Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система ценностей российской женщины




 

Девяностые годы XX века изображаются социологами не иначе как «возвращение» традиционной семьи с мужским главенством и женой - домашней хозяйкой. Приверженность этой модели декларировали семьи «новых богатых» и «новых бедных». Исследователи гендерных проблем рассматривали этот феномен в контексте патриархатного ренессанса, обозначившего тенденцию вытеснения женщин из публично-профессиональной сферы и распространения идеологии «естественного предназначения».

Однако это явление не столько означало переоценку ценностей, сколько было реакцией на кризис, одной из стратегий «выживания», а не развития семьи, обусловленных падением доверия к государству, разрушением социальной защиты, растерянностью и апатией, свойственных массе людей, переживающих шок перехода к новому укладу жизни. Эту картину подтверждают исследования, проведённые в начале 90-х годов среди замужних женщин России, Западной и Восточной Германии, Польши и Венгрии.

Среди опрошенных замужних женщин в России оказалось меньше всего тех, которые заявили, что профессия «очень важна для них», что «они сильно вовлечены в неё», 43 % - доля женщин, отрицательно ответивших на вопрос о том, желают ли они делать карьеру. Треть россиянок ответили, что «если муж зарабатывает достаточно», они предпочли бы не работать вообще. И наконец, в России оказалась самая высокая доля женщин, считающих: «Если муж зарабатывает достаточно, а рабочих мест мало, то жена не должна претендовать на рабочее место». Вместе с тем, 40 % опрошенных в России женщин считали, что они не достигли в профессии того, о чём мечтали, 25 % желали бы делать карьеру, 21 % - придают большое значение профессии.

Таким образом, российские женщины были достаточно последовательны в поддержке жизненной стратегии домохозяйки, но столь же определённо отстаивали идею профессионально-ориентированной женщины. Иначе говоря, выявились две группы женщин, сделавших или пытающихся сделать выбор или в пользу семьи или в пользу профессии. Попытка «сочетать» и то и другое, как кажется, удавалась россиянкам меньше, чем респонденткам из других стран: 14 % считали, что им совершенно не удаётся поддерживать баланс между семьёй и профессией (в других странах - от 0,4 - до 4 %). По результатам опроса российские женщины тяжело справляются с изменениями, происходящими в российской действительности, и конфликт между семьёй и работой у них оказался особенно острым.

В зависимости от выбора: семьи или профессии, различались и взгляды на жизнь, самооценка, отношение к переменам в обществе. Семейно-ориентированные по всем показателям социального самочувствия «превосходили» профессионально-ориентированных (табл. 1.).

 

Таблица 1. Оценка социального самочувствия: доля респонденток, удовлетворённых различными сторонами своей жизни (в % от числа ответивших)

Показатели социального самочувствия Семейно-ориент. (N = 306) Професс.-ориент. (N = 167)
Жизненные перспективы: всё развивается к лучшему 21 17
Удовлетворённость жизнью в целом: вполне удовлетворена 44 38
Удовлетворённость отношениями с супругом: вполне удовлетворена 70 50
Удовлетворённость тем, как удаётся поддерживать баланс семьи с работой: вполне удовлетворена 48 42
Удовлетворённость собой в роли матери: считаю себя хорошей матерью 59 43

 

«Отставание» профессионально- от семейно-ориентированных женщин во многом объяснялось неуверенностью в стабильности своего положения в рыночных условиях и тем противоречивым отношением, которое возникало к ним со стороны общества. Эту неуверенность они пытаются завуалировать, уделяя большое внимание семейным заботам, и такую тенденцию можно проследить в анкете о наиболее значимых ценностях (табл. 2.).


Таблица 2. Результаты ответов на вопрос о ценностях. Выбор позиции: "Очень важно для меня" (в % от числа ответивших)

Очень важно для меня Семейно-ориент. (N = 306) Професс.-ориент. (N = 167)   Очень важно для меня Семейно-ориент. (N = 306) Професс.-ориент. (N = 167)
Дети 64,6 35,2   Родина 49,2 28,4
Семья 64,3 35,1   Образование 45,0 28,0
Любовь 60,0 30,4   Самореализация 39,4 25,2
Брак 59,5 29,0   Профессия 38,0 28,7
Дружба 58,4 33,6   Традиция 37,6 22,4
Свобода 55,5 32,5   Творчество 37,3 24,2
Личная независимость 52,8 31,3   Религия 24,1 15,6

