Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия, программа и методы социологического исследования 6 глава

1. Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респон­
дентам для индивидуального заполнения каждым из них, нами
только что охарактеризован.

2. Довольно распространенным является почтовый опрос, при
котором анкета по предварительному согласию высылается потен­
циальным респондентам и получается исследователем посредством
почты. Его достоинства заключаются в том, что 1) низка его стои­
мость; 2) проста его организация; 3) существует возможность одно­
временного проведения опроса на значительной территории; 4) от­
сутствует зависимость респондентов от влияния интервьюеров и
возможного давления со стороны группы, возникающее иногда при
групповом опросе.

3. Телефонные опросы, осуществляемые посредством теле­
фонной связи с респондентами, получили достаточно широкое
распространение в последнее время. Основой выборки для такого
опроса обычно служат телефонные справочники, в которых в ал­
фавитном порядке перечислены все абоненты квартирных номеров
телефонов. Одно из основных требований к социологу при таком
опросе - умение вызвать интерес у респондента к теме исследова­
ния и поддержать его в ходе интервью. Основное достоинство те­
лефонного опроса- оперативность и дешевизна его проведения.
Примером высокой оперативности может служить телефонный
опрос, проведенный в июне 1998 г. сотрудниками Института со­
циологии НАН Беларуси совместно с Могилевскими социологами
при изучении мнения населения этих городов относительно идеи
перевода штаб-квартиры СНГ из Минска в один из подмосковных
городов. Телефонный опрос был проведен в течение двух дней,
компьютерная обработка полученных данных - в течение одного
дня, на следующий день результаты проведенного анализа были
переданы по белорусскому телевидению, а еще через два дня - по
Московскому радио.

4. Прессовые опросы -такой вид массового опроса, который
осуществляется посредством публикации анкеты в прессе с одно­
временной просьбой, адресованной читателям, ответить на публи-


куемые вопросы. Такой именно опрос был проведен весной 1997 г. научным сотрудником Института социологии НАН Беларуси А.Н. Покровской в рамках исследования ценностных ориентации молодежи через газету "Чырвоная змепа" При определенной своей эффективности этот метод опроса имеет свою познавательную ог­раниченность в связи с тем, что здесь более проблематичным яв­ляется возврат заполненных респондентами анкет.

5. Социометрический опрос - специфический метод опроса, применяемый при изучении непосредственных контактов и меж­личностных отношений в малых социальных группах.

Типичная анкета социометрического опроса имеет следую­щий вид:

1) Проранжируйте, пожалуйста, членов Вашей группы по
степени близости (сперва назовите самого близкого для Вас чело­
века, потом менее близкого и т д.).

2) С кем из членов Вашей группы Вы чаще всего проводите
внерабочее(внеучебное)время?

3) С кем бы из членов Вашей группы Вы согласились жить в
одной квартире (комнате общежития) в первую очередь..? Во вто­
рую очередь..? В третью очередь..?

4) А кто, по Вашему мнению, согласился бы жить вместе с
Вами (укажите не более трех человек)?

5) Оцените, пожалуйста, каждого из членов Вашей группы
по перечисленному набору качеств, обведя кружком соответст­
вующий балл (от 5 до 1) по мере уменьшения данного качества.


Трудолюбив

Одарен

Организован


5 4 3 2 1 5432 1 5432 1


ленив

бездарен

неорганизован


Первое основание деления вопросов на типы - способ опре­деления предпочтений опрашиваемого при помощи балльной оцен­ки или ранжирования. Второе основание- ограничено ли число вы­боров, разрешенных респонденту. Вопросы с ограниченным чис­лом выборов называют параметрическими (именно таков вопрос 4), а вопрос, в котором респондент может указать любое число членов группы - непараметрическим (например, вопрос 2). Суще­ствуют некоторые разновидности проведения социометрического опроса (3; 186-190). Рассмотренная выше типология опросов схе­матически приведена на рис. 74.



