Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гендерные исследования и социальный статус




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет «ГиМУ»

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

РЕФЕРАТ

Гендерные исследования. Социальный статус женщины в российском обществе

 

 

Санкт-Петербург 2006

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

§ 1. Гендерные исследования и социальный статус

§ 2. Система ценностей российской женщины

§ 3. Экономическое и демографическое положение и семейный статус

§ 4. Профессиональный статус и образование

§ 5. Политический статус

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

 

Приступая к изложению обозначенной темы, в первую очередь, хотелось бы сразу оговориться, что эта работа не призвана отражать особенности женского положения в российском обществе с точки зрения феминистской идеологии. Особенности отечественной истории определили весьма своеобразную эволюцию социального статуса женщины: в то время как во всех зарубежных странах женщины веками добивались равноправия с мужчинами путём политических, экономических и других социальных выступлений, достигали узаконенных соглашений и гарантий, на которых строили программы дальнейшего развития, в нашей стране весь этот процесс практически никак не проявлялся в XVIII - XIX вв. (зарождение и расцвет женского движения) и не смог найти места в XX веке. Если на первом этапе причиной немногословности служили ограничения в виде замкнутой классовости общества и ограниченности женской инициативы под влиянием моральных общественных установок и строгих религиозных догматов, на протяжении тысячелетия выработавших чувство покорности и смирения, то на втором этапе произошло историческое событие, перевернувшее общественное сознание с ног на голову - октябрьская революция 1917 года провозгласила рождение не только нового государства, но и нового типа общества, в котором не было места для какой-либо несправедливости и неравенства, и женщины за короткий период приобрели специфический статус - равноправной соратницы мужчины в революционной борьбе.

Этот искусственно созданный статус поддерживался большевистской партией первоначально с целью привлечения большего числа последователей и создания сильной общественной поддержки в годы гражданской войны, и мы знаем, что женщины сыграли тогда в этом движении не последнюю роль. Впоследствии, с формированием СССР и необходимостью претворить в жизнь заявленного коммунистической партией плана строительства социализма, этот образ ещё более укрепился и стал основой новых развивающихся общественных отношений. Женщины стали равными мужчинам во всех областях: они получили доступ к тем же системам образования, спортивно-оздоровительным комплексам, культурно-досуговым мероприятиям, а, главное, оказались с мужчинами в равных трудовых и профессиональных условиях и смогли соперничать, хотя, скорее, заменять их на более высоких жизненных позициях. Такое положение дел было чрезвычайно выгодно для правящей партийной элиты, поскольку позволяло загружать полностью все рабочие кадры страны и при минимуме затрат получать максимум прибыли (напомним, что советской экономике всегда был присущ экстенсивный, а не интенсивный тип производства). Неестественным образом выровненный статус женского населения страны тщательно поддерживался советской идеологией, самыми разными способами оправдывавшей необходимость полного участия женщин в тяжёлом сельском хозяйстве, на «вредных» предприятиях, в партийных собраниях и субботниках. Для этого создавались продуманные героические образы женщин - трактористка 30-х годов Паша Ангелина, космонавт 60-х годов Валентина Терешкова и многие другие.

Подобные образцы повсеместно культивировались для всеобщего женского подражания и определяли систему ценностей советских женщин: потребность быть «наравне с мужчинами», получать высшее, чаще техническое образование, активно трудиться и делать карьеру. Традиционные для женщин «семейно-очаговые» ценности в советский исторический период канули в лету - место матери с успехом занимали многочисленные дошкольные и школьные учреждения. Таким образом, всё то, за что боролись феминистки всего мира, было весьма просто осуществлено в рамках одного государства и просуществовало почти восемьдесят лет. Но здесь очень важно отметить, что ближе к окончанию советского периода правления в числе многочисленных назревших социальных кризисов, проявлялся один существенный конфликт - разрушение большого и, возможно, наиболее ценного для общества института - семьи. Бесполое существо - женщина-работник - уже не соответствовало образу заботливой матери, ласковой жены, внимательной хозяйки, семья превращалась в фабрику для производства детей, и, конечно, больше уже не являлась самоцелью. Социальный статус женщины слился с мужским, а, значит, нарушились основополагающие общественные связи, что могло привести к разрушению всей социальной системы.