 

Декларируемая большинством женщин семейная идентичность не столько знак «традиционности», сколько стремление избежать внутреннего конфликта, чувства вины, вызванного конфронтацией с нормой семейного предназначения женщины. Такое явление получило название проблемы двойной идентичности: с одной стороны, российская женщина хочет и может заниматься профессиональной деятельностью, тем более, что эта занятость вне дома стала неотъемлемой частью типичной жизненной стратегии женщины, выработанной несколькими десятилетиями, с другой стороны, сейчас как никогда раньше от неё требуется выполнение основных обязанностей внутри семьи. И становится очевидным, что общество поставило перед женщиной почти невыполнимую задачу, потребовав «соответствия» внесемейной модели поведения одновременному сохранению вполне патриархатной системы представлений о женственности и женском предназначении, о том, что истинное призвание женщины и её «настоящая» самореализация - это семья, брак, дети, а всё остальное «от лукавого».

Общество, кажется, не дало себе труда задуматься о том, что подобное «сочетание» делает трудноразрешимой задачу формирования жизненной стратегии, поскольку, с одной стороны, с детства формирует достижительную мотивацию, а, с другой, - отчаянный страх перед наказанием за достижение личного социального успеха («это неженственно»), чувство вины за свою успешность, а в крайних случаях даже сознание греховности успеха.

Исследования второй половины 90-х годов показали, что семейно-ориентированная стратегия обеспечивает большинству женщин лишь иллюзию защищённости - и это всё в большей степени осознаётся ими самими. Не удивительно поэтому, что число домохозяек, желающих работать, с каждым годом всё больше увеличивается. Несмотря на тяготы работы «в две смены»: дома и на работе, женщины отнюдь не спешат в массовом порядке становиться домохозяйками: для большинства из них работа является ценностью и важным элементом идентичности, они привыкли также не ограничивать круг своих интересов домашними делами. С другой стороны, образ мужчины-кормильца, мужчины-«спонсора» приобретает всё большую притягательную силу, и здесь большую роль играет экономическая нестабильность, ставящая под сомнение возможность поддерживать себя и ребёнка за счёт собственных доходов. Зарождается российский институт домохозяек, который содержит в себе немало новых проблем.

В 1997 году было проведено исследование среди ста российских и ста шведских студенток в возрасте 19-25 лет (табл. 3).

 

Таблица 3. Ценности российских студенток в порядке убывания значимости (используется пятибалльная шкала)

Ценность Средний балл   Профессия 4,28
Здоровье 4,76   Деньги 4,27
Любовь 4,64   Секс 4,23
Образование 4,60   Карьера 3,96
Семья 4,58   Социальная справедливость 3,92
Самореализация 4,51   Брак 3,92
Дети 4,50   Родина 3,73
Свобода 4,47   Религия 3,06
Дружба 4,47   Участие в обществ. жизни 2,93
Безопасность 4,40   Власть 2,88
Преданность 4,33   Послушание 2,70

 

Результаты исследования показали, что в общих чертах российские девушки мало чем отличались от шведских: основные приоритеты расставлялись на личностно значимые ценности: любовь, здоровье и образование, в то время как общественно значимые оставались на нижних позициях. Молодое поколение отдало предпочтение личному успеху и оказалось не так сильно обеспокоено общественным мнением, как до них более взрослые представительницы женского пола. Придание высокой оценки образованию говорит об общей направленности девушек к профессиональному успеху, но также является отражением и той нормативно-ценностной системы, что была всегда свойственна российским женщинам - образованная и работающая женщина в России привычная для всех фигура - «культурная норма». При этом не обязательно, чтобы женщина работала по специальности или добивалась карьерного роста - гораздо важнее сам факт наличия высокого образования как залога высокой культуры общения и поведения как в обществе, так и в быту. Эта способность всегда ценилась и являлась предметом гордости советского государства, она определила получение хорошего образования женщинами как устойчивую национальную традицию.

По конфигурации наиболее значимых для российских студенток ценностей были разработаны три основные жизненные стратегии:

.   Самой распространённой оказалась индивидуалистическая, приватно-ориентированная стратегия: иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть - 96 % ответов.

.   Стратегия образованной женщины, имеющей интересную работу по специальности - 81 % респонденток согласились с таким утверждением.

.   Стратегия «быть женой состоятельного человека» - 79 % студенток избрали такой путь как возможную жизненную позицию.