 



 


2. Экспертный опрос - это такой вид исследования, при ко­тором опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Спе­цифика его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массо­вого, не анонимен, так как ориентирован на активное сотрудниче­ство исследователя и опрашиваемого в выяснении сущности по­ставленной проблемы. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетентности. Так, в процессе проведения в сентябре 1997 г. Институтом социологии НАН Беларуси исследования от­ношения населения республики к перспективам развития энерге­тики был осуществлен экспертный опрос специалистов, о высоком уровне компетентности которых говорят такие данные: 21 % из их числа составляли доктора, 37,4 % - кандидаты наук. Существенно также предоставление возможности эксперту достаточно свободно высказывать свои мнения и аргументы в их подтверждение. Ана­лиз же полученных результатов в данном случае в основном каче­ственный, хотя количественные показатели естественно прини­маются во внимание.

Одним из основных видов опроса, наряду с анкетированием, является интервьюирование. Что же оно из себя представляет?

Интервьюирование - это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществля­ется путем непосредственного социально-психологического взаи­модействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.

В отличие от анкетного опроса, где достоверность информа­ции зависит в основном от составленного вопросника, в процессе интервьюирования она определяется эффективностью взаимодей­ствия интервьюера и опрашиваемого. Сфера применения интер­вьюирования чрезвычайно широка и разнообразна: оно использу­ется в журналистике, статистике, социологии, психологии, педаго­гике, экологии, криминологии, менеджменте и т.п. Специфика со­циологического интервьюирования состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных яв­лений и процессов, о действующих в обществе социальных общ­ностях.

Процедура социологического интервьюирования включает в себя:

1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить
интервью);

2) определение места и времени интервью;

3) фиксацию ответов опрашиваемых;


4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение

Место проведения интервью может быть самым различным: служебное помещение, квартира, нейтральное помещение (гости­ница, ресторан и др), улица, сквер и т.п. Выбор его определяется спецификой предмета исследования. По производственным вопро­сам лучше всего опрашивать интервьюируемого в служебном по­мещении, по бытовым — лучше делать это в домашних условиях. Желательно проводить интервью с глазу на глаз, так присутствие третьего лица (еще хуже - несколько лиц) может повлиять на ис­кренность ответов респондента, кроме того, посторонние могут вмешиваться в беседу. Если же проводится групповое интервью (возможно и такое), то отвечающих на вопросы желательно раз­местить так, чтобы они не мешали друг другу, а возможный обмен мнениями между ними пресекать вежливо, но твердо, неизменно подчеркивая: "Мне нужно знать мнение каждого из Вас, а не об­щее Ваше мнение".

Поскольку главным действующим лицом, от которого зави­сит полноценность и достоверность получаемой информации в процессе интервьюирования, является интервьюер, к нему предъ­являются повышенные требования.

Во-первых, интервьюер должен быть, хорошо образованным (иметь высшее образование) и эрудированным человеком, ибо в процессе общения с интервьюируемым ему приходится вести бе­седу не только по исследуемой проблеме, но нередко и по пробле­мам, близким, а порой и не имеющим отношения к исследованию.

Во-вторых, должен быть общительным, уметь завязать раз­говор, вести его непринужденно, а в случае необходимости повер­нуть его в нужное русло.

В-третьих, интервьюер должен хорошо знать тему и цель интервью, технику интервьюирования.

В-четвертых, он должен умет запомнить и в разговорной ма­нере воспроизвести довольно обширные тексты вопросника, в слу­чае необходимости скорректировагь формулировку некоторых во­просов или их последовательность

В-пятых, интервьюер должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.

