Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение влияния уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста

Общая характеристика методики исследования экспериментальной работы

Экспериментальная работа по изучению уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста проводилась в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №2» г.Сатка.

Цель исследования: определить влияние уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Были поставлены следующие задачи:

1. Определить уровень сформированности экологических знаний и отношений у детей средней группы.

2. Проанализировать созданную в группе эколого-развивающей среду, в частности уголок природы.

3. Анкетирование родителей с целью изучения уровня экологических знаний родителей и их детей и их важность.

План констатирующего этапа эксперимента представлен в таблице 1.

Таблица 1-

План констатирующего этапа эксперимента

№ п/п Проведенные мероприятия Цель Срок Приложение
1.1 Беседа с детьми Выявить у детей уровень интереса и имеющихся знаний о природе Декабрь 2016 Приложение 1
1.2 Анализ развивающей среды Выявить условия и наличие уголка природы, способствующие экологическому воспитанию и образованию дошкольников Декабрь 2016 Приложение 2
1.3 Диагностика «Когда это бывает?» Определить уровень сформированности знаний о мире природы Декабрь 2016 Приложение 3
1.4 Диагностика «Помоги цветам» Определить уровень сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы Декабрь 2016 Приложение 4
1.5 Диагностика отношения к миру природы Определить уровень характера отношения к миру природы Декабрь 2016 Приложение 5
1.6 Анкетирование родителей Изучить уровень экологических знаний родителей и их детей и их важность Декабрь 2016 Приложение 6

 

Изучение сформированности экологических знаний и отношений у детей среднего дошкольного возраста

С целью изучения уровня сформированности экологических знаний и отношений у детей среднего дошкольного возраста была использована методика Т.А.Серебряковой, представленная в учебном пособии «Экологическое образование в дошкольном возрасте».

Данная методика предполагает выполнение заданий, направленных на выявление уровня сформированности знаний о мире природы, на определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы и на выявление характера отношения к миру природы.

Рассмотрим эту методику подробнее.

1. Задание, направленное на выявление уровня сформированности знаний о мире природы.

«Когда это бывает?»

Цель: выявить уровень знаний о характерных признаках сезонов года, уровень сформированности умений устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Материал: картинки с изображением сезонных явлений: дождь, снег, ручьи, яркое солнце; круги – времена года: желтый – осень, белый – зима, зеленый – весна, красный – лето.

Игровая задача: взрослый предлагает ребенку выложить на кругах, символизирующих времена года, соответствующие картинки с изображением сезонных явлений.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно соотносит сезонные явления с моделью времени года (кругами определенного цвета).

Средний уровень – ребенок правильно определяет сезонные явления и с помощью взрослого соотносит с моделью времени года.

Низкий уровень – ребенок затрудняется в определении сезонных явлений и соотнесении с моделью времен года (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.

2. Задание, направленное на определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы.

«Помоги цветам».

Цель: выявить умения детей по уходу за растениями, умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

Материал: два комнатных растения, модель «человечки настроения», инвентарь по уходу.

Ход: ребенку предлагаются два комнатных растения с различными моделями «человечков настроения», ребенку необходимо определить и установить элементарные причинно-следственные связи, произвести уход.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно устанавливает элементарно-следственные связи, точно и последовательно выполняет трудовые операции по уходу за растением; эмоциональные реакции ярко выражены; от результата деятельности получает удовлетворение.

Средний уровень – ребенок при помощи взрослого устанавливает элементарные причинно-следственные связи, совершает деятельность по уходу за растениями; эмоциональные реакции неустойчивы.

Низкий уровень – ребенок затрудняется в установлении причинно-следственных связей; не проявляет желания участвовать с трудовой деятельности по уходу за растениями.

3. Задание, направленное на выявление характера отношения к миру природы.

Рассматриваются 2 ситуации.

Ситуация 1.

Материал: карточки (на карточках отсутствуют изображения лиц. Дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, злость, грусть, спокойствие):

1) ребенок тащит кота за хвост;

2) ребенок кормит кота молоком;

3) ребенок топчет цветы;

4) ребенок поливает цветы;

5) ребенок стреляет из рогатки по птицам;

6) ребенок насыпает корм в кормушку для птиц;

7) ребенок замахивается на собаку палкой;

8) ребенок кормит собаку.

Игровая задача: детям предлагается рассмотреть карточки и подобрать подходящую, по их мнению, модель эмоции к действиям ребенка на картинке.

Вопросы детям: «Как ты думаешь, какие лица у этих ребят? Почему?».

Ситуация 2.

Материал: карточки (набор карточек тот, что и ситуации 1, но с изображением лиц):

1) ребенок тащит кота за хвост;

2) ребенок кормит кота молоком;

3) ребенок топчет цветы;

4) ребенок поливает цветы;

5) ребенок стреляет из рогатки по птицам;

6) ребенок насыпает корм в кормушку для птиц;

7) ребенок замахивается на собаку палкой;

8) ребенок кормит собаку.

Игровая задача: детям предлагается рассмотреть карточки и ответить на вопрос: с кем из ребят ты бы хотел дружить (играть) и почему? (Мальчикам предлагаются карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к заданию, адекватно оценивает поступок ребенка на картинке и активно выражает свое отношение и переживания по поводу ситуации, изображенной на картинке.

Средний уровень – ребенок заинтересован заданием, но интерес неустойчив; адекватно оценивает ситуацию на картинке, но эмоциональные реакции слабые, речевые высказывания редкие.

