Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах




 

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов, то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голуб о глаз ый, тепл о люб ивый, бел о- красн о- голуб ой.

В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем – соединительных гласных. Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две – о и е.

Пар о ход, тысяч е летие, бел о лицый, син е глазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

  • суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;

Мал о симпатичный, вечн о зелёный.

  • суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью – формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пят и дней, дв ух дней, однако это не окончания, а суффиксы (!);

Пят и этажный, дв ух дневный, дв у стволка.

  • суффиксы -а-, -я- и некоторые другие (бывшие окончания существительных) в сложных словах, образованных:

 

а) путём сращения группы слов в одно слово;

Cум а сшедший, ум а лишённый.

б) с использованием первой части – начальной формы слова;

Врем я препровождение, сем я почка.

  • суффикс -и- в сложных словах с первой частью – формой глагола в повелительном наклонении;

Верт и головка, верт и хвостка, держ и морда, перекат и -поле;

  • суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис-.

Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Ави а база, кин о фильм, авт о база, мот о гонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

  • Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

-о- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц.

Вод о ворот, син е глазый, свеж е выбритый.

 

Обратите внимание!

1) Ряд слов с одним и тем же первым корнем имеет разные соединительные гласные:

  • кров о жадный – кров е носный;
  • кон о крад – кон е вод, кон е завод;
  • песн о пение – песн е творчество;
  • камен о ломня – камн е дробилка;
  • дальн о бойный – дальн е струйный, дальн е восточный;
  • кост о резный – кост е дробильный.

2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о-:

  • зверь – звер о лов, звер о бой, звер о подобный;
  • власть – власт о любие;
  • честь – чест о любие;
  • шерсть – шерст о ткацкий;
  • плоть – плот о ядный;
  • басня – басн о писец;
  • кровь – кров о подтёк.
  • В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

Врем я исчисление, врем я препровождение, сем я доля, сем я ножка, сем я почка.

Но в других случаях с первой частью – тем же корнем – используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен-).

Ср.: семен о хранилище, семен о водство.

  • Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:
  • о и е: авто- (авт о база), агро- (агр о химия), био- (би о стимулятор), гео- (ге о политика), гидро- (гидр о узел), зоо- (зо о техник), кино- (кин о альманах), макро- (макр о элемент), метео- (мете о сводка), мото- (мот о спорт), радио- (ради о механика), теле- (тел е очерк), фото- (фот о ателье), электро- (электр о мотор).
    Исключение: кин е скоп;
  • а: авиа- (ави а почта, ави а линия);
  • и: квази- (кваз и научный), мульти- (мульт и миллионер), поли- (пол и витамины), мини- (мин и -платье).
  • В некоторых словах (центр и фуга, агр и культура, электр и фикация, электр и фицировать, электр и фицированный, газ и фикация, газ и фицировать, газ и фицированный) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и. В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о-.

Ср.: центр о бежный, агр о школа, электр о бритва, газ о обмен.

  • Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

ум а лишённый, сум а сшедший, себ я любие, себ я любец.

  • В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а.

Пят и кратный, пят и этажный, сем и летка, сорок а дневный, полутор а процентный.

Исключения:

  • сложные слова с первой частью – числительными один, девяносто, сто, тысяча – имеют соединительные гласные -о- или -е-.

Одн о дневный, девян о столетие, ст о летие, тысяч е летие.

  • некоторые сложные слова с первой частью сорок имеют соединительную гласную -о-;

Сорок о ножка, сорок о уст.

  • некоторые слова с первой частью три имеют соединительную гласную -е-.

Тр е нога, тр е угольник, тр е угольный, тр е уголка.

  • Используются суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис-.

Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.

Обратите внимание!

Элементы анти-, архи-, инфра-, супер-, ультра-, экстра- и др. относятся к приставкам, а не к корням, например: ант и партийный, арх и важный, инфр а красный, суп е робложка, ультр а звук, экстр а ординарный. Запомните их правописание!

Основа и окончание

1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

  • Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книг а – книг и – книг у.

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

  • Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

  • рода, числа, падежа – у существительных (книг а – окончание - а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (больш ая книга – окончание - ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанн ая книга – окончание - ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (мо я книга – окончание - я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одн а книга – окончание - а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);
  • падежа – у некоторых местоимений (нет к ого – окончание - ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пят и – окончание - и указывает на родительный падеж);
  • лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (дума ю – окончание - ю указывает на 1 лицо, единственное число);
  • рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читал а – окончание - а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет нож а, резать нож ом.

  • Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.
  • Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:
  • у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);

Стол □, дочь □.

  • у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;

Нет сил□, нет дел□, нет солдат□.

  • у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;

Весел□, счастлив□.

  • у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

Читал□, пел□.

  • у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий.

Лисий□, волчий□.

 

Обратите внимание!

1) Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа, множественного числа, 1 склония и 2 склонения – армий □, предгорий □, блюдец □. Это часть основы, а окончание здесь нулевое. Для проверки можно сравнить данные формы с формами именительного падежа, единтсвенного числа.

Так, существительное армия [а́рм’и j ь] имеет окончание (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми [ j ] ю, арми [ j ] ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (арми й), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).

Ср.: предгорье [пр’иэдго́р’ j ь] – предгор ий [пр’иэдго́р’ иj ]; блюд ц е [бл’у́т ц ъ] – блюд ец [бл’у́д ьц ].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: син ий – син его). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь.

Ср.: волч ий – волчь [ j ] его, лис ий – лись [ j ] его.

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Исключения составляют:

  • окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

Уч ит ся, учащ ий ся, ид ём те, к ого -то, к ого -либо, к ого -нибудь.

  • окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

В тр ёх ст ах, нет пят и десят и.

