Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия, программа и методы социологического исследования 1 глава

Глава 34. СТРАТЕГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологическое исследование представляет собой тща­тельно продуманное и хорошо организованное изучение и реше­ние актуальной социальной проблемы. Перед социологами в их работе возникает множество разнообразных проблем. Исследова­тели могли бы попытаться ответить на такие, например, проблемы, какая часть населения Беларуси поддерживает рыночные преобра­зования? Насколько волнует современную молодежь ее экономи­ческое положение? Действительно ли снижается продолжитель­ность жизни населения в России, Беларуси, Украине, других стра­нах СНГ? Во всех трех приведенных примерах ответы, получен­ные социологами, будут описательными. Они, конечно же, при­несут с собой новую, интересную информацию, но не ответят на вопросы, почему пока еще не большинство населения поддержи­вает рыночные преобразования? Почему так сильно современную молодежь волнует ее экономическое положение? Какие факторы влияют на снижение продолжительности жизни населения? Если ответы на проблемы первого рода имеют описательный характер и дают описание происходящих в обществе явлений и процессов, то ответы второго рода позволяют выяснить причины описываемых событий и факторы, обусловившие их возникновение. Таким обра­зом, ответы второго типа, получаемые социологами в процессе ис­следования актуальных проблем общественной жизни, носят кау­зальный характер и позволяют выявить причины происходящих явлений и процессов. Более того, установив причины какого-либо социального события, например, снижения уровня жизни боль­шинства населения страны или изменения структуры ценностных ориентации молодежи, социолог может найти ответы и на такие вопросы: каковы наиболее вероятные последствия этих процессов


как для самых бедных слоев населения или молодых людей, так и для всего общества.

Вот здесь-то и возникает необходимость разработки страте­гии при организации и осуществлении социологического исследо­вания. Стратегия социологического исследования представляет собой творческое применение системного подхода к определению цели данного исследования, формулированию вытекающих из него задач, выявлению необходимых для их решения кадровых, финансо­вых, технических и иных ресурсов, а также к определению после­довательности этапов (шагов) на пути к достижению стратеги­ческой цели.

Разработка и применение стратегии социологического ис­следования обладает несколькими отличительными особенностями (рис.64).

1. Процесс выработки стратегии социологического исследо­
вания не завершается какими-либо немедленным действием.
Обычно он завершается установлением вполне определенного на­
правления, движение по которому исследовательской мысли, при­
меняемых теоретических конструкций (понятий, концепций и т.п.)
и методов позволит обеспечить достижение поставленной иссле­
довательской цели и вытекающих из нее задач.

2. Сформулированная стратегия используется для разработки
стратегического проекта (программы) и плана исследования мето­
дом научного поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы,
во-первых, помочь исследователю (исследовательской группе) со­
средоточить внимание на определенных сферах социальной реаль­
ности и возможностях их изучения; во-вторых, отбросить все иные
возможности, способные увести в сторону от намеченной цели.

3. В процессе формулирования исследовательской стратегии
нельзя предвидеть все возможности, которые открываются при
разработке программы и плана проведения исследований. Поэтому
чаще всего приходится пользоваться сильно обобщенной, непол­
ной, а иногда и отрывочной информацией, которую предстоит ис­
пользовать для начала исследовательской деятельности по интере­
сующей социологов проблеме.

4. В процессе выработки программы социологического ис­
следования и плана его осуществления необходимо проводить
различие между стратегий и ориентиром. Ориентиры представля­
ют собой цель, которую стремится достичь исследователь, а стра­
тегия - средство как можно более точного и четкого логического



 


Исходным пунктом разработки исследовательской стратегии является проблемная ситуация, требующая своего разрешения. Чаще всего она возникает вследствие недостаточной осведомлен­ности о реальных процессах и явлениях социальной действитель­ности или невозможности использовать уже имеющиеся знания для возможного изменения и регулирования соответствующих со­циальных процессов. Осознание значимости социальной проблемы и необходимости ее научного решения приводит исследователя к выбору конкретного объекта исследования. Например, в результа­те развала Советского Союза и последовавших вслед за этим глу­боких социально-экономических и политических преобразований постсоветского общества резко изменилась структура и иерархия ценностных ориентации большинства населения Беларуси, России, других стран СНГ. Возникает серьезная социальная проблема — растущее противоречие между традиционной системой ценностей, которая формировалась и осуществлялась на протяжении более семидесяти лет существования Советской власти, и совершенно иной социально-политической и экономической ситуацией, сло­жившейся в результате распада СССР, формирования на его разва­линах суверенных независимых государств, развертывания в них сложных процессов перехода к рыночной экономической системе, что в корне изменило ценностные ориентиры большинства насе­ления. Осознание серьезности этой социальной проблемы побуди­ло российских, украинских, белорусских социологов исследовать процесс трансформации ценностных ориентации людей в условиях переходного общества. Так был обозначен объект социологиче­ского исследования. Но возникла стратегическая задача — что кон­кретно и какими средствами, методами исследовать?