Общее впечатление от проведённого опроса говорит о том, что проблема семейной или профессиональной ориентации не стоит так явно, как в первые постперестроечные годы.

Несколько устоявшаяся экономика и проведение последовательных социальных реформ, в том числе в области образования и защиты материнских прав, определили значительную независимость российской женщины в выборе стратегии и её большую склонность к самовыражению на профессиональном поприще.

Стратегия выживания в семейной сфере тоже сохранила свои позиции, но уже в несколько модернизированном стремлении занять место домохозяйки при гарантированном наличии обеспеченного мужа-добытчика, причём в этом прослеживается явное увеличение амбиций российских молодых женщин - они нацелены на занятие максимально высокого социального статуса в семейной жизни в противовес предыдущему «достаточному».

Но по сравнению со шведскими студентками, у российских следует отметить очень специфичную черту, не свойственную зарубежным женщинам: при выборе жизненной стратегии они очень зависимы от мнения родителей, которые оказывают сильную материальную и моральную поддержку и во многом определяют и манеру поведения и стиль жизни.

А это значит, что ценности подрастающего поколения ещё могут деформироваться, испытывая влияние со стороны старших наставников и внешнего окружения.

Современные исследования последних лет выявили интересное изменение, имевшее место в основных женских приоритетах: стратегия на достижение личного социального успеха остаётся всё такой же сильно мотивированной, но вектор её оказывается хаотично направленным. Всероссийское исследование «Женщина новой России: Какая она? Как живёт? К чему стремится?», проведённое в 2002 году, показало, что наиболее важной для неё ценностью является общественное признание: главное, чтобы её понимали, принимали и любили (табл. 4).

 

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: "Что для вас важнее всего?"

Иметь надёжных друзей 70,5
Добиться уважения окружающих 57,0
Встретить настоящую любовь 50,1
Честно прожить свою жизнь 48,4
Иметь свою отдельную квартиру 42,2
Создать счастливую семью 40,0
Получить хорошее образование 31,8
Заниматься любимым делом 30,3
Иметь интересную работу 29,6
Воспитать хороших детей 28,9
Жить не хуже других 26,2
Попасть в определённый круг людей 18,1
Получить престижную работу 11,5
Сделать карьеру 5,5
Иметь собственный бизнес 4,6
Побывать в разных странах 4,3

 

Но если в постсоветский период общественное одобрение вызывали озабоченность женщины домашним бытом и воспитанием детей, обслуживанием мужской потребности в уюте и отдыхе, к концу XX века более значимым считалось проявление самостоятельной активности в занятии профессиональных статусов и создании благополучной семьи, то к современному периоду в российском обществе нет какого-то однозначно одобряемого поведения женщины, как нет чёткого представления о том, какие ценности могут принести ей наиболее полное материальное и моральное удовлетворение. Сейчас в России сложилась социальная проблема ценностного ориентирования женского населения, существенной чертой которой является размытость нормативных представлений. Государство, служившее главным источником социальных норм и ценностей, «государство как воспитатель», практически самоустранилось от какого-либо нормотворчества в области общественных отношений. Другие претенденты на установление новой идеологии: православная церковь наравне с другими конфессиями и популярно-психологическая и гедонистическая тематика - не имеют большого доверия и влияния. Современная женщина в определении ценностей и направления движения предоставлена больше самой себе, поэтому и озабочена такими понятиями как дружба, уважение и любовь в большей степени, чем семья, работа и карьера, поскольку первые обладают большим одобрением при любых обстоятельствах и позволяют чувствовать себя всегда социально значимым субъектом. В то же время следует отметить, что преемственность социальных ролей из поколения в поколение позволяет женщине примерять социальные статусы, бывшие присущими предыдущим историческим периодам: в современном обществе можно обнаружить проявление всех стратегий - и семейно-ориентированных, и «охотниц за толстыми кошельками», и озабоченных профессиональной карьерой, и даже стратегии, безразличной как к семейным ценностям, так и к профессиональным. Единственное, на что нужно обратить особое внимание, так это на слабое стремление российских женщин к организации собственного бизнеса - эту ценность они признают прерогативой мужского социального статуса, также как и их безоговорочное право на властные функции. Это значит, что на данном этапе женщины всё-таки больше признают за собой естественные именно для женского пола ценности, нежели пытаются «увести» мужские.

