Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления социальной политики Республики Беларусь на современном этапе




 

Главным ориентиром социально-экономического развития Беларуси традиционно выступает решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения [11, c. 203].

В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.

Государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный, дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается [11, c. 211].

Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение.

В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.

Образование и грамотность - важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

Главными целями социальной политики в долгосрочной перспективе являются обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения, формирование всесторонне развитого человека нового постиндустриального общества, определяющего прогресс и будущее нации.

Социальная политика на 2011-2015 гг. основывается на следующих основных принципах:

·   всестороннее развитие человека, его образовательных, профессиональных, духовных, физических и других характеристик;

·   обеспечение устойчивой положительной динамики важнейших параметров уровня и качества жизни населения;

·   создание для трудоспособных граждан условий, позволяющих своим трудом обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье;

·   свобода в выборе сферы приложения труда на основе создания новых рабочих мест, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства;

·   повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий;

·   приоритетное развитие образования, культуры, здравоохранения, жилья как отраслей, формирующих человеческий капитал, совершенствующих его качество;

·   ответственность государства за уровень и качество жизни нынешнего и будущих поколений страны [14].

Для поэтапного решения первоочередных социальных проблем в 2011-2015 годах предусматривается:

·   создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда на основе повышения качества, конкурентоспособности и мобильности рабочей силы;

·   содействие развитию предпринимательства;

·   повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту;

·   снижение уровня малообеспеченности;

·   расширение хозяйственной самостоятельности учреждений социальной сферы, в том числе в поиске альтернативных источников их финансирования, повышение качества, разнообразия и доступности предоставляемых гражданам социальных услуг [14].

Основной целью демографической политики на прогнозируемый период является постепенная стабилизация численности населения страны и создание предпосылок для ее роста, отвечающих интересам общества в целом и каждой личности в отдельности. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

·   увеличить рождаемость и ожидаемую продолжительность жизни;

·   уменьшить смертность;

·   укрепить брачно-семейные отношения и улучшить условия жизнедеятельности семьи;

·   оптимизировать миграционные процессы.

Основной целью демографической политики в этот период будет создание условий для воспроизводства населения с параметрами, близкими к показателям экономически развитых европейских стран:

·   невысокая, сознательно регулируемая рождаемость;

·   низкая смертность;

·   постоянно растущая ожидаемая продолжительность жизни.

Для повышения рождаемости и укрепления семьи необходимо создать социально-экономические условия жизнедеятельности семей, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей и обеспечивающие постепенный переход от малодетной (1-2 ребенка) к многодетной (3 и более детей) семье. Для этого необходимо усовершенствовать систему государственной поддержки семей с детьми, приблизив размер пособий на детей в возрасте до трех лет к уровню, позволяющему компенсировать семье не только недополученный доход в связи с занятостью трудоспособного члена по уходу за малолетними детьми, но и дополнительные расходы в связи с рождением и воспитанием ребенка.

В целях укрепления здоровья и снижения смертности населения государственная политика в этот период должна быть ориентирована на формирование установок самосохранительного поведения и здорового образа жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности.

Это позволит не только стабилизировать показатель средней продолжительности жизни при рождении на уровне 70-72 года, но и создаст необходимые предпосылки для его дальнейшего роста.

В области внешней миграции должны быть разработаны новые механизмы, способствующие сокращению миграционного оттока и сохранению интеллектуального потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и поддержанию жизнедеятельности и социально-экономического развития регионов республики [14].

Главными направлениями социальной политики являются повышение уровня и качества жизни населения, последовательный и сбалансированный рост денежных доходов населения, сокращение малообеспеченности, приближение их параметров к уровню экономически развитых европейских государств [14].

Для реализации этих направлений требуется обеспечение роста заработной платы, пенсий и пособий, оказание адресной социальной помощи нуждающимся гражданам. Улучшение качества жизни предусматривается достичь за счет мер по укреплению здоровья населения, повышению качества медицинской помощи, развитию системы образования, улучшению условий проживания, созданию условий для массового физкультурно-оздоровительного движения и др.

