детям с нарушением зрения более успешно и в разных аспектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми; нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии, в социальной среде - в семье, в учебных и трудовых коллективах.
Технологии социальной работы со слабовидящими детьми Традиционные технологии
Социальная работа со слабовидящими детьми представляет собой отдельный элемент в структуре деятельности специалиста по социальной работе и входит в качестве обязательного компонента реабилитации детей с врожденными пороками развития и их семей. Таким образом: Объект социальной работы со слабовидящими детьми: клиенты Предмет: проблемы, затрудняющие нормальное функционирование семей в связи с рождением слабовидящего ребенка, и методы их разрешения; Цель социальной работы: содействие успешной адаптации семьи к ситуации рождения и воспитания ребенка с хронической патологией, в содействии полноценному развитию слабовидящих детей, включая оставшихся без родителей, воспитывающихся в государственных детских учреждениях. Рассматривая разнообразие социальных технологий, используемых . Деятельность социального работника в системе образования слабовидящих детей. Система образования в специальных (коррекционных) учреждениях направлена на преодоление последствий нарушений зрения, на социальную реабилитацию и подготовку к самостоятельной жизни в среде зрячих. Однако многие отечественные ученые (В.И. Руднев, Ф.И. Шоев и др.) отмечают негативные моменты обучения слабовидящего ребенка в условиях специализированных учреждений. Изолированность данных учреждений приводит к исключению ребенка с нарушениями зрения из многих социальных связей, а тепличная атмосфера специально-организованного социума - к искажению личностного развития ребенка. Поэтому приоритетным направлением в работе социального работника в специальных учреждениях является адаптация и интеграция слабовидящих детей в социум [16].
Рисунок 1. Классификация технологий социальной работы со слабовидящими детьми по степени новизны
Особенности адаптации слабовидящих детей проявляются в следующих аспектах. Нарушение зрения влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, что вызывает появление негативных характерологических особенностей у слабовидящего ребенка, таких как сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; ограничения или недоступность в работе, требующей большой зрительной нагрузки. Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере семейных отношений, возникновение гипопротекции или гиперпротекции. В результате чего у слабовидящего ребенка формируются отрицательные черты характера, такие как эгоизм, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм, равнодушие и т.д. Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, аутичность. Зрение остается у слабовидящих детей ведущим анализатором, но их зрительное восприятие отличается узостью обзора и снижением точности, из-за чего у таких детей возникают трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе эти дети быстро утомляются, что вызывает снижение умственной и физической работоспособности (таблица 2). Таблица 2 - Уровень зрительной работоспособности у здоровых и слабовидящих детей, %
Слабовидящие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Миопия | Гипермиопия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 | 90,7 | 78,3 |
Слабовидящим детям необходимо постоянное консультирование в офтальмологической клинике, правильный подбор оптических средств коррекции, дозирование учебной нагрузки.
|
|
Существенное значение имеет и компенсация функций поврежденного органа за счет деятельности других анализаторов. Но все же компенсация дефекта происходит в условиях специально организованного коррекционного образования, где сам процесс образования направлен на максимальное развитие каждого слабовидящего ребенка. Активное участие в организации учебного процесса принимает и социальный работник. Ниже приводятся основные направления социально-педагогической деятельности, рекомендуемые социальному работнику, работающему в специальном образовательном учреждении для слабовидящих детей (данный перечень составлен на основе прохождения практики в Ассоциации «Интеграция»).
. Социальный работник проводит диагностику каждого слабовидящего ребенка. При работе с такими детьми ему необходимо владеть целым комплексом социологических, психологических, педагогических и медицинских методов исследования. В результате социально-психологической диагностики распознаются характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания, а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями. Только полный анамнез слабовидящего ребенка делает доступным выяснение проблемы его социальной адаптации.
. На основании результатов социально-психологической диагностики социальный работник совместно с психологом и родителями составляет индивидуальную программу для каждого слабовидящего ребенка, где учитываются уровень его возможностей, его желания и интересы.
. Социальный работник осуществляет регулярный контроль над соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка. Все окружающие взрослые должны быть им подготовлены и реально участвовать в решении общеобразовательных задач и за пределами образовательного учреждения. Социальная адаптация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически слабовидящий ребенок нуждается в помощи на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом задачи процесса социальной адаптации и коррекции будут принципиально меняться.
