Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 1 глава

E. M. Бабосов

Общая

Социология

Издание 2-е, стереотипное

Допущено Министерством образования

Республики Беларусь в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

МИНСК

ТетраСистемс


УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73 Б12

Автор:

доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси,

почетный директор Института социологии НАН Бепаруси

Е. М. Бабосов

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии наук, первый заместитель директора Института социально-политических исследований РАН В. Н. Иванов; доктор социологических наук, член-корреспондент НАН Беларуси, профессор кафедры социологии Белорусского государственного

университета А. Н. Данилов;

профессор кафедры философии Академии МВД, кандидат философских

наук, член Государственной комиссии по подготовке новых учебников в

гуманитарно-общественной сфере В. А. Мельник

Бабосов Е. М.

Б12 Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./

Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

ISBN 985-470-144-1.

В книге в систематизированной форме изложены основные принципы парадиг­мы и теории общей социологии, тенденции ее развития от зарождения до наших дней, раскрывается содержание и смысл наиболее угюфебляемых понятий Харак­теризуются методология, стратегия и методы социологических исследований Со­держание соответствует образовательному стандарту высшей школы по учебному курсу «Социолог ия»

Предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений

УДК 316.1(075.8) ББК 60.5я73


ISBN 985-470-144-1


© Бабосов Е М, 2001

© Оформление НТООО «ТетраСисгемс», 2004


Предисловие

На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социоло­гии не только в среде профессионалов- экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Не­редко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается при­кладными социологическими разработками, изучением электо­ральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпри­нимательских кругов, политических движений и партий, отдель­ные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат. Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, кото­рый называется социологией. Социология в своей сущности явля­ется наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения лю­дей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а пото­му к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее.

Именно этой цели и служит преподавание социологии в выс­шей школе, в процессе которого студенты получают представле­ние о том, как и почему развивается общество, происходит форми­рование и развитие личности, как действуют различные социаль­ные институты - государство, культура, образование, религия, как возникает и функционирует власть, как взаимодействуют сущест­вующее веками и тысячелетиями цивилизационное и культурное разнообразие народов, стран и эпох со стремительно развивающи­мися в последние четверть века процессами глобализации совре­менного мира. Все это и многие другие проблемы, составляющие объект изучения социологии, должны в доступной и в то же время в систематизированной форме входить в круг знаний, составляю­щих непременный атрибут современного образованного человека. Поэтому-то они и составляют один из предметов изучения в про­цессе подготовки студентов всех специальностей во всех вузах Бе­ларуси, России, других стран СНГ, не говоря уже о США, Англии, Германии, где преподавание социологии осуществляется уже око­ло сотни лет.


Существует несколько различных подходов к преподаванию социологии студентам. Наиболее обоснованным представляется тот из них, который в полной мере учитывает многогранность и сложность "многоэтажного" здания социологической науки. Со­гласно этому подходу ядром социологии является общая социоло­гическая теория, представляющая собой не только разветвленную систему знаний, но и теоретико-методологический каркас описа­ния типовых способов получения новых знаний. Она составляет основу, из которой выводятся теории менее высокого уровня - от­раслевые и специальные социологические теории, составляющие предмет не общей, а прикладной социологии. Последняя же полу­чает постоянную "подпитку" из эмпирических социологических исследований, которые одновременно снабжают все новыми и но­выми социальными фактами и общую социологию.

В русле такого именно теоретико-методологического подхо­да написана данная книга. Она представляет собой учебное посо­бие по курсу "Общая социология", написанное в соответствии с авторской учебной программой, которая используется автором в практике преподавания на факультете философии и социальных наук Белорусского государственного университета, а также в Бе­лорусской политехнической академии и Академии управления при Президенте Республики Беларусь. При подготовке данной книги к изданию учитывался опыт преподавания автором ряда специаль­ных социологических теорий и изданных им на протяжении по­следних десяти лет учебных пособий для студентов вузов: "Со­циология конфликтов" (1991 г), "Социальная экология и экстре­мальные ситуации" (1993 г), "Основы конфликтологии" (1997 г), "Социология. Часть 1. Общая социологическая теория" (1998 г), "Прикладная социология" (2000 г), "Конфликтология" (2000 г), "Социология управления (2000 г).