Перестройка и последовавшее образование Российской Федерации обозначили иной подход к определению и общественной структуры и места женщины в ней. Переход от командно-административной экономики к свободному, почти нерегулируемому рынку обусловил резкое изменение сущности и положения всех социальных статусов, политический и экономический кризисы, повлекшие массовое обнищание российского населения, определили единственно возможные в этих условиях поведенческие установки - установки на «выживание». В ситуации беспорядочных общественных стремлений «выжить» женщинам пришлось намного труднее, чем мужчинам: долгие годы государство заботилось о поддержании их статуса, опекало материально и морально, а при новых обстоятельствах отвернулось и заставило самостоятельно искать средства к существованию. Потерявшись на первых порах «дикой» рыночной экономики, когда единственным способом зарабатывания чаще всего оказывалось участие в криминальных организациях с присущим им «мужским лицом», женщины могли найти и нашли своё прибежище лишь в исконно женской вотчине - семейном быту. Таким образом, женский социальный статус сделал за восемьдесят лет своеобразное сальто - от домашней утвари к станкам и космическим кораблям обратно в домашнее хозяйство и материнство.

Причём сказать, что такое понижение социального статуса, а с точки зрения западных феминисток это именно понижение, российскими женщинами воспринималось негативно - нельзя. Российская женщина за десятилетия тяжелой работы, двойной занятости - и на работе и дома - устала от роли «сильной женщины», навязанной ей государством и обществом и в новых условиях, когда невероятно занять такой же достойный как при советской власти профессиональный статус, оказалась рада возможности «вспомнить» традиционные, вечные женские обязанности. Но если раньше это воспринималось как выполнение второго после рабочего долга перед государством, то теперь стало являться первичной, понятной и приемлемой для всех нормой поведения женщины, характерной для неё испокон веков. Другой вопрос, что для современной женщины смена приоритетных социальных статусов проходила очень болезненно, поскольку после разрушения всех социальных институтов в постсоветском обществе не существовало каких-либо чётко оформленных этических и моральных норм и образцов социального поведения мужчин и женщин. Понадобился полный пересмотр и понятия «социальный статус женщины» и его функциональных составляющих - прав, обязанностей, ролей.

Пересмотр этот происходит уже более десяти лет, но исследования социологов показывают, что современная российская женщина до сих пор не всегда может чётко определить своё место в социальной структуре и во многом зависит от отживших стереотипов. В большей мере это связано с историческим наследием, как экономическим, так и нравственным, ведь в отличие от зарубежных представительниц «прекрасного пола», россиянка не ставит перед собой такой ясной цели, как добиться равноправия с мужчиной или обогнать его в достижениях, она лишь хочет обозначить своё собственное место и обеспечить будущее себе и своим детям (отголоски политики «выживания»). Мы же со своей стороны можем лишь проследить за тем, какие качественные изменения происходят в жизни российских женщин, по каким причинам они происходят и какие последствия имеют. В исследовании мы будем опираться на гендерную социологическую теорию, как на основополагающее научное знание о социальных статусах мужчин и женщин в современном мире.


Гендерные исследования и социальный статус

 

Гендер (англ. gender - «пол», «род», греч. - «происхождение», «рождающий», «род») - термин появился в 60-е годы XX в., но до сих пор не является общепринятым, получив широкое распространение лишь в англоязычной социологической теории. В России появился в Москве в 1990 году и с тех пор достаточно прочно обосновался как в теоретической, так и практической социологии - взят на вооружение Госкомстатом РФ для проведения гендерной статистики.

