Тренинг гуманных взаимоотношений между учителем и учащимися
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 1. Основные понятия гуманистической психологии обучения. Гуманистическая психология наряду с психоанализом и бихевиоризмом входит в тройку основных течений современной зарубежной психологии. Она возникла в США в конце 50-х — начале 60-х годов как реакция на бездуховность и механистичность традиционной психологии, постепенно потерявшей живого человека в ворохе специальных знаний. Одним из лидеров гуманистической психологии был выдающийся американский ученый Карл Роджерс — основатель недирективной психотерапии, а также недирективного обучения и воспитания — ведущего научно-практического направления так называемых «альтернативных инноваций» в системе начального, среднего и высшего образования во многих развитых капиталистических странах, По своей общей направленности данное, направление разрабатывает тот аспект современного образования, о котором в свое время А. Эйнштейн написал так: «В действительности нет ничего более непонятного, чем то, что современные методы обучения еще не полностью истребили святое любопытство исследования; это нежное маленькое растение помимо стимуляции нуждается прежде всего в свободе; без нее оно не может развиваться и гибнет». Именно это высказывание гениального физика является эпиграфом последней монографии К- Роджерса «Свобода учиться для 80-х», в которой подводится итог многолетних научно-практических исследований гуманистических психологов в области образования. Перестройка традиционной практики обучения и воспитания, как считают гуманистические психологи, должна идти по следующим взаимосвязанным направлениям: создание психологического климата доверия между учителями и учащимися;
обеспечение сотрудничества в принятии решений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса; актуализация мотивационных ресурсов учения; развитие у учителей особых личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению; помощь учителям и учащимся в личностном развитии. Понятия, используемые гуманистическими психологами, «обучение», «преподавание», «учение» в принципе совпадают по своим значениям с понятиями, используемыми советской психолого-педагогической наукой: обучение понимается как синтез двух активностей — деятельности учителя (преподавание) и деятельности учащегося (учение). Чрезвычайно важным для понимания теории и практики гуманистического обучения является понятие «учение». К. Роджерс различает два типа учения — бессмысленное и осмысленное. Первый тип учения характеризуется как принудительный, безличностный, интеллектуал визированный, оцениваемый извне, направленный на усвоение значений. Второй тип учения, напротив,— свободный, самостоятельно инициируемый, личностно-вовлеченный, влияющий на всю личность, оцениваемый самим учащимся, направленный на усвоение осмысленных элементов личностного опыта. Дошкольное детство каждого человека наполнено разнообразными процессами осмысленного учения. Дети практически все время чему-нибудь учатся, удовлетворяя свою бесконечную и неослабную любознательность. Однако с началом школьного обучения эта картина существенно меняется. Весь континуум школьного обучения, по мнению гуманистических психологов, лежит между двумя крайними точками. Один полюс — традиционное авторитарное обучение, с первых дней которого ребенок узнает, что нужно подчиняться правилам, что нельзя делать ошибки, спрашивать что-либо, перечить учителю, что учебники скучны, что списывать незазорно, что оценки наиболее важны в обучении, что школа в целом довольно неприятное место и т. д. Другой полюс — личностно-ориентированное гуманистическое или свободное обучение, при котором ребенок также с самых первых дней своего пребывания в школе узнает, что его любознательность признается и поощряется, что учитель дружелюбен и заботлив, что можно изучать то, что хочется и нравится, что процесс учения доставляет удовольствие, а учителя вызывают чувства уважения и любви.
Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и преподавателя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и учащегося). Такое положение дел является данью прошлому, своего рода педагогическим «атавизмом», поскольку переоценка преподавания имеет несомненный приспособительный смысл лишь для жизни человека в неизменной природной и социальной среде. Сейчас такая жизнь безвозвратно уходит в прошлое. В современном мире, характеризующемся постоянны ми и все более быстрыми и масштабными изменениями, совершенно необходимо перенести акдент в процессе обучения с преподавания на учение, организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию (фасилитацшо, т. е. как бы стимуляцию и освобождение одновременно, по терминологии гуманистических психологов) процессов осмысленного учения. 2. Личностные установки и принципы работы учителя-фасилитатора. Первая из этих установок обычно описывается терминами «истинность», «открытость». Она предполагает открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам и переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися. Эта установка на личностное поведение в классе рассматривается как альтернатива столь типичной для традиционного учителя установке на сугубо ролевое поведение. Вторая установка учителя-фасилитатора — «поощрение», «принятие», «доверие» — является выражением внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Во многом эта установка совпадает с тем, что в отечественной психолого-педагогической науке принято называть «педагогическим оптимизмом», «опорой на положительные качества воспитанника».
Третья установка — «эмпатическое понимание» — это видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий и поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами. К- Роджерс пишет, что учнтель-фа-силитатор, общаясь со своими учащимися, умеет, образно говоря, «постоять в чужих туфлях», посмотреть на все вокруг, и на себя в том числе, глазами детей. Эта установка есть альтернатива типичному для традиционного учителя «оценочному пониманию», пониманию через оценку, посредством приписывания учащимся фиксированных оценочных клише или ярлыков («тупица», «умница», «дебошир», «тихоня» и т. п.). Таким образом, если учитель понимает и принимает внутренний мир своих учащихся в безоценочной манере, если он ведет себя естественно и а соответствии со своими внутренними переживаниями, если, наконец, он доброжелательно относится к учащимся, то тем самым он создает все необходимые условия для фасилитации их осмысленного учения и личностного развития в целом. Если же, напротив, учитель не понимает и не принимает внутреннего м-ира своих учащихся, если он ведет себя неискренне, стремится спрятаться за разного рода личинами («фасадами», «погонами»), если он демонстрирует неуважение или холодность по отношению к учащимся, то такой учитель оказывает пагубное влияние на их личностное развитие. Массовые обследования учителей в различных странах показали, что количество учителей- фасилитаторов, работающих с учащимися в «личностно-центрированной» манере, весьма незначительно и составляет, к сожалению, всего лишь около 10% от общего числа обследованных. Опыт учителей, работающих в русле идей гуманистической психологии, предполагает самостоятельность и ответственную свободу учащихся в решении таких вопросов, как составление учебной программы, постановка учебных целей, оценивание результатов учебной работы. Учитель выступает при этом не как руководитель, но как фасилитатор учения, т. е. как человек, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения учащихся, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы учащихся, их групповую учебную работу, поддерживающий проявления в ней кооперативных тенденций, предоставляющий учащимся разнообразный учебный материал.
Переход традиционно работающего учителя к такому новому для него стилю обучения должен быть постепенным и осторожным, поскольку он связан с глубокими и, следовательно, достаточно медленными личностными перестройками как учителя, так и учащихся. При этом ведущими являются не столько изменения содержания и методов преподавания, сколько становление и укрепление основных личностных установок, постоянный личностный рост учителя-фасилитатора. Само многообразие педагогического опыта учителей, разными путями приходящих к идеям фасилитирующего преподавания, свидетельствует о том, что оно представляет собой не некую одинаковую для всех «педагогическую технологию», но совокупность ценностей, своеобразную «педагогическую философию», неразрывно связанную с личностным способом бытия человека в мире. В эту систему ценностей входят убеждения в личностном достоинстве каждого человека, в важности и значимости для каждого человека способностей и возможностей к свободному выбору, самосовершенствованию, ответственности за свои поступки, творческому и радостному учению. Роберт Берне в своей книге «Развитие Я-концепции и воспитание» так формулирует основные принципы, которым должен следовать в своей работе учитель, стремящийся добиться гуманизации межличностных взаимоотношений с учащимися: «1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие. 2. Он должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности' 3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению. 4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. 5.. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося. 6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. 7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия. 8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства. 9. Он должен стремиться к достижению эмпатйи, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