Разработка стратегии социологического исследования в дан­ном случае включала в себя несколько этапов ("шагов"). Первый шаг был сделан, когда определялся объект исследования. За ним неизбежно должен осуществляться следующий шаг— выделение из объекта того, что составляет предметную область исследования, т.е. предмета изучения. Поскольку наиболее динамично и ради-ально в переходный период изменяются жизненные планы и цен­ностные ориентации молодежи, не скованной в своем выборе цен­ностей и целей советскими традициями и привычками, постольку, естественно, в качестве предмета исследования в данном случае выступали именно ценностные ориентации молодежи, стремитель­но изменяющиеся в процессе осуществления глубинных трансфор­маций постсоветского общества.


Но коль скоро осуществлены первые шаги в формировании исследовательской стратегии - определены объект и предмет ис­следования, - за ними должен быть сделан следующий шаг: опре­деление цели и задач исследования. Цель исследования ориентиру­ет на получение его конечного результата, а задачи предусматри­вают формулировки вопросов, на которые должны быть получены ответы для реализации целей исследования (5; 76).

Следующим шагом формирования исследовательской стра­тегии становится уточнение, интерпретация основных понятий, которое осуществляют путем нахождения точек соприкосновения этих понятий (или обнаружения отсутствия таковых) с реальными процессами и явлениями, которые они отражают.

Затем следует эмпирическая интерпретация понятий, т.е. выявление их эмпирических значений, признаков, а также реаль­ных свойств, характерных черт, событий и явлений, отражаемых употребляемыми в исследовании понятиями. Обратимся к кон­кретному примеру. В период подготовки к проведению в 1998-2000 гг. комплексного социологического исследования динамики ценностных ориентации белорусской молодежи в трансформи­рующемся обществе возникла проблема: каким образом измени­лась ориентация молодых людей на труд, которым исполнилось 18-25 лет в 2000 г. по сравнению с теми, кому такое же количество лет исполнилось в 1980 г., т.е. 20 лет назад. В этом и состояла одна из проблем данного исследования. При выделении предмета ис­следования возникла задача эмпирической интерпретации основ­ных понятий, выражающих отношение человека к труду. Они та­ковы: мотивация трудовой деятельности, ее материальное стиму­лирование, обусловленность отношения к труду уровнем заработ­ной платы, содержанием труда, развитостью запросов личности, ее социальным статусом, ее социальными притязаниями и т.п. Иссле­довательская цель в данном случае состояла в выявлении мотива-ционного ядра основных видов жизнедеятельности современного молодого человека, в том числе и трудовой деятельности. Эмпи­рическая интерпретация этих ключевых понятий на основе озна­комления с научной информацией по данной проблеме, с материа­лами социологических исследований, проведенных авторами пре­жде - в 1980 г. и начале 90-х голов, позволили определить, что в ориентациях молодежи на труд на протяжении последних двух де­сятилетий произошел весьма существенный сдвиг от понимания и


оценки его как самоценной деятельности, способствующей разви­тию личности к его восприятию как источнику материального бла­гополучия, как к неприятной, но необходимой обязанности, оправ­дываемой только достаточно высоким уровнем заработной платы.

Эмпирическая интерпретация ключевых понятий, охваты­вающих своей совокупностью предметную сущность исследуемой проблемы, составляет предпосылку для последующего этапа фор­мирования стратегии социологического исследования. Содержа­ние этого этапа составляет предварительный системный анализ объекта и предмета исследования. Он должен выявить основные факторы, определяющие тенденции развития изучаемого объекта, его общие (типичные) и специфические элементы, знание которых дает исследователю возможность описать изучаемую ситуацию в ее системных свойствах. Если речь идет в приведенном выше примере об отношении к труду как к определенной ценности (или к средству, позволяющему приобретать те или иные ценности), то определяющими факторами оказываются в данном случае соци­ально-экономические условия трудовой деятельности и в целом образа жизни людей, господствующие в обществе социокультур­ные установки и предпочтения, наиболее привлекательные соци­альные статусы и стили жизни, уровень соответствия или разрыва смысложизненных ориентиров молодых людей и практической реализацией этих ориентиров в социальной действительности. Об­щими элементами, усвоение которых позволяет описать исследуе­мую ситуацию, в таком случае становятся: смысл труда, удовле­творенность трудом, мотивация трудовой деятельности, престиж­ные в молодежной среде виды труда и т.п. Специфическими эле­ментами здесь выступают: особенности ориентации на виды труда молодежи, имеющей высокий уровень образования и профессио­нальный подготовки (высшее и среднее специальное образование) и не имеющий таковой, дифференциация молодежи по полу и воз­растным когортам, по месту жительства (крупный город, малый город, деревня), статусные и ролевые характеристики отдельных юношей и девушек или их групп (профессиональных, этнических, су б кул ьту р н ы х).