 


§ 3. Ýêîíîìè÷åñêîå è äåìîãðàôè÷åñêîå ïîëîæåíèå è ñåìåéíûé ñòàòóñ

Экономическое положение. Проблема экономического статуса российской женщины заключается в его очень низком положении - в 1999 году ярко обозначилось явление «феминизация бедности»: в населении с доходами ниже прожиточного минимума оказалось 32 млн. человек - женщин и 24,5 млн. - мужчин. Причиной тому стало последовавшее за глубинными переменами в общественном и государственном строе резкое падение уровня жизни населения в целом, а женщин и детей - в особенности. Именно они предстали социально незащищёнными слоями после перехода к рыночной экономике. Женщины оказались за бортом социальной жизни, лишившись и рабочих мест, и государственных пособий, с ребёнком на руках и мужем, который мало чем помогает в том, чтобы накормить детей и поставить их на ноги. Добавьте к этому гендерное неравенство в заработной плате, присущее российским реалиям, и всё большую коммерциализацию учебных и медицинских учреждений, и станет ясно, что возможностей для самостоятельного повышения экономического статуса для женщин просто не существовало и маловероятно до сих пор.

Отношения собственности, заработная плата, налоги и цены ухудшают положение женщин относительно мужчин. Социальная политика, в принципе, «возвращает» в виде социальных трансфертов, то, что женщины недополучают в виде заработной платы и только. Если бы удалось подсчитать ещё и стоимость услуг, производимых в домашнем хозяйстве, то может оказаться, что общество вообще безвозмездно эксплуатирует женщин.

Демографическое положение. С 1992 года Россия вступила в полосу хронического демографического кризиса. За 1992-1997 гг. естественная убыль составила 4,2 млн. человек. Резко упала рождаемость, заметно возросла смертность, стало больше нерегистрируемых браков и внебрачных детей. Растёт число разводов и неполных семей, увеличивается количество абортов. Все эти аспекты с одной стороны, отражают, с другой стороны, отражаются на функциях женщины-матери, хранительницы семейного очага, работницы и воспитательницы детей. Отражают нестабильное в обществе положение женщины: из-за материальных проблем она не в состоянии выполнять основную функцию - деторождение, предпочитая первоначально обеспечить себе средства к существованию собственным профессиональным заработком, состоя при этом не в традиционном браке, а в гражданском. Такой семейный статус очень характерен для современной российской женщины, как и для мужчин, естественно, но создаёт проблему демографической политики государства: нормальный процесс воспроизводства населения имеет место в стабильных, узаконенных ячейках общества, в то время как в нерегистрируемых браках является не явным и нерегулируемым явлением. В то же время удручающая картина с низкой рождаемостью накладывает большую ответственность на женщину, которая изначально отвечает за эту сферу, и заставляет её принимать решение о рождении ребёнка при любых обстоятельствах, даже в случае невозможности заключения брака, откуда и происходит статистика внебрачных детей и неполных семей.

Проблема абортов и низкой рождаемости возникает и в обычных семьях. Экономическая обстановка определяет модели репродуктивного поведения супругов - решение о рождении ребёнка принимается только после рассмотрения нескольких «если»: если появится отдельная квартира, если будет достаточная сумма денег, если будет осуществляться государственная поддержка. Именно от этих «если» зависит во многом поведение женщины, хотя, конечно, не надо сбрасывать со счетов того факта, что проблемы эти должны иметь большее отношение к мужскому статусу, нежели женскому.

Гендерный показатель демографического положения - сравнительная продолжительность жизни мужчин и женщин - за последние десять лет стал явно ассиметричным в пользу женщин: к концу 1999 года - у женщин - 72,9, у мужчин - 61,3 года. Согласно демографическому прогнозу, число женщин в России к 2015 году достигнет 56 % от общей численности населения страны, т.е. женщин будет на 10 % больше мужчин, а, значит, именно на них должны быть и будут направлены основные государственные социальные реформы, именно они определят основу дальнейшего развития общества.

Семейный статус. Зеркалом демографической ситуации в стране всегда выступает семья - именно её проблемы предопределяют проблемы воспроизводства и общественного развития. Перед тем, как рассмотреть особенности семейного женского положения, приведём возможные модели сосуществования двух социальных статусов - женского и мужского, опираясь на модели гендерного разделения труда, предложенные А.А.Темкиной и А.Роткирх:

1)    Муж-добытчик, жена-домохозяйка.

2)    Семья двух работающих супругов с неполной занятостью женщины в производстве и сохранением её полной ответственности за домашнее обслуживание семьи.