10. Наконец, он должен хорошо знать самого себя». 3. Основные методические приемы гуманистического обучения. Методы, используемые учителями-фасилитаторами в своей работе, как постоянно акцентируется в работах представителей гуманистической психологии, являются во многом индивидуальными. Вместе с тем все же существует целый ряд универсальных методических приемов, которые применяются (каждый раз в тех или иных индивидуальных модификациях) очень многими учителями-фасилитаторами. Один из таких общих методов работы заключается в максимальном использовании ресурсов процесса учения, всевозможных средств обучения (книг, наглядных пособий, инструментов и т. п.) и создании особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, обеспечивающих их физическую и психологическую доступность. Второй прием состоит в организации и использовании, в процессе обучения различных «обратных связей», между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование дискуссия, групповые формы обучения и т. п.). Третий метод — использование так называемых «контрактов (индивидуальных и групповых договоров), изучаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте-соглашении фиксируется (после совместного обсуждения) четкое соотношение объемов учебной работы, ее качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение учащихся, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности. Еще один прием, используемый учителями-фасилитаторами, — это организация процесса учения в ученических диадах когда один ученик (из более старшего класса) выступает в качестве ассистента учителя. Этот прием обеспечивает существенный прогресс в "усвоении знаний и навыков учащимися, значительно повышает у них мотивацию учения и уверенность в достижении стоящих перед ними учебных целей. Важным методом также является распределение учащихся класса на две основные группы, в одну из которых входят учащиеся, имеющие позитивные установки в отношении гуманистического (свободного) обучения, а в другую — те учащиеся, которые более склонны в силу тех или иных причин (обычно связанных с особенностями семейного воспитания) к традиционному обучению. И наконец, в работе учителей-фасилитаторов в качестве отдельного метода очень часто используется организация групп свободного общения (групп учащихся, учителей и смешанных) с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения, а также для формирования личностных установок {открытости, доброжелательности, безоценочного принятия), необходимых для всех участников фасилитируемого обучения. 4. Исследования эффективности гуманистического обучения. Результаты исследований, характеризующие эффективность гуманистического обучения в сравнении с традиционным, весьма показательны. В уже упоминавшейся книге К. Роджерса «Свобода учиться для 80-х» были обобщены результаты 102 сопоставительных исследований, которые показали, что по всем психолого-педагогическим показателям, диагностированным у учащихся (академические достижения, особенности Я-концепции, т. е. самосознания, самоуважения и самооценки, установки по отношению к школе, креативность, независимость комфортность, любознательность, тревожность, локализация контроля, т. е. склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним, либо внутренним факторам и обстоятельствам, и, наконец, проявления в общении кооперации-конкуренции), гуманистическое обучение оказалось более эффективным, чем традиционное обучение. Все эти исследования имели характер сравнительных; в них сопоставлялись различные показатели эффективности работы учителей, обладающих разными способностями к фасилитации процесса учения. Анализ поведения учителей показал, что чем выше их способности к фасилитации учения, тем более индивидуализированным и дифференцированным является их подход к учащимся, тем больше внимания они уделяют чувствам и переживаниям учащихся, чаще вступают с ними в диалоги и дискуссии, чаще сотрудничают с учащимися при планировании и осуществлении учебного процесса, чаще используют идеи и находки учащихся в своей работе, чаще улыбаются на уроках и т. д. Специальный цикл исследований был посвящен изучению связи между фасилитаторскими способностями учителей и уровнем их общефизического развития. Этот уровень, как правило, очень низок. Вместе с тем, как было показано психологическими и психофизиологическими исследованиями, он