Предварительный системный анализ исследовательской проб­лемы позволяет осуществить такое ее концептуальное расчленение и теоретическую экспликацию, которые вплотную подводят к раз­работке стратегического плана исследования. Основная цель стра-


тегического плана социологического исследования заключается в том, чтобы возможно более четко выявить и обозначить интере­сующую исследователей проблему, обеспечить строгое, научно до­казательное описание качественных и количественных характери­стик изучаемого социального объекта (явления, процесса, события, структуры, общности и т.п.), создать теоретические и эмпириче­ские предпосылки для исследования структурно-функциональных и каузальных зависимостей между различными компонентами ис­следуемого объекта.

Следующим этапом формирования стратегии социологиче­ского исследования становится установление возможности изме­нений и новых тенденций в развитии изучаемого объекта. В приве­денном выше примере реализация этого этапа предполагает опре­деление наиболее вероятных изменений ценностных ориентации молодежи в ближайшем и более отдаленном будущем. Особое значение в таком случае придается изучению динамики таких фак­торов, как экономические, политические, социальные, социокуль­турные, технологические, экономические, информационные.

Вслед за этим этапом в разработке стратегии социологиче­ского исследования должно быть выявление возможных путей, способов и средств совершенствования управленческого воздейст­вия на изучаемые социальные явления, процессы и события. Ос­новное внимание при этом уделяется выработке научно обосно­ванных рекомендаций, применение которых в практической рабо­те управленческих структур способно привести к более эффектив­ной деятельности последних.

Наконец, завершающим этапом разработки стратегии социо­логического исследования является определение способов и путей ее реализации в процессе исследовательской деятельности. В этом случае решающее значение приобретает рациональное и достаточ­ное обеспечение исследовательского проекта кадровыми, финан­совыми, информационными и техническими ресурсами.

Последовательность этапов формирования и реализации стратегии социологического исследования изображена на рис. 65.

Выбор актуальной социальной проблемы, разработка эффек­тивной стратегии ее исследования, последовательная реализация основных этапов исследовательской стратегии создают необходи­мые условия для успешного выполнения исследовательской про­граммы, получения нового теоретического и прикладного социо­логического знания.



 


Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что представляет из себя стратегия социологического исследования?

2. Какими особенностями характеризуется исследовательская стратегия?

3. Что является исходным пунктом разработки стратегии социологиче­
ского исследования?

4. Какие этапы включает в себя формирование исследовательской стра­
тегии в социологии?

5. Что необходимо для успешной реализации стратегии социологиче­
ского исследования?

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М, 1989.

2. Бабосов Е.М. Социология управления. Гл. 10. Мн., 2000.

3. Ваханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995.

4. Гидденс Э. Социология. Гл. 21. М., 1999.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Гл. 2. М., 1999.

Глава 35. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

Важнейшей составной частью процесса социологического по­знания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают использование об­щих положений социологической теории к изучению конкретных социологических явлений и процессов. Однако они не сводятся только к применению каких-то общих теоретических положений к какому-то конкретному набору социальных фактов. Содержание и значимость их гораздо шире. Конкретные социологические исследо­вания в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получе­нию нового знания об исследуемом объекте для решения конкрет­ных теоретических и практических социальных проблем.

Как и любое научное исследование, прикладное социологи­ческое исследование содержит в себе определенный набор элемен­тов, присущих научной деятельности. Во-первых, само социологи­ческое исследование прикладного характера становится необхо­димым только тогда, когда возникает определенная социальная проблема, требующая своего разрешения. Например, перед рес­публикой Беларусь в современных условиях все более острой ста­новится проблема энергетического обеспечения производства и


всех других сфер общественной жизни, поскольку она не обладает достаточными ресурсами собственных энергоносителей. Эта про­блема порождает необходимость проведения целого комплекса на­учных исследований возможных путей и средств увеличения энер­гообеспечения республики, в том числе и конкретных социологи­ческих исследований отношения населения страны к различным его вариантам, включая и возможность строительства атомных электростанций. Именно этим и было обусловлено проведение Институтом социологии Национальной Академии наук приклад­ного социологического исследования об отношении населения республики к различным вариантам развития энергетики, прове­денного в два этапа, в 1995 и 1997 годах.

