Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение роли медсестры в улучшении качества жизни пациентов на примере терапевтического отделения ГБУЗ ЛО «ГКМБ»




В настоящее время повышаются требования к медицинской сестре, к ее личностным и профессиональным качествам. Уровень развития медицины в настоящее время требует подготовки медсестры, обладающей профессиональными сестринскими знаниями о реакции организма на травму, в т. ч. операционную, о жизненно важных потребностях пациента и способах их удовлетворения, о возникающих при этом проблемах, профилактике инфекций, в полной мере владеющей навыками по уходу за пациентами, общением с ним и его родственниками.

Участие медсестры в лечении пациентов не менее важно, чем участие врача, так как конечный результат зависит от тщательной подготовки пациента к операции, грамотного ухода за пациентом в послеоперационном периоде и в период реабилитации. Можно хорошо сделать операцию, но не обеспечить надлежащий уход и возникнут осложнения, вплоть до потери больного.

Современная медицинская сестра перестает быть просто помощником врача, механически выполняя его назначения. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать уход, отвечающий потребностям отдельного пациента.

Сестринский процесс при СД, проводимый во время преддипломной практики.

Проблемы пациента:
А. Существующие (настоящие): жажда, полиурия, кожный зуд, сухость кожи, повышенный аппетит, потеря веса, слабость, утомляемость, снижение остроты зрения, боли в сердце, боли в нижних конечностях, необходимость постоянно соблюдать диету, необходимость постоянного введения инсулина или приема антидиабетических препаратов (манинил, диабетон, амарил и др.).
Дефицит знаний о: сущности заболевания и его причинах, диетотерапии, самопомощи при гипогликемии, уходе за ногами, расчете хлебных единиц и составлении меню, пользовании глюкометром, осложнениях сахарного диабета (комы и диабетические ангиопатии) и самопомощи при комах.
Б. Потенциальные:
Риск развития: прекоматозных и коматозных состояний, гангрены нижних конечностей, острого инфаркта миокарда, хронической почечной недостаточности, катаракты и диабетической ретинопатии с ухудшением зрения, вторичных инфекций, гнойничковых заболеваний кожи, осложнений вследствие инсулинотерапии; медленное заживление ран, в том числе и послеоперационных.
Сбор информации при первичном обследовании. Расспрос пациента о: соблюдении диеты (физиологической или диеты № 9), о режиме питания, физических нагрузках в течение дня. Сбор информации о проводимом лечении: инсулинотерапии (название инсулина, доза, длительность его действия, схема лечения), антидиабетических таблетированных препаратах (название, доза, особенности их приема, переносимость), давности исследования анализов крови и мочи на содержание глюкозы и обследования у эндокринолога; наличии у пациента глюкометра, умении им пользоваться; умении пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;умении пользоваться инсулиновым шприцом и шприц-ручкой; знании мест и техники введения инсулина, профилактики осложнений (гипогликемии и липодистрофии в местах инъекций); ведении дневника наблюдений больного сахарным диабетом; посещении в прошлом и в настоящее время "Школы диабетика"; развитии в прошлом гипогликемической и гипергликемической ком, их причинах и симптомах; умении оказывать самопомощь; наличии у пациента «Паспорта диабетика» или «Визитной карточки диабетика»;наследственной предрасположенности к сахарному диабет; сопутствующих заболеваниях (заболевания поджелудочной железы, других эндокринных органов, ожирении); жалобах пациента в момент осмотра.
Осмотр пациента: цвет, влажность кожных покровов, наличие расчесов; определение массы тела; измерение артериального давления; определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.
Сестринские вмешательства, включая работу с семьей пациента:
1. Провести беседу с пациентом и его близкими об особенностях питания в зависимости от типа сахарного диабета, режиме питания. Для пациента с сахарным диабетом 2 типа дать несколько образцов меню на сутки.
2. Убедить пациента в необходимости строю соблюдать диету, назначенную врачом.
3. Убедить пациента в необходимости физических нагрузок, рекомендованных врачом.
4. Провести беседу о причинах, сущности заболевания и его осложнениях.
5. Информировать пациента об инсулинотерапии (видах инсулина, начале и длительности его действия, связи с приемом пищи.особенностях хранения, побочных эффектах, видах инсулиновых шприцов и шприц-ручках).
6. Обеспечить своевременное введение инсулина и прием антидиабетических препаратов.
7. Контролировать:
- состояние кожных покровов;
- массу тела:
- пульс и артериальное давление;
- пульс на артерии тыла стопы;
- соблюдение диеты и режима питания; передачи пациенту от его близких;
- рекомендовать постоянный контроль содержания глюкозы в крови и моче.
8.Убедить пациента в необходимости постоянного наблюдения эндокринологом, ведении дневника наблюдения, где указываются показатели уровня глюкозы в крови, моче, уровень АД, съеденные за день продукты, получаемая терапия, изменения самочувствия.
9. Рекомендовать периодические осмотры окулиста, хирурга, кардиолога, нефролога.
10. Рекомендовать занятия в «Школе диабетика».
11. Информировать пациента о причинах и симптомах гипогликемии, коматозных состояний.
12. Убедить пациента в необходимости при незначительном ухудшении самочувствия и показателей крови сразу обращаться к эндокринологу.
13. Обучить пациента и его родственников:
- расчету хлебных единиц;
- составлению меню по количеству хлебных единиц на сутки; набору и подкожному введению инсулина инсулиновым шприцом;
- правилам ухода за ногами;
- оказывать самопомощь при гипогликемии;
- измерению артериального давления.