является важным условием гуманистического межличностного общения, поскольку фасилитация учения характеризуется высоким уровнем психического и физиологического функционирования учителя. Можно предположить в этой связи, что большинство учителей, отличающихся низким уровнем общефизического развития (страдающих, например, от излишнего веса, повышенного артериального давления, сердечной недостаточности, других соматических Отклонений), по чисто приспособительным причинам неосознанно' избегают работать в напряженном режиме фасилитации учения. Анализ поведения учащихся на уроках учителей-фасилитаторов показал, что по сравнению с поведением на традиционных уроках учащиеся больше говорят с учителем и между собой, более инициативны в общении, больше времени затрачивают на мыслительные действия и меньше — на механическое запоминание учебного материала, чаще смотрят в глаза учителю, чаще улыбаются на уроках. Было показано также, что в классах учителей-фасилитаторов учащиеся в среднем имеют меньше пропусков занятий по неуважительным причинам, обнаруживают более высокую самооценку, демонстрируют более высокие академические достижения по всем учебным дисциплинам, создают меньше проблем для учителя, совершают меньше актов вандализма по отношению к школьному имуществу, стабильно повышают свои показатели креативности на протяжении всего учебного года. Более того, результаты исследований свидетельствуют, что все эти преимущества гуманистического обучения имеют кумулятивный характер, т. е. они прямо пропорциональны продолжительности работы учи-теля-фасилитатора с учащимися. 5. Причины сопротивления гуманизации межличностных отношений в школе. Оппозиция гуманистическим инновациям в системе образования имеет множество причин. Каковы же психологические истоки того поистине иррационального страха, который питает агрессию представителей традиционного обучения по отношению к обучению гуманистическому? Для школьных администраторов, учителей и родителей — это страхи, связанные прежде всего с отказом от контроля и власти, с необходимостью рисковать, доверяя людям, вступая на новый непривычный путь межличностных взаимодействий. Для учащихся — это главным образом страхи, обусловленные необходимостью учиться в непривычных условиях свободы и личной ответственности. Обычно все эти страхи открыто не выражаются, поскольку сейчас уже никто не может (по крайней мере, в демократическом обществе) открыто выступать против гуманистических принципов и установок. Поэтому наиболее частая реакция педагогов, одновременно выражающая и маскирующая эти страхи, такова: «Идеи гуманистического обучения очень хороши и притягательны, жаль только, что они утопичны и не могут работать на практике». Возражая против обвинений своих многочисленных оппонентов и критиков в нереалистичности и утопичности идей гуманизации обучения, против мнений о том, что создание условий для творческого личностного развития всех учащихся излишне, поскольку оно якобы необходимо лишь избранному меньшинству, представители гуманистической психологии прямо и определенно заявляют, что подобная точка зрения, во-первых, противоречит научным фактам и, во-вторых, представляет собой, по сути дела, безнравственную этическую позицию, которая может устраивать лишь заведомых реакционеров и мизантропов. Всякая подлинная педагогика всегда оптимистична и демократична. Вместе с тем гуманистические психологи прекрасно понимают, что причины сопротивления инновациям в сфере образования коренятся не только в психологии отдельных людей, но и в общих особенностях общественного устройства. Целый ряд важных его компонентов неотделим от традиционного способа обучения. Сама эта система крайне устойчива и консервативна по сравнению с другими социальными институтами общества. В чем же причины этого? К. Роджерс указывает три такие причины: отсутствие обратной связи о подлинных результатах работы школы со стороны общества; потребность общества {и в первую очередь промышленности и армии) в огромном числе авторитарных лидеров и подчиненных-конформистов; нежелание многих функционеров огромной системы образования (от рядового учителя до администраторов из верхних «коридоров власти») расставаться со своим статусом, со своей властью, выходить из привычной иерархической структуры отношений. Таковы главные обстоятельства, неразрывно связывающие авторитарно-бюрократическую пирамиду власти в современном обществе с воспроизводящим ее авторитарно-бюрократическим обучением в системе образования. К. Роджерс отчетливо понимал, что подлинно демократические начинания в сфере образования представляют собой реальную угрозу современному общественному устройству, поскольку они альтернативны его пирамиде власти, его авторитарному способу бытия. Любая фронтальная атака на старое общество будет поэтому либо беспощадно опрокинута, либо обернется, как это уже не раз было в истории, пирровой победой. Вот почему единственной надеждой для гуманистических педагогических инноваций являются укрепляющиеся во всех современных