Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология общества. Его исторические типы




Под типологией общества подразумевается деление мировой истории на определенные периоды, формации, стадии или этапы. Это деление связано с тем, что необходимо представить, в каком направлении исто­рия развивается, какие этапы она проходит в процессе своей длительной эволюции, чем эти этапы отличаются друг от друга и какие критерии су­ществуют для их выделения.

Итальянский мыслитель Дж. Вико создал теорию исторического кру­говорота. В довольно темных мифологических выражениях он излагает закономерности развития исторического процесса и приходит к выводу, что естественное право народов «проходит совершенно одинаково и с полным постоянством через три века, протекшие, как говорили египтя­не, за все время мира до них, а именно: Век Богов, когда языческие люди


думали, что живут под божественным управлением и что все решительно им приказывается ауспициями или оракулами — самыми древними веща­ми языческой истории; Век Героев, когда последние повсюду царствова­ли в Аристократических республиках на основе, как они полагали, пре­восходства своей природы, отличающейся от природы их плебеев; нако­нец, — Век Людей, когда все признали, что они равны по человеческой природе; поэтому в этот век сначала процветали народные Республики, а под конец — Монархии: обе эти формы правления являются человече­скими правлениями...»1.

Каждая нация совершает поступательное движение от божественной эпохи до человеческой, а потом возвращается к своему первоначальному состоянию. Но это не есть абсолютный возврат к первоначальному со­стоянию, ибо Вико прекрасно понимал, что такой возврат невозможен. После завершения круга снова начинается развитие по восходящей ли­нии. Каждой эпохе или веку соответствуют свои нравы, обычаи, характе­ры, юридические законы и т. д. В божественную эпоху, например, право каждого зависело от богов, в героическую эпоху решающую роль играло право силы, т. е. был прав тот, кто оказывался физически сильнее. В Век Людей право базировалось на человеческом разуме.

Каждому веку соответствовали и свои формы правления. В Век Богов форма правления носила теократический характер, так как люди верили, что все приказы исходят от богов. Это век оракулов и жрецов. В Век Ге­роев правили аристократы, а в Век Людей правление имело демократиче­скую направленность. Все граждане были уравнены законами и пользова­лись одинаковыми правами.

Французский ученый Кондорсе в основу деления истории на опреде­ленные эпохи положил прогресс человеческого разума, который он пони­мал довольно широко, так как, в сущности, охватывал все сферы общест­венной жизни. Весь исторический процесс он разбил на десять эпох и дал соответствующую характеристику каждой из них. Первую эпоху Кондорсе рассматривает как эпоху первобытного состояния людей, когда они были соединены в племена, которые, по его мысли, образовались из слияния нескольких семейств. Во вторую эпоху совершается переход от пастушеского состояния к земледелию. При характеристике третьей эпо­хи французский мыслитель особое внимание обращает на разделение труда, способствовавшее поступательному движению общества по восхо­дящей линии, так как человек-производитель достигает большего совер­шенства, когда происходит определенная специализация, или разделение труда.

Разделение труда приводит к образованию классов собственников, рабов и прислуги. Появляются государственные формы устройства обще­ства, быстро развиваются медицина, астрономия и другие науки.

ВикоДж. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940. С. 25—26.


Четвертую и пятую эпохи Кондорсе связывает с Древней Грецией и Древним Римом. Шестая и седьмая эпохи охватывают Средневековье, которое французский просветитель характеризует как период упадка. Кондорсе пишет, что в конце Средневековья происходит постепенное развитие наук благодаря тому, что человеческий разум приобретает но­вую энергию. Лучшие умы объявили войну религиозной нетерпимости и невежеству. И в конце концов разум снова восторжествовал. Наступает восьмая эпоха — эпоха книгопечатания и расцвета наук. Девятая эпоха, по мнению Кондорсе, начинается от Декарта и завершается образовани­ем Французской Республики, возникшей после революции 1789—1794 гг. В последней, десятой, эпохе, т. е. в буржуазном способе производства, Кондорсе видит будущее человеческого общества.

