Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основное (базовое) общее образование




Сравнивая новую модель школы (4+6+2) со средней школой пос­левоенного периода, нетрудно заметить, что сроки обучения на второй ступени общеобразовательной школы увеличились в два раза. Отсюда следует, что в структуре 12-летней школы 4-9 классы представляют собой не просто переходный этап от начального образования к среднему" как это было прежде, а самостоятельную, в определенной мере логически завершенную ступень обучения. Это принципиально новый тип школы с относительно завершенным образованием, что нашло отражение в ее названии (вместо прежней неполной средней школы мы имеем основную (базовую) школу).

Одной из ключевых идей пересмотра и обновления содержания об­разования является его деление на инвариантный и вариативный компоненты как на уровне определения предметного состава учебного плана, так и на уровне содержания обучения конкретных предметов, дисциплин, курсов и учебных элементов. При этом достижение целей основной школы будет определяться в первую очередь содержанием инвариантного (базисного) компонента. В структуре базового учебного плана - это государственный компонент содержания образования, обязательный для изучения во всех типах и видах образовательных учреждений.

Окончание основной школы будет свидетельствовать о готовности выпускника к участию в системе общественных, правовых и производ­ственных отношений, осознанному выбору будущей сферы професси­ональной деятельности, организации целенаправленной работы по самосовершенствованию.

Достижение обозначенных целей предполагает обновление содержания и конструирование образовательного процесса в основной школе исходя из номенклатуры конечных требований (умений, навыков, способов действий, личностных качеств), предъявляемых к ее выпускнику. В общем виде номенклатура таких требований включает в себя:

- наличие научных представлений о материальном мире и основных законах его развития, основных принципах природопользования, региональных природных особенностях Республики Беларусь и района проживания;

- наличие научных представлений об основных закономерностях исторического процесса, тенденциях развития общества, культурно-историческом опыте народа Беларуси;

- владение основами правовых знаний, сформированность чувства уважения к закону, готовность к строгому соблюдению правовых норм;

- наличие представлений о современных и перспективных произ­водственных технологиях и инструментарии, готовность к овладению ими, владение персональной ЭВМ как средством организации учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности;

- способность к эстетическому восприятию окружающей действитель­ности, к самовыражению в одной из форм эстетической деятельности;

- владение государственными и иностранным языками как средством общения и познания мира, элементами математики как универсальным языком и средством познания окружающей действительности;

- приобщение к культуре своего народа и освоение ее отдельных сторон, знание основных достижений мировой культуры, уважение к культуре других народов;

- владение первичными трудовыми навыками, готовность к овладению профессией и активному труду в сфере общественного производства;

- наличие научных представлений о человеке, личности, умение гармони­зировать свои отношения с другими, обществом, государством, природой.

Все названные конечные требования должны реализовываться через содержание образования в рамках государственного (базисного) компонента учебного плана основной школы. Обязательный (государственный) компонент должен определять единый для всех образовательных учреждений базовый уровень содержания образования на данной ступени обучения в соответствии с задаваемым государством содержанием образовательных программ адекватно выделенным инвариантным образовательным областям. Вместе с тем, при проектировании образовательного процесса новой модели основной школы большое внимание уделяется определению вариативного компонента, через который реализуется право личности на выбор со­держания образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями.

Одной из важнейших проблем обновления содержания образования является установление оптимального соотношения государственного и вариативного (школьного) компонентов в структуре базового учебного плана по ступеням обучения в целях устранения перегрузки учащихся и обеспечения личности возможностей для удовлетворения индивидуальных потребностей и запросов.

Традиционное "совершенствование" содержания образования, идущее вслед за накоплением нового знания в науке, влечет за собой введение нового, дополнительного материала и, как следствие, - перегрузку учащихся. Принцип непрерывного расширения содержания школьных предметов вслед за достижениями науки входит в противоречие с социальным заказом общества основной (базовой) школе, который не совпадает с социальными функциями науки.

В ходе обновления содержания образования основной школы необходимо решать задачу конструирования содержания обучения предметного состава учебного плана в соответствии с обозначенной номенклатурой конечных требований с учетом 4-компонентного состава социального опыта (культура), а не адаптации "базовой науки" к школе, что характерно для нынешнего содержания образования. Поэтому в основной школе в педагогической интерпретации состав и структура содержания образования будут отражать две его ключевые сквозные отрасли - фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и технологическое, а также надлежащее место займет освоение школьниками национальной культуры как явления многообразного и, в определенной мере, многоэтнического - изучение государственных языков, языков этнических групп и национальных меньшинств (за счет часов школьного компонента), истории, географии, литературы, искусства, фольклора, народных промыслов и ремесел и др.

Вместе с тем, нельзя допустить замкнутости школьного образования, изолированности его от достижений других культур, общечеловеческих ценностей, ибо монокультурная ограниченность ведет к снижению жизнестойкости общественного организма, сужению возможных вариантов развития общества и, как следствие, к угрозе застоя и упадка. Ключевые направления и подходы к обновлению содержания образования в реформируемой школе учитывают и одну из наиболее важных тенденций развития образования конца XX века - стремление к созданию единого образовательного пространства. Принципиальным для нас является определение перечня единых образовательных областей, а также фундаментальных дисциплин в содержании образования и структурах базисных учебных планов общеобразовательной и профессиональной школ Союза Беларуси и России, других стран СНГ и разработка на этой основе соответствующей номенклатуры единых конечных требований по ступеням и уровням образования. В совокупности это будет представлять собой инвариантную составляющую образовательных стандартов на всех уровнях и ступенях с учетом новой модели 12-летней школы, что позволит, с одной стороны, создать единое образовательное пространство, а с другой предоставит возможность осуществления варьирования в структуре и содержании образования, исходя из особенностей национальной образовательной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...