Опыт показывает, что в условиях современной нестабильно­сти и криминогенной социально-экономической ситуации женщи­ны — интервьюеры пользуются большим доверием, чем мужчины, особенно если интервью проводится в домашних условиях. Однако


в процессе интервьюирования между мужчинами устанавливаются более неофициальные отношения, чем между женщинами, а это по­вышает качество получаемой информации. Мужчины интервьюеры предпочитают работать с опрашиваемыми мужчинами, а женщины готовы интервьюировать респондентов обоего пола. Значительная разница в возрасте между интервьюером и опрашиваемым может отрицательно сказаться на результатах, поэтому не рекомендуется направлять молодого интервьюера опрашивать пожилых людей Существенное значение имеет внешний вид интервьюера, скажем для беседы в учреждении больше подходит официальная одежда, для беседы в квартире- более свободная. Поэтому в процессе под­готовки интервью серьезное внимание уделяется подготовке интер­вьюеров, в большинстве случаев для них разрабатывается подроб­ная инструкция, проводится обучение-тренинг.

Очень важно в зависимости от целей и задач исследования применять различные типы интервьюирования, каждый из кото­рых может принести желаемый эффект, если он употребляется в соответствующей ситуации и при соответствующем типе опраши­ваемых.

По стратегии и технике проведения интервьюирование под­разделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.

Свободное (нестандартизированное) интервью - это дли­тельная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственным работниками системы государственного и местного управления, из­вестными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, рели­гии, политики, которая проводится по общей программе исследова­ния без строгой детализации вопросов. Особенно полезны такие ин­тервью на стадии научного поиска, уточнения проблемы исследо­вания, формулирования гипотез, а также на заключительной стадии, при формулировании общих вывод исследования, разработке прак­тических рекомендаций. Данный вид интервью затруднителен как для интервьюера, который тратит много времени и усилий на фик­сирование полученных ответов, так и для интервьюируемого, кото­рому приходится тратить много времени на обдумывание вопросов и формулирование ответов. Сложной и трудной является последую­щая обработка и кодирование полученных материалов вследствие большой их индивидуализации. Поэтому в социологических иссле­дованиях он проводится значительно реже других. К тому же его способен провести только высококвалифицированный социолог -профессионал. Эффективность полученных материалов в таком слу-


чае бывает очень высокой, поскольку интервьюируемые высказы­вают, как правило, очень содержательные положения, позволяющие иногда существенно скорректировать первоначальный замысел ис­следования и предварительные его гипотезы.

Стандартизированное (формализованное) интервью особен­но часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда про­водится опрос значительной совокупности людей, достигающей не­скольких сотен или тысяч, а содержательная структура исследова­ния четко определена и адаптирована к уровню массового обыден­ного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закры­тых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками отве­тов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интер­вьюера с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от предвари­тельно разработанного стандартного плана беседы как со сгороны интервьюера, так и со стороны респондента

Полустаидартизироваиное интервью- такой способ получе­ния информации опрашиваемых, в котором сочетается особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при ин­тервьюировании специалистов — экспертов по изучаемой проблеме.

По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1) ин­дивидуальные; 2) групповые; 3) панельные; 4) клинические; 5) фо­кусированные.

Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпири­ческой социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом.

Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого по­очередно, индивидуально.

Панельные интервью представляют собой процесс неодно­кратного, повторного интервьюирования одних и тех же опраши­ваемых по одним и тем же вопросам через определенные проме­жутки времени - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуе­мых лиц по исследуемой проблеме.



 


Важное значение в процессе интервьюирования имеет ф сирование ответов опрашиваемых. Существует несколько осное ных способов такого фиксирования: 1) запись во время беседы, том числе и дословная, с применением стенографии; 2) запись по памяти, когда ответы регистрируются после проведения интервью (чаще всего применяются при проведении свободных интервью); 3) механическая звукозапись с применением магнитофона. Каж­дый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки и каж­дый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемой соглашается вес­ти беседу при включенном магнитофоне.

Кодирование результатов интервьюирования - занятые бо­лее сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработ-j ки полученных результатов с помощью компьютера.

