Стратегия, программа и методы социологического исследования 6 глава
1. Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респон 2. Довольно распространенным является почтовый опрос, при 3. Телефонные опросы, осуществляемые посредством теле
4. Прессовые опросы -такой вид массового опроса, который куемые вопросы. Такой именно опрос был проведен весной 1997 г. научным сотрудником Института социологии НАН Беларуси А.Н. Покровской в рамках исследования ценностных ориентации молодежи через газету "Чырвоная змепа" При определенной своей эффективности этот метод опроса имеет свою познавательную ограниченность в связи с тем, что здесь более проблематичным является возврат заполненных респондентами анкет. 5. Социометрический опрос - специфический метод опроса, применяемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах. Типичная анкета социометрического опроса имеет следующий вид: 1) Проранжируйте, пожалуйста, членов Вашей группы по 2) С кем из членов Вашей группы Вы чаще всего проводите 3) С кем бы из членов Вашей группы Вы согласились жить в 4) А кто, по Вашему мнению, согласился бы жить вместе с 5) Оцените, пожалуйста, каждого из членов Вашей группы Трудолюбив Одарен Организован 5 4 3 2 1 5432 1 5432 1 ленив бездарен неорганизован Первое основание деления вопросов на типы - способ определения предпочтений опрашиваемого при помощи балльной оценки или ранжирования. Второе основание- ограничено ли число выборов, разрешенных респонденту. Вопросы с ограниченным числом выборов называют параметрическими (именно таков вопрос 4), а вопрос, в котором респондент может указать любое число членов группы - непараметрическим (например, вопрос 2). Существуют некоторые разновидности проведения социометрического опроса (3; 186-190). Рассмотренная выше типология опросов схематически приведена на рис. 74.
2. Экспертный опрос - это такой вид исследования, при котором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфика его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массового, не анонимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследователя и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной проблемы. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетентности. Так, в процессе проведения в сентябре 1997 г. Институтом социологии НАН Беларуси исследования отношения населения республики к перспективам развития энергетики был осуществлен экспертный опрос специалистов, о высоком уровне компетентности которых говорят такие данные: 21 % из их числа составляли доктора, 37,4 % - кандидаты наук. Существенно также предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказывать свои мнения и аргументы в их подтверждение. Анализ же полученных результатов в данном случае в основном качественный, хотя количественные показатели естественно принимаются во внимание. Одним из основных видов опроса, наряду с анкетированием, является интервьюирование. Что же оно из себя представляет? Интервьюирование - это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью. В отличие от анкетного опроса, где достоверность информации зависит в основном от составленного вопросника, в процессе интервьюирования она определяется эффективностью взаимодействия интервьюера и опрашиваемого. Сфера применения интервьюирования чрезвычайно широка и разнообразна: оно используется в журналистике, статистике, социологии, психологии, педагогике, экологии, криминологии, менеджменте и т.п. Специфика социологического интервьюирования состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных явлений и процессов, о действующих в обществе социальных общностях.
Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить 2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию ответов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение Место проведения интервью может быть самым различным: служебное помещение, квартира, нейтральное помещение (гостиница, ресторан и др), улица, сквер и т.п. Выбор его определяется спецификой предмета исследования. По производственным вопросам лучше всего опрашивать интервьюируемого в служебном помещении, по бытовым — лучше делать это в домашних условиях. Желательно проводить интервью с глазу на глаз, так присутствие третьего лица (еще хуже - несколько лиц) может повлиять на искренность ответов респондента, кроме того, посторонние могут вмешиваться в беседу. Если же проводится групповое интервью (возможно и такое), то отвечающих на вопросы желательно разместить так, чтобы они не мешали друг другу, а возможный обмен мнениями между ними пресекать вежливо, но твердо, неизменно подчеркивая: "Мне нужно знать мнение каждого из Вас, а не общее Ваше мнение". Поскольку главным действующим лицом, от которого зависит полноценность и достоверность получаемой информации в процессе интервьюирования, является интервьюер, к нему предъявляются повышенные требования. Во-первых, интервьюер должен быть, хорошо образованным (иметь высшее образование) и эрудированным человеком, ибо в процессе общения с интервьюируемым ему приходится вести беседу не только по исследуемой проблеме, но нередко и по проблемам, близким, а порой и не имеющим отношения к исследованию. Во-вторых, должен быть общительным, уметь завязать разговор, вести его непринужденно, а в случае необходимости повернуть его в нужное русло.