Политика доходов населения в прогнозируемом периоде будет исходить из необходимости увеличения реальных денежных доходов как материальной основы повышения уровня жизни. Для ее реализации необходимо обеспечить:

·   рост реальных денежных доходов населения;

·   устранение необоснованной дифференциации по уровню доходов различных социально-экономических групп населения, в том числе и на региональном уровне;

·   опережающий рост доходов сельского населения;

·   повышение государственных минимальных социальных гарантий;

·   социальную поддержку населения, дальнейшее совершенствование адресной социальной помощи;

·   содействие развитию и росту доходов от предпринимательской деятельности;

·   сокращение уровня малообеспеченности.

Основная цель государственной политики в области оплаты труда - повышение заработной платы как основного источника доходов населения, усиление стимулирующей роли заработной платы в росте экономики страны и повышении ее конкурентоспособности.

Политика оплаты труда будет основываться на сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав субъектов хозяйствования, в реальном секторе экономики развитие коллективно-договорного регулирования заработной платы. Важнейшей функцией государства будет обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы. В сфере государственного воздействия будет обеспечиваться регулирование соотношений уровня заработной платы по сферам деятельности, специальностям, в межотраслевом и на межрегиональном уровнях [14].

Основным направлением организации оплаты труда будет работа по совершенствованию и внедрению научно обоснованных норм и нормативов затрат труда и численности работников в целях повышения эффективности и конкурентоспособности экономики.

В 2011-2015 годах предполагается обеспечить рост реальных денежных доходов и реальной средней заработной платы в 1,4 раза [14].

Одним из важнейших направлений социальной политики является сокращение уровня малообеспеченности на основе экономического роста и повышения всех видов доходов. В прогнозируемом периоде предусматривается довести долю населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума не более 10 процентов. Для этой категории населения предусматриваются социальные гарантии в системе адресной социальной помощи [14].

Существенное повышение уровня доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса населения, росту сбережений и их инвестированию в экономику, развитию сферы услуг.

Основной целью социальной защиты является обеспечение поддержки тех слоев населения, которые в силу своего социально-экономического положения не могут участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находятся в трудной жизненной ситуации, а также создание необходимых условий для повышения экономической активности населения.

Главными задачами развития системы социальной поддержки являются обеспечение государственных минимальных социальных гарантий, улучшение положения и качества жизни наименее защищенных и остронуждающихся категорий населения, наиболее полное удовлетворение их нужд и потребностей [14].

Для решения этих задач предусматривается:

·   оказание социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума;

·   повышение эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации на основе усиления принципов адресности и индивидуального подхода;

·   формирование организационных, правовых, социально-экономических условий, способствующих социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями;

·   обеспечение дополнительных гарантий социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в целях создания условий для их полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки к самостоятельной жизни в обществе;

·   усиление государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей путем содействия в решении жилищных проблем, совершенствования системы семейных пособий и льгот, а также налоговой политики;

·   совершенствование социальной работы на селе с использованием потенциала агрогородков, активное участие в решении социальных проблем одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан из отдаленных сельских населенных пунктов;

·   развитие социального обслуживания, внедрение инновационных технологий социальной работы; перенесение акцентов с количественных параметров в сторону качественных, расширение спектра социально-бытовых услуг.

Предусматривается постепенное упорядочение социальных льгот и гарантий. Предполагается большую часть льгот, предоставляемых различным категориям граждан, постепенно заменить адресными формами социальной помощи. Прежний порядок льгот сохранится для отдельных категорий населения, имеющих особые заслуги перед государством.

Основным направлением молодежной политики на 2011-2015 годы явится формирование молодого человека нового типа - с активной жизненной позицией, готового к участию в общественно-политической жизни страны. Предусматривается увеличение государственных инвестиций в обеспечение здорового образа жизни молодежи, в улучшение репродуктивного здоровья и активизацию репродуктивного поведения, обеспечение безопасного материнства. Регулирование занятости молодежи будет направлено на расширение выбора сфер приложения труда для молодых людей и их экономической самостоятельности [14].

Основной целью совершенствования пенсионной системы является последовательное повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста, а также нетрудоспособных.

Пенсионное обеспечение в стране будет строиться на основе сочетания распределительных и накопительных способов финансирования, развития многоуровневой системы страхования, сочетания обязательных и дополнительных страховых программ, персонифицированного учета застрахованных.