Данное учебное пособие ставит своей целью оказать помощь студентам в изучении социологии, а преподавателям - в разработ­ке курсов лекций по данному предмету. Магистральная тема кни­ги - общая социологическая теория, хотя в ней имеется немало выходов и в прикладную социологию, в практику проведения эм­пирических социологических исследований.

Одна из отличительных особенностей данной книги состоит в том, что все ее разделы и большинство глав снабжены схемами. Все эти схемы имею не только демонстративно-иллюстрационное •значение, что важно для лучшего усвоения учебного материала


студентами, но и существенную эвристическую ценность, а это способствует более глубокому проникновению в сущность ил­люстрируемых социальных систем, их структур, событий, делая более явными скрытые в них связи и отношения.

Автор считает своим долгом выразить благодарность чле­нам - корреспондентам Национальной Академии наук Беларуси А.Н. Данилову и И.В. Шабайлову, докторам философских наук А.Н. Елсукову, О.Н. Козловой, Г.Н. Соколовой, докторам социоло­гических наук Р.В. Гребенникову, А.Б. Мискевичу, В.И. Русецкой, профессорам В.А. Мельнику, Е.П. Сапелкину, членам ученого со­вета Института социологии ПАН Беларуси, работникам кафедры политологии, социологии и социального управления Белорусского государственной политехнической академии, которые своими за­мечаниями, советами, предложениями помогли усовершенствовать содержание данной работы.

Автор.


Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Глава 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения этимологии (т.е. проис­хождения слова) того понятия, которым обозначается данная нау­ка. Термин социология состоит из сочленения двух слов: латин­ского soci(etas) — общество и греческого logos — наука, знания, оз­начая буквально «наука об обществе». Именно в гаком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии фран­цузский философ - позитивист Огюст Конт.

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология име­ет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.

Что же такое объект исследования социологии? Напомним, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. Ска­жем, объектом физики как науки являются физические явления и процессы, их многообразные взаимодействия, закономерности их развития. Биологические науки имеют совершенно иные объекты исследования, в качестве каковых выступают явления и процессы в живой природе, различные уровни их структурной организации и эволюции, тенденции и закономерности их развития. Но у этих со­вершенно различных объектов, изучаемых разными науками, име­ется одно, очень важное, общее им свойство,— они существуют вне нас, независимо от нашего сознания и воли, они существовали задолго до возникновения человека и человечества, и могут сохра­нить свое существование если даже человечество исчезнет с нашей планеты.

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее назва­ния, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничест­ва, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семей-


ные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как фи­зические или биологические явления и процессы, существует не­зависимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект со­циологии столь же объективен, как объект изучения физики, био­логии и других наук. Но он обладает и весьма существенными от­личиями. Если весь многообразный физический мир, все его процессы и явления, вплоть до мельчайших частиц, не зависит ни в коей мере от сознания человека, т.е. является вполне и абсолют­но объективным, то процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые час­тично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят осознанно, требуют волевых усилий человека и связа­ны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. А это значит, что в отличие от явлений и процессов физи­ческого мира, которые бывают абсолютно объективными, процес­сы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъ­ективный характер, в них объект и субъект действия связаны не­разрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объ­екта социологии, в качестве которого выступает развитие обще­ства и взаимодействующих в его рамках и условиях людей — инди­видов и их групп.

Выяснив своеобразие объекта социологии, мы получаем воз­можность определить, в чем заключается ее предмет. Если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело об­стоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследова­ния различных наук. Физиология может исследовать действия футболистов во время матча или тренировки с точки зрения про­исходящих в организме процессов возбуждения или торможения нервной системы, либо обменных процессов, протекающих в ор­ганизме, либо под углом зрения действия мышечной системы, на-


копления в ней элементов усталости и т.д. Психология может ис­следовать футбол как проявление специфических психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, раз­нообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятель­ности. Социология же может исследовать футбол как специфиче­ское социальное явление, как соперничество двух различных со­циальных групп, как элемент престижа нации (например, в Брази­лии, Англии или Италии), как способ проведения свободного вре­мени, как разновидность рекреативной деятельности (если в фут­бол играют непрофессионалы) и т.п.