В-третьих, интервьюер должен хорошо знать тему и цель интервью, технику интервьюирования. В-четвертых, он должен умет запомнить и в разговорной манере воспроизвести довольно обширные тексты вопросника, в случае необходимости скорректировагь формулировку некоторых вопросов или их последовательность В-пятых, интервьюер должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе. Опыт показывает, что в условиях современной нестабильности и криминогенной социально-экономической ситуации женщины — интервьюеры пользуются большим доверием, чем мужчины, особенно если интервью проводится в домашних условиях. Однако в процессе интервьюирования между мужчинами устанавливаются более неофициальные отношения, чем между женщинами, а это повышает качество получаемой информации. Мужчины интервьюеры предпочитают работать с опрашиваемыми мужчинами, а женщины готовы интервьюировать респондентов обоего пола. Значительная разница в возрасте между интервьюером и опрашиваемым может отрицательно сказаться на результатах, поэтому не рекомендуется направлять молодого интервьюера опрашивать пожилых людей Существенное значение имеет внешний вид интервьюера, скажем для беседы в учреждении больше подходит официальная одежда, для беседы в квартире- более свободная. Поэтому в процессе подготовки интервью серьезное внимание уделяется подготовке интервьюеров, в большинстве случаев для них разрабатывается подробная инструкция, проводится обучение-тренинг. Очень важно в зависимости от целей и задач исследования применять различные типы интервьюирования, каждый из которых может принести желаемый эффект, если он употребляется в соответствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых. По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное. Свободное (нестандартизированное) интервью - это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственным работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Особенно полезны такие интервью на стадии научного поиска, уточнения проблемы исследования, формулирования гипотез, а также на заключительной стадии, при формулировании общих вывод исследования, разработке практических рекомендаций. Данный вид интервью затруднителен как для интервьюера, который тратит много времени и усилий на фиксирование полученных ответов, так и для интервьюируемого, которому приходится тратить много времени на обдумывание вопросов и формулирование ответов. Сложной и трудной является последующая обработка и кодирование полученных материалов вследствие большой их индивидуализации. Поэтому в социологических исследованиях он проводится значительно реже других. К тому же его способен провести только высококвалифицированный социолог -профессионал. Эффективность полученных материалов в таком слу-
чае бывает очень высокой, поскольку интервьюируемые высказывают, как правило, очень содержательные положения, позволяющие иногда существенно скорректировать первоначальный замысел исследования и предварительные его гипотезы. Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводится опрос значительной совокупности людей, достигающей нескольких сотен или тысяч, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интервьюера с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от предварительно разработанного стандартного плана беседы как со сгороны интервьюера, так и со стороны респондента Полустаидартизироваиное интервью- такой способ получения информации опрашиваемых, в котором сочетается особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов — экспертов по изучаемой проблеме. По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1) индивидуальные; 2) групповые; 3) панельные; 4) клинические; 5) фокусированные. Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом. Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально. Панельные интервью представляют собой процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по исследуемой проблеме.
Важное значение в процессе интервьюирования имеет ф сирование ответов опрашиваемых. Существует несколько осное ных способов такого фиксирования: 1) запись во время беседы, том числе и дословная, с применением стенографии; 2) запись по памяти, когда ответы регистрируются после проведения интервью (чаще всего применяются при проведении свободных интервью); 3) механическая звукозапись с применением магнитофона. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки и каждый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемой соглашается вести беседу при включенном магнитофоне. Кодирование результатов интервьюирования - занятые более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработ-j ки полученных результатов с помощью компьютера. Интервьюирование очень часто применяется в едином процес-| се социологического исследования вместе с анкетированием. Именно два эти метода дают подавляющее большинство новой эмпирической информации, которой располагает социология. Да и структурные элементы применения одного и другого способов опроса почти одинаковы. Поэтому динамику из развертывания можно изобразить в единой структурной схеме (рис. 77). У истоков применения анкетирования и интервьюирования находится вполне определенная общественная потребность, которая может оформиться либо в форме заказа социологическому исследовательскому центру со стороны определенного органа управления, предприятия, фирмы, банка, учреждения образования и культуры, здравоохранения и т.п. Эта потребность может воплотиться в явном или неявном виде в научном интересе, а также в экономической (финансовой) заинтересованности социолога или группы социологов в получении новой эмпирической информации по новой, только что возникшей или уже существовавшей ранее проблеме. Вот тогда-то и формируется первый этап развертывания прикладного социологического исследования -разработка заказа. Цель данного этапа - определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема, необходимых для выполнения полученного заказа, установление уровня надежности данных, сроков проведения отдельных операций и основных этапов исследования.
