Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Производственная практика студентов




2. 1. Цели и задачи производственной практики

Целями практики являются:

1. Развитие профессиональных знаний в сфере избранной специальности, закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам направления и специальным дисциплинам магистерских программ;

2. Овладение необходимыми профессиональными компетенциями по избранному направлению специализированной подготовки:

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

ПК-9 способность выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности;

ПК-10 способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности.

3. Совершенствование профессиональных умений и навыков на базе конкретного учреждения (организации).

В ходе практики решаются следующие задачи:

1. Создание условий для развития творческого подхода к самостоятельной профессиональной деятельности;

2. Развитие навыков практической деятельности психолога в различных организациях и учреждениях;

3. Выработка адекватных профессиональных установок к практической деятельности психолога;

4. Совершенствование профессиональных умений и навыков практического психолога, связанных с планированием, организацией, осуществлением и анализом психодиагностической, консультационной, психопрофилактической, коррекционной, развивающей и просветительской деятельности.

Производственная практика направлена на создание условий для дальнейшего развития, закрепления и совершенствования профессиональных умений, приобретенных в процессе предшествующего теоретического и практического обучения в вузе, для формирования новых практических умений и навыков. Она помогает более глубоко овладеть методами и техниками работы в реальных условиях будущей деятельности, на основе осознания целей, задач, способов профессионального взаимодействия с клиентами. В ходе практики создаются условия для овладения специфическими профессиональными умениями и навыками.

Производственная практика дает возможность проверить степень готовности к самостоятельной практической деятельности, оценить себя, свои способности, профессиональные качества. Поэтому в этот период в наибольшей степени интенсифицируются профессиональное самообразование и самовоспитание будущих психологов.

 

2. 2. Содержание производственной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся Формы текущего контроля
1. Организационный (установочная конференция) Ознакомление с программой производственной практики, получение направлений, знакомство с руководителями производственной практики. График консультаций с руководителем производственной практики.
2. Подготовительный Производственный инструктаж; выполнение производственных заданий (знакомство с документацией и содержанием деятельности учреждения, знакомство со спецификой деятельности психолога по месту прохождения практики, наблюдение за работой психолога). План работы студента на весь период практики; письменный анализ плана работы и отчетной документации практического психолога.
3. Основной Выполнение производственных заданий (осуществление учебно-профессиональной деятельности в соответствии с основными видами деятельности практического психолога, со спецификой учреждений и планом работы психолога учреждения: -проведение психодиагностического обследования; -разработка и проведение психопрофилактического и просветительского мероприятий (психологическая беседа, деловая игра, тренинг, викторина и т. д. ); -разработка и реализация развивающей и коррекционной программ). Интерпретация полученных данных, психологическое заключение и рекомендации по итогам психодиагностического исследования; разработка и самоанализ проведенных просветительских и психопрофилактических мероприятий, дидактические материалы к ним; программа развивающих и коррекционных занятий и дидактические материалы к ним, самоанализ деятельности; видеоматериалы.
4. Обобщающий Подготовка отчета по производственной практике. Письменный отчет.
5. Заключительный Защита отчетов на итоговой конференции. Устный отчет.

 

Заключительным этапом практики является:

1) составление и защита отчета по производственной практике;

2) собеседование;

3) дифференцированный зачет.

Шаблоны форм отчетности представлены в приложениях.

 

2. 3 Методическое обеспечение производственной практики

Типовые материалы, на основании которых оценивается сформированность компетенций, включают в себя профессиональные работы, подготовленные студентом в ходе прохождения производственной практики, а также отчеты о выполненной работе и участии в определенных видах деятельности:

- план индивидуальной работы

Обучающимся следует провести теоретический анализ литературы по изучаемой проблематике; реализовать деятельность согласно основным направлениям деятельности психолога. Также на этом этапе студент должен составить план индивидуальной работы в соответствии с целями и задачами практики и вести дневник. Ежедневное заполнение дневника практики будет способствовать повышению уровня качества ее прохождения. Студентам следует соблюдать правила внутреннего трудового распорядка учреждения, организации, в которых проходят практику; уважительно относиться к сотрудникам, администрации данного учреждения; нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками; ставить в известность о времени отсутствия на своем месте лиц, осуществляющих руководство практикой.