Как для любого нового понятия для гендера не существует однозначной научной интерпретации, и разные социологи склонны давать ему различные определения:

1.    Е. Здравомыслова и А.Темкина в работе «Социальная конструкция гендера и гендерная система в России»: «Гендер - это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейные роли и репродуктивное поведение».

2.    Р. Коннелл и Дж. Лорбер рассматривают гендер как социальный институт. В этом качестве он существует ещё до рождения девочек и мальчиков и определяет социальное неравенство мужчин и женщин. Гендер «приписывает» большую значимость работе, выполняемой мужчинами, определённым образом организует сексуальную и эмоциональную жизнь.

3.    Гендер - это система культурно обусловленных правил и норм социального поведения, которые в данном обществе ожидаются от мужчин и женщин. Традиционно эти ожидания ставили мужчин в привилегированное положение.

Легко заметить, что основной аспект, на котором строится понятие гендера - это общественное разделение по признаку пола - женского или мужского, но такое разделение изучается многими науками на протяжении не одного тысячелетия, и в нашем случае можно было бы воспользоваться понятием социологии пола, как было ранее, но мы предпочтём мировоззрение гендерной социологии.

Гендерная социология - это частная социологическая теория, которая изучает процессы развития и взаимодействия мужской и женской общностей, анализирует эволюцию их социальных статусов и отношений с учётом культурных традиций и стереотипов, а также рассматривает влияние биопсихологических особенностей пола на поведение и сознание мужской и женской частей общества. Предмет гендерной социологии - социальный статус мужчин и женщин в обществе и его эволюция под влиянием конкретных условий (исторических, политических, духовных). Её объект - мужчины и женщины как две большие социально-демографические общности, различающиеся социальным статусом и ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Её методологическую базу составляет диалектический подход к изучению социального взаимодействия двух гендерных общностей (мужчин и женщин) друг с другом и с их социальным окружением. Социологический анализ проводится с изучением: 1) социогендерных отношений в конкретных исторических (экономических, политических, социальных, духовных, информационных, культурологических, правовых) условиях; 2) демографических факторов; 3) особенностей женской и мужской психологии и использованием теории ролей. В России гендерная социология существует на правах законной научной теории, входит в состав университетских дисциплин, как практическая наука имеет уже достаточно большую, но пока недостаточно востребованную эмпирическую базу данных.

От социологии пола гендерная социология отличается тем, что при учёте биологических, физиологических и психологических различий половых групп она на первый план выдвигает особенности мужской и женской социальных общностей, их социального поведения и социального статуса. Это значит, что в рамках гендерного подхода статус пола перестаёт быть аскриптивным (приписанным), а становится достигаемым посредством тех действий, которое общество налагает для получения одного их двух возможных статусов. Как верно заметила французская писательница-феминистка Симона де Бовуар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся» - особенно актуально в тех обществах, где есть возможность изменять пол не только через перемену уклада жизни и поведения, но и физиологически - путём операции.

Что касается социального статуса, которым активно оперирует гендерная социология, то он обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами, статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Нормы культуры усваиваются в процессе социализации индивида через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого: "Что позволено Юпитеру, не позволено быку". В нашем случае следует понимать, что женский и мужской статус, имея какие-то общие черты, в основе своей будут всё-таки совершенно разными, а, значит, будут заключать в себе разные права, обязанности и привилегии и требовать исполнения различных ролей. И, естественно, что если статус - это фиксированный, типичный набор конкретных действий, то совершать их будет индивид, обладающий каким-то определённым набором качеств и особенностей, необходимых для исполнения этих действий. И для гармоничного существования социальных статусов все составляющие их элементы должны быть соответствующим образом урегулированы.

