Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов




Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов. Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ – образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы - тьплы - ть).

  • Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.
  • Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

Например: дис -комфорт □ ← комфорт □; вы -ходи - тьходи - ть; сверх -одарённ - ыйодарённ - ый; по -ныненыне.

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе - тьпе - ть; до -пе-тьпе - ть; с -пе - тьпе - ть; пере -пе - тьпе - ть.

2. Суффиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол- и - тьсмол - а).

  • Суффиксальный способ – один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез- няк □ ← берёз - а; перепис- ыва - тьперепис/а - ть; сер- оват - ыйсер - ый), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер- е - тьсер - ый; сер- ость □ ← сер - ый; сер- осер - ый).

3. Постфиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

  • В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

а) возвратный постфикс -ся;
б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь.

  • Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

Например: учи - ть - сяучи - ть; как - ой - токак - ой; когда- либокогда.

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

 

4. Нулевая суффиксация – образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным.

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок - ий; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира - ть.

  • Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.
  • Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

1. восхожд- ениj - евосход/и - ть; надрез- к - анадрез/а - ть; удаль- ств - оудал - ой;

2. восход -Ø□ ← восход/и - ть; надрез -Ø□ ← надрез/а - ть; удаль -Ø□ ← удал - ой.

В первом случае (восхождение, надрезка, удальство) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) – нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я, обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

  • При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

Например: заслуг -Ø- азаслуж/и - ть; рассказ -Ø□ ← рассказ/а - ть; щебет -Ø□ ← щебет/а - ть.

5. Приставочно-суффиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

  • Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

Например: под -стакан- ник □ ← стакан □; под -шеф- н - ыйшеф □; обез -оруж- и -тьоружи- j - е; по -сво- емусво - й.

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон- ник □ («под окном») ← окн - о; под -стакан- ник □ («под стаканом») ← стакан □; без -лун- иj - е («без луны») ← лун - а.

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] - елюд - и.

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных – с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и:

по-взросл омувзросл ый; по-хорош емухорош ий; по -товарищескитоварищеск ий; по -волчь- [ j ] - иволч ий;

б) от порядковых числительных – с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их:

во-перв-ыхперв ый; в-треть-ихтрет ий.

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø- ий («без ног») ← ног - а; без -рог -Ø- ий («без рогов») ← рог □.

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет- н - ый («без билета») ← билет □; без -вред- н - ый («без вреда») ← вред □.

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

  • приставочно-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

Вы -плака - ть - сяплака - ть; в -чита - ть - сячита - ть.

  • суффиксально-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

Толп- и - ть - сятолп - а; скуп- и - ть - сяскуп - ой.

  • приставочно-суффиксально-постфиксальный способ – образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки, суффикса и постфикса.

Пере -шуч- ива - ть - сяшут/и - ть.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...