. Также социальный работник занимается разработкой специальных тренингов для повышения уровня социально-психологической адаптивности ребенка к негативным тенденциям и воздействиям общества, подготовки ребенка к интеграции в детские учреждения, трудовой коллектив и т.д.
. Социальный работник организует мероприятия, направленные на социальную адаптацию, на уровне района, привлекая к сотрудничеству другие образовательные учреждения.
|
|
Совокупность этих направлений формирует систему социально-педагогической работы со слабовидящими детьми. Ведь только в результате специально организованной и целенаправленной деятельности социального педагога дети с нарушениями зрения достигают относительно высоких результатов в интеллектуальном развитии, приобретают положительные черты личности, необходимые для активного участия в жизни общества.
. Формирование навыков самообслуживания
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
У детей с нарушением зрения формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов социальной работы и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения является для них и их родителей жизненной необходимостью. Цель социальной работы в этом направлении - помочь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни [22].
Моржина Е.В. разработала целую программу, благодаря которой специалист социальной работы совместно с родителями может достигнуть высоких результатов при обучении слабовидящих детей навыкам самообслуживания.
Выделяются следующие формы работы:
- индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);
- групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).
Количество детей в одной группе - от 5-6 человек. Такой количественный состав позволяет учитывать индивидуальные особенности детей во время групповой работы. Состав детей в группе в течение года, как правило, не меняется.
Решать отдельные задачи по обучению навыкам можно начинать с раннего возраста. В этом случае родители будут заниматься дома, а социальный работник - осуществлять контроль за прохождением программы.
Продолжительность одного занятия, как индивидуального, так и группового, - 30 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.
Работа с родителями:
- создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением видеоматериалов);
- обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой;
- заполнение родителями анкет или опросных листов, выявляющих уровень сформированности каждого навыка;
- определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка, инструктирование по отработке дома данного шага;
- практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;
- обсуждение результатов работы совместно с родителями. [13]
При формировании навыков необходимо учитывать имеющуюся сенсорную дефицитарность. При работе со слабовидящими детьми необходимо четко структурировать пространство, использовать предметное расписание (ячейки с различными предметами-символами, обозначающими предстоящее занятие). [6]
При работе над формированием навыков самообслуживания у слабовидящих детей могут возникнуть специфические трудности, которые необходимо решать и корректировать своевременно (таблица 3).
Таблица 3 - Основные проблемы и их решение при работе над формированием навыков у слабовидящих детей (Моржина Е.В.)
Основная проблема | Пути коррекции |
Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. | Постоянная обратная связь с родителями, обмен информацией о достижениях ребенка. Проведение совместных с родителями занятий. |
Низкая мотивация ребенка | Создание мотива и его постоянное подкрепление: «Как только оденешься, пойдем на улицу пускать пузыри» или «Надевай сам куртку (брюки и т.д.) и пойдем пускать пузыри». Социальный работник ставит перед ребенком задачу и терпеливо ждет, когда ребенок будет ее решать, побуждая к действию словами и жестами. |
Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам | Построение четких границ: а) пространственных б) временных |
. Физическое воспитание, спорт.
Физическое воспитание слепых и слабовидящих детей - одно из самых важных средств их всестороннего развития, подготовки и приобщения их к трудовой деятельности. Физическое воспитание в адаптационном процессе для этого контингента инвалидов имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием отклонений в физическом и психическом развитии. Одной из основных задач этого процесса является коррекция физического развития.
Специальная литература содержит информацию об отставании в физическом развитии этой категории детей и о выявлении целого ряда аномалий двигательных функций. Возможность использования физических упражнений с целью коррекции нарушенных функций слабовидящих детей определяется ролью мышечного контроля, в сумме с очень незначительным зрительным, во всей жизнедеятельности ребенка. Ослабление мышечной системы при пониженной двигательной активности, неуверенность и излишняя осторожность при выполнении повседневных жизненно важных и необходимых движений сказываются на работе кардио-респираторной и других систем организма, что приводит к задержке физического и функционального развития детей. Учащиеся испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, нередко у них нарушена координация движений [19].
Физкультурно-оздоровительные занятия со слабовидящими детьми должны, прежде всего, способствовать:
Овладению навыками ориентировки в пространстве;
Укреплению здоровья;
Повышению уровня физического состояния;
Коррекции физического развития;
Ликвидации скованности в движениях;
Тренировки координационной точности в движениях;
Воспитанию чувства ритма и равновесия.