Надо сказать, что соотношение социальных статусов мужчин и женщин издревле несёт в себе проблему выявления высшего-низшего положения одного из них. Так и гендерные отношения рассматриваются как социально-организованные отношения власти и неравенства, а гендерный подход - как анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. В этом подходе всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. В России эта проблема осложняется тем, что на фоне принятого во всём мире доктринального превосходства мужского социального статуса над женским, в СССР долгое время существовала система завышения значимости женского статуса, которая привела к атрофированию маскулинных черт, должных быть присущими другой половине населения и к наличию их у женщин. Советское наследие - это «сильные женщины» и «безответственные мужчины» - оно способствовало развитию «гендерного кризиса» - определило смену поло-ролевых позиций.

Поло-ролевой подход - это основа любых гендерных исследований. Ядром его являются физиологические функциональные различия двух полов: женщина - всегда мать, мужчина - всегда отец, а, значит, для женщины основная базовая роль - это роль домашней матери-хозяйки, для мужчины - роль добытчика и защитника семьи. Такие установки подтверждаются и психологическими исследованиями: в то время как преобладающей чертой женской психики является её повышенная эмоциональность, экспрессивность, помогающие лучше справляться с функциями заботы и воспитания, для мужского характера более типично преобладание интеллектуальных, инструментальных свойств, помогающих ему находить все необходимые для существования средства. И поскольку для этого ему раньше требовалось приложение больших физических усилий, которых, как правило, у женщин оказывалось неизмеримо меньше, то его роль в обществе считалась главенствующей. Такой подход определял иерархически зависимое положение женщин от мужчин в обществе на протяжении почти всей истории человечества до начала прошлого века. Промышленные революции, появление высоких технологий, позволяю-щих участвовать в производстве и без применения тяжёлой физической силы, открыли женщинам путь для самостоятельного обеспечения себя средствами к существованию и их относительную независимость от мужской части населения. Но изначальная установка на создание семьи и продолжение рода, обусловливали сохранение зависимости в те моменты, когда женщина вынуждена была уделять больше внимания воспитанию детей.

Российская проблема заключается в том, что этот механизм в советское время был нарушен: основное внимание женщины было направлено на трудовую деятельность, регулирование домашних обязанностей государство брало на себя - как деторождения, так и сферы личных отношений. Женщина стала таким же равноправным добытчиком, как и мужчина, на что последний среагировал весьма своеобразно - вместо борьбы за первенство в общественных отношениях снизил свои притязания и практически самоустранился как из профессиональной деятельности, так и семейно-бытовой области. Основной груз обязанностей лёг на плечи женщины: кроме привычных бытовых проблем ей пришлось решать задачи, свойственные для мужского социального статуса - обеспечивать семью дефицитными товарами и защищать её от всех возможных напастей, одной из которых стало такое распространённое явление как мужской алкоголизм. Эта беда российского общества ещё больше обусловила высокое положение и ответственность женского социального статуса, который уже изнемогал от большого количества возлагаемых обязанностей и практически полного отсутствия каких-либо привилегий и прав, характерных для женского статуса в других странах, особенно от отсутствия такого важного права, как права быть слабым полом. А частое несоответствие её физических и моральных качеств требованиям социальной роли порождало постоянный внутрилич-ностный конфликт, впрочем, такое же состояние соответствовало и мужскому социальному статусу.

Развал советской системы определил разрушение и всей существовавшей схемы распределения ролей в обществе. Крах государственной системы лишил поддержки женщин и их социальные статусы, крах экономической системы практически полностью уничтожил социальный статус мужчин, поскольку лишил их единственной возможности идентифицировать себя в обществе пусть не как полноправного кормильца семьи, но хотя бы частичного. В ситуации общего кризиса оставалась только одна более-менее стабильная структура, внутри которой роли всегда оставались неизменными - семья. Относительно неё и начали складываться новые социальные отношения между мужчинами и женщинами в российском обществе, причём происходило это под влиянием старых стереотипов - усвоение ролей имеет место на ранних годах жизни, а этот процесс социализации для многих осуществлялся в советское время, и, значит, в настоящем периоде происходит постоянное столкновение старых представлений о социальном статусе мужчины или женщины и представлений, сформированных уже новыми поколениями под влиянием новых проблем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...