Интервьюирование очень часто применяется в едином процес-| се социологического исследования вместе с анкетированием. Именно два эти метода дают подавляющее большинство новой эмпириче­ской информации, которой располагает социология. Да и структур­ные элементы применения одного и другого способов опроса почти одинаковы. Поэтому динамику из развертывания можно изобразить в единой структурной схеме (рис. 77).

У истоков применения анкетирования и интервьюирования находится вполне определенная общественная потребность, кото­рая может оформиться либо в форме заказа социологическому ис­следовательскому центру со стороны определенного органа управ­ления, предприятия, фирмы, банка, учреждения образования и культуры, здравоохранения и т.п. Эта потребность может вопло­титься в явном или неявном виде в научном интересе, а также в экономической (финансовой) заинтересованности социолога или группы социологов в получении новой эмпирической информации по новой, только что возникшей или уже существовавшей ранее проблеме. Вот тогда-то и формируется первый этап развертыва­ния прикладного социологического исследования -разработка за­каза. Цель данного этапа - определение объекта и предмета, тео­ретических и прикладных задач исследования, уточнение характе­ра и объема, необходимых для выполнения полученного заказа, установление уровня надежности данных, сроков проведения от­дельных операций и основных этапов исследования.



 


Второй этап - разработка программы исследования, глав-1 ными компонентами которой является четкое определение пред-] метной области исследования (его научной проблемы), определение-направленности, характера и способов осуществления исследова­тельских задач. Это - наиболее сложная, творческая, преимущест­венно теоретическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компе­тентные и опытные социологи.

Третий этап - разработка инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюе­рам и т.п.).

Четвертый этапконструирование выборки социологиче­ского исследования. В него входят: сбор статистических данных о генеральной совокупности, построение выборочной модели, под­готовка необходимой документации. В хронологическом отноше­нии этот этап может осуществляться одновременно с разработкой инструментария.

Пятый этап - тиражирование инструментария исследования.

Шестой этап - проведение пилотажного исследования и корректировка на его основе (если потребуется) подготовленной документации.

Седьмой этап — сбор первичной социологической информа­ции методом анкетирования и/или интервьюирования.

Восьмой этап — компьютерная обработка данных, получен­ных в процессе анкетирования и интервьюирования.

Девятый этаплогический анализ, обобщение и теорети­ческое осмысление результатов исследования, формулирование ос­новных выводов и практических рекомендаций.

Десятый этапподготовка отчета о результатах исследо­вания и предоставление отчета заказчику.

Одиннадцатый этап - консервация материалов исследова­ния (включение их в машинный или распечатанный архив данных для использования в дальнейших исследованиях, особенно мони­торинговых и лонгитюдных), публикация итогов и основных вы­водов исследования в прессе, т.е. доведение их до массовой ауди­тории. Только получив отражение в прессе, других средствах мас­совой информации, материалы прикладных социологических ис­следований становятся достоянием широкой общественности и могут оказать влияние как на управленческие решения, так и на


оценки, ориентации и поступки различных групп населения. Тем самым они включаются в ткань социологии как науки и помогают ей реализовать свои основные социальные функции.

Вопросы для самоконтроля и повторения

I. Что такое социологический опрос?

2 Каким образом различаются вопросы анкеты по содержанию?

3. Какова классификация вопросов анкеты по их логической направ­
ленности?

4. Какова классификация вопросов анкеты по характеру ответов на них?

5. Что такое пилотажное исследование (опрос)?

6. Что представляет собой групповое анкетирование?

7. В чем состоят особенности индивидуального анкетирования?

8. Какие типы опросов Вы знаете?

9. Что такое интервьюирование?

10. Какие разновидности интервью применяются в социологии?

II. Каковы структурные компоненты процесса социологического анке­
тирования и интервьюирования?

>м Литература

t ■

Д. Андреенков В Г Методы сбора и анализа данных //Социология /Под

^ ред. Г.В.Осипова. Гл. 11. М., 1996.