Выделение предмета исследования путем вычленения опре­деленных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружаю­щего мир. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени. Так, например, общество в качестве объекта изу­чения предстало около 2,5 тысяч лет назад перед наиболее пытли­выми и выдающимися умами Древней Греции. Один из величай­ших философов античности, Платон, стремился изучить особенно­сти политики как специфического способа человеческой деятель­ности, а Аристотель конструировал теорию всеобщих социальных отношений, этических и эстетических категорий. Социальные про­цессы исследовались и Гоббсом, и Макиавелли, и Дидро, и Воль­тером, и Радищевым, и Сен-Симоном и многими другими выдаю­щимися мыслителями различных эпох и народов. Но только с тру­дов французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел само понятие «социология» и которого по праву называют отцом социологии, начинается все более отчетливое выяснение предмета социологии как самостоятельной науки. Он считал, что наряду с физикой, математикой и другими науками должна суще­ствовать особенная наука о социальных явлениях и процессах, т.е. наука об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом.

В трудах Г. Спенсера, Дж.С. Миля, Г. Зиммеля, Э. Дюрк-гейма, М.Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса и других выдающихся социологов понятие предмета социологии становится все более определенным, наполняется конкретным содержанием. Э. Дюрк-гейм, в частности, отмечал решающую роль для определения пред­мета данной науки изучение «социальных фактов», К.Маркс-


«общественных отношений» и «борьбы классов», М. Вебер — «со­циальных действий», Г. Зиммель - «социальных взаимодействий», П. Сорокин - «социальной структуры», Т. Парсонс - «социальной системы», Н. Луман — «коммуникационные процессы в системах», Э. Гидденс - структурационные действия социальных субъектов. П. Сорокин подчеркивал, что социология- не единственная наука об обществе, ведь общество изучают и другие науки, например, история, политология, экономические науки. Если иметь в виду последние, то комплекс экономических наук исследует поведение и взаимоотношения людей в сфере экономики, т.е. феномен «хомо экономикус» во всем многообразии его проявлений. Политология изучает многообразие взаимодействия такого феномена, каковым является «хомо политикус», религиоведение— «хомо религиозус». Что же касается социологии, то она изучает не какой-то отдель­ный, пусть очень важный срез общественных процессов и отноше­ний, но прежде всего человека как существо социальное, становя­щегося человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в специфическом социальном мире, т.е. феномен «хомо социалис». Поэтому она носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая на свой лад знания из экономиче­ской теории, политологии, психологии, юриспруденции, теории культуры. От психологии социология отличается тем, что она ис­следует не закономерности внутреннего, психического мира чело­века и его различные проявления, — познавательные, мотивацион-ные, операциональные и др., а интересуется прежде всего социаль­ными взаимодействиями, складывающимися между индивидами и их общностями. А от юриспруденции ее основное отличие состоит в том, что первая специализируется на противоправном поведении, а вторая исследует все виды поведения.

Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что пред­мет социологии есть выделение из многообразных аспектов обще­ственной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюса­ми которого являются, с одной стороны, общество как много­сложная и многоуровневая система, а с другой, — человек, лич­ность. Но общество не есть сумма изолированных и независимых друг от друга индивидов, сваленных в общую кучу наподобие кар­тошки в мешке. Все люди каким-то определенным образом взаи­модействуют с другими людьми и только в процессе такого взаи­модействия формируется и функционирует общество. Поэтому об-


щество перед взором социолога предстает как многоплановая кар­тина многообразных взаимодействий различных людей. Причем люди наряду с тем, что они связаны какими-либо отношениями с другими людьми (отношениями дружбы, родства, сотрудничества, соперничества, вражды и т.п.), еще и взаимодействуют с другими людьми, объединяясь в определенные группы (семейные, пред­принимательские, политические, спортивные и т.д.). А это означа­ет, что социолог может с большей или меньшей степенью досто­верности и точности изучить общество только в том случае, если исследует структурные связи между составляющими его элемен­тами, т.е. получит знание о социальной структуре общества. К га-кому выводу подталкивает вполне очевидный факт: в своих взаи­моотношениях друг с другом каждый из людей обладает опреде­ленным социальным статусом: президент, генерал, солдат, инже­нер, актер, доцент, студент, а следовательно, выполняет опреде­ленную социальную роль - отца, продавца, покупателя, учителя, ученика, руководителя и т.п.