Формулирование научной проблемы, носящей прикладной характер, позволяет определить объект исследования, т.е. опреде­ленные процессы и явления социальной действительности, подле­жащие изучению. В зависимости от особенностей изучаемого объ­екта определяется субъект исследования, т.е. научный коллектив или группа исследователей-социологов, способных решить науч­ными методами и средствами поставленную проблему. Определив субъект исследования, заказчик- государственный орган, предпри­ятие, банк, спортивное общество и т.п. - вместе с исполнителем ис­следования — научной организацией - определяет цели и задачи прикладного исследования либо это делает исполнитель по поруче­нию заказчика. Для того, чтобы решить поставленные конкретные задачи и достичь намеченной цели, требуется определенные сред­ства- финансовые, людские, научно-технические и организацион­ные. Эффективное применение этих средств по намеченной про­грамме должно привести к достижению конкретного результата — нового знания об исследуемом объекте. Таким образом, процесс ис­следования конкретного социологического исследования представ­ляет собой в самом общем виде применение субъектом определен­ных средств по заранее разработанной программе в целях получе­ния нового знания об объекте и практического применения полу­ченного результата в конкретной деятельности. В связи с этим возникает вопрос: что же такое программа конкретного социологи­ческого исследования?

Программа социологического исследования - это система­тизированное изложение теоретико-методологических предпо­сылок, общей концепции исследовательского проекта в соответ­ствии с основными г/елями и задачами предпринимаемой работы,


методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Программа должна отвечать на вопросы:

1. Что надо делать?

2. Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных
заделов и научно-технических средств осуществить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

Программа конкретного социологического исследования вы­полняет три основные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана опреде­
лить требующую своего разрешения научную проблему и наметить
основные принципы ее решения.

2. Методическая функция заключается в определении спо­
собов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации
ожидаемых результатов.

3. Организационная функция состоит в планировании дея­
тельности исследовательского коллектива с определением видов
предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического ис­следования, постольку и первая часть ее является методочогиче-ской. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ра­ди которой проводится намечаемое исследование.

Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы -первый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выра­жающих неопределенность, которая подлежит научно-практичес­кому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема - это социальный заказ, который должен выполнить со­циолог, осуществляющий прикладное исследование. Например, при исследовании экономического поведения различных групп на­селения в качестве проблемы выделяется основной вопрос: как, каким образом, какими путями и средствами можно повысить ак­тивность людей, учитывая, что она формируется и развивается в современных условиях становления рыночных отношений.

При выделении и осмыслении проблемы исследования необ­ходимо принимать во внимание несколько различных, хотя и тес­но связанных друг с другом аспектов. Первый из таких аспектов — гносеологический (познавательный), заключающийся в том, что


существует осознание общественной потребности (как активизи­ровать экономическое поведение), при незнании способов и путей се решения. Второй аспект проблемы - предметный. Его суть со­стоит в том, что в обществе существует некоторое противоречие, которое должно быть разрешено. В рассматриваемом нами случае предметный аспект проблемы выражается в том, что становление рыночной экономики предполагает активизацию экономического поведения наемных работников, но эта общественная потребность наталкивается на противоречие. Сущность его в следующем: су­ществующая на современном этапе развития постсоветского об­щества система заработной платы при неоправданно низком уров­не последней утратила свою мотивирующую и стимулирующую роль в активизации трудовой деятельности, а занятся частным предпринимательством большинство населения не может по раз­ным причинам - отсутствие стартового капитала и навыков для предпринимательства, высокие налоги, негативное отношение в обществе к предпринимателям как эксплуататорам и т.п. Возмож­ные пути разрешения этого противоречия и должны быть опреде­лены в результате проведения намеченного исследования.

Третий аспект проблемы - определение ее по носителю, т.е. по тому социальному субъекту, который в своей деятельности (или в силу отсутствия таковой) создает требующую своего решения проблему (в нашем случае- предприниматели, трудящиеся, госу­дарство, общественное мнение).

Четвертый аспект проблемы - определение ее масштабности (глобальная, страновая, межстрановая, региональная, локальная). В рассматриваемом примере проблема активизации экономического поведения является межстрановой, ибо она существует во всех странах, в том числе и в Беларуси, совершающих трудный и проти­воречивый переход от жестко централизованной плановой эконо­мики к социально ориентированной экономике рыночного типа.