Гегель ищет иные основы деления истории. Всемирную историю он считает проявлением духа во времени. Но все это он связывает с геогра­фической средой. Хотя «связь духа народа с природой есть нечто внеш­нее, но, поскольку мы должны рассматривать ее как ту почву, на которой совершается развитие духа, она по существу и оказывается необходимой основой»1. В соответствии с географией Гегель историю делит на Восточ­ный мир, куда входят Китай, Индия, Персия, Сирия, Египет и т. д., Грече­ский, Римский и Германский.

Восточный мир, пишет Гегель, есть детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, т. е. властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать сущест­вующие предписания. Патриарх является субстанцией, которой все при­надлежит.

Греческий мир — это второй главный принцип всемирной истории и вместе с тем это период юности, когда формируются индивидуально­сти. «...Здесь происходит сочетание нравственной и субъективной воли или существует царство прекрасной свободы, так как идея сочетается с пластичной формой: она еще не существует абстрактно для себя, с од­ной стороны, но непосредственно сочетается с действительным, подобно тому как в прекрасном художественном произведении чувственное носит отпечаток духовного и является его выражением»2. Здесь, по словам Геге­ля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов.

На Востоке существуют две крайности: с одной стороны, субстанцио­нальное начало (властитель), а с другой — индивидуальность. В грече­ском мире они соединены, хотя полны противоречий.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Санкт-Петербург, 1993. С. 126. 2 Там же. С. 150. 104


Римский мир — третий период. Это возраст возмужалости истории. Он «характеризуется не подчинением произволу господина и не собст­венным прекрасным произволом, но служит общей цели, причем индиви­дуум исчезает и достигает своей личной цели лишь в общей цели»1. Он приносится в жертву во имя достижения общей цели. Этим римское госу­дарство отличается от афинского, в котором царствовали индивиды. В Риме они порабощены, но, тем не менее, они становятся юридически­ми личностями как частные лица, и в этом смысле они чувствуют себя не просто индивидами, а личностями. В Риме господствует абстрактная сво­бода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индиви­дуальности.

В Греции, пишет Гегель, в политической жизни преобладала демокра­тия, на Востоке — деспотизм, в Римском мире — аристократия. В Греции внутри демократических структур идет борьба, раздоры, споры и т.д. В Риме же борьба шла из-за принципов: аристократия боролась с царями, плебеи с аристократией, пока демократия не достигла господствующего положения.

Германский мир — четвертый период всемирной истории. «Герман­ский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществле­нии абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы, той свободы, содержанием которой является сама ее абсолютная фор­ма»2. Германский народ, по убеждению его представителя, призван хра­нить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вер­шиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.

Русский философ XIX в. Н. Я. Данилевский выдвинул свою концеп­цию периодизации истории, в основу которой он кладет степень разви­тия цивилизации. «...Естественная система истории, — пишет русский мыслитель, - должна заключаться в различении культурно-исторических типов развития как главного основания ее делений от степеней развития, по которым только эти типы (а не совокупность исторических явлений) могут подразделяться»3. Автор перечисляет следующие культурнсьисто-рические типы или самобытные цивилизации: «1) египетский, 2) китай­ский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или ев­ропейский»4.

1 Гегель Г. В. Ф. Указ. соч. С. 150.

Там же. С. 91.

Данилевский К Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 87. 4 Там же. С. 88.


Н.Я.Данилевский выделил некоторые общие законы движения и развития культурно-исторических типов: 1. Народы, говорящие на од­ном или близких языках, составляют один культурно-исторический тип. 2. Для возникновения и развития цивилизации или культурно-историчес­кого типа необходима определенная политическая независимость. 3. «На­чала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при боль­шем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или совре­менных цивилизаций»1. 4. Успехи цивилизации зависят от разнообразия элементов культурно-исторических типов. 5. Формирование цивилизаций длится долго, а период их расцвета краток. Русский мыслитель утвержда­ет, что цивилизации или культурно-исторические типы развиваются замк­нуто и изолированно, но отсюда не следует, что они не влияют друг на друга. «Вся история доказывает, что цивилизация не передается от одно­го культурно-исторического типа другому; но из этого не следует, чтобы они оставались без всякого воздействия друг на друга, только это воздей­ствие не есть передача...»2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...