Обратите внимание!

Несклоняемые и неспрягаемые слова: наречия (например: всегда, очень), служебные части (под, и, будто, не), неизменяемые существительные (например: пальто, кофе), неизменяемые прилагательные (например: беж, маренго) не имеют окончаний! Не путайте отсутствие окончаний с нулевым окончанием!

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

  • Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.

Землёй – земл -ёй, основа земл-; несу – нес -у, основа нес-.

  • Значок основы – квадратная скобка снизу:
  • Основа слова может быть равна корню.

Жёлт ый.

  • Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.

Жёлт-изн -а, по-желт-е -ет.

6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.

Например: лист □ и листь [ j ]- я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j-. Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а - ть и жд - у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс - а); чит-а - тьчит-аj - ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай).

Обратите внимание!

1) В существительных женского рода с финалью (конечными буквами) -ия (арм ия, сандал ия, революц ия и др.) и среднего рода с финалью -ие (быт ие, напряжен ие, возмезд ие и др.) гласный и относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных.

Ср.: арм и -я, арм и -и, арм и -ей; быт и -е, быт и -я, быт и -ем.

2) В существительных мужского рода с финалью (пролетари й, санатори й, кра й и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра [ j ]- я, кра [ j ] -ю, кра [ j ]- ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единтсвенном числе, как и другие (стол □, конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:

край □, пролетарий □, санаторий □.

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.

Как ого - то – окончание - ого, основа как.. то; уч ит ся – окончание - ит, основа уч..ся.

  • Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).
  • Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

Записа - ть, записал - а, запиш - у.

  • Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал - а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы - ть: записа-.

Обратите внимание!

1) Словообразовательная основа глагола определяется по форме инфинитива. Это особенно важно учитывать, поскольку, как отмечалось, у глагола: а) часто не совпадают основы настоящего времени и инфинитива, б) достаточно большое число формообразующих суффиксов ( – в прошедшем времени, – в повелительном наклонении).

2) Глагольный возвратный постфикс -ся (учи ть ся, мы ть ся) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын □/ сыновья – основа слова (для словообразования) – сын-.

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

Словообразование. Основные понятия

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.

Ночь, стол, читать.

Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол - также непроизводная (она включает только корень стол -).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.

Брат□, ночь□, стен- а, окн- о.

Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит - и глагольный суффикс - а -. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.

Обратите внимание!

1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени - л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита - ть.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.

Ср.: пис-а -ть, беж-а -ть, вел-е -ть, реш-и -ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива - ть) в русском языке очень немного.

Бы -ть, пи -ть, мы -ть, би -ть.

 

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Ср.: пи -ть – пьj (чередования в корне пи -/ пj -), мы -ть – моj (чередования в корне мы -/ моj -).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

Ср.: пис-а -ть – пиш -у, беж-а -ть – бег -у.

3) Не забывайте, что постфикс -ся (учи ть ся, мы ть ся) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться – это разные слова, а не разные формы одного слова!).

3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.

  • Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.

Например: ночь → ночной; читать → читатель.

5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.

Например: ночь □ (производящая основа ноч -) → ночн - ой (производная основа ночн -); чита - ть (производящая основа чита -) → читатель □ (производная основа читатель -).

  • Сложные слова имеют две и более производящие основы.

Например: семь летсем-и-лет-н-ий; нос □, рог □ → нос-о-рог □.

6. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а - тьза-жиг-а-лк - а), так и в усечённом виде (например: рез-а - тьрез-к - а – усекается глагольный суффикс - а -).

  • При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.

Например, в паре: берёз - аберез-няк □ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз - и суффикса - ник не совпадают), а в паре: сосн - асос-няк □ – конечный согласный производящей основы н (сос н -) и начальный согласный суффикса (- н як) совпадают и накладываются друг на друга.

7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.

Например: в словообразовательных парах: ночьночной; читатьчитатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивыйправдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правдаправдивый.

8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.

Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.

  • Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
  • Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.

Обратите внимание!

Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки.

При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!

Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).

9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:

  • производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь □ (производящая основа ноч -) → ночн - ой (производная основа ночн -) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н - ой основа состоит из корня (ноч -) и суффикса (- н -);
  • производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).

Однако из этого правила есть исключения.

Например, наречия с префиксом по-, которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).

Обратите внимание!

1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным – существительное женского рода.

Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.

2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:

пе - тьпе-ни [j]- е (действие по глаголу), береж-лив - ыйбереж-лив-ость □ (отвлечённый признак).

3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:

защищать → защищаться; умыть → умыться.

4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:

пис-а -ть → за-пис-а -ть → за-пис-ыва -ть;
чит-а -ть → про-чит-а -ть → про-чит-ыва -ть.

5) Наречия с суффиксом , как правило, образованы от прилагательных:

хороший → хорошо; весёлый → весело.

10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.

Например, в паре: агит-ирова - тьагит-атор □ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитироватьагитатор («лицо, которое агитирует»).

Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и [j]- яистор-ик □. Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: историяисторик («тот, кто занимается историей»).

 

  • Иногда производная основа может быть даже проще производящей.

Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и - тьв-ход □. При этом производная основа существительного включает две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).

 

Обратите внимание!

1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола – лицо женского пола – производящим является существительное мужского пола:

худож-ник □ → худож-ниц - а («женщина-художник».

2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:

реш-а - тьреш-и - ть.

3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:

за-пис-а - тьза-пис-ыва - ть.

4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:

бег, торг, выход, осада.

Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:

беж-а - тьбег □, торг-ова - тьторг □, вы-ход-и - тьвы-ход □, осад-и - тьосад - а.

5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:

синь, тишь, рань.

Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:

син - ийсинь □, тих - ийтишь □, ран-н - ийрань □.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...