3)    Двухкарьерная семья, когда государство берёт на себя функцию заботы.

4)    Двухкарьерная семья, когда забота осуществляется через рыночные механизмы.

5)    Семья, в которой мужчина и женщина принимают равное участие в оплачиваемой и домашней работе.

В нынешних российских условиях существуют только три модели: существует первая, которая всё больше сдаёт свои позиции четвёртой: даже в семьях «новых русских» женщина, так же как мужчина, заводит своё собственное дело, а половину своих обязанностей передаёт домработницам и специальным учреждениям. Существует вторая схема, как приверженность привычным, традиционным для России стереотипам женского поведения: женщина должна работать, чтобы внести свою долю в семейный доход (а он чаще всего является не дополнительным, а просто необходимым), и обязана работать дома, поскольку это является не изживающей себя российской культурной нормой. Благо другой культурной нормой является традиционная семейственность поколений: немалый вклад в домашний быт молодой семьи вносят родители, в большей степени - мать-бабушка, которая берёт на себя функцию воспитательницы-домработницы. Такое явление характерно только для российского социального статуса женщины, в других странах женщина в воспитании детей может полагаться больше на свои силы, ведь для оплаты бытовых и социальных услуг ей требуется заработать большую сумму денег.

Наконец, большое распространение начинает приобретать четвёртая модель - двухкарьерной семьи, использующей рыночные механизмы. Такое явление стало возможным из-за более-менее устоявшихся экономических и политических отношений в обществе, благодаря которым и мужчины, и женщины получили возможность поддерживать достойный уровень жизни и оплачивать необходимые услуги. Так женщина может избавить себя от половины бытовых забот при помощи современной бытовой техники, от обязанности готовить - путём посещения специализированных заведений и использования продуктов питания быстрого приготовления, которые, кстати, появились по той же причине ещё в советский период, от необходимости уделять много времени ребёнку - посредством приобретения для него абонементов на посещение культурных, досуговых и оздоровительных учреждений. Такой социальный статус в семье значительно освобождает женщину от многих достаточно тяжёлых для неё обязанностей, определяя право на занятие профессиональной деятельностью, но в то же время рождает очень сильный внутриличностный конфликт, о котором мы уже упоминали ранее. Женщина, по природе своей, являясь существом чрезвычайно чувствительным, на работе не получает эмоционального удовлетворения от приложения своих усилий в той мере, как при выполнении домашней работы по созданию уюта и комфорта, но, проводя на ней значительную часть своего времени, переносит в неё эти усилия по созданию уюта и уделяет им порой больше внимания, чем семье, а это приводит к разрыву с партнёром.

Третья и пятая модели сейчас не имеют широкого распространения. Государство просто сняло с себя обязанность заботы. При советской системе женщины были более защищены политикой, поддерживающей их занятость вне дома (детские сады и ясли, пионерские лагеря, пособия, дешёвые бытовые услуги), а также идеологической риторикой о равенстве полов. После развала СССР было зафиксировано сокращение детских учреждений почти наполовину. Бюджетное финансирование снизилось, исчезли материальные источники поддержки детских организаций, что повысило стоимость соответствующих услуг при падении семейных доходов. Семья оказалась вынужденной отказаться от пользования этими услугами, и каждодневные заботы о детях легли целиком на мать. Но следует отметить, что социальный статус женщины здесь, приобретя одну основу - обязанность в полной мере заботиться о домашнем хозяйстве, стал представляться с двух ракурсов: женщина может или занять место жены-домохозяйки, полностью загруженной семейным бытом, или может самостоятельно оплатить и построить домашний уют с помощью цивилизационных достижений. Но, если в первом случае она зависима и подчинена мужчине-кормильцу, то во втором случае при удачном профессиональном росте она может обойтись и без него (такое явление, кстати, прекрасно понимается и самими мужчинами, которые сопротивляются женской независимости, используя многочисленные каналы дискриминации).

Что касается равноправного участия мужчин и женщин в домашней и трудовой деятельности, характерного для многих европейских стран, в России такое явление маловероятно: советский мужчина в домашних делах участия практически никогда не принимал, поскольку это не вменялось в его обязанности. Социального опыта домашней работы у него нет, как нет и общественного одобрения такой формы поведения.

