Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составляющие элементы социальной политики Республики Беларусь




 

Элементы социальной политики - это основные ее составляющие, предполагающие проведение в определенных областях комплекса мероприятий, направленных на улучшение благосостояния человека и общества.

Рассмотрим каждую область подробнее.

Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение,приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. [13]

Каждый имеет право на образование [5].

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Основное образование включает следующие уровни:

·   дошкольное образование;

·   начальное образование;

·   базовое;

·   общее среднее;

·   профессионально-техническое или средне-специальное образование;

·   высшее;

·   подготовка научных кадров (аспирантура);

·   повышение квалификации и переподготовка кадров;

·   самообразование. [13]

Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования [5].

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях

основного образования, а также включает:

·   внешкольное воспитание и обучение;

·   повышение квалификации и переподготовку кадров.

Специальное образование может осуществляться при получении дополнительного образования, в том числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Государственная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

·   приоритетности образования;

·   обязательности общего базового образования;

·   осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

·   доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

·   преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

·   национально-культурной основы образования;

·   приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

·   научности;

·   экологической направленности образования;

·   демократического характера управления образованием;

·   светского характера образования. [13]

Национальную систему образования Республики Беларусь образуют:

·   участники образовательного процесса;

·   образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные

·   планы и учебные программы;

·   учреждения образования и другие организации, обеспечивающие

·   эффективное функционирование системы образования;

·   государственные органы управления образованием, включающие

·   Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов.

С учетом потребностей и возможностей личности образование может осуществляться:

·   в учреждениях образования - в очной (дневной и вечерней) и заочной формах;

·   самостоятельно.

Допускается сочетание различных форм получения образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.

Для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня действуют единые образовательные стандарты.

Перечень профессий и специальностей, обучение которым не допускается в вечерней и заочной формах, утверждается Правительством Республики Беларусь.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

К учреждениям образования относятся:

·   дошкольные учреждения;

·   учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения);

·   учреждения внешкольного воспитания и обучения;

·   социально-педагогические учреждения;

·   специальные учебно-воспитательные учреждения;

·   специализированные учреждения производственного обучения. [13]

Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на основе принципов гласности и демократии.

Государственное управление в сфере образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в соответствии с полномочиями, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об образовании» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В учреждениях образования создаются органы самоуправления (советы, попечительские советы). Положение об органах самоуправления утверждает Министерство образования Республики Беларусь.

Что касается социальной защиты обучающихся и воспитанников, то государство в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, а также лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы. [13]

Обучающимся и воспитанникам, совмещающим производственную деятельность с получением образования в вечерней или заочной форме в учреждениях образования, предоставляются гарантии, установленные законодательством Республики Беларусь о труде.

Иногородние обучающиеся и воспитанники обеспечиваются местами в общежитиях и интернатах в порядке, устанавливаемом республиканскими органами государственного управления, а также временной пропиской.

Льготы на проезд в пассажирском транспорте предоставляются обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Учащиеся сельских общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений обеспечиваются бесплатными интернатами, общежитиями, бесплатным подвозом к месту учебы и обратно в порядке, определяемом местными исполнительными и распорядительными органами. [13]

Обучающимся и воспитанникам, проявившим в процессе обучения выдающиеся способности, могут предоставляться специальные стипендии, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.

Обучающиеся и воспитанники, образование которых финансируется за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, имеют право на:

·   государственную дотацию при найме жилья в случае необеспечения местами в общежитиях и интернатах;

·   льготные условия питания, медицинского обслуживания в порядке, устанавливаемом актами законодательства;

·   обеспечение стипендией в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь;

·   иные льготы и материальную помощь, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь. [13]

В учреждениях образования содержание детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе государственного обеспечения по нормам, определяемым Правительством Республики Беларусь.

Для лиц с общественно опасным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие получение ими образования (общего базового, профессионально-технического), профессиональную подготовку, условия для самообразования, а также их медико-социальную реабилитацию.

С целью обеспечения социальной адаптации, оказания социально-педагогической, психологической и иной помощи детям, оказавшимся в экстремальных жизненных ситуациях, создаются социально-педагогические учреждения (социально-педагогические центры, детские социальные приюты и др.) и их подразделения.

Учебная нагрузка, режим занятий в учреждениях образования определяются законодательством Республики Беларусь. Для детей, проходящих оздоровление (лечение) в соответствующих учреждениях, а также на дому, создаются условия для получения образования. [13]

Область здравоохранения - комплекс социальных, экономических, медицинских мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней, а также создание условий для здорового образа жизни.

