Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение влияния уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста
Общая характеристика методики исследования экспериментальной работы Экспериментальная работа по изучению уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста проводилась в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» г.Сатка. Цель исследования: определить влияние уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Были поставлены следующие задачи: 1. Определить уровень сформированности экологических знаний и отношений у детей средней группы. 2. Проанализировать созданную в группе эколого-развивающей среду, в частности уголок природы. 3. Анкетирование родителей с целью изучения уровня экологических знаний родителей и их детей и их важность. План констатирующего этапа эксперимента представлен в таблице 1. Таблица 1- План констатирующего этапа эксперимента
Изучение сформированности экологических знаний и отношений у детей среднего дошкольного возраста С целью изучения уровня сформированности экологических знаний и отношений у детей среднего дошкольного возраста была использована методика Т.А.Серебряковой, представленная в учебном пособии «Экологическое образование в дошкольном возрасте». Данная методика предполагает выполнение заданий, направленных на выявление уровня сформированности знаний о мире природы, на определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы и на выявление характера отношения к миру природы. Рассмотрим эту методику подробнее. 1. Задание, направленное на выявление уровня сформированности знаний о мире природы. «Когда это бывает?» Цель: выявить уровень знаний о характерных признаках сезонов года, уровень сформированности умений устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Материал: картинки с изображением сезонных явлений: дождь, снег, ручьи, яркое солнце; круги – времена года: желтый – осень, белый – зима, зеленый – весна, красный – лето. Игровая задача: взрослый предлагает ребенку выложить на кругах, символизирующих времена года, соответствующие картинки с изображением сезонных явлений. Оценка результатов: Высокий уровень – ребенок самостоятельно соотносит сезонные явления с моделью времени года (кругами определенного цвета). Средний уровень – ребенок правильно определяет сезонные явления и с помощью взрослого соотносит с моделью времени года. Низкий уровень – ребенок затрудняется в определении сезонных явлений и соотнесении с моделью времен года (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию. 2. Задание, направленное на определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы.
«Помоги цветам». Цель: выявить умения детей по уходу за растениями, умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Материал: два комнатных растения, модель «человечки настроения», инвентарь по уходу. Ход: ребенку предлагаются два комнатных растения с различными моделями «человечков настроения», ребенку необходимо определить и установить элементарные причинно-следственные связи, произвести уход. Оценка результатов: Высокий уровень – ребенок самостоятельно устанавливает элементарно-следственные связи, точно и последовательно выполняет трудовые операции по уходу за растением; эмоциональные реакции ярко выражены; от результата деятельности получает удовлетворение. Средний уровень – ребенок при помощи взрослого устанавливает элементарные причинно-следственные связи, совершает деятельность по уходу за растениями; эмоциональные реакции неустойчивы. Низкий уровень – ребенок затрудняется в установлении причинно-следственных связей; не проявляет желания участвовать с трудовой деятельности по уходу за растениями. 3. Задание, направленное на выявление характера отношения к миру природы. Рассматриваются 2 ситуации. Ситуация 1. Материал: карточки (на карточках отсутствуют изображения лиц. Дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, злость, грусть, спокойствие): 1) ребенок тащит кота за хвост; 2) ребенок кормит кота молоком; 3) ребенок топчет цветы; 4) ребенок поливает цветы; 5) ребенок стреляет из рогатки по птицам; 6) ребенок насыпает корм в кормушку для птиц; 7) ребенок замахивается на собаку палкой; 8) ребенок кормит собаку. Игровая задача: детям предлагается рассмотреть карточки и подобрать подходящую, по их мнению, модель эмоции к действиям ребенка на картинке. Вопросы детям: «Как ты думаешь, какие лица у этих ребят? Почему?». Ситуация 2. Материал: карточки (набор карточек тот, что и ситуации 1, но с изображением лиц): 1) ребенок тащит кота за хвост; 2) ребенок кормит кота молоком; 3) ребенок топчет цветы; 4) ребенок поливает цветы; 5) ребенок стреляет из рогатки по птицам; 6) ребенок насыпает корм в кормушку для птиц;