Названные социальные статусы и роли чаще всего бывают соотносительными: ведь отцом можно быть по отношению к кому-то, руководителем — по отношению к подчиненным, продавцом -по отношению к покупателям, учителем - по отношению к своим ученикам. Взаимодействие людей в соответствии с их статусами и ролями свидетельствует о том, что индивиды объединяются для достижения своих целей, для удовлетворения своих потребностей и интересов в определенные группы - семейные, производствен­ные, спортивные и др. Однако и сами индивиды, и свойственные им статусы, и роли, и образованные в результате их взаимодейст­вия социальные группы не остаются неизменными, они изменяют­ся, развиваются, т.е. обладают определенной динамикой. Сама же динамика в развитии индивидов и их групп зависит от социальных условий их существования.

Все сказанное позволяет уточнить определение предмета со­циологии как науки. Предметом социологии является исследова­ние взаимодействия личностей и соъшапъиых групп в их структур­ных взаимозависимостях в определенных условиях их существова­ния и в процессах их изменения и развития в обществе.

Итак, предметом социологии является прежде всего изуче­ние людей, каждый из которых представляет совершенно уни­кальное социальное существо и вследствие этого становится непо-нюримой, своеобразной личностью, обладающей только ей при-


сущими социальными качествами — сознанием, волей, навыками, умениями, профессией и т.п. Каждая личность в своих стремлени­ях, предпочтениях вольна выбирать то, что ей больше всего под­ходит или нравится, т.е. является свободной в своем выборе. Но)гот выбор чаще всего не произволен, а обусловлен рядом обстоя-юльств— местом и временем рождения, состоятельностью родите­лей, условиями воспитания, наличием вакансий и плотностью кон­куренции в той сфере деятельности, которой посвящает себя тот или иной индивид, будь это бизнес, наука или политика. Следова-К'пыю, такой выбор во многом зависит от существующих в обще-CI не социальных структур, от степени их открытости или закрыто-с i и и от многих других обстоятельств.

А это означает, что предметом исследования, которым зани­маемся социология, выступают не только и не столько индивиды, еконько создающиеся и функционирующие в процессе их взаимо-iii'ik'iiuiM соцнапьпые cipyKiypi.i: семья, учебное заведение, ком­пании спореiпикон, предприятие, фирма, спортивный клуб и т.п. ')п> tnim'iaei, mi о социология изучает ту или иную социальную cipyKiypy и качестве своего рода социальной общности, наклады-нающей определенный отпечаток как на жизненные судьбы от-дсньиых индивидов, так и на их групповые взаимодействия.

Поэтому можно согласиться с мнением профессора В.А. Ядо-ш1, согласно которому «именно социальная общность может рас-емшриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» (14; 32). Социальная общность (семей­ная, профессиональная, территориальная, национальная, полити­ческая и т.п.) представляет собой такое взаимодействие индиви­дов, которая обусловлена сходством или единством их интересов, целей, ценностных ориентации, условий их быта и жизнедеятель­ное i и в контексте общих для них возможностей самореализации в маличной макросоциальной (уровень развития экономики, полити­ческой системы, культуры и т.п. данной страны) и микросоциаль­ной ситуации (особенности взаимодействия с ближайшим соци­альным окружением- родственниками, друзьями, сослуживцам, единомышленниками и т.д.). Что же касается других важнейших категорий социологии - социальных систем, социальных структур и институтов и их действий, го все это- продукт и условия функ­ционирования, самоорганизации и развития социальных общностей. Именно социальная общность выступает основным связую-


щим звеном между двумя полюсами предметной области социоло­гии - личностью и обществом.