Здравоохранение - отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. [12]

Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:

·   создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;

·   обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;

·   приоритетность мер профилактической направленности;

·   приоритетность развития первичной медицинской помощи;

·   приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

·   обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений;

·   формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;

·   ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;

·   ответственность нанимателей за состояние здоровья работников. [12]

Граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:

·   предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения;

·   предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;

·   доступностью лекарственных средств;

·   осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения. [12]

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда [5].

Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области здравоохранения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения:

·   обеспечивает проведение единой государственной политики;

·   обеспечивает развитие международного сотрудничества;

·   обеспечивает разработку и реализацию государственных программ;

·   не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь о проведении единой государственной политики и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь;

·   осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения:

·   проводит единую государственную политику;

·   организует оказание населению Республики Беларусь медицинской помощи;

·   организует обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;

·   организует лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь;

·   организует проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;

·   координирует и (или) контролирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц;

·   определяет порядок разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием;

·   осуществляет иные полномочия в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» и иными актами законодательства Республики Беларусь [12].

Непосредственное оказание медицинской помощи осуществляют организации здравоохранения, включающие:

·   государственные организации здравоохранения, в том числе государственные учреждения здравоохранения и государственные унитарные предприятия, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность;

·   негосударственные организации здравоохранения, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность [12].

В целях своевременного оказания медицинской помощи граждане Республики Беларусь закрепляются за государственными учреждениями здравоохранения по их месту жительства (месту пребывания), а при наличии ведомственных организаций здравоохранения - также и по месту работы (учебы, службы) [12].

Граждане Республики Беларусь также имеют право на получение медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения вне их места жительства (места пребывания). Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь вне их места жительства (места пребывания) определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Граждане Республики Беларусь в случае отсутствия возможности оказания им необходимой медицинской помощи в Республике Беларусь направляются для получения такой помощи за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Медицинская помощь гражданам Республики Беларусь может быть оказана анонимно в порядке и на условиях, определяемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Пациентам оказывается медицинская помощь следующих видов:

·   первичная медицинская помощь;

·   специализированная медицинская помощь [12].

Первичная медицинская помощь - основной вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента наиболее распространенных заболеваний, в том числе травм, отравлений и других неотложных состояний, включающий также проведение иных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни пациента.

Специализированная медицинская помощь - вид оказания медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения специальных методов оказания медицинской помощи, а при необходимости - сложных, высокотехнологичных или уникальных методов оказания медицинской помощи, основанных на современных достижениях медицинской науки и техники.

Пациентам в зависимости от состояния их здоровья, медицинских показаний и противопоказаний, а также лечебно-диагностических возможностей организаций здравоохранения медицинская помощь оказывается в следующих формах:

·   скорая (неотложная) медицинская помощь;

·   плановая медицинская помощь [12].

Скорая (неотложная) медицинская помощь - форма оказания медицинской помощи при внезапном возникновении у пациента заболеваний, в том числе травм, отравлений и других неотложных состояний, а также внезапном ухудшении состояния здоровья пациента с хроническими заболеваниями, угрожающими его жизни, при которых требуется срочное (неотложное) медицинское вмешательство.

Плановая медицинская помощь - форма оказания медицинской помощи при заболеваниях, не требующих срочного (неотложного) медицинского вмешательства и не представляющих непосредственной угрозы для жизни пациента или окружающих.

Медицинская помощь оказывается пациенту в амбулаторных или стационарных условиях.

Медицинская помощь в амбулаторных условиях оказывается в случае, если пациенту не требуется постоянное круглосуточное медицинское наблюдение.

Медицинская помощь в стационарных условиях оказывается в случае, если пациенту требуются постоянное круглосуточное медицинское наблюдение и интенсивное лечение [12].

В исключительных случаях, установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь, в интересах пациента допускается применение научно обоснованных, но еще не разрешенных к применению в установленном законодательством Республики Беларусь порядке методов оказания медицинской помощи. Решение об их применении принимается с письменного согласия пациента, а в отношении:

·   несовершеннолетних - с письменного согласия одного из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей;

·   лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, - с письменного согласия их опекунов;

·   лиц, не способных по состоянию здоровья к принятию осознанного решения, - с письменного согласия супруга (супруги) или одного из близких родственников (родителей, совершеннолетних детей, родных братьев (сестер), внуков, деда (бабки)) [12].