Сестринский процесс при сахарном диабете в терапевтическом отделении «ГКМБ» выполняется качественно и в полном объеме, нарушения мною не были замечены.

Исследование проводилось во время преддипломной практики. В нём приняли участие 15 человек пациентов терапевтического отделения в возрасте от 60 до 75 лет, из которых 10 женщин и 5 мужчин. Диетотерапию получали 10 человек (66,7%), таблетированные препараты – 9 (60%), инсулинотерапию – 6 (40%), наличие вредных привычек у 2 (13,3%) человек.

Общая характеристика группы представлена на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1

Характеристика группы испытуемых

На первом этапе изучались данные анамнеза больных, их медицинские карты. В результате этого провели отбор больных сахарным диабетом удовлетворяющих возрастным характеристикам. Из 15 отобранных больных у 9 (60%) человек сахарный диабет 1 типа и 6 (40%) человек имеют сахарный диабет 2 типа. На втором этапе проводился эксперимент, целью которого было выявить субъективную оценку пациентов своего качество жизни (Приложение 1). Этот этап проводился во время сестринского обследования пациента при помощи беседы. Третий этап проводился при помощи специального вопросника, в основу которого была положена шкальная оценка качества жизни Карновского (Приложение 2). А также пациентам было предложено пройти тесты:

-на информированность о своём заболевании, СД (Приложение 3),

- на уровень самоконтроля при СД2 (Приложение 4),

- на уровень самоконтроля при СД1 (Приложение 5),

- на информированность по поводу питания при СД2 (Приложение 6),

- на информированность по поводу питания при СД1 (Приложение 7),

- на знания по поводу инсулинотерапии (Приложение 8),

- на знания по поводу применения сахароснижающих препаратов (Приложение 9).

На втором этапе исследовательской работы проводился опрос больных СД. Мы просили пациентов оценить ответы на вопросы в бальной системе от 0 до 100, т.е. как сильно тот или иной показатель влияет на качество их жизни. 0 не влияет никак, 100 сильное влияние. Во время беседы 13 (86,7%) человек отметили, что развитие сахарного диабета привело к понижению их социальной активности, неполноценности отдыха. У 7(46,7%) человек сахарный диабет повлиял на увлечения, у 11 (73,3%) на профессиональную деятельность, 8 (53,3%) человек испытывают затруднения в ведении домашнего хозяйства, у 3 человек (20%) значительно изменились семейные взаимоотношения. Высшая оценка качества жизни была отмечена у работающего пенсионера 73 года, минимальная у пенсионерки 67 лет со множеством осложнений. У всех остальных больных наблюдалось значительное снижение качества жизни по всем остальным критериям. По субъективным оценкам больных наименьшее влияние на их качество жизни оказывала боль, показатель по группе составил 20 баллов. Наибольшие изменения отмечены в шкале физическая активность (70,5 баллов), нарушения сна (55,9 баллов), эмоциональное напряжение (49,07 баллов). Графически результаты беседы и работ с картами пациентов показаны на диаграмме 2.