Все это изучается социологией на основе нескольких источ­ников знаний об обществе и жизнедеятельности людей в обществе.

Первым из таких источников является исторический опыт, так как именно в нем аккумулируется мудрость не только отдель­ных индивидов, но и их различных общностей - семейных, терри­ториальных и т.п., вплоть до такой большой общности, которую представляет собой целый народ - белорусский, русский, поль­ский, немецкий и т.д. Разумеется, социология берет для изучения общества из исторического опыта не все (например, она отметает заблуждения, неверные оценки тех или иных событий), а только верные суждения, истинные знания, точные наблюдения, досто­верные оценки.

Вторым источником социологического знания выступает изучение реальных фактов социальной жизни, касается ли это жизни семьи, деятельности производственных коллективов, поли­тических партий или религиозных организаций. Причем социоло­гию интересуют не только факты из сегодняшней социальной дей­ствительности, но и факты недавнего и давнего исторического прошлого, так как только путем сопоставления настоящего и про­шлого можно уловить тенденции общественного развития, опре­делить траекторию исторического развития общества и входящих в его состав социальных общностей, групп, институтов.

Следовательно, третьим источником социологического зна­ния становится выяснение взаимоотношений и взаимодействий социальных фактов друг с другом, так как только в таких взаимо­действиях раскрывается подлинное значение тех или иных фактов в жизни общества и отдельных индивидов или социальных групп.

Четвертым источником социологического знания выступает изучение тенденций и закономерностей социального развития. При всем разнообразии людских стремлений, потребностей, дей­ствий, кажущихся на первый взгляд чисто случайными, порой хао­тичными, — в жизнедеятельности отдельных индивидов, ассоции­рованных в те илц иные социальные группы, наблюдается опреде­ленная направленность и повторяемость. Следовательно, в обще­стве складываются и развиваются относительно устойчивые и сис­тематически воспроизводимые социальные взаимодействия между отдельными индивидами, их социально-демографическими, про­фессиональными, территориальными, этнонациональными и ины-


ми группами, а также между обществом и социальными институ-1ами, социальной организацией или группой и личностью. А это о шамает, что деятельность и поведение людей, их социальных ipynii и социальных институтов имеют не только определенные 1сндснции в своем развитии, но и подвержены действию объек-ШШ1ЫХ, т.е. не зависящих от сознания и воли людей, социальных ижонов. Причем в формулировании социальных законов обяза-к'льно учитываются условия, при которых тот или иной закон на­чинает действовать. Если мы скажем «социальная группа характе­ризуется определенным уровнем сплоченности своих членов», то -мо утверждение не является формулировкой закона, ибо не указа­но, при каких условиях возникает сплоченность группы. Напротив, v i верждение: «в целях осуществления нормальной жизнедеятель­ности люди должны производить необходимые для поддержания их жизни и социального развития материальные и духовные бла-ia», ЯШ1ЯС1СЯ выражением социального закона. Почему? Да пото­му, Ч1о оно иыделяс! производство материальных и духовных благ и KiHKTiHc необходимою и определяющего условия нормальной /Kit tun шодей в их социальном развитии.

Исходя из изложенного можно сформулировать определение социоло! ии как науки. Социология— это паука об особенностях, шешк'пциях и закономерностях становления, развития и взаимо-(k'iicineiiu различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, соци-ii ii-iihix групп и общества в целом в совокупности определенных < оциапьиых отношений и в определенных исторических условиях.

Основной парадокс социологии как системы развивающего­ся знания об обществе заключается в том, что, являясь интегра-ишной по самой своей сущности, она не представляет собой жест­ко интегрированной научной дисциплины. Она включает в свою м<апь множество различных, подчас противоположных подходов и парадигм, оставаясь уникально открытой для новых и новых со­циологических идей. Среди основных теоретических подходов, обычно идентифицируемых в рамках социологии, выделяются, прежде всего, следующие:

1. Признание соъщалъных фактов основной социальной ре-

альности (О. Конт).

