Вопрос 1. Становление и развитие ПС за рубежом.
Стр 1 из 20Следующая ⇒ По курсу «Организация психологической службы»
1. Становление и развитие ПС за рубежом. 2. Становление и развитие ПС в России. 3. Научные предпосылки становления и развития ПС. 4. Структура психологической службы. 5. Основные направления ПС. 6. Психологическое консультирование как сфера профессиональной деятельности психолога ПС. 7. Основные направления деятельности практического психолога ПС. 8. Дошкольная ПС. 9. ПС школы. 10. Основные направления деятельности ПС вуза. 11. Нормативные документы практического психолога ПС. 12. Роль психолога в организации классов профилирующего обучения. 13. Роль ПС в отборе кандидатов при приеме на работу. 14. Рекомендации по оборудованию кабинета практического психолога. 15. Метод беседы на «Телефоне Доверия». 16. Подростковый «Телефон Доверия». 17. Психологическая помощь женщинам, пережившим насилие. 18. Психологическая помощь беременным женщинам. 19. Роль практического психолога в создании благоприятного климата в коллективе. 20. Служба «Телефон Доверия» как форма работы ПС. 21. Психологические аспекты подбора персонала. 22. Психологическая помощь детям, пережившим насилие. 23. Помощь людям в особых ситуациях. 24. Роль психолога в изучении трудового коллектива. 25. Проблемы и перспективы ПС. 26. Психопрофилактическая работа психолога. 27. Виды психологической помощи и функции психолога. 28. Особенности профессиональной позиции практического психолога по отношению к клиенту.
Вопрос 1. Становление и развитие ПС за рубежом. Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю. В качестве примера познакомимся с опытом школьной психологии ряда стран.
Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться примерно с начала 1800-х годов и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. Школьная психология в США закреплена законом, предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование и главенствующей задачей — отбор детей для обучения по специальным программам. Широкая практика тестирования в американских школах, и прежде всего тестов на определение коэффициента умственной одаренности (IQ), способствовала, в частности, возникновению и развитию службы «гайденс». В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов. К концу XX века в США было издано большое количество различной литературы, посвященной проблемам школьной психологической службы. Таким образом, в хорошо организованной школьной психологической службе, первоначально предназначенной для отбора, селекции детей, все четче проявляются новые, прогрессивные тенденции, которые находят организационное воплощение и широкое практическое распространение в детской практической психологии. Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Альфреда Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894 году. В 1905 году Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине—Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 году открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба. В 1947 году в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством профессора А. Валлона. В отличие от тех задач, которые ставил перед школьной психологической службой А. Бине, А. Валлон полагал, что ее цель не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей.
Несмотря на то, что измерение и тестирование и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятельность школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную деятельность, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям. Отмечается, что тестирование не позволяет определить перспективы развития учащихся, оно дает неверные результаты при обследовании подростков из низших социальных слоев и из культурно отсталых районов. Кроме того, эта методика основной акцент делает лишь на одном виде одаренности — интеллектуальном. К концу XX века определенный опыт организации и деятельности школьной психологической службы был накоплен и в странах Восточной Европы. Здесь психологическая служба школы ставила перед собой задачи, решение которых было направлено, прежде всего, не на констатацию уровня развития учащихся с целью отбора, а на получение психологической информации об учащемся или коллективе класса с целью создания условий, стимулирующих развитие. Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы развивалась в форме психолого-педагогических районных или областных центров или консультаций. Эта служба была неотъемлемой составной частью системы народного образования и воспитания всех детей, подростков и юношества. В зависимости от уровня развития ребенка психолог давал соответствующие рекомендации:
* начать посещение школы до достижения 6-летнего возраста; » поступать в первый класс в обычные сроки; + приступить к учению в выравнивающем первом классе; » отложить поступление ребенка в школу на один год; «направить в особую школу (например, для плохо говорящих) и т. п. Родители и воспитатели детских садов могли получить конкретные рекомендации по развитию тех детей, у которых обнаружена недостаточная готовность к обучению в школе. Через год, перед самым поступлением в школу, этих детей обследовали еще раз. Опыт работы чешских и словацких специалистов показал, что приблизительно 16% детей, которые по закону должны были бы начать посещение школы, в психическом отношении оказываются еще не полностью к нему готовыми. Поэтому современная оценка психологической готовности детей к обучению в школе стала здесь одним из основных видов деятельности по предупреждению трудностей в обучении. Таким образом, психологическая служба системы народного образования в странах Восточной Европы к концу XX века занимала существенное место в деле воспитания и обучения детей, подростков и юношей. Определенной вехой в истории обсуждаемой проблемы явилась книга «Перспективы развития школьной психологии в современном мире» (ред. Р. А. Сай, Т. Окланд, 1989, с. 277), выпущенная под эгидой Международной ассоциации школьных психологов. В нашей книге дается обзор современного состояния, истории и перспектив развития школьной психологической службы как в странах с богатыми традициями в этой области (Великобритания, Франция, США, Канада, Япония и др.), так и в тех, где психологическая служба только зарождалась в конце XX века (Южная Африка, Нигерия, Иордания и др.). Это позволяет составить заинтересованному читателю целостное представление об основных тенденциях развития школьной психологической службы в современном мире, что актуально в связи интенсивным становлением этой области практической психологии в России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|