Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь
Элементы социальной политики - это основные ее составляющие, предполагающие проведение в определенных областях комплекса мероприятий, направленных на улучшение благосостояния человека и общества. Рассмотрим каждую область подробнее. Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение,приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. [13] Каждый имеет право на образование [5]. Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования. Основное образование включает следующие уровни: · дошкольное образование; · начальное образование; · базовое; · общее среднее; · профессионально-техническое или средне-специальное образование; · высшее; · подготовка научных кадров (аспирантура); · повышение квалификации и переподготовка кадров; · самообразование. [13] Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования [5]. Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности. Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях
основного образования, а также включает: · внешкольное воспитание и обучение; · повышение квалификации и переподготовку кадров. Специальное образование может осуществляться при получении дополнительного образования, в том числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах: · приоритетности образования; · обязательности общего базового образования; · осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; · доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; · преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; · национально-культурной основы образования; · приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; · научности; · экологической направленности образования; · демократического характера управления образованием; · светского характера образования. [13] Национальную систему образования Республики Беларусь образуют: · участники образовательного процесса; · образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные · планы и учебные программы; · учреждения образования и другие организации, обеспечивающие · эффективное функционирование системы образования; · государственные органы управления образованием, включающие · Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. С учетом потребностей и возможностей личности образование может осуществляться: · в учреждениях образования - в очной (дневной и вечерней) и заочной формах; · самостоятельно. Допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.
Для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты. Перечень профессий и специальностей, обучение которым не допускается в вечерней и заочной формах, утверждается Правительством Республики Беларусь. В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации). К учреждениям образования относятся: · дошкольные учреждения; · учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения); · учреждения внешкольного воспитания и обучения; · социально-педагогические учреждения; · специальные учебно-воспитательные учреждения; · специализированные учреждения производственного обучения. [13] Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на основе принципов гласности и демократии. Государственное управление в сфере образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об образовании» и иными законодательными актами Республики Беларусь. В учреждениях образования создаются органы самоуправления (советы, попечительские советы). Положение об органах самоуправления утверждает Министерство образования Республики Беларусь. Что касается социальной защиты обучающихся и воспитанников, то государство в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, а также лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы. [13]
Обучающимся и воспитанникам, совмещающим производственную деятельность с получением образования в вечерней или заочной форме в учреждениях образования, предоставляются гарантии, установленные законодательством Республики Беларусь о труде. Иногородние обучающиеся и воспитанники обеспечиваются местами в общежитиях и интернатах в порядке, устанавливаемом республиканскими органами государственного управления, а также временной пропиской. Льготы на проезд в пассажирском транспорте предоставляются обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Учащиеся сельских общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений обеспечиваются бесплатными интернатами, общежитиями, бесплатным подвозом к месту учебы и обратно в порядке, определяемом местными исполнительными и распорядительными органами. [13] Обучающимся и воспитанникам, проявившим в процессе обучения выдающиеся способности, могут предоставляться специальные стипендии, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь. Обучающиеся и воспитанники, образование которых финансируется за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, имеют право на: · государственную дотацию при найме жилья в случае необеспечения местами в общежитиях и интернатах; · льготные условия питания, медицинского обслуживания в порядке, устанавливаемом актами законодательства;
· обеспечение стипендией в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь; · иные льготы и материальную помощь, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь. [13] В учреждениях образования содержание детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе государственного обеспечения по нормам, определяемым Правительством Республики Беларусь. Для лиц с общественно опасным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие получение ими образования (общего базового, профессионально-технического), профессиональную подготовку, условия для самообразования, а также их медико-социальную реабилитацию. С целью обеспечения социальной адаптации, оказания социально-педагогической, психологической и иной помощи детям, оказавшимся в экстремальных жизненных ситуациях, создаются социально-педагогические учреждения (социально-педагогические центры, детские социальные приюты и др.) и их подразделения. Учебная нагрузка, режим занятий в учреждениях образования определяются законодательством Республики Беларусь. Для детей, проходящих оздоровление (лечение) в соответствующих учреждениях, а также на дому, создаются условия для получения образования. [13] Область здравоохранения - комплекс социальных, экономических, медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней, а также создание условий для здорового образа жизни. Здравоохранение - отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. [12] Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются: · создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения; · обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения; · приоритетность мер профилактической направленности; · приоритетность развития первичной медицинской помощи; · приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь; · обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений; · формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;
· ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения; · ответственность нанимателей за состояние здоровья работников. [12] Граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается: · предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения; · предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь; · доступностью лекарственных средств; · осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения. [12] Право граждан на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда [5]. Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области здравоохранения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными законодательными актами Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения: · обеспечивает проведение единой государственной политики; · обеспечивает развитие международного сотрудничества; · обеспечивает разработку и реализацию государственных программ; · не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь о проведении единой государственной политики и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь; · осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными законодательными актами Республики Беларусь. Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения: · проводит единую государственную политику; · организует оказание населению Республики Беларусь медицинской помощи; · организует обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь; · организует лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь; · организует проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику; · координирует и (или) контролирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц; · определяет порядок разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием; · осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными актами законодательства Республики Беларусь [12]. Непосредственное оказание медицинской помощи осуществляют организации здравоохранения, включающие: · государственные организации здравоохранения, в том числе государственные учреждения здравоохранения и государственные унитарные предприятия, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность; · негосударственные организации здравоохранения, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность [12]. В целях своевременного оказания медицинской помощи граждане Республики Беларусь закрепляются за государственными учреждениями здравоохранения по их месту жительства (месту пребывания), а при наличии ведомственных организаций здравоохранения - также и по месту работы (учебы, службы) [12]. Граждане Республики Беларусь также имеют право на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения вне их места жительства (места пребывания). Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь вне их места жительства (места пребывания) определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Граждане Республики Беларусь в случае отсутствия возможности оказания им необходимой медицинской помощи в Республике Беларусь направляются для получения такой помощи за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Медицинская помощь гражданам Республики Беларусь может быть оказана анонимно в порядке и на условиях, определяемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Пациентам оказывается медицинская помощь следующих видов: · первичная медицинская помощь; · специализированная медицинская помощь [12]. Первичная медицинская помощь - основной вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента наиболее распространенных заболеваний, в том числе травм, отравлений и других неотложных состояний, включающий также проведение иных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни пациента. Специализированная медицинская помощь - вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения специальных методов оказания медицинской помощи, а при необходимости - сложных, высокотехнологичных или уникальных методов оказания медицинской помощи, основанных на современных достижениях медицинской науки и техники. Пациентам в зависимости от состояния их здоровья, медицинских показаний и противопоказаний, а также лечебно-диагностических возможностей организаций здравоохранения медицинская помощь оказывается в следующих формах: · скорая (неотложная) медицинская помощь; · плановая медицинская помощь [12]. Скорая (неотложная) медицинская помощь - форма оказания медицинской помощи при внезапном возникновении у пациента заболеваний, в том числе травм, отравлений и других неотложных состояний, а также внезапном ухудшении состояния здоровья пациента с хроническими заболеваниями, угрожающими его жизни, при которых требуется срочное (неотложное) медицинское вмешательство. Плановая медицинская помощь - форма оказания медицинской помощи при заболеваниях, не требующих срочного (неотложного) медицинского вмешательства и не представляющих непосредственной угрозы для жизни пациента или окружающих. Медицинская помощь оказывается пациенту в амбулаторных или стационарных условиях. Медицинская помощь в амбулаторных условиях оказывается в случае, если пациенту не требуется постоянное круглосуточное медицинское наблюдение. Медицинская помощь в стационарных условиях оказывается в случае, если пациенту требуются постоянное круглосуточное медицинское наблюдение и интенсивное лечение [12]. В исключительных случаях, установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в интересах пациента допускается применение научно обоснованных, но еще не разрешенных к применению в установленном законодательством Республики Беларусь порядке методов оказания медицинской помощи. Решение об их применении принимается с письменного согласия пациента, а в отношении: · несовершеннолетних - с письменного согласия одного из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей; · лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, - с письменного согласия их опекунов; · лиц, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, - с письменного согласия супруга (супруги) или одного из близких родственников (родителей, совершеннолетних детей, родных братьев (сестер), внуков, деда (бабки)) [12]. Государственные организации здравоохранения осуществляют специальные меры по оказанию медицинской помощи пациентам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека. Медицинское освидетельствование лиц на наличие у них заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека осуществляется в добровольном или принудительном порядке. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они имеют заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в случае их уклонения от медицинского освидетельствования по заключению организации здравоохранения и с санкции прокурора могут быть подвергнуты принудительному медицинскому освидетельствованию в государственных организациях здравоохранения. Сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, иные лица, пользующиеся на территории Республики Беларусь дипломатическими привилегиями и иммунитетами, могут быть освидетельствованы на наличие заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека только с их согласия. Предложение таким лицам пройти медицинское освидетельствование Министерство здравоохранения Республики Беларусь предварительно согласовывает с Министерством иностранных дел Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Оказание медицинской помощи лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в отношении которых судом назначены принудительные меры безопасности и лечения или которые отбывают наказание в дисциплинарных воинских частях либо учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Пациенты, в отношении которых получены данные о наличии у них венерических заболеваний и (или) вируса иммунодефицита человека, в письменной форме предупреждаются организациями здравоохранения о наличии таких заболеваний и необходимости соблюдения мер предосторожности по их нераспространению, а также об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь за заведомое оставление в опасность заражения или заражение другого лица [12]. Граждане Республики Беларусь при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения обеспечиваются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи. В иных случаях граждане Республики Беларусь обеспечиваются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь [12]. Социальная защита - система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска [9, с. 225]. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков в Республике Беларусь относят: · материнство; · · беременность и роды; · содержание детей; · болезнь; · инвалидность; · старость; · потеря работы или кормильца; · трудовое увечье или профессиональное заболевание; · чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды являются ее натуральной формой. [10, с. 298] Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов [5]. Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Основано на взносах работодателей, работников, а иногда и государства, распространяется только на осуществлявших страховые отчисления.Взносы застрахованных - это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними (т.е. нанимателями) на издержки и возмещаются в дальнейшем за счет более высокой цены товаров или услуг. В соответствии с таблицей 1 существует два вида социального страхования: обязательное и добровольное [10, c. 296].
Таблица 1. Виды социального страхования
Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным является пенсионное обеспечение. Виды пенсионных систем: · базируется на принципе солидарности (текущего финансирования); трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих; · система накопительного характера, при которой работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста [10, c. 296]. В Республике Беларусь используется система первого типа. В соответствии в ней пенсии делятся на: · трудовые (страховые), которые финансируются из фонда социальной защиты населения (сюда относятся пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы); · социальные, которые выплачиваются лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (выплаты производятся, как правило, из государственного бюджета). Пособия - это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком. В связи с несчастным случаем на производстве и т.д. Особое место занимают пособия по безработице. Их назначение состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости [9, c. 227]. Социальная помощь - финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. Предоставляется независимо от уплаты взносов, он может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.п.) формы. Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. В Республике Беларусь адресная социальная помощь оказывается семьям, среднемесячный бюджет которых не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека [10, c. 297]. Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции: · компенсирующую - состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты); · стимулирующую - заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности. Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения. Социальное обслуживание - это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг [10, c. 297]. Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями (центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и т.д.). Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным - на условиях частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья и т.д.), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, жертв торговли людьми, незаконных мигрантов [10, c. 297]. Социальная помощь оказывается отдельному человеку или категориям людей, не имеющим других источников существования. Она выплачивается независимо от уплаты взносов, носит адресный характер и может иметь как денежную, так и натуральную форму. Социальным обслуживанием охватываются члены общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации. И для их защищенности в ситуации социальных рисков им оказывается социальная помощь различных видов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|