Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 12. Роль психолога в организации классов профилирующего обучения.




Актуальность психолого-педагогического сопровождения профильного обучения продиктована тем, что подростки осуществляют выбор на «кризисном перекрестке» - в момент, когда в их жизни разворачиваются три кризиса – возрастной нормативный, семейный нормативный и школьный нормативный – и изменения происходят не только в самом подростке, но и в его ближайшем социальном окружении и в социальной ситуации развития. Внимание к внутренним и внешним переломным процессам диктует необходимость направить работу на все субъекты образовательного процесса одновременно: родителей, учащихся, педагогов. Это обеспечивает целостность психолого-педагогической поддержки.

Профильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности направленная на самоопределение учащихся старших классов относительно широкой сферы последующей профессиональной деятельности и путей продолжения образования.

Психолого-педагогическая поддержка учащихся старших классов осуществляется администрацией, классным руководителем, психологом, родителями, учителями – предметниками, но на наш взгляд необходима координация всех этих специалистов отдельным человеком – тьютором.

Задачи тьютора:

- на основе личных наблюдений изучение документов ученика, его портфолио, анализировать индивидуальные особенности старшеклассников и проектировать возможную направленность его индивидуальной образовательной траектории и прогнозировать темпы и результаты ее реализации;

- мотивировать учащегося на формулирование его собственного видения пути индивидуального развития, корректируя при необходимости и свои представления, и самооценку обучающегося;

- моделировать педагогические ситуации или использовать ситуации, спонтанно возникающие в учебно-воспитательном процессе для формирования готовности обучающихся к ответственному свободному выбору индивидуальной образовательной траектории;

- координировать работу других педагогов школы и учреждений дополнительного образования, психолога, социальных педагогов, представителей фирм и учреждений социума причастных к процессу реализации индивидуальной образовательной траектории;

- оказывать помощь в разрешении проблем в обучении и межличностном общении или в составлении алгоритма для самостоятельного разрешения проблемы;

- организовывать презентацию результатов реализации индивидуальной образовательной траектории и рефлексию процесса в целом в разнообразных формах;

Цели: Создание системы психолого-педагогического сопровождения.

Задачи:

- изучить профессиональные предпочтения старшеклассников и их родителей;

- обеспечить учащимся выбор индивидуальной образовательной программы в соответствии с их склонностями и интересами;

- познакомить учащихся, родителей, педагогов с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах;

- повышение психологической компетенции учащихся, родителей, педагогов;

 

Модель психологического сопровождения предпрофильного и профильного обучения.
Направления деятельности Формы работы Целевые группы
Пропедевтическое и обучающее: Цели: - познакомить учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах; - развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения; - обучение основам выбора профессий. Программа тренинговых занятий «Выбор направления профессионального развития»; Программа тренинговых занятий «Уроки выбора профессии» Программа тренинговых занятий «Обучение жизненно важным навыкам» (например, развитие навыков принятия и исполнения решений, развитие навыков работы с информацией, развитие навыков самооценки и понимания других и пр.) Программа тренинговых занятий для родителей «Методы и приемы развития жизненно важных навыков у детей» Занятия «Уроки выбора профессии» Ролевая игра «Город мастеров» Сотрудничество с центром «Ресурс» г. Ярославля Экскурсия на биржу труда 9-е классы   7-8-е классы (по запросу классного руководителя) 5-11 классы (по запросу классного руководителя)   по запросу классных руководителей родители 1-7 классов   10-11 класс 1-4 классы (5 класс участвует в организации игры) 9-11 классы
Консультационное. Цели: - актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения; - повышение психологической компетенции; - ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации Групповые и индивидуальные консультации по результатам диагностики, по вопросам самоопределения школьников. диагностика и консультации по запросу 7-11 класс; индивидуальные и групповые консультации по организации профориентационной работы для педагогов по запросу; групповые и индивидуальные консультации для родителей.
Диагностическое: Цели: - содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей; - выработка рекомендаций по выбору элективных курсов, профиля обучения и организации образовательного процесса. Диагностика личностных особенностей, профессиональных склонностей и интересов анкетирование 7-8- 9 –е классы     анкетирование учащихся и их родителей 8-9 классы; анкетирование 10-11 классы; анкетирование педагогов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...