Итак, семейный статус российской женщины отличается весьма противоречивым строением: 1) основная позиция - женщина-домработница - выделяется как достаточно тяжёлая физическая, нравственная и психологическая нагрузка ввиду того, что долгое время не считалась и не была основной обязанностью советской женщины, но при этом основной массой женского населения всё же принимается и исполняется по нескольким причинам: под давлением общественного мнения, которое для женщины важнее, чем для мужчины, по причине экономической зависимости от мужа-добытчика и, наконец, ввиду психологической необходимости определить свою идентичность, которая для женщины всегда соотносилась с выполнением обязанностей больше бытовых, чем профессиональных. Не меньшую роль также играет и наследство советской системы: сфера домашнего хозяйства стала для женщины маленьким царством, в котором она обладает контролем и властью в большей степени, чем мужчина. И несмотря на то, что часто домашнюю работу ей приходится совмещать с трудом вне дома, эту область своего личного превосходства она отдавать не хочет и тратит огромное количество сил на то, чтобы сочетать эти две сферы. Благо в поддержку ей имеется большой накопленный опыт, ведь российская женщина уже привыкла быть сильной, а также имеется «институт бабушек», существенно облегчающий её положение. Другой вопрос что, когда женщина добивается карьерного успеха, у неё не возникает надобности в «бытовой» власти и она старается снять обязанность домработницы со своих плеч, что, естественно, не остаётся незамеченным и вызывает отрицательную реакцию, в первую очередь, со стороны мужа, особенно, если он в своей профессиональной деятельности преуспевает не так, как она.

) позиция - женщина-мать и хранительница семейного очага как среды пополнения физических и моральных сил - несколько страдает в современных условиях. Связано это, в первую очередь, с тем, что существует масса препятствий для возникновения и исполнения родительского долга: материальные проблемы ограничивают количество детей, которых семья может себе позволить, а общественные нравственные взгляды наделяют женщину высокой ответственностью не только за рождение детей, но и за их благополучное содержание (в других странах это является прерогативой мужского населения, но в нашей стране стало приемлемой нормой после развала СССР и сохраняет актуальность до сих пор). Эта ответственность вынуждает отказываться от принятия на себя роли матери, благо современная женщина качественно отличается от женщины начала прошлого столетия тем, что может самостоятельно контролировать процесс деторождения: большое число различных методов контрацепции значительно облегчило её социальный статус, дав возможность избежать возникновения нежелательных обязанностей. А уже устоявшаяся более-менее одобрительная оценка таких действий со стороны общества закрепила это право за ней.

Другая проблема этой позиции - в наличии и приложении тех моральных качеств, которыми должна обладать женщина для создания комфортной эмоциональной атмосферы в доме. Здесь большое значение имеет преемственность тех линий поведения, что были присущи предыдущим мужским и женским поколениям и которые передаются в процессе социализации в семье: семья - центр формирования гендерных отношений, через неё транслируются следующим поколениям представления женственности и мужественности, гендерные стереотипы и нормы, определяющие поведение мужчин и женщин в обществе. Для современной российской женщины это означает приверженность советской манере внутрисемейного обращения - отношение к браку как к общественному долгу, которое не предполагает большой эмоциональной отдачи. Этот порок старательно изживается российскими женщинами (особенно это явление прояв-ляется среди женщин, нацеленных на стратегию «быть женой состоятельного человека»), но периодически наталкивается на две проблемы: отсутствие хорошего образца поведения - в этом случае успех целиком зависит от развития потенциальных способностей, заложенных природой (опять же немалая ответственность самой женщины), и частое отсутствие отдачи со стороны других членов семьи - необходимого условия и самооценки, и самостимуляции женского поведения. Последнее является тяжёлым препятствием, поскольку проистекает из области сильно деформированных нормативно-ценностных установок в обществе, которые определили эмоциональную заботу о семье женской обязанностью, но не определили её права на получение материальной заботы со стороны мужа и государства, переложив это право опять же в её обязанности. Такая явная ассиметричность прав и обязанностей мужского и женского статусов поддерживают ситуацию «гендерного напряжения» и взаимного недовольства, вызывая у женщины состояние постоянного внутриличностного конфликта, который перетекает во внешний. Этот конфликт выражается в её нежелании и неспособности нести на себе весь груз и домашних, и рабочих забот, и, как следствие, в возникновении напряжённой эмоциональной обстановки в доме вместо должного спокойствия и уюта. И, конечно, такой конфликт делает весьма проблематичным исполнение женщиной роли воспитания подрастающих поколений (как в силу дефицита времени, так и недостатка моральных сил).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...