,2. Гречихин В.Г. Опрос как метод сбора первичной социологической информации //Лекции по методике и технике социологических ис­следований. М., 1988.

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1.
? Социологический опрос. М., 1990.

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2.
Организационно-методические проблемы опроса. М., 1990.

5. Ноэль Э Массовые опросы. М., 1978.

6. Черепанов В А Опрос как метод сбора первичной социальной инфор­
мации //Рабочая книга социолога /Под ред. Г.В. Осипова. М, 1983.

7. Ядов В А Социологические исследования: методология, программа,
методы. М., 1987.


Глава 40. ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД

В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ*

Чаще всего объектом социологического исследования в ступают большие совокупности людей (например, население стра ны или региона), дифференцированные по различным социально демографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) рассредоточенные по различным поселенческим структурам (боль­шой город, малый город, деревня). Поэтому в социологических ис­следованиях, как правило, применяются не сплошные, а выбороч­ные опросы. Такая исследовательская процедура осуществляется посредством выборочного метода, который обеспечивает опти­мальный выбор необходимой для опроса численности лиц с целы* получения данных о распределениях интересующих исследовател! признаков с требуемыми точностью и надежностью. Такой мето] исходит из предположения, согласно которому результаты опрос! определенной доли населения могут быть распространены на вс! население страны. Скажем, опрос 1800-2000 избирателей, прожи­вающих в различных городах и селах Беларуси или России, может дать при правильно построенной выборке довольно точные пока­затели политических предпочтений и избирательских намерений всего населения страны. Но чтобы достичь такой точности, выбор­ка должна быть репрезентативной, т.е. представительной. Ре­презентативная выборка дает значительную, порой очень боль­шую долю уверенности, что группа исследуемых социологами ин­дивидов типична по своим основным параметрам (возраст, пол, территориальное и социальное распределение, жизненные ориен­тации, политические предпочтения и т.п.), типична для населения в целом.

Что же такое выборка и чем отличается репрезентативная выборка?

Выборкаэто определенная доля индивидов или случаев (си­туаций), взятых из большой группы, которые в социологическом исследовании представляют всю данную группу в целом.

В широком смысле выборка называется репрезентативной, если она репрезентирует (представляет, воспроизводит) исследуе­мый объект, т.е. так называемую генеральную совокупность, в том

Данная глава написана с участием кандидата физико-матема­тических наук Н.Н. Леонова.


смысле, что выводы, сделанные по выборке, можно с требуемой точностью перенести на генеральную совокупность. Конкретнее это означает, что, во-первых, распределение заданных признаков (например, пол, возраст, образование) в выборке достаточно близ­ко к распределению их в генеральной совокупности, и, во-вторых, объем выборки достаточно велик. Выполнение первого требования обеспечивается той или иной схемой выборки (см. ниже), а второ­го - расчетом объема. Эти два аспекта проектирования выбороч­ного исследования взаимосвязаны, так как расчет выборок разного типа делается по-разному. Проектирование выборки определяется двумя основными обстоятельствами: характеристиками генераль­ной совокупности и целями исследования.

Генеральная совокупность — это совокупность всех возмож­ных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Выборочное социо­логическое исследование имеет своей целью получить достовер­ные выводы, характеризующие изучаемую генеральную совокуп­ность. Выборочная совокупность выступает фактически в качестве своеобразной модели генеральной совокупности, конструируемой из тех же элементов, что и объект моделирования, но в уменьшен­ных размерах.

Степень, в которой используемый метод социологического ис­следования (в данном случае- выборочный), полученные в ре­зультате его применения результаты отражают истинное состояние изучаемого объекта, (например, проектируемое электоральное по­ведение населения и его отдельных групп), называется валидностыо.