Потенциальные возможности (резервы) растущего и развивающегося организма ребенка даже с такой тяжелой патологией, как заболевания зрительного анализатора, достаточно высоки, для того, чтобы при грамотном использовании форм, средств и методов физического воспитания способствовать успешной физической реабилитации слепых и слабовидящих школьников.
Теория и методика адаптивного физического воспитания в настоящее время развивается в двух направлениях [8]:
- обобщается опыт работы с инвалидами, и в этом направлении имеются свои достоинства, успехи, история;
ведется экспериментальный поиск, проверка и научное обоснование частных методик в сфере физического воспитания, спорта, физической рекреации, физической (двигательной) реабилитации.
Таким образом, анализ данных специальной литературы свидетельствует о повышении интереса исследователей к проблеме физической реабилитации инвалидов по зрению. Однако до сих пор в России действует малообоснованная программа по физическому воспитанию учащихся специализированных школ-интернатов для слепых и слабовидящих. Крайне ограничен круг методических пособий, разработок и рекомендаций по методике проведения различных форм занятий физическими упражнениями для детей с патологией зрительного анализатора разной степени тяжести, разного возраста, с разным уровнем физического состояния.
Современные технологии
В последние годы Россия сталкивается с все больше числом врожденных нарушений зрения у детей. Все чаще кроме тяжелых нарушений зрения и дети имеют и другие аномалии развития, такие, как врожденный порок сердца, нарушения моторики и др. В связи с этим необходимость совершенствования и повышение эффективности используемых технологий социальным работником становится актуальным. Так же, развитие теории социальной работы, а так же качества государственной социальной помощи в стране основывается на совершенствовании технологической базы. Технологии социальной работы со слабовидящими детьми не являются исключением.
. Игровая терапия.
Игровая терапия-это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе игротерапии лежит то, что игра оказывает сильное влияние на личностное развитие. Цель использования игротерапии - это не менять и не переделывать ребенка. Не учить его каким-то специальным навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого [23].
А.М. Савинова в своем докладе «Игротерапия, как ведущее средство формирования и коррекции личностного развития дошкольников с нарушением зрения» предлагает следующие элементы коррекционно-педагогической
работы [2]:
Первый раздел: работа, направленная на формирование адекватной самооценки у детей, повышение уверенности в себе (я - лев, подари карточку, ладошки, похвалилки, зайки и слоники, за что меня любит мама, цветок достижений, я очень хороший)
Второй раздел: развитие воображения у детей, фантазии, творческого потенциала (кляксы, на что похоже, чего общего, я животное).
Третий раздел: направлен на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Четвертый раздел: направлен на формирование и развитие самосознания и половозрастной идентификации
Все занятия, проводимые с детьми, включают в себя определенные составные элементы (схема 2).
РАЗМИНКА |
Воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение |
ПРИВЕТСТВИЕ |
Позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
Совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение конкретных задач программы |
Рисунок 2 - Составные элементы занятия по игротерапии для слабовидящих детей (Савинова А.М)
Игротерапия является наиболее эффективной при работе именно с детьми, так как ведущей познавательной деятельностью в данном возрасте является игра.
. Туризм как средство реабилитации
Для детей, имеющих нарушение зрения, в качестве средства социальной реабилитации может выступать туристско-краеведческая деятельность, в которой основой реабилитации являются следующие факторы [3]:
- оздоровительное влияние природной среды и психофизическая активность на свежем воздухе;
- изменение социальной ситуации развития: кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения;
- изменение социальной роли ребенка (переход из роли опекаемого объекта воздействия - в роль активного субъекта взаимодействия);
- взаимодействие в группе, состоящей из равных по социальному статусу детей;
- изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей;
- повышение жизненного потенциала: приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений;
- расширение среды обитания (освоение новых природных условий и новых видов жизнедеятельности).
Важным положительным фактором туристско-краеведческой деятельности является улучшение здоровья детей за счет получения необходимых навыков и автономного существования в условиях отрыва от цивилизации. Другими словами, туристско-краеведческая деятельность является важным аспектом в социализации детей с нарушением зрения.
Таким образом, цель социальной работы с данной категорией детей в туристско-краеведческой деятельности - интенсивная социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в условиях совместного проживания со своими здоровыми сверстниками. Исходя из цели, лагерь реабилитационного туризма представляет собой действующую микромодель интегрированного сообщества (дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности и их родители; специалисты; здоровые дети), живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социальной реабилитации слабовидящих детей и их последующей интеграции в общество.
|
|