Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Основные этапы реформирования общеобразовательной средней школы




ПРОГРАММА

Реализации реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь

Введение

Программа реализации реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь разработана на основе "Концепции реформы общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1996 г., №554.

Программа состоит из следующих разделов: основные этапы ре­формирования общеобразовательной средней школы; организационно-управленческое и ресурсное обеспечение реформы; основные направления развития ступеней общего среднего образования.

Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы общеобразовательной школы, которая состоит в переводе ее на качественно новый уровень, личностно-гуманистической ориентации образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта, а также необходимостью решения следующих практических задач:

- переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы;

- разработку и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников;

- трансформацию содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала;

- обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей;

- обеспечение широкой дифференциации обучения на III (старшей) ступени средней школы;

- разработку, апробацию и внедрение новой системы оценки знаний учащихся;

- создание системы воспитания, основой которой является воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности.

 

I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Реформу общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь предполагается осуществить эволюционным путем, который обусловлен определенным периодом, необходимым для обоснования и разработки средств, форм и методов развития отечественного образования, механизмов обновления содержания и технологий обучения и воспитания; апробации новой модели образовательного процесса и постепенного перевода общеобразовательной средней школы на новые принципы деятельности. Процесс реализации реформы предполагает также решение задач интеграции системы образования республики в единое образовательное пространство Союза Беларуси и России, Содружества Независимых Государств, мирового сообщества.

Реализацию реформы предполагается осуществить в 12 этапов.

I этап - 1996-1998 гг.
Научно-методическое обеспечение реформы

На этом этапе предполагается разработать:

- философско-методологические и психолого-педагогические основы реформирования системы общего образования;

- концептуальные подходы к проектированию и обновлению содержания образования, конструированию нового поколения учебно-программной документации, учебников, учебных пособий, других учебно-методических и дидактических материалов, в том числе с использованием новых информационных технологий;

- предметные концепции и структурно-логические схемы содержания обучения по ступеням начальной, основной и полной общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обучения, а также основные составные компоненты образовательных стандартов;

- программу проведения экспериментальной работы по апробации новой модели образовательного процесса.

Наряду с этим на данном этапе реформирования школы предполагается внести изменения в учебные планы и образовательные программы системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образования в связи с введением новой модели общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обучения, обеспечить опережающее изучение соответствующих передовых педагогических технологий, методик диагностики, оценки уровня образованности учащихся и т.п.

В течение подготовительного периода необходимо: разработать проекты учебных программ с 1 по 12 годы обучения и провести их экспертную оценку, подготовить экспериментальные учебно-методические комплексы и дидактические материалы для 5-го года обучения в общеобразовательной школе с 12-летним сроком обучения; разработать и издать учебно-методические комплексы (УМК) и дидактические материалы для подготовительного и первого классов.

На данном этапе предусматривается также разработка нормативно-правового, организационно-управленческого и ресурсного обеспечения педагогического эксперимента; проведение отбора, оценки и подготовки учебных заведений к работе в условиях эксперимента.

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения.

II этап - 1998-1999учебный год
Введение подготовительного класса

При создании надлежащих условий для обучения шестилетних детей будет введен подготовительный класс (первый год обучения в начальной школе). Учебные программы для подготовительного класса разрабатываются на основе программы нынешнего первого (бывшего нулевого) класса.

Семилетние дети, получившие дошкольное образование в подго­товительных группах, поступают в 1988 учебном году в первый класс начальной школы с трехлетним сроком обучения. Соответственно будущий четвертый класс для них - это первый год обучения в реформируемой базовой школе.

Далее нумерация классов (если не оговорено иное) соответствует новой структуре общеобразовательной средней школы, т.е. в реформированной школе. Начальная школа (I ступень обучения) будет включать подготовительный, первый, второй и третий классы; базовая школа (II ступень) - 4-9 классы и старшая школа (Ш ступень) полного общего среднего образования - 10-11 лицейские классы.

В этот период будет осуществляться теоретическая и экспериментальная оценка качества разработанных учебно-методических комплексов и дидактических материалов для подготовительного и первого I классов, а также диагностика и оценка уровня обученности и образованности учащихся.

Кроме того, планируется доработка и издание дидактических материалов и учебно-методических комплексов для 2-го класса, корректировка учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 3-х классов, а также подготовка экспериментальных материалов для 6-х классов (по существующей нумерации).

Начало педагогического эксперимента

Одновременно с переводом начальной школы на новые принципы деятельности на втором этапе будет проводиться эксперимент, цель которого - апробация и уточнение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов. Определение наиболее эффективных форм и методов реформирования II и III ступеней общеобразовательной средней школы в Республике Беларусь.