- дневник

Во время практики студент ежедневно должен вести записи в дневнике производственной практики. Дневник является обязательным рабочим документом практиканта, в котором отражается его профессиональная деятельность в соответствии с индивидуальным планом работы. Студент использует дневник для отчета по производственной практике.

Содержание производственной практики:

· Изучение практического запроса. Изучение обращения педагогов, родителей или самих детей. Во многих случаях жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределённый характер. Для наполнения конкретным содержанием проблемы или сомнения необходимо провести специальную беседу для сбора первичной информации. Если запроса не существует, то психолог сам выбрать конкретного ребёнка или группу детей, если особенности поведения, общения, обучения привлекут его внимание, обеспокоят и возникнет необходимость выяснить их причины и провести следующую коррекцию.

· Определение цели психокоррекционной работы. Запрос, предъявляемый практикой, необходимо перевести в психологическую проблему. Проблема формулируется на основании изучения всей информации о ребёнке. Сбор информации осуществляется при наблюдении за ребёнком во время уроков и на переменах, бесед с учителями, родителями, чтения психолого-педагогической карты ребёнка, в котором фиксируется все результаты психологических обследований, случаи обращений и результаты диагностической, развивающей или коррекционной работы. Очень важно иметь данные об истории развития ребёнка. Проблема становиться ясной, когда появляются гипотезы о причинах нарушения в обучении, воспитании и развитии. При необходимости исходные гипотезы могут быть заменены новыми.

На основании прицельного психологического обследования ребёнка или группы детей и психологического заключения об особенностях его развития можно определить цели, задачи и тактику проведения коррекционной программы. Разработка коррекционной программы.

 

Содержание коррекционной программы включает в себя:

1. Теоретическое обоснование, которое содержит общую характеристику особенностей данного возрастного периода (социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и новообразований возраста). Необходимо выделить общий круг проблем данной возрастной категории школьников и их специфические проявления в данном учебном заведении. Важно выделить принципы построения коррекционных программ, которые определяют отбор методик и техник коррекционной работы. Цели и задачи коррекционной программы.

2. Содержание коррекционных игр и упражнений на каждый день занятий по схеме: цель занятия, его длительность, название упражнений, их цели, техника выполнения, время выполнения. Программа должна содержать 15-20 занятий общей продолжительностью полтора - два часа каждое.

Количественный и качественный анализ начального и конечного диагностических срезов. Это один из наиболее сложных этапов работы. В данной ситуации необходимо не комплексное проведение диагностики, а экспресс-исследование. Этот этап позволяет определить эффективность коррекционной работы и дать оценку результатов с точки зрения планируемых целей. Важно выбрать такие диагностические методы, которые бы наглядно доказали эффективность проводимой работы.

3. Педагогическую часть программы, в которой, планируется работа с учителями и родителями (формы их участия в коррекционной работе, рекомендации).

4. Список используемой литературы, выполненной по форме.

Этапы реализации коррекционной программы:

1. Организация условий осуществления коррекционной программы. Подбор детей в группу коррекции. Информирование педагогов и администрации детского учреждения о плане проведения коррекционных мероприятий. Обсуждение коррекционной программы с методистами, педагогами, администрацией. Консультирование родителей. Начало реализации коррекционной программы.

2. Проведение начального диагностического среза. Обработка результатов, доработка коррекционной программы с учётом полученных данных. Проведение коррекционных занятий с детьми по графику в соответствии с намеченной программой. Контроль динамики хода коррекционной работы.

3. Предоставление родителям обратной связи о ходе коррекционной работы. Проведение собраний родительских групп (в соответствии с планом коррекции). Информирование педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах коррекции по запросу.

4. Оценка эффективности коррекции. Внесение необходимых корректив в программу работы. Проведение конечного среза диагностики. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей.

5. Составление психолого-педагогических заключений по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочение положительных результатов коррекционной работы. В случае необходимости – разработка программы индивидуального курирования ребенка. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией.

Перечень учебной литературы, ресурсов сети «Интернет», информационных технологий, программного обеспечения и информационных справочных систем, необходимых для проведения практики:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...