Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую




1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

  • сложение производящих слов.

Например: диван-кровать ← диван□, кровать□; платье-костюм ← платье, костюм□; школа-интернат ← школа, интернат□; ракета-носитель ← ракета, носитель□.

При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;

  • сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.

Например: лесостепьлес- о -степь □ ← лес □, степь □; каменотёскамен- о -тёс □ ← камень □, тес/а - ть (с усечением глагольного суффикса -а-); серо-синийсер- о -син - ийсер - ый, син - ий; научно-исследовательскийнаучн- о -исследовательск - ийнаучн - ый, исследовательск - ий; грязеводолечебницагряз- е -вод- о -лечебниц - агрязь □, вод - а, лечебниц - а; треногатр- е -ног - атр - и, ног - а;

  • сложение производящих основ без соединительной гласной.

Например: ЛенинградЛенинград □ ← Ленин □, град □; царь-колоколцарь-колокол □ ← царь □, колокол □;

  • сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.

Например: комротыком андир рот ы; стенгазетастен ная газет а; медсестрамед ицинская сестр а; полдняпол овина дн я; пол-огурцапол овина огурц а;

  • сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.

Например: облонообл астной о тдел н ародного о бразования; МинфинМин истерство фин ансов; ОННО рганизация О бъединённых Н аций; вузв ысшее у чебное з аведение.

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.

Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

Обратите внимание!

Не всякое сложное слово образовано путём сложения! Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего – суффиксов) может быть образовано новое производное слово:

водопровод- чик □ ← водопровод □; разноголос- иц - аразноголос - ый.

Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:

1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод - а, провод/и - ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи-).

2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.

 

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.

Например:

1. Мор- е -плава- тель □ ← мор - е, плава - ть – сложение основ мор-, плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.

2. Хлеб- о -убороч- н - ыйхлеб □, уборк - а – сложение основ хлеб-, уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.

3. Мимоход- оммимо, ход/и - ть – сложение основ мимо-, ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и-) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.

Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.

Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □, твори - ть – сложение основ мир-, твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.

Обратите внимание!

Как и в других случаях, при образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть нулевым, ср.:

1. образование прилагательного гладкошёрстныйгладк- о -шёрст- н - ыйгладк - ий, шерсть □; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);

2. образование прилагательного гладкокожийгладк- о -кож -Ø- ийгладк - ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).

3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.

Например:

1. Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума, ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.

2. Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом сс ума, ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.

3. Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго, ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго, долго играющая пластинка.

Обратите внимание!

При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. Чтобы не ошибиться, используйте приём перифраза. При определении слова, образованного путём сложения, мы можем использовать производящие слова, но сам перифраз не будет равен производному слову.

Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).

При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:

умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»).

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.

Например: учительская, учащийся, мороженое.

  • В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).

Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливаетБольной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнатуЗайдите в учительскую (сущ.).

  • Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.

Ср.: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массывсе трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комнатасветлая столовая (сущ.).

  • При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.

Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.

  • Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.

Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

Обратите внимание!

1) Не путайте переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией! При нулевой суффиксации, как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:

а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.

Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;

б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:

рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.

Ср.: рассказ□, рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.

2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...