Бальные оценки критериев качества жизни Диаграмма 2

Результаты тестирования таковы, что из пятнадцати тестируемых пациентов одиннадцать человек в среднем допустили двадцать процентов ошибочных ответов, тогда как остальные 4 – до сорока процентов. Подобные результаты объясняются тем, что не все посещали школы сахарного диабета, только одиннадцать человек. Практически все пациенты ожидали «скучных и нравоучительных лекций», полагали, что «школа – это всегда нечто обязательное и неинтересное» и т.д. Как правило, направляя пациента на обучение, районный эндокринолог не уточнял его целей и задач, не информировал о содержании учебной программы, ее продолжительности и т.д. Помимо этого, у троих больных отмечался взрывной характер, что приводило к конфликтным ситуациям с медицинским персоналом. После прохождения теста больные получали подробный отчет по своим результатам теста с прорабатыванием допущенных ошибок.

Таким образом, как показало наше исследование, качество жизни у больных сахарным диабетом заметно снижается. В большинстве случаев это зависит от длительности заболевания и осложнений. Наличие сахарного диабета наносит отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека начиная от психологического спокойствия, до семейных взаимоотношений физическую активность и отдых. Но помимо этого выяснилось, что у пациентов присутствует дефицит знаний о сущности заболевания и его причинах, диетотерапии, самопомощи при гипогликемии, уходе за ногами, расчете хлебных единиц и составлении меню, пользовании глюкометром, осложнениях сахарного диабета. Этот факт немало ухудшил качество жизни и состояние больных. В условиях стационара или поликлиники на медицинскую сестру накладывается немалая ответственность: донести до больных серьёзность их заболевания, побудить относиться к нему ответственно и сознательно, выполнять в полной мере указания лечащего врача и вести здоровый образ жизни.

 

 

Заключение

Сахарный диабет-серьёзная медико-социальная проблема, характеризующуюся возрастающими уровнями трудовых потерь и экономического ущерба вследствие заболеваемости, инвалидности и смертности населения, расходов государства и общества, направленных на лечение заболевания и его осложнений, требующих совершенствования и повышения эффективности системы специализированной квалифицированной помощи. И нужно заметить, что борьба с осложнениями СД зависит не только от врачей, лекарственной терапии, ответственного отношения больных к своему здоровью, но и от участия медицинских сестёр. Медицинская сестра, обладающая расширенными знаниями и опытом по ведению сестринского процесса при СД, обучению пациентов, продуктивному общению и консультированию, способна повысить качество жизни больных этим заболеванием и даже продлить им жизнь, что крайне важно. В этой дипломной работе исследовалась роль среднего медицинского персонала в повышении качества жизни болеющих сахарным диабетом, что довольно актуально в наше время и требует особого внимания.

Теоретическая часть данной работы содержит краткую характеристику заболевания СД: причины и факторы развития, профилактика, особенности течения, диагностика, осложнения.А также дано определение качества жизни больных при СД.

Целью дипломной работы являлось изучить особенности сестринской помощи больным сахарным диабетом и влияние ее на качество жизни этих больных.

В результате исследовательской работы выяснилось, что развитие СД привело к серьёзному ухудшению различных аспектов жизни пациентов(психологического, профессионального, семейного, социального и финансового, а также физического, психического и сексуального), а уровень знаний о своём заболевании у больных оказался недостаточен.

В свете изложенного, часто консультаций у лечащего врача и посещения школы диабета не всегда достаточно для полноценного усвоения больными СД необходимого объёма знаний о своей болезни, самоконтроле, самопомощи при первых признаках наступления неотложных состояний, правилах питания.

В настоящее время медицинская сестра должна использовать в своей работе принципы педагогики и психологии, уделять повышенное внимание объёму знаний больных о своем заболевании, быть бдительной. Качественное исполнение сестринского процесса, особенно тщательная работа с пациентом и его родственниками, пропаганда здорового образа жизни, мотивирование и побуждение больных соблюдать назначения и рекомендации врача, стимулирование интереса и желания к обучению в школе диабета –от этого зависит успех лечения и, в первую очередь, жизнь пациента, его качество жизни. Доказано, что не участие пациента СД в лечении приводит к психологической депрессии, уходу в болезнь, препятствует ведению полноценного образа жизни, способствуя социальной дезадаптации больных.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.