Второй этап - разработка программы исследования, глав-1 ными компонентами которой является четкое определение пред-] метной области исследования (его научной проблемы), определение-направленности, характера и способов осуществления исследовательских задач. Это - наиболее сложная, творческая, преимущественно теоретическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи. Третий этап - разработка инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.). Четвертый этап — конструирование выборки социологического исследования. В него входят: сбор статистических данных о генеральной совокупности, построение выборочной модели, подготовка необходимой документации. В хронологическом отношении этот этап может осуществляться одновременно с разработкой инструментария. Пятый этап - тиражирование инструментария исследования. Шестой этап - проведение пилотажного исследования и корректировка на его основе (если потребуется) подготовленной документации. Седьмой этап — сбор первичной социологической информации методом анкетирования и/или интервьюирования. Восьмой этап — компьютерная обработка данных, полученных в процессе анкетирования и интервьюирования. Девятый этап — логический анализ, обобщение и теоретическое осмысление результатов исследования, формулирование основных выводов и практических рекомендаций. Десятый этап — подготовка отчета о результатах исследования и предоставление отчета заказчику. Одиннадцатый этап - консервация материалов исследования (включение их в машинный или распечатанный архив данных для использования в дальнейших исследованиях, особенно мониторинговых и лонгитюдных), публикация итогов и основных выводов исследования в прессе, т.е. доведение их до массовой аудитории. Только получив отражение в прессе, других средствах массовой информации, материалы прикладных социологических исследований становятся достоянием широкой общественности и могут оказать влияние как на управленческие решения, так и на оценки, ориентации и поступки различных групп населения. Тем самым они включаются в ткань социологии как науки и помогают ей реализовать свои основные социальные функции. Вопросы для самоконтроля и повторения I. Что такое социологический опрос? 2 Каким образом различаются вопросы анкеты по содержанию? 3. Какова классификация вопросов анкеты по их логической направ 4. Какова классификация вопросов анкеты по характеру ответов на них? 5. Что такое пилотажное исследование (опрос)? 6. Что представляет собой групповое анкетирование? 7. В чем состоят особенности индивидуального анкетирования? 8. Какие типы опросов Вы знаете? 9. Что такое интервьюирование? 10. Какие разновидности интервью применяются в социологии? II. Каковы структурные компоненты процесса социологического анке >м Литература t ■ Д. Андреенков В Г Методы сбора и анализа данных //Социология /Под ^ ред. Г.В.Осипова. Гл. 11. М., 1996. ,2. Гречихин В.Г. Опрос как метод сбора первичной социологической информации //Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988. 3. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. 4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. 5. Ноэль Э Массовые опросы. М., 1978. 6. Черепанов В А Опрос как метод сбора первичной социальной инфор 7. Ядов В А Социологические исследования: методология, программа, Глава 40. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ* Чаще всего объектом социологического исследования в ступают большие совокупности людей (например, население стра ны или региона), дифференцированные по различным социально демографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) рассредоточенные по различным поселенческим структурам (большой город, малый город, деревня). Поэтому в социологических исследованиях, как правило, применяются не сплошные, а выборочные опросы. Такая исследовательская процедура осуществляется посредством выборочного метода, который обеспечивает оптимальный выбор необходимой для опроса численности лиц с целы* получения данных о распределениях интересующих исследовател! признаков с требуемыми точностью и надежностью. Такой мето] исходит из предположения, согласно которому результаты опрос! определенной доли населения могут быть распространены на вс! население страны. Скажем, опрос 1800-2000 избирателей, проживающих в различных городах и селах Беларуси или России, может дать при правильно построенной выборке довольно точные показатели политических предпочтений и избирательских намерений всего населения страны. Но чтобы достичь такой точности, выборка должна быть репрезентативной, т.е. представительной. Репрезентативная выборка дает значительную, порой очень большую долю уверенности, что группа исследуемых социологами индивидов типична по своим основным параметрам (возраст, пол, территориальное и социальное распределение, жизненные ориентации, политические предпочтения и т.п.), типична для населения в целом. Что же такое выборка и чем отличается репрезентативная выборка? Выборка — это определенная доля индивидов или случаев (ситуаций), взятых из большой группы, которые в социологическом исследовании представляют всю данную группу в целом. В широком смысле выборка называется репрезентативной, если она репрезентирует (представляет, воспроизводит) исследуемый объект, т.е. так называемую генеральную совокупность, в том Данная глава написана с участием кандидата физико-математических наук Н.