2. Социологический эволюционизм (Г. Спенсер, У. Рансимен

и др.).

3. Классовый подход к социологии (К. Маркс и др.).


4. «Понимающая» социология (М. Вебер).

5. Интегральная социология и социокультурная динамика

(П. Сорокин).

6. Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон).

7. Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер).

8. Теория конфликтов (Л. Коузер, Р. Дарендорф).

9. Социологическая феноменология (А. Шюц, П. Бергер).

 

10. Этнометодология (Г. Гарфинкель).

11. Теория самореферентных систем (И. Луман).

12. Структурационная теория (Э. Гидценс).

Выдающееся значение названных подходов в развитии со­циологической теории признается большинством социологов, ко­торые используют эти подходы в своей исследовательской и пре­подавательской деятельности. В большинстве случаев эти подходы являются взамодополняемыми, раскрывающими с различных сто­рон и акцентирующими различные аспекты многогранной и все­объемлющей научной картины социальной действительности, ка­ковой является социология. Как подчеркивалось на XII Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде (1990 г.), вступление чело­вечества в период глобализации требует объединения усилий со­циологов всех направлений и теоретико-методологических подхо­дов для интегрального решения современных «общечеловеческих проблем». Поэтому перечисленные теоретические направления в современной социологии достаточно обстоятельно проанализиро­ваны во втором разделе данной книги.

Установив предмет социологии и определив ее своеобразие как самостоятельной многоаспектной науки, можно сформулиро­вать ее основные задачи.

Если ограничиться только наблюдением за социальными процессами и явлениями, а затем изложить их, это еще не будет социологией. Социология - нечто большее: она должна быть руко­водством для изучения общества, всех форм взаимодействия в нем различных индивидов и групп. Следовательно, одной из основных задач социологии является изучение социальных фактов, понима­ние социальных отношений и взаимодействий, в которые вступа­ют отдельные индивиды, их группы и общности и которые созда­ют своей сложной совокупностью живую и развивающуюся соци­альную ткань общества.

Вторая задача социологии заключается в том, чтобы из всей совокупности изучаемых процессов и явлений выделить основные,


воспроизводимые в потоке социальных событий, повторяющиеся, и на этой основе определить основные социальные статусы и роли, осуществляемые людьми, т.е. социальную структуру общества не юлько в ее статике, но и в динамике, в процессе изменения и раз­вития. Это означает, что социология должна выявить основную направленность социодинамики общества и его основных сфер, понять значение всех этих изменений для людей.

Третья задача социологии состоит в том, чтобы объяснить /кивитие общества как структурированную социальную действи-к-льность. Понимание того, какой социальный каркас, какая сфуктура составляет основу общества, очень важно, но этим по­ниманием не исчерпываются ее задачи. Очень важно правильно обьяснить назначение различных социальных структур, их место и роль в развитии общества. Существует несколько методов объяс­нения социальной действительности, которые воплощаются в не-i кольких типах ее истолкований. Наиболее употребимыми в со-цмшюши являются следующие способы объяснения- каузальное, мни причинное объяснение (из-за наличия X возникает У); функ­циональное объяснение (X способствует существованию и эффек-шиному функционированию системы S); диалектическое (X есть следствие событий или процессов, происходящих вследствие про-ппшречия или конфликта между У и Z); целевое (некая социаль­ная i руппа Р произвела У, т.к. стремится добиться X). В структур­ной (II. Сорокин) и структурно-функциональной (Т. Парсонс) со-циоло! ии первые три типа истолкований можно использовать без особых проблем, в то время, как целевое объяснение социальных процессов и явлений является проблематичным. Большинство ис-i педователей сомневается в том, что целое общество или даже оп­ределенный социальный институт может действовать ради дости­жения какой-либо цели, считая, что целевые действия характерны дин индивидов, в лучшем случае- для групп. «Понимающая» со-HiH'Jioi ия М. Вебера сделала целевое объяснение человеческих по-иупкон даже своим доминирующим типом понимания и объясне­ния, но и никто иной как Вебер восставал против применения в социологическом объяснении таких всеобщих категорий, как «го­сударство», «народ» и т.п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...