Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры занятий, способствующих диалогическому развитию речи




Диалогическую форму общения дети осваивают в процессе взаимодействия с более опытными носителями родного языка – взрослыми людьми. Формирование диалогической речи – важнейшая программная задача обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Среди обучающих ситуаций особое место занимают игры-инсценировки, драматизации, импровизации, сюжетно-дидактические игры; рассказы из личного опыта детей. Игры достаточно широко представлены в методической литературе. Значительно реже детям предлагают обсудить вопросы, касающиеся их житейского опыта.

Известно, что пятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети этого возраста легко подхватывают начатый разговор, спешат поделиться своими впечатлениями, в общении со взрослыми и сверстниками стремятся проявить свою осведомленность в том или ином вопросе.

Представленные ниже примеры занятий учитывают эти особенности детей. Для того чтобы ребенок начал делиться своими представлениями об окружающем его мире, ему нужна подсказка (случайно возникшая, специально заготовленная). В качестве таких подсказок можно использовать картинки (см. цветную вкладку).

Содержание картинок позволит детям в произвольной форме высказать свое мнение по интересующему воспитателя вопросу. В процессе работы педагог может что-то уточнить, подсказать дошкольнику более точное слово, восхититься сравнением, приведенным ребенком, сделать высказывание понятным и интересным для сверстников.

Картинки предназначены как для групповой, так и для индивидуальной работы с детьми 4–5 лет.

 

 

Магазин игрушек

 

Магазин игрушек

Воспитатель интересуется у детей, что они видят на картинке. (Машину, набор кубиков, медвежонка, куклу с набором вещей, игры (пазлы, настольную игру), россыпь бус для рукоделия.)

«А что бы из этих предметов вы купили? – задает педагог следующий вопрос. – А что бы выбрали в подарок приятелю (приятельнице)?» И так далее.

 

Образцы тканей

 

Образцы тканей

«На этой картинке ткани разной расцветки. Нам предстоит выбрать ткань для комплекта постельного белья, – начинает разговор педагог. – Что входит в комплект постельного белья? Итак, кто что предлагает?»

Педагог поясняет, что описать расцветку ткани очень непросто, поэтому он поможет найти нужные слова. Подсказывает, как описать ткань:

– в мелкую однотонную полоску;

– в крупные полосы разных цветов;

– в мелкую однотонную клеточку;

– в крупную красную клетку на желтом фоне (поле);

– в крупный (мелкий) горох;

– крупные цветы на белой ткани;

– мелкие беленькие цветочки на оранжевой основе.

 

Транспорт

Транспорт

Эта картинка так же, как и картинка «Образцы тканей», способствует обогащению и активизации словаря детей.

Педагог уточняет, как одним словом назвать самолет, пароход и поезд (электричку). Интересуется, кто на каком транспорте отправился бы в путешествие и почему выбор сделан в пользу того или иного транспортного средства.

Просит внимательно рассмотреть самолет, назвать его части (кабина, крылья, шасси, окна-иллюминаторы, дверь, трап) и людей, которые находятся внутри и рядом с машиной (в кабине – летчики, в дверях – стюардесса, у трапа – пассажир).

В следующий раз дети с помощью педагога рассматривают корабль, а на очередном занятии – поезд.

 

 

Магазин подарков

 

Магазин подарков

«Вы видите вещи, которые могут порадовать сестренку, маму, папу, бабушку, – начинает разговор педагог. – Какие предметы изображены на картинке? (Книга сказок, полосатые вязаные носки, флакон духов, набор цветных карандашей, шариковая ручка, коробка конфет, картина, набор слесарных инструментов, набор для вязания.) Кому что вы могли бы подарить? А что бы оставили себе и почему?»

 

Головные уборы

 

Головные уборы

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает, каким словом можно назвать все вещи, изображенные на ней. Затем интересуется, кому какой головной убор особенно понравился. При необходимости подсказывает названия головных уборов. Спрашивает, видели ли дети на ком-нибудь яркую красную шляпу, украшенную пером (мушкетерская шляпа).

«А в каком головном уборе вы бы отправились в гости зимой? Летом?..» – выясняет педагог.

 

Сумки

 

Сумки

Педагог показывает детям картинку и просит рассказать, какие сумки изображены на ней. (Женская сумочка, дорожная сумка, ранец и т. д.).

«Представьте, что мы собираемся в отпуск, – продолжает разговор воспитатель. – На какой сумке вы остановите свой выбор? Почему вы выберете именно эту сумку?

А во что лучше сложить продукты? Это очень красивая сумка. Опишите ее. Но мне кажется, что она не очень прочная, или я ошибаюсь? А удобна ли клетчатая дорожная сумка?» И так далее.

 

 

Истрать все деньги

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...