Н. Леонова. смысле, что выводы, сделанные по выборке, можно с требуемой точностью перенести на генеральную совокупность. Конкретнее это означает, что, во-первых, распределение заданных признаков (например, пол, возраст, образование) в выборке достаточно близко к распределению их в генеральной совокупности, и, во-вторых, объем выборки достаточно велик. Выполнение первого требования обеспечивается той или иной схемой выборки (см. ниже), а второго - расчетом объема. Эти два аспекта проектирования выборочного исследования взаимосвязаны, так как расчет выборок разного типа делается по-разному. Проектирование выборки определяется двумя основными обстоятельствами: характеристиками генеральной совокупности и целями исследования. Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Выборочное социологическое исследование имеет своей целью получить достоверные выводы, характеризующие изучаемую генеральную совокупность. Выборочная совокупность выступает фактически в качестве своеобразной модели генеральной совокупности, конструируемой из тех же элементов, что и объект моделирования, но в уменьшенных размерах. Степень, в которой используемый метод социологического исследования (в данном случае- выборочный), полученные в результате его применения результаты отражают истинное состояние изучаемого объекта, (например, проектируемое электоральное поведение населения и его отдельных групп), называется валидностыо. В прикладном социологическом исследовании важное значение имеет определение и учет возможных ошибок выборки. Ошибками выборки называют отклонение статистической структуры выборки от структуры исследуемой генеральной совокупности. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них — случайные ошибки, представляющие собой отклонение характеристик выборочной совокупности от характеристик исследуемой генеральной совокупности. Они связаны с вероятностным характером процедур осуществления отбора из генеральной совокупности либо с ошибками сбора информации. Например, при проведении исследования электоральных (избирательных) предпочтений населения намечено проводить опрос в каждой двенадцатой квартире жилого массива, номера которых определены процедурами систематического отбора. Если интервьюер (анкетер) ни- кого не застает в выбранной квартире, он чаще всего обращается в соседнюю. В итоге в выборке может оказаться значительный перевес пенсионеров по сравнению с соответствующими показателями генеральной совокупности, которые чаще других жильцов оказываются дома, или больших семей, в которых почти всегда кто-то присутствует в своей квартире, но гораздо меньше будут представлены работающие люди, малочисленные семьи и одинокие лица. Ошибки такого рода могут быть предотвращены или исправлены выборочным контролем за деятельностью анкетеров и качеством представленной ими информации. Гораздо более существенны и опасны для результатов выборочного исследования систематические ошибки. Они обусловлены неадекватным воспроизведением в выборке основных распределений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибки связаны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составе населения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке социологического исследования этнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше — 20 %) либо с ошибками инструментария исследования. Их часто трудно обнаружить, еще труднее измерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всего исследования. Из всего сказанного можно заключить, что же представляет из себя характеризуемое явление. Ошибка выборки — это отклонение среднего арифметического значения признака по выборке (так называемого выборочного среднего) от среднего значения этого же признака по генеральной совокупности {генерального среднего). Важным частным случаем среднего является доля (процент). Обозначим объемы генеральной совокупности и выборки через N и п соответственно. Тогда генеральное среднее Х и выборочное среднее х,г признаках выражаются формулами: ^тг£; U) х„ = — Здесь и далее индекс при х в скобках вверху обозначает номер единицы генеральной совокупности, а индекс внизу - номер единицы выборки. Среднее является одной из важнейших мер положения или центральной тенденции. Другой важнейший класс
решить как уравнения относительно п приведенные выше выражения для погрешности. Обычно используется выражение для случая доли с оценкой дисперсии «сверху» значением 1/4, что приводит к формуле е п = 4Д; Подчеркнем, что приведенные выкладки справедливы только для простой случайной выборки, т.е. случайной выборки, при которой все варианты ее (т.е. все подсовокупности генеральной совокупности, состоящие из п единиц), имеют одну и ту же вероятность быть отобранными. Формулы для других типов выборки, а также для небольших генеральных совокупностей и так назавае-мых малых выборок (менее 30) можно найти в специальной литературе. Процедура формирования выборки ориентирована на то, чтобы свести возможные выборочные ошибки к минимуму, и состоит из трех этапов. Первый этап должен дать ответ на вопрос, какого рода люди и сколько их (все население, определенная социально-демографическая группа— молодежь, предприниматели и т.п.) должны составить генеральную совокупность. В таком случае генеральная совокупность предстает как целевая группа, из которой будет произведена выборка для исследования и которая зависит от его цели (изучение политических предпочтений, ценностных ориентации и т.п.). Второй этап формирования выборки предполагает ответ на вопрос о том, сколько и каких людей (по их возрасту, полу, профессии и т.п.) необходимо опросить, т.е. имеет целью определение объема (размера) выборки. Объем выборки зависит от: 1)меры однородности исследуемых социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; 2) от степени добротности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; 3) от намеченного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования (т.е. уровня его доверительности).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|