Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по использованию уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста

Проведя исследование, было выяснено, что недостаточное содержание уголка природы в группе значительно влияет на экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста, так как уголок природы – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

В течение всего дня дети могут подходить к живым объектам, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем картинки, книги, рассказы взрослых, производят сильные впечатления.

Уголок природы имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка, помогает формировать:

- познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность;

- эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение;

- воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе);

- практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность;

- оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

В средней группе у детей сформировывают умение созидать обилие параметров и свойств предметов и их частей (обилие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. Д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, обучаются устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем либо другим признакам. Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, растет.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, метода питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (совместно с воспитателем) за жителями уголка дети овладевают несложными умениями:, поддерживать растение в чистоте, верно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Следя за растениями и животными, подмечают калоритные проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения обучаются отражать в связной, чёткой речи.

Содержание и особенности уголка природы указаны в таблице 6.

Таблица 6

Содержание уголка природы в средней группе

Содержание Характерные особенности Названия
Растения - с разной формой и величиной листьев; - с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям; - с узорчатыми опущенными листьями; - разные виды растений одного семейства; - требующие большого количества воды и поливающиеся редко. бальзамин, фикус, колеус, хлорофитум, примула, агава; бегония-рекс, аспарагус; душистая и зональная герань, виды бегоний; сансевьера
Фенологический уголок (определенное место в уголке природы, в котором содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определенных условий). - посадки; - срезанные ветки деревьев и кустарников в воде4 - букеты. лук (январь-февраль); зелень для корма животных уголка природы; фасоль, овес (март); яблони, черемухи, сирени, вербы (декабрь-февраль); осенние листья
Календарь погоды и природы - календарь наблюдения за сезонными явлениями; - дневник наблюдения за ростом и развитием живых существ картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды; рисунки детей, отражающие увиденное
Наглядно- иллюстративный материал - набор картинок с изображением животных, птиц; - книги с иллюстрациями животных, птиц; - картинки о труде взрослых в природе; - альбомы собака, кошка, корова, лошадь, заяц, лиса; голубь, воробей, утка, курица, снегирь, синица; «Времена года»
Дидактический материал - дидактические игры экологического содержания; - муляжи овощей и фруктов; «Животные», «Растения», «Птицы», «Времена года», «Оденем куклу на прогулку»
Материал для развития трудовых навыков - инвентарь; - природный и бросовый материал для конструирования из природного материала лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульвелизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.

Вывод по главе 2

Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на изучение влияния уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Для проведения экспериментальной работы была сформирована экспериментальная группа.

Цель работы заключалась в определении влияния уголка природы как средства экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Исследование проводилось по методике Т.А.Серебряковой «Экологическое образование в дошкольном возрасте», которая предполагает выполнение заданий, направленных на выявление уровня сформированности знаний о мире природы, на определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за объектами природы и на выявление характера отношения к миру природы.

Исходя из полученных результатов, были сделан вывод: в группе есть уголок природы, но он находится в разрозненном виде, поэтому необходимо его интеграция и усовершенствование для достижения наиболее высокого результата, содержание уголка природы в группе значительно влияет на экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста, так как уголок природы – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Заключение

Передача экологических знаний - это начальный этап правильного отношения к окружающему миру. Он осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы.

 

 

Список используемой литературы

1. Аветисян, Л. Природа и умственное воспитание дошкольников / Л.Аветисян // Дошкольное воспитание. -2008.- №6.- С.27- 31.

2. Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими дошкольниками // Начальная школа. / Т. А. Бабанова – 2013. - №9. – С.296

3. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. / О. М. Борковская – 2014. - №2. – С.382

4. Билева, Г. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы / Г. Билева, Л. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2008. - №10. – С.22-25.

5. Бобылева, Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания дошкольников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. Тр. / Л. Д. Бобылева – Владимир, 2011. – С.403.

6. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович.— СПб.: Изд-во «Акцидент», 2015.— 288 с.

7. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2008. – 268с.

8. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание дошкольников: Проблемы и перспективы // Начальная школа / Н. Ф. Виноградова – 2015. - № 4. – С.159

9. Вовченко. Е.А. Природа, экология. Планета Земля/ Е.А. Вовченко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maam.ru/obrazovanie/priroda.

10. Зверев, И.Д. Формирование ответственного отношения к природе / И. Д. Зверев – М: Просвещение, 2013.

11. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н. В. Коломина – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

12. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М. М. Марковская - М., 2009.

13. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении/ С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2013. – 126с.

14. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева - М., 2009.

15. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание / С. Н. Николаева - 2016.- № 2.- С. 13-20.

16. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова – М., 2013. – С. 110-155.

17. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т. А. Серебрякова – М.: Издательский центр «Академия», 2006 – 208 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...