Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы изучения роли организации уголка природы в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников

 

Уголок природы – средство экологического воспитания и образования дошкольников

 


Защищено с оценкой:

«__» __________ 20__г.

____________________________

/Нефедова Л.А./

 

 

Выполнила: студентка 32 группы специальности 44.02.01

Дошкольное образование

Мухаметова Анастасия Владиславовна

Руководитель: Корзникова. Т. В.

 

 


 

 

г. Сатка,2017


Содержание

Введение  
Глава 1. Теоретические основы изучения роли организации уголка природы в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста  
1.1 Понятия экологии, экологического воспитания и образования, его особенности организации и содержание  
1.2 Уголок природы, его составляющие, польза и влияние на экологическое воспитание, и образование детей дошкольного возраста Вывод к главе 1 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение влияния уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста 2.1 Общая характеристика экспериментальной работы 2.2 Изучение сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. 2.3. Методические рекомендации по использованию уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста Вывод к главе 2 Заключение Список используемой литературы                    

 

Введение

 

Экологическое образование детей - актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое образование значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Разностороннее развитее и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью.

М.В. Лучич считает: «Убеждение человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами – воспитывать любовь к родным, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест.

Формированию любви к родному городу, селу, краю, к родине особое внимание уделяется в детских садах». [9, с.36]

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

М.М. Марковская утверждает, что познакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержаться комнатные растения и некоторые животные. [12, с.57]

В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, внимательное отношение к обитателям уголка, забота о живых существах.

Выявленная актуальность позволила сформулировать тему исследования, определить объект и предмет.

Объектом изучения в данной работе является процесс экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Предметом исследования выступает уголок природы как средство экологического воспитания и образования.

Исходя из этого, была определена цель работы: определить влияние уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Для достижения цели определены следующие задачи исследования:

1. Дать понятие экологии и экологического воспитания и образования, показать их особенности организации и содержание.

2. Дать понятие уголка природы, показать его составляющие, пользу и влияние на экологическое воспитание, и образование детей дошкольного возраста.

3. Изучить условия, созданных в ДОУ для экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста и условия, в частности, организацию уголка природы.

4. Изучить сформированность экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.

5. Дать методические рекомендации по использованию уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе систематизирован теоретический материал по вопросам экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, определено понятие «уголок природы», его составляющие, польза и влияние на экологическое воспитание, и образование детей дошкольного возраста.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что разработанные методические рекомендации по использованию уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, могут быть использованы в практической деятельности воспитателя детей дошкольного возраста по ознакомлению с миром природы.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; тестирование и педагогический эксперимент.

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения роли организации уголка природы в экологическом воспитании и образовании детей дошкольного возраста

1.1 Понятия экологии, экологического воспитания и образования, его особенности организации и содержание

Актуальным вопросом образования на современном этапе является вопрос экологического воспитания и образования детей, начиная с дошкольного возраста.

Прежде чем рассматривать вопросы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, необходимо обратиться к понятию «экология», как к науки.

Экология, согласно словарю - это раздел биологии, который изучает взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. [9]

Согласно учебному пособию Т. А. Серебряковой термин «экология» был образован от слияния двух греческих слов: «ойкос» - дом, жилище, родина и «логос» - наука, учение – и в буквальном переводе означает «наука о доме». [17,с.6]

В более общем смысле экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Экологи выделяют три группы факторов, которые определяют особенности жизни живых существ:

- абиотические (климат, почва, химический состав воды, воздуха и пр.);

- биотические (растения, животные, микроорганизмы, оказывающие влияние на существование организма);

- антропогенные (влияние человека на природу). [9]

Из этого следует, что среду обитания любого живого существа составляет все то, что его окружает и прямо или косвенно влияет на его состояние, развитие, возможность выживания и размножения. Факторы среды никогда не действуют на организм изолированно, а всегда во взаимодействии друг с другом. Именно поэтому центральным понятием в экологии является «геобиоценоз» (экосистема), отражающее связь компонентов природного сообщества.

