Начальное общее образование
Реформирование начальной школы предполагает определение ее роли и места в целостной системе образования, выделение основных структурных компонентов и наполнение их новым содержанием. Начальное образование не является замкнутой самодостаточной ступенью, а рассматривается как звено в системе дошкольного воспитания (образования) и базового общего образования. В соответствии с Концепцией реформы общеобразовательной школы главными задачами этой ступени общего образования являются: дальнейшее развитие физических и интеллектуальных сил, нравственных и духовных начал личности; формирование у детей устойчивого интереса к учебной деятельности, базовых умений и навыков письма, чтения, счета, общения и учебного труда, позволяющих заложить основы понимания явлений окружающей действительности и продолжить обучение на следующей ступени. Основными направлениями обеспечения связи между образовательными звеньями являются: - соотнесение содержания и технологий учебно-воспитательного процесса в подготовительном классе с системой дошкольной подготовки, формирующей первоначальные практические умения и навыки чтения, письма и счета; - сохранение на начальном этапе обучения в начальной школё*системы традиционных образовательных циклов, которые являются основой для выделения пропедевтических предметных курсов; - последовательное развертывание содержания начального образования вслед за развитием познавательных способностей школьника. Обучение в начальной школе строится в соответствии с этапами интеллектуального развития ребенка и ростом познавательной активности и начинается с интегрированного курса, дающего целостное образное представление о действительности, так как детям этого возраста свойственно именно такое восприятиемира. Доминирующей формой организацииобучения детей в этом возрасте являетсядидактическая игра. На следующих этапах начального общего образования осуществляется переход на предметное преподавание, которое предполагает выделение компонентов системы как окружающей действительности в целом (уровень определения образовательных областей), так и отдельных ее явлений (уровень конкретной «образовательной области). Переход на предметное обучение является необходимым условием познания явления и удовлетворения зарождающегося интереса к его изучению.
Таким образом, структура начального образования должна иметь следующий вид: - развитие практических умений и навыков чтения, письма и счета (подготовительный класс); - формирование системы предметных знаний - языковых, литературных, естественно-математических (1 и 2 классы); - закладывание основ для перехода к изучению систематических учебных курсов (3 класс). Особая значимость начального обучения заключается в том, что именно на этой ступени закладывается фундамент знаний об окружающей действительности, умений учиться, навыков владения средствами обучения, определяется образовательный стержень, который в дальнейшем станет основой непрерывного образования личности. Важным условием непрерывности образования является обязательное наличие в содержании учебного процесса элементов, отражающих становление новых качеств и способностей у школьника, постепенное включение его в более сложные виды деятельности. Так, в начальной школе ребенок включается в систему принципиально новых для него отношений, овладевает основами учебного труда. Это предполагает: а) формирование у школьников навыков общения в процессе совместной деятельности; б) овладение средствами познания действительности; в) возрастание роли целеполагания в их деятельности (ученик начинает планировать свою деятельность, организует ее с целью достижения определенного результата, усиливается роль волевого фактора в деятельности школьника); г) развитие новых уровней познавательной деятельности - явления действительности становятся объектом анализа. Школьник узнает, что явления, которые он наблюдал и учился узнавать, не осознавая их сущности, имеют свои закономерности, знание которых может быть использовано в жизни.
Таким образом готовится основа для включения в процесс познания фундаментальных закономерностей развития природы, общества, человека, начиная с 5-го года обучения (с 4-го класса), что в свою очередь требует изменения структуры и объема изучаемого учебного материала, а также форм и методов его подачи. Изменение целей, задач и содержания начального образования требует разработки новых образовательных технологий, обеспечивающих формирование у учащихся целостной картины мира на основе усвоения наиболее общих принципов, универсальных законов человеческого бытия и природы. При этом следует учитывать то обстоятельство, что содержание образования конструируется на основе инвариантных образовательных областей, а воспитательный процесс учитывает организацию участия школьников в межличностных отношениях, в учебно-познавательной и трудовой деятельности. Тенденция ухудшения состояния физического здоровья детей младшего школьного возраста, в том числе из-за последствий Чернобыльской катастрофы, требует создания единой комплексной программы по физической культуре, которая бы объединяла усилия как педагогов, так и родителей и обеспечивала: - восполнение дефицита двигательной активности учащихся за счет системы физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе, внешкольных учреждениях и в домашних условиях; -проведение педагогами и родителями профилактики нарушений осанки, зрения, опорно-двигательного аппарата, предупреждение детского травматизма, простудных, эпидемических заболеваний и т.д.; -построение учебных занятий по физической культуре с учетом состояния здоровья детей, уровня их физической подготовки и психического развития.
Очевидно, что обучающая, воспитательная и развивающая стороны образовательной деятельности в начальной школе, представленные в отдельных учебных предметах, направлены на пробуждение и развитие у школьника устойчивого интереса к учению, формирование умений и навыков учебной деятельности. Таким образом, в начальной школе закладываются основы знаний, умений и навыков по инвариантным образовательным областям; навыки учебной деятельности; качества, в значительной мере определяющие характер, умственное, нравственное и физическое развитие личности. Обновленная начальная школа, ориентированная на начало обучения детей с 6-летнего возраста, будет, как и сегодня, 4-х летней - с подготовительного по 3-й классы. При этом, учитывая демографическую ситуацию, которая приведет к заметной разгрузке детских дошкольных учреждений, организация обучения детей в подготовительных классах с 6-летнего возраста на их базе не потребует создания особых условий, что снимет также и соответствующий психологический барьер у родителей. По основным параметрам образовательного процесса подготовительный класс будет соответствовать ныне существующему 1 классу и может функционировать как в детских дошкольных учреждениях, так и в общеобразовательных школах (при создании в них необходимых условий для обучения и воспитания).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|