В процессе выяснения проблемы исследования социологу приходится осуществить две основные процедуры: 1) осмысление проблемной ситуации и 2) формулировку проблемы. Дело в том, что проблемная ситуация и проблема- не одно и то же. Рассмат­риваемая нами в качестве проблемы активизация экономического поведения различных групп населения представляет собой круп­номасштабную проблему не только Беларуси, но и других стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, т.е. — носит межстрановый характер. Но в рамках этой проблемы могут суще-


ствовать несколько проблемных ситуаций. Например, одна из них, — как активизировать экономическое поведение предприни­мательских структур, каким образом повысить их активность -снижением налогов, совершенствованием законодательства, по­ощрением через льготное кредитование мелкого и среднего бизне-; са или что-либо другое? Каждая из названных проблемных ситуа­ций может составить относительно самостоятельный объект спе­циального социологического исследования.

Но проблемная ситуация может стать не только уже, но и шире социальной проблемы. Например, современное общество сталкивается с чрезвычайно серьезной проблемной ситуацией -. нарастающие масштабы правонарушений и преступности среди молодежи. Эта проблемная ситуация порождает целый ряд про­блем, требующих своего решения методами различных наук - пси­хологии, социологии, криминалистики и др., каждая из которых при вычленении свойственной только ей стороны проблемы определяет для себя объект исследования в рамках данной проблемы. Скажем, проблема трудностей и противоречий в социализации подростков и юношества в условиях социально-экономического кризиса- это проблема прикладного социологического исследования. Проблема роста масштабов и разнообразия правонарушений и преступления, совершаемых подростками и молодыми людьми, — это проблема криминологии. Проблема социально-психологических механизмов (влияния старших, подражание и др.) - это проблема психологиче­ского исследования правонарушений и преступлений, совершаемых в подростковом и юношеском возрасте.

Итак, проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между об­щественной потребностью в активизации экономического поведе­ния и социальными факторами, препятствующими такой активи-1 зации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы при­кладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в обществен­ном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает тре­бование отделить известное от неизвестного: уже решенные про­блемы, не требующие специального анализа, от гех, которые нуж­даются во вполне определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания способного


i! случае его практического применения привести к разрешению проблемной ситуации.

Проблема же, стоящая перед разработчиками программы конкретного социологического исследования, - это результат тео­ретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных во­просов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой жономической активности определенных групп населения (рабо­чих, служащих и др.) в современных социально-экономических условиях? Установка: найти возможности, способы и пути активи­зации экономического поведения работающих и других групп на­селения.

Подлежащая решению проблема предполагает изучение ре­альных возможностей ее решения - кадровых, финансовых, техни­ческих, организационных. Наличие возможных альтернатив обу­славливает желательность выбора оптимального решения постав­ленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это достигается путем:

1) выделения объекта и предмета исследования;

2) определения целей и задач исследования;

3) формулировки гипотез (предположений) и вариантов
решения исследуемой проблемы.

Проблема становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном социальном явлении или процессе (процессах), т.е. путем выделения объекта и предмета исследования. Объект- это совокупность явлений, про­цессов или определенная сфера социальной действительности, вы­ступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. В методиче­ской части программы, исходя из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать исходные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в при­кладном отношении. Предмет исследования - это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследо­вании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно вы­ражают центральный вопрос проблемы.


Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель при-; кладного социологического исследования - это планируемый ре­зультат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе достигается выявление возможных направлений ре­шения данной проблемы, определение объема работ, временных, финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресур­сов, методического и процедурного обеспечения достижения ожи­даемого результата. Это позволяет четко установить взаимоотно­шения заказчика и исполнителя и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как специального документа, оп­ределяющего форму исследования и представления результатов исследования.

Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить четкие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направ­ления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду, исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описа­тельных) соответствует определенный состав познавательных дей­ствий, приемов и методов социологического исследования. Это позволяет: 1) координировать разнородные виды деятельности ис­следовательского коллектива (разработка программы, конструиро­вание инструментария, проведение опросов, интервью и т.п.; ма­тематическая обработка эмпирических материалов, их теоретиче­ское осмысление, формулирование выводов и научно обоснован­ных рекомендаций); 2) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследова­ния; 3) подводить все, полученное различным путем (данные ста­тистики, контент-анализа документов, результаты опросов, интер­вьюирования и т.д.), к единому знаменателю, к формулировке об­щих выводов и результатов проведенного исследования; их пре­доставление заказчику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...