7) ребенок замахивается на собаку палкой; 8) ребенок кормит собаку. Игровая задача: детям предлагается рассмотреть карточки и ответить на вопрос: с кем из ребят ты бы хотел дружить (играть) и почему? (Мальчикам предлагаются карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки). Оценка результатов: Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к заданию, адекватно оценивает поступок ребенка на картинке и активно выражает свое отношение и переживания по поводу ситуации, изображенной на картинке. Средний уровень – ребенок заинтересован заданием, но интерес неустойчив; адекватно оценивает ситуацию на картинке, но эмоциональные реакции слабые, речевые высказывания редкие. Низкий уровень – ребенок либо индифферентен к заданию, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы. Методы: тестирование, наблюдение, беседа. Сроки эксперимента: декабрь 2016 г. В данной группе 25 детей. Для проведения опытно-экспериментальной работы было выбрано 10 детей. Каждому присвоен индивидуальный код:
На этом этапе была проведена диагностика уровня экологического воспитания и образования по следующим критериями показателям: - уровень сформированности знаний о мире природы; - уровень сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы; - уровень характера отношения к миру природы. По результатам первого задания «Когда это бывает?», направленного на уровень сформированности знаний о мире природы был выявлен уровень знаний о характерных признаках сезонов года, уровень сформированности умений устанавливать элементарные причинно-следственные связи (таблица 2). Таблица 2 Результаты опроса по уровню сформированности знаний о мире природы
Рисунок 1 – Диаграмма уровней сформированности знаний о мире природы
Вывод: после выполнения первого задания на уровень сформированности знаний о мире природы выяснилось, что у половины детей (50%) средний уровень знаний о характерных признаках сезонов года. ПРОПИСАТЬ ПОДРОБНО КАКИЕ ТРУДНОСТИ ВОЗНИКЛИ У ДЕТЕЙ По результатам второго задания «Помоги цветам», направленного на определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы были выявлены умения детей по уходу за растениями, умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи (таблица 3). Таблица 3 Результаты опроса по уровню сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы
Рисунок 2 – Диаграмма уровней сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы
Вывод: после выполнения второго задания на уровень сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы выяснилось, что у 60% детей средний уровень умений по уходу за растениями и установлению элементарных причинно-следственных связей. ПРОПИСАТЬ ПОДРОБНО КАКИЕ ТРУДНОСТИ ВОЗНИКЛИ У ДЕТЕЙ По результатам третьего задания, направленного на выявление характера отношения к миру природы были получены следующие данные (таблица 4). Таблица 4 Результаты опроса на выявление характера отношения к миру природы
Рисунок 3 – Диаграмма уровней выявления характера отношения к миру природы Вывод: после выполнения третьего задания на выявление характера отношения к миру природы выяснилось, что у 60% детей высокий уровень. ПРОПИСАТЬ ПОДРОБНО КАКИЕ ТРУДНОСТИ ВОЗНИКЛИ У ДЕТЕЙ Полученные результаты по всем заданиям сведем в таблицу 5.
Таблица 5 Результаты исследования уровня экологического воспитания и образования детей средней группы МДОУ №2. (название детского сада пишется правильно или не пишется вообще)
Общие результаты по изучению уровня сформированности экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста можно представить в виде диаграммы, отражающей процентное соотношение по уровню знаний каждого ребенка средней группы МДОУ №2. Рисунок 4 – Диаграмма исследования уровня экологического воспитания и образования детей средней группы МДОУ №2
Таким образом, анализируя результаты констатирующего этапа эксперимента, можно сделать следующие выводы: на наиболее высоком уровне у детей находятся знания на выявление характера отношения к миру природы, наибольшие трудности возникали при выполнении заданий, направленных на выявление знаний о мире природы. В группе есть уголок природы, но он находится в разрозненном виде, поэтому необходимо его интеграция и усовершенствование для достижения наиболее высокого результата. Нет результатов анализа уголка природы и анкетирования родителей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|