Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями. В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
Например: диван-кровать ← диван□, кровать□; платье-костюм ← платье, костюм□; школа-интернат ← школа, интернат□; ракета-носитель ← ракета, носитель□. При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;
Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □, степь □; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □, тес/а - ть (с усечением глагольного суффикса -а-); серо-синий – сер- о -син - ий ← сер - ый, син - ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск - ий ← научн - ый, исследовательск - ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц - а ← грязь □, вод - а, лечебниц - а; тренога – тр- е -ног - а ← тр - и, ног - а;
Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □, град □; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □, колокол □;
Например: комроты ← ком андир рот ы; стенгазета ← стен ная газет а; медсестра ← мед ицинская сестр а; полдня ← пол овина дн я; пол-огурца ← пол овина огурц а;
Например: облоно ← обл астной о тдел н ародного о бразования; Минфин ← Мин истерство фин ансов; ОНН ← О рганизация О бъединённых Н аций; вуз ← в ысшее у чебное з аведение. Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами. Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования. Обратите внимание! Не всякое сложное слово образовано путём сложения! Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего – суффиксов) может быть образовано новое производное слово: водопровод- чик □ ← водопровод □; разноголос- иц - а ← разноголос - ый. Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например: 1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод - а, провод/и - ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи-). 2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ. 2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки. Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия. Например: 1. Мор- е -плава- тель □ ← мор - е, плава - ть – сложение основ мор-, плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.
2. Хлеб- о -убороч- н - ый ← хлеб □, уборк - а – сложение основ хлеб-, уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс. 3. Мимоход- ом ← мимо, ход/и - ть – сложение основ мимо-, ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и-) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс. Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы. Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □, твори - ть – сложение основ мир-, твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка. Обратите внимание! Как и в других случаях, при образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть нулевым, ср.: 1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н - ый ← гладк - ий, шерсть □; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ); 2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø- ий ← гладк - ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ). 3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании. Например: 1. Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума, ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек. 2. Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума, ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек. 3. Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго, ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго, долго играющая пластинка. Обратите внимание!
При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. Чтобы не ошибиться, используйте приём перифраза. При определении слова, образованного путём сложения, мы можем использовать производящие слова, но сам перифраз не будет равен производному слову. Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»). При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). 4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре. Например: учительская, учащийся, мороженое.
Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнату → Зайдите в учительскую (сущ.).
Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы → все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната → светлая столовая (сущ.).
Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.
Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе. Обратите внимание! 1) Не путайте переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией! При нулевой суффиксации, как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово: а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов. Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь; б) относится к другой части речи, нежели производящее слово: рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный. Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают. Ср.: рассказ□, рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю. 2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы. Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|