В прикладном социологическом исследовании важное зна­чение имеет определение и учет возможных ошибок выборки. Ошибками выборки называют отклонение статистической струк­туры выборки от структуры исследуемой генеральной совокупно­сти. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них — случайные ошибки, представляющие собой отклонение ха­рактеристик выборочной совокупности от характеристик иссле­дуемой генеральной совокупности. Они связаны с вероятностным характером процедур осуществления отбора из генеральной сово­купности либо с ошибками сбора информации. Например, при проведении исследования электоральных (избирательных) пред­почтений населения намечено проводить опрос в каждой двена­дцатой квартире жилого массива, номера которых определены про­цедурами систематического отбора. Если интервьюер (анкетер) ни-


кого не застает в выбранной квартире, он чаще всего обращается в соседнюю. В итоге в выборке может оказаться значительный пере­вес пенсионеров по сравнению с соответствующими показателями генеральной совокупности, которые чаще других жильцов оказы­ваются дома, или больших семей, в которых почти всегда кто-то присутствует в своей квартире, но гораздо меньше будут пред­ставлены работающие люди, малочисленные семьи и одинокие лица. Ошибки такого рода могут быть предотвращены или исправ­лены выборочным контролем за деятельностью анкетеров и каче­ством представленной ими информации.

Гораздо более существенны и опасны для результатов выбо­рочного исследования систематические ошибки. Они обусловле­ны неадекватным воспроизведением в выборке основных распре­делений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибки свя­заны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составе населения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке со­циологического исследования этнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше — 20 %) либо с ошибками инстру­ментария исследования. Их часто трудно обнаружить, еще труднее измерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всего исследования.

Из всего сказанного можно заключить, что же представляет из себя характеризуемое явление. Ошибка выборки — это отклоне­ние среднего арифметического значения признака по выборке (так называемого выборочного среднего) от среднего значения этого же признака по генеральной совокупности {генерального среднего). Важным частным случаем среднего является доля (процент). Обо­значим объемы генеральной совокупности и выборки через N и п соответственно. Тогда генеральное среднее Х и выборочное сред­нее х,г признаках выражаются формулами:


^тг£;


U)


х„ = —

Здесь и далее индекс при х в скобках вверху обозначает но­мер единицы генеральной совокупности, а индекс внизу - номер единицы выборки. Среднее является одной из важнейших мер по­ложения или центральной тенденции. Другой важнейший класс



 



 


решить как уравнения относительно п приведенные выше выраже­ния для погрешности. Обычно используется выражение для случая доли с оценкой дисперсии «сверху» значением 1/4, что приводит к формуле

е

п =

4Д;

Подчеркнем, что приведенные выкладки справедливы толь­ко для простой случайной выборки, т.е. случайной выборки, при которой все варианты ее (т.е. все подсовокупности генеральной совокупности, состоящие из п единиц), имеют одну и ту же веро­ятность быть отобранными. Формулы для других типов выборки, а также для небольших генеральных совокупностей и так назавае-мых малых выборок (менее 30) можно найти в специальной лите­ратуре.

Процедура формирования выборки ориентирована на то, чтобы свести возможные выборочные ошибки к минимуму, и со­стоит из трех этапов. Первый этап должен дать ответ на вопрос, какого рода люди и сколько их (все население, определенная соци­ально-демографическая группа— молодежь, предприниматели и т.п.) должны составить генеральную совокупность. В таком случае генеральная совокупность предстает как целевая группа, из кото­рой будет произведена выборка для исследования и которая зави­сит от его цели (изучение политических предпочтений, ценност­ных ориентации и т.п.).

Второй этап формирования выборки предполагает ответ на вопрос о том, сколько и каких людей (по их возрасту, полу, про­фессии и т.п.) необходимо опросить, т.е. имеет целью определение объема (размера) выборки. Объем выборки зависит от: 1)меры однородности исследуемых социальных объектов по наиболее су­щественным для исследования характеристикам; 2) от степени добротности группировок анализа, планируемых по задачам ис­следования; 3) от намеченного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования (т.е. уровня его доверительности).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...