демократических обществах антитоталитарные плюралистические ориентации, которые должны оставлять шанс на выживание самым разным тренинговым программам, в том числе и гуманистическим начинаниям. Вызов — вот то слово, которым К. Роджерс обозначил ключевую идею тренинга гуманных межличностных отношений в школе, идею гуманизации обучения. Обращаясь к учителям и родителям, он закончил свою последнюю книгу такими словами: «Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью. Путь, представленный нами, — это вызов. Он предполагает изменение нашего мышления, нашего способа бытия, нашях отношений с учащимися. Он предполагает непростое принятие на себя обязательств демократического идеала. Все это в конечном счете сводится к вопросу, который мы должны задать каждый по отдельности и все вместе: осмелимся ли м ы?» Стратегия активизации мотивации учения: формирование или развитие? Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания, связанные с очевидной демотивированностью основной массы учащихся и, следовательно, с нарастающим снижением стандартов и базовых показателей обученности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, являются поистине интернациональными проблемами. Как мы видим, они глубоко волнуют педагогов и психологов во многих странах мира. Наука пытается разобраться в природе этих проблем, неразрывно связанных с теоретическими представлениями о сущности процессов обучения и воспитания. До сегодняшнего дня не только в зарубежной, но и в отечественной педагогике и педагогической психологии продолжаются дебаты (см., например, варианты концепции общего среднего образования и материалы их обсуждения) о природе учебно-воспитательного процесса. Однако уже полвека тому назад один из крупнейших специалистов в данной области, американский психолог и педагог Джон Дьюи предельно четко сформулировал суть наиболее принципиальной теоретической оппозиции в вопросе о природе обучения и воспитания. Он писал: «Вся история педагогической мысли отмечена борьбой двух идей — идеи о том, что обучение — это развитие, идущее изнутри, что оно основано на природных способностях, и идеи о том, что обучение —это формирование, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления природных наклонностей и замещения их приобретенными под внешним давлением навыками»4. Важно понимать, что данная принципиальная теоретическая оппозиция «развитие — формирование» представляет не только абстрактный спекулятивный интерес для небольшой группы специалистов, поскольку от того или иного решения вопроса о природе и сущности учебно-воспитательного процесса зависит реальная массовая педагогическая практика, зависят те конкретные меры воздействия, которые должны, в частности, решить и проблему демотивированности учащихся. И если акцент будет еде лан на отождествлении обучения и формирования, то скорее всего такими мерами станет ужесточение требований и контроля со стороны учителей. Если же обучение будет рассматриваться как развитие учащихся, то тогда и практические следствия будут другими: учителя должны будут изыскивать внутренние мотивационные резервы учения. Данные современной зарубежной педагогической психологии, представленные в третьей главе книги, достаточно убедительно, на наш взгляд, показывают, что отождествление обучения с формированием крайне пагубно по своий практическим последствиям, поскольку оно ведет к такой педагогической практике, к такой организации учебно-воспитательного процесса в школе, которые не только не будут способствовать развитию мотивации учения, но, напротив, неизбежно еще более усугубят демотивированность учащихся. Какой бы из рассмотренных нами выше аспектов мотивации учения мы бы ни взяли — мотивацию достижения, причинные схемы, личностную причинность, внутреннюю мотивацию или межличностные взаимоотношения между учителем и учащимися, — организация обучения как формирования знаний, умений, навыков, личностных качеств и т. д., идущего исключительно извне вовнутрь, имеет крайне негативные последствия. И напротив, организация обучения как фасилитации, т. е. облегчения, способствования, стимулирования, активизации развития учащихся, неизбежно связана с предоставлением им большей свободы и ответственности, с акцентированием внутренних и произвольно контролируемых факторов успешности учения, ощущений и переживаний личностной причинности в деятельности, с общей гуманизацией межличностного общения в школе. В заключение отметим, что исключительная важность правильного выбора учителями стратегии и тактик обучения определяется, на наш взгляд, не только тем, насколько эта стратегия и эти тактики будут способствовать успешному решению достаточно узкой задачи повышения мотивации учения, но, что еще более важно, насколько они будут способствовать полноценному гармоничному развитию личности.учащегося в целом. Учителя должны понимать, что развитие мотивации учения не самоцель, но всего лишь одно из средств развития личности учащегося.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|