Задачи эксперимента:

- диагностика и оценка социально-психологической и педагогической готовности коллективов школ, учащихся и их родителей к проведению реформы в целом и эксперимента в частности;

- апробация нового учебного плана общеобразовательной средней школы с 12-летним сроком обучения, обновленных учебно-методических комплексов и дидактических материалов, технологий обучения и воспитания в ходе массового перехода школ на новую нумерацию и начала обучения детей с 6 лет в подготовительных классах;

- диагностика и сравнительная оценка уровня образованности учащихся в экспериментальных и контрольных школах;

- апробация систем нормативно-правового, организационно-управ­ленческого и ресурсного обеспечения реформы образования;

- экспертиза результатов апробации, диагностики и оценки;

корректировка содержания образования, учебно-методических комплексов, моделей воспитательной работы, систем нормативно-правового, организационно-управленческого и ресурсного обеспечения функционирования общеобразовательной средней школы в новых условиях;

- определение путей перевода и подготовка системы общего образования республики к массовому распространению результатов эксперимента.

Эксперимент начнется в 5-х классах (по существующей нумерации).

В начальной школе до 2000 г. будет проводиться разработка новых методик обучения, предшествующих постепенному переводу всей начальной школы в период с 2000 по 2005 гг. на новые образовательные технологии.

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

III этап - 1999-2000 учебный год

Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов во 2-е классы. Их диагностика, оценка, корректировка.

Издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 3-х классов.

Проведение диагностики оценки и корректировки результатов экс­перимента в 5-х классах (по существующей нумерации).

Проведение эксперимента в 6-х классах (по существующей нумерации).

Подготовка экспериментальных материалов для 7-х классов (по существующей нумерации).

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

IV этап - 2000-2001 учебный год

Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 3-й классы. Их диагностика, оценка и корректировка.

Издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 4-х классов.

Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 6-4с классах (по существующей нумерации).

Проведение эксперимента в 7-х классах (по существующей нумерации).

Подготовка экспериментальных материалов для 8-х классов (по су­ществующей нумерации).

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

V этап - 2001-2002 учебный год

Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 4-е классы. Их диагностика, оценка и корректировка.

Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 7-х классах (по существующей нумерации).

Проведение эксперимента в 8-х классах (по существующей нумерации).

Подготовка экспериментальных материалов ддя.9-х классов(по су­ществующей нумерации).

Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 5-х классов.

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

VI этап - 2002-2003 учебный год

Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 5-е классы.

Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 8-х классах (по существующей нумерации).

Проведение эксперимента в 9-х классах (по существующей нумерации).

Подготовка экспериментальных материалов для 10-х классов (по существующей нумерации).

Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 6-х классов.

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

VII этап - 2003-2004 учебный год

Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 6-е классы.

Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 9-х классах (по существующей нумерации).

Проведение эксперимента в 10-х классах (по существующей нумерации).

Подготовка экспериментальных материалов для 10-х (лицейских классов (III ступень общеобразовательной средней школы).

Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 7-х классов (по новой нумерации).

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

VIII этап - 2004-2005 учебный год

Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 7-е классы.

Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 10-х классах (по существующей нумерации).

Проведение эксперимента на III ступени общеобразовательной средней школы в 10-х лицейских классах.

Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 8-х классов (по новой нумерации).

Подготовка экспериментальных материалов для III ступени обще­образовательной средней школы (11 лицейские классы).

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

IX этап - 2005-2006 учебный год

Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 8-е классы.

Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента в 10-х лицейских классах.

Проведение эксперимента на III ступени общеобразовательной средней школы в 11 - х лицейских классах.

Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 9-х классов.

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

X этап - 2006-2007 учебный год

Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов в 9-е классы.

Диагностика, оценка и корректировка результатов эксперимента на III ступени общеобразовательной средней школы (в 11-х лицейских классах).

Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 10-х классов (по новой нумерации).

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

XI этап - 2007-2008 учебный год

Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов на III ступени общеобразовательной средней школы в

10-е лицейские классы.

Доработка и издание учебно-методических комплексов и дидактических материалов для 11- х классов (по новой нумерации).

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

XII этап - 2008-2009 учебный год

Введение обновленного содержания образования, технологий обучения и воспитания, учебно-методических комплексов и дидактических материалов на III ступени общеобразовательной средней школы в 11-е лицейские классы.

Исполнители: Минобразования, Национальный институт образования, Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, областные и Минское городское управления образования.

Экспериментальная база

Апробацию новой модели школьного образования предполагается провести на 20 экспериментальных площадках, как было предложено в первом варианте программы реализации реформы школы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...