Исследователи рассматривают геобиоценоз как сложную замкнутую экологическую систему, основные компоненты которой (абиотические факторы, растения, животные, микроорганизмы) тесно связаны друг с другом. Их жизнедеятельность создает кругооборот энергии, которая необходима для поддержания равновесия внутри экосистемы. Выпадение хоть одного звена цепи может повлечь за собой гибель всей экосистемы. Деятельность человека в природе имеет двустороннее значение: она оказывает влияние на условия жизни растений и животных, изменяет состояние экологической обстановки, в которой живут люди.

По энциклопедическому словарю экологическое воспитание – это целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. [11, с.121]

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Стержнем экологического воспитания является процесс образования у дошкольников отношения к природе через представления о различных взаимосвязях в ней: зависимости жизни растений и животных от факторов внешней среды, от трудовых усилий людей. Формирование такого рода представлений может осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. В младшем дошкольном возрасте дети могут выявлять единичные связи.

При последовательной и систематической работе в старшем дошкольном возрасте, дети могут понять связь комплекса признаков, зависимость жизни живого существа одновременно от ряда факторов (например, растению помимо воды необходимо так же тепло, свет, питательная почва; рыбки в аквариуме не могут жить в слишком холодной или горячей воде, без света, растений, корма и т.д.). Воспитатель показывает, как человек становится во многих случаях важнейшим фактором жизни живых существ.

На основе представлений о взаимосвязях в природе у детей в первые семь лет могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе:

- интерес к ее познанию;

- сочувствие живому;

- готовность сохранить или создать условия для ее существования;

- умение видеть красоту природы в разных ее проявлениях (растения, животные, пейзажи);

- желание сохранить ее для повторного восприятия.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста по содержанию шире природоохранительной работы в детском саду. Оно строится на понимании детьми зависимостей, которые существуют в природе, осознании воздействия деятельности человека на окружающую среду. Итогом воспитания является допустимый для дошкольников уровень осознанного отношения к природе, который выражается положительными эмоциональными реакциями, в проявлении сочувствия, готовности прийти на помощь нуждающимся растениям и животным.

Сущность экологического воспитания дошкольников и реализация его в детском саду, неразделимо связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Общение с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе воспитателя - обдуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения – все это способствует правильной работе и получению желаемого результата.

По мнению Светланы Николаевны Николаевой экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объекту природы. Целесообразно заниматься экологическим воспитанием детей с первых лет жизни. [9]

Экологическое воспитание включает в себя интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Все три аспекта взаимосвязаны, составляю нравственную основу, которая проявляется в поведении ребенка.

Экологическое воспитание ребенка предполагает:

1. Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

2. Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).

3. Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее).

4. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными. [13, с.116]

Осознанно правильное отношение ребенка к природе строиться на элементарных знаниях экологического характера.

Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего дошкольного возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы образовательных учреждений. Влияние дошкольного учреждения на формирование экологических знаний может оказаться решающим.

Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду.

Опыт работы многих воспитателей российских ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы.

Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия:

- создание в группе уголка живой и неживой природы;

- создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.;

- взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием;

- организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями.

Такая форма организации исследовательской и природоохранной деятельности детей решает задачу формирования у детей понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Экологическое образование в дошкольном возрасте в первую очередь направлено на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально – положительного опыта общения с природой. [15,с.14]

По С. Н. Николаевой, содержание экологического образования охватывает следующий круг знаний:

- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

- многообразие живых организмов, их экологическое единство. [15, с.16]

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Таким образом, в основе экологического образования дошкольников лежит освоение детьми знаний о различных связях и отношениях в природе. Научные исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что воспитание экологической культуры возможно лишь при условии формирования у детей представлений о растениях и животных как живых существах. Экологические представления рассматриваются исследователями не как самоцель, а как необходимое условие развития личности ребенка-дошкольника, становления у него начал экологической культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...