I. Основные этапы реформирования общеобразовательной средней школы
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ПРОГРАММА Реализации реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь Введение Программа реализации реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь разработана на основе "Концепции реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г., №554. Программа состоит из следующих разделов: основные этапы реформирования общеобразовательной средней школы; организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы; основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы общеобразовательной школы, которая состоит в переводе ее на качественно новый уровень, личностно-гуманистической ориентации образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта, а также необходимостью решения следующих практических задач: - переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы; - разработку и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников; - трансформацию содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала; - обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей; - обеспечение широкой дифференциации обучения на III (старшей) ступени средней школы;
- разработку, апробацию и внедрение новой системы оценки знаний учащихся; - создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности.
I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Реформу общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь предполагается осуществить эволюционным путем, который обусловлен определенным периодом, необходимым для обоснования и разработки средств, форм и методов развития отечественного образования, механизмов обновления содержания и технологий обучения и воспитания; апробации новой модели образовательного процесса и постепенного перевода общеобразовательной средней школы на новые принципы деятельности. Процесс реализации реформы предполагает также решение задач интеграции системы образования республики в единое образовательное пространство Союза Беларуси и России, Содружества Независимых Государств, мирового сообщества. Реализацию реформы предполагается осуществить в 12 этапов. I этап - 1996-1998 гг. На этом этапе предполагается разработать: - философско-методологические и психолого-педагогические основы реформирования системы общего образования; - концептуальные подходы к проектированию и обновлению содержания образования, конструированию нового поколения учебно-программной документации, учебников, учебных пособий, других учебно-методических и дидактических материалов, в том числе с использованием новых информационных технологий; - предметные концепции и структурно-логические схемы содержания обучения по ступеням начальной, основной и полной общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обучения, а также основные составные компоненты образовательных стандартов; - программу проведения экспериментальной работы по апробации новой модели образовательного процесса.
Наряду с этим на данном этапе реформирования школы предполагается внести изменения в учебные планы и образовательные программы системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образования в связи с введением новой модели общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обучения, обеспечить опережающее изучение соответствующих передовых педагогических технологий, методик диагностики, оценки уровня образованности учащихся и т.п. В течение подготовительного периода необходимо: разработать проекты учебных программ с 1 по 12 годы обучения и провести их экспертную оценку, подготовить экспериментальные учебно-методические комплексы и дидактические материалы для 5-го года обучения в общеобразовательной школе с 12-летним сроком обучения; разработать и издать учебно-методические комплексы (УМК) и дидактические материалы для подготовительного и первого классов. На данном этапе предусматривается также разработка нормативно-правового, организационно-управленческого и ресурсного обеспечения педагогического эксперимента; проведение отбора, оценки и подготовки учебных заведений к работе в условиях эксперимента. Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. II этап - 1998-1999учебный год При создании надлежащих условий для обучения шестилетних детей будет введен подготовительный класс (первый год обучения в начальной школе). Учебные программы для подготовительного класса разрабатываются на основе программы нынешнего первого (бывшего нулевого) класса. Семилетние дети, получившие дошкольное образование в подготовительных группах, поступают в 1988 учебном году в первый класс начальной школы с трехлетним сроком обучения. Соответственно будущий четвертый класс для них - это первый год обучения в реформируемой базовой школе. Далее нумерация классов (если не оговорено иное) соответствует новой структуре общеобразовательной средней школы, т.е. в реформированной школе. Начальная школа (I ступень обучения) будет включать подготовительный, первый, второй и третий классы; базовая школа (II ступень) - 4-9 классы и старшая школа (Ш ступень) полного общего среднего образования - 10-11 лицейские классы.