В прогнозном периоде предусматривается:

·   адаптация пенсионной системы к изменяющимся условиям ее функционирования;

·   укрепление страховых принципов пенсионной системы;

·   установление тесной зависимости между размером пенсии и объемом взносов, уплаченных на пенсионное страхование;

·   введение обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и некоторыми видами профессиональной деятельности;

·   максимальное использование внутренних резервов пенсионной

·   системы в целях обеспечения ее финансовой устойчивости;

·   сокращение системы пенсионных льгот;

·   стимулирование участия в программах дополнительного добровольного пенсионного страхования;

·   формирование средств на выплату пенсий за счет обязательных взносов на пенсионное страхование [14].

Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи. Повышение уровня жизни - социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

 


Заключение

 

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что государство, следуя принципам социальной политики, создавая определенные меры и нормативы, создавая условия, обеспечивающие права людей в ситуациях социальных рисков, позволяет своим гражданам ощущать себя защищенными, необходимыми, осознавать что их жизнь, качество их жизни небезразличны государству, гражданами которого они являются.

Социальная политика - важнейшая область деятельности государства на современном этапе. От решения социальных проблем зависит стабильность общества, а это является необходимой базой для эффективного развития экономики. Результативность социальной политики проверяется прежде всего уровнем и качеством жизни как всего населения, так и различных социальных групп. Уровень жизни - это фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Качество жизни - это степень развития и удовлетворения всего комплекса потребностей, необходимых для благополучия людей. В качестве критерия его оценки выступают рациональные нормы потребления, качественные различия показателей уровня жизни, удовлетворенность людей условиями труда и отдыха.

Социальная политика является важнейшим условием развития человеческого потенциала наряду, она призвана создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу и должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей, достойного уровня жизни населения.

Государство должно ставить перед собой выполнимые цели и задачи, которые оно в состоянии проводить в жизнь исходя из своего экономического положения, так как социальная и экономическая сферы тесно переплетаются друг с другом, взаимодополняют друг друга. Как экономика оказывает воздействие на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Свое влияние на экономическую сферу она оказывает путем повышения образовательного и культурного уровня человека, снижением заболеваемости, созданием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободного времени работников.

Социальная помощь оказывается отдельному человеку или категориям людей, не имеющим других источников существования. Она выплачивается независимо от уплаты взносов, носит адресный характер и может иметь как денежную, так и натуральную форму. Социальным обслуживанием охватываются члены общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации. И для их защищенности в ситуации социальных рисков им оказывается социальная помощь различных видов.

Важнейшим условием для проведения всех мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни населения, в жизнь должна стать координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи. Повышение уровня жизни - социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. Все вышеперечисленные направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики.

 


Список источников

социальный медицинский политика здоровье

1. Базылев Н.И. Макроэкономика / Н.И. Базылев. - Мн.: Современная школа, 2007. - 288 с.

2. Базылев Н.И. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Современная школа, 2008. - 640 с.

.   Базылев Н.И. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учеб. пособие для вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Современная школа, 2010. - 144 с.

.   Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. для вузов / Г.А. Василевич. - Мн.: Книжный Дом, 2010. - 768 с.

.   Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Мн.:Амалфея, 2006. - 48 с.

.   Котляр И.И. Права человека: учеб. пособие. - Брест: Издательство С. Лаврова, 1998. - 186 с.

.   Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн.: «МНО», 2001. - 150 с.

.   Макроэкономика: учебное пособие / Воробьев В.А., Бондарь А.В. - Мн.: 2006. - 543 с.

.   Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.

.   Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / В.А Воробьев. А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова и др.; под ред. В.А. Воробьева. Мн.: БГЭУ, 2009. - 270 с.

.   Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учеб. для вузов / Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, Н.Я. Кожуро и др.; под ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2010. - 442 с.

.   О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 г. // НРПА РБ. - 2008. - Номер 159. - 2/1460.

.   Об образовании: Закон Республики Беларусь от 29.10.1991 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 7.05.2007 г. // НРПА РБ. - 2007. - Номер 118. - 2/1316.

.   Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 года «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы». Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2008 г. №322 (НРПА РБ, 2008 г., №57, 5/27263); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. №693 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №121, 5/27661).

.   Холостова Е.И. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2007. - 668 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...