Низкий уровень – ребенок либо индифферентен к заданию, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.

Методы: тестирование, наблюдение, беседа.

Сроки эксперимента: декабрь 2016 г.

В данной группе 25 детей.

Для проведения опытно-экспериментальной работы было выбрано 10 детей.

Каждому присвоен индивидуальный код:

Код Имя ребенка
  Б.Данил
  Т.Есения
  С.Артем
  А.Артем
  И.Алиса
  П.Кристина
  Н.Владимир
  С.Анастасия
  К.Тимофей
  Л.Михаил

 

На этом этапе была проведена диагностика уровня экологического воспитания и образования по следующим критериями показателям:

- уровень сформированности знаний о мире природы;

- уровень сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы;

- уровень характера отношения к миру природы.

По результатам первого задания «Когда это бывает?», направленного на уровень сформированности знаний о мире природы был выявлен уровень знаний о характерных признаках сезонов года, уровень сформированности умений устанавливать элементарные причинно-следственные связи (таблица 2).

Таблица 2

Результаты опроса по уровню сформированности знаний о мире природы

Ф.И. ребенка КОД РЕБЕНКА Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Б.Данил +    
Т.Есения   +  
С.Артем     +
А.Артем   +  
И.Алиса   +  
П.Кристина   +  
Н.Владимир +    
С.Анастасия     +
К.Тимофей     +
Л.Михаил   +  
ИТОГО: 2(20%) 5(50%) 3(30%)

 

Рисунок 1 – Диаграмма уровней сформированности знаний о мире природы

 

Вывод: после выполнения первого задания на уровень сформированности знаний о мире природы выяснилось, что у половины детей (50%) средний уровень знаний о характерных признаках сезонов года. ПРОПИСАТЬ ПОДРОБНО КАКИЕ ТРУДНОСТИ ВОЗНИКЛИ У ДЕТЕЙ

По результатам второго задания «Помоги цветам», направленного на определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы были выявлены умения детей по уходу за растениями, умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи (таблица 3).

Таблица 3

Результаты опроса по уровню сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы

Ф.И. ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Б.Данил +    
Т.Есения   +  
С.Артем +    
А.Артем   +  
И.Алиса   +  
П.Кристина   +  
Н.Владимир +    
С.Анастасия   +  
К.Тимофей     +
Л.Михаил   +  
ИТОГО: 3(30%) 6(60%) 1(10%)

 

Рисунок 2 – Диаграмма уровней сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы

 

Вывод: после выполнения второго задания на уровень сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы выяснилось, что у 60% детей средний уровень умений по уходу за растениями и установлению элементарных причинно-следственных связей. ПРОПИСАТЬ ПОДРОБНО КАКИЕ ТРУДНОСТИ ВОЗНИКЛИ У ДЕТЕЙ

По результатам третьего задания, направленного на выявление характера отношения к миру природы были получены следующие данные (таблица 4).

Таблица 4

Результаты опроса на выявление характера отношения к миру природы

Ф.И. ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Б.Данил +    
Т.Есения +    
С.Артем +    
А.Артем     +
И.Алиса +    
П.Кристина   +  
Н.Владимир +    
С.Анастасия   +  
К.Тимофей   +  
Л.Михаил +    
ИТОГО: 6(60%) 3(30%) 1(10%)

 

Рисунок 3 – Диаграмма уровней выявления характера отношения к миру природы

Вывод: после выполнения третьего задания на выявление характера отношения к миру природы выяснилось, что у 60% детей высокий уровень. ПРОПИСАТЬ ПОДРОБНО КАКИЕ ТРУДНОСТИ ВОЗНИКЛИ У ДЕТЕЙ

Полученные результаты по всем заданиям сведем в таблицу 5.

Таблица 5

Результаты исследования уровня экологического воспитания и образования детей средней группы МДОУ №2. (название детского сада пишется правильно или не пишется вообще)

Ф.И. ребенка Код ребенка 1 задание 2 задание 3 задание Итого
Б.Данил Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень
Т.Есения Средний уровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень
С.Артем Низкий уровень Высокий уровень Высокий уровень Средний уровень
А.Артем Средний уровень Средний уровень Низкий уровень Средний уровень
И.Алиса Средний уровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень
П.Кристина Средний уровень Средний уровень Средний уровень Средний уровень
Н.Владимир Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень
С.Анастасия Низкий уровень Средний уровень Средний уровень Средний уровень
К.Тимофей Низкий уровень Низкий уровень Средний уровень Низкий уровень
Л.Михаил Средний уровень Средний уровень Высокий уровень Средний уровень

Общие результаты по изучению уровня сформированности экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста можно представить в виде диаграммы, отражающей процентное соотношение по уровню знаний каждого ребенка средней группы МДОУ №2.

Рисунок 4 – Диаграмма исследования уровня экологического воспитания и образования детей средней группы МДОУ №2

 

Таким образом, анализируя результаты констатирующего этапа эксперимента, можно сделать следующие выводы: на наиболее высоком уровне у детей находятся знания на выявление характера отношения к миру природы, наибольшие трудности возникали при выполнении заданий, направленных на выявление знаний о мире природы. В группе есть уголок природы, но он находится в разрозненном виде, поэтому необходимо его интеграция и усовершенствование для достижения наиболее высокого результата.

Нет результатов анализа уголка природы и анкетирования родителей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...