В этот период будет осуществляться теоретическая и экспериментальная оценка качества разработанных учебно-методических комплексов и дидактических материалов для подготовительного и первого I классов, а также диагностика и оценка уровня обученности и образованности учащихся. Кроме того, планируется доработка и издание дидактических материалов и учебно-методических комплексов для 2-го класса, корректировка учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 3-х классов, а также подготовка экспериментальных материалов для 6-х классов (по существующей нумерации). Начало педагогического эксперимента Одновременно с переводом начальной школы на новые принципы деятельности на втором этапе будет проводиться эксперимент, цель которого - апробация и уточнение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов. Определение наиболее эффективных форм и методов реформирования II и III ступеней общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь. Задачи эксперимента: - диагностика и оценка социально-психологической и педагогической готовности коллективов школ, учащихся и их родителей к проведению реформы в целом и эксперимента в частности; - апробация нового учебного плана общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обучения, обновленных учебно-методических комплексов и дидактических материалов, технологий обучения и воспитания в ходе массового перехода школ на новую нумерацию и начала обучения детей с 6 лет в подготовительных классах; - диагностика и сравнительная оценка уровня образованности учащихся в экспериментальных и контрольных школах; - апробация систем нормативно-правового, организационно-управленческого и ресурсного обеспечения реформы образования;
- экспертиза результатов апробации, диагностики и оценки; корректировка содержания образования, учебно-методических комплексов, моделей воспитательной работы, систем нормативно-правового, организационно-управленческого и ресурсного обеспечения функционирования общеобразовательной средней школы в новых условиях; - определение путей перевода и подготовка системы общего образования республики к массовому распространению результатов эксперимента. Эксперимент начнется в 5-х классах (по существующей нумерации). В начальной школе до 2000 г. будет проводиться разработка новых методик обучения, предшествующих постепенному переводу всей начальной школы в период с 2000 по 2005 гг. на новые образовательные технологии. Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. III этап - 1999-2000 учебный год Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов во 2-е классы. Их диагностика, оценка, корректировка. Издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 3-х классов. Проведение диагностики оценки и корректировки результатов эксперимента в 5-х классах (по существующей нумерации). Проведение эксперимента в 6-х классах (по существующей нумерации). Подготовка экспериментальных материалов для 7-х классов (по существующей нумерации). Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. IV этап - 2000-2001 учебный год Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 3-й классы. Их диагностика, оценка и корректировка. Издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 4-х классов. Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 6-4с классах (по существующей нумерации). Проведение эксперимента в 7-х классах (по существующей нумерации). Подготовка экспериментальных материалов для 8-х классов (по существующей нумерации). Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. V этап - 2001-2002 учебный год Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 4-е классы. Их диагностика, оценка и корректировка.
Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 7-х классах (по существующей нумерации). Проведение эксперимента в 8-х классах (по существующей нумерации). Подготовка экспериментальных материалов ддя.9-х классов(по существующей нумерации). Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 5-х классов. Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. VI этап - 2002-2003 учебный год Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 5-е классы. Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 8-х классах (по существующей нумерации). Проведение эксперимента в 9-х классах (по существующей нумерации). Подготовка экспериментальных материалов для 10-х классов (по существующей нумерации). Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 6-х классов. Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. VII этап - 2003-2004 учебный год Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 6-е классы. Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 9-х классах (по существующей нумерации). Проведение эксперимента в 10-х классах (по существующей нумерации). Подготовка экспериментальных материалов для 10-х (лицейских классов (III ступень общеобразовательной средней школы). Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 7-х классов (по новой нумерации). Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. VIII этап - 2004-2005 учебный год Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 7-е классы. Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 10-х классах (по существующей нумерации). Проведение эксперимента на III ступени общеобразовательной средней школы в 10-х лицейских классах. Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 8-х классов (по новой нумерации). Подготовка экспериментальных материалов для III ступени общеобразовательной средней школы (11 лицейские классы). Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. IX этап - 2005-2006 учебный год Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 8-е классы. Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 10-х лицейских классах. Проведение эксперимента на III ступени общеобразовательной средней школы в 11 - х лицейских классах. Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 9-х классов. Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. X этап - 2006-2007 учебный год Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 9-е классы. Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента на III ступени общеобразовательной средней школы (в 11-х лицейских классах). Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 10-х классов (по новой нумерации). Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. XI этап - 2007-2008 учебный год Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов на III ступени общеобразовательной средней школы в 10-е лицейские классы. Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 11- х классов (по новой нумерации). Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. XII этап - 2008-2009 учебный год Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов на III ступени общеобразовательной средней школы в 11-е лицейские классы. Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования. Экспериментальная база Апробацию новой модели школьного образования предполагается провести на 20 экспериментальных площадках, как было предложено в первом варианте программы реализации реформы школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|