Государственные организации здравоохранения осуществляют специальные меры по оказанию медицинской помощи пациентам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека.

Медицинское освидетельствование лиц на наличие у них заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека осуществляется в добровольном или принудительном порядке.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они имеют заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в случае их уклонения от медицинского освидетельствования по заключению организации здравоохранения и с санкции прокурора могут быть подвергнуты принудительному медицинскому освидетельствованию в государственных организациях здравоохранения.

Сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, иные лица, пользующиеся на территории Республики Беларусь дипломатическими привилегиями и иммунитетами, могут быть освидетельствованы на наличие заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека только с их согласия. Предложение таким лицам пройти медицинское освидетельствование Министерство здравоохранения Республики Беларусь предварительно согласовывает с Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека и отказывающиеся от лечения, могут быть депортированы за пределы Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Оказание медицинской помощи лицам, имеющим заболевания, представляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека, в отношении которых судом назначены принудительные меры безопасности и лечения или которые отбывают наказание в дисциплинарных воинских частях либо учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Пациенты, в отношении которых получены данные о наличии у них венерических заболеваний и (или) вируса иммунодефицита человека, в письменной форме предупреждаются организациями здравоохранения о наличии таких заболеваний и необходимости соблюдения мер предосторожности по их нераспространению, а также об ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь за заведомое оставление в опасность заражения или заражение другого лица [12].

Граждане Республики Беларусь при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения обеспечиваются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи.

В иных случаях граждане Республики Беларусь обеспечиваются лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь [12].

Социальная защита - система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска [9, с. 225].

Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию.

К числу социальных рисков в Республике Беларусь относят:

·   материнство;

·       

·   беременность и роды;

·   содержание детей;

·   болезнь;

·   инвалидность;

·   старость;

·   потеря работы или кормильца;

·   трудовое увечье или профессиональное заболевание;

·   чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Социальная защита реализуется путем выплаты различных денежных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды являются ее натуральной формой. [10, с. 298]

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов [5].

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Основано на взносах работодателей, работников, а иногда и государства, распространяется только на осуществлявших страховые отчисления.Взносы застрахованных - это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними (т.е. нанимателями) на издержки и возмещаются в дальнейшем за счет более высокой цены товаров или услуг. В соответствии с таблицей 1 существует два вида социального страхования: обязательное и добровольное [10, c. 296].

 

Таблица 1. Виды социального страхования

Социальное страхование

Обязательное Добровольное
При страховой поддержке государства (включая фонды добровольного социального страхования) Построено на принципах коллективной взаимопомощи

 


Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным является пенсионное обеспечение.

Виды пенсионных систем:

·   базируется на принципе солидарности (текущего финансирования); трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих;

·   система накопительного характера, при которой работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста [10, c. 296].

В Республике Беларусь используется система первого типа. В соответствии в ней пенсии делятся на:

·   трудовые (страховые), которые финансируются из фонда социальной защиты населения (сюда относятся пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и за особые заслуги; право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы);

·   социальные, которые выплачиваются лицам, не имеющим права на трудовые пенсии (выплаты производятся, как правило, из государственного бюджета).

Пособия - это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком. В связи с несчастным случаем на производстве и т.д. Особое место занимают пособия по безработице. Их назначение состоит в недопущении резкого падения доходов временно не занятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости [9, c. 227].

Социальная помощь - финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение. Предоставляется независимо от уплаты взносов, он может иметь и денежную, и натуральную (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.п.) формы. Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств. В Республике Беларусь адресная социальная помощь оказывается семьям, среднемесячный бюджет которых не превышает 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека [10, c. 297].

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции:

·   компенсирующую - состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты);

·   стимулирующую - заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное обслуживание - это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг [10, c. 297].

Услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями (центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и т.д.). Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным - на условиях частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья и т.д.), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, жертв торговли людьми, незаконных мигрантов [10, c. 297].

Социальная помощь оказывается отдельному человеку или категориям людей, не имеющим других источников существования. Она выплачивается независимо от уплаты взносов, носит адресный характер и может иметь как денежную, так и натуральную форму. Социальным обслуживанием охватываются члены общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации. И для их защищенности в ситуации социальных рисков им оказывается социальная помощь различных видов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...