Патриот любит свое Отечество.
6. На ______________мудреца довольно простоты. 7. Не________________человек готов к тяжелым работам. Задание 10 Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании. Обессилеть - обессилить, обледенеть - обледенить, ослабеть - ослабить, обезденежеть - обезденежить, обескроветь - обескровить, обесплодеть - обесплодить, обезножеть - обезножить. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 11 Спишите предложения, образуя от стоящих в скобках глаголов, действительное причастие настоящего времени в нужном падеже.
Задание 12 Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных и деепричастных форм.
1. Мама, уже вытеревшая всю посуду, с удивлением смотрела на меня. _____________________________________________________________________________ 2. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет. _____________________________________________________________________________3. Девочка, уже заплёвшая косу, с удивлением смотрит на брата. _____________________________________________________________________________4. А у меня всё давно уже убрато! ____________________________________________ 5. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука. _____________________________________________________________________________6. Это оказался медведь, забрёвший ночью в деревню. _____________________________________________________________________________ 7. Шум, издающий водопадом, слышен издалека. ___________________________________ 8. Если мы будем работать спустив рукава, мы не выполним государственного заказа в срок и не получим новых кредитов. _____________________________________________________________________________ Задание 13 Вставьте пропущенные наречия, подходящие по смыслу из предложенного списка.
Песня начиналась _________, будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______, а глазам - ______ от подступающих слез. То ___________ веяло степным воздухом, то _________ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались _______ песне, и это заст_ вляло петь ____________ и ________. _______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ________, ________, _______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась __________, _______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…
Слова для справок: неожиданно, певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.
Раздел 6. Синтаксические связи Синтаксическая связь – это формальные, строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, которые выявляют смысловые связи – синтаксические отношения, выраженные средствами языка.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА Для выражения синтаксических связей существуют специальные средства: 1) фор- мы слов и их взаимодействие; 2) служебные слова; 3) словорасположение; 5) интонация. ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ Общей оппозицией связей является традиционная оппозиция сочинение -подчинение. При сочинении компоненты синтаксических единиц однофункциональны, при подчинении – разнофункциональны. Дифференцирующим признаком сочинительной связи является открытость / закрытость структуры. Открытой связью соединяется неопределенное количество компонентов. Закрытой связью – при одноразовом ее применении – соединяются только два компонента. ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ К видам синтаксических связей в словосочетании относятся три основных вида связей: согласование, управление, примыкание. ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К связям, возникающим собственно в предложении и свойственным только предложению как синтаксической единице высшего уровня, относятся: 1. Связь между главными членами двусоставного предложения – подлежащим и сказуемым. Традиционно эта связь рассматривалась как согласование. В современной лингвистике связь между подлежащим и сказуемым обозначают термином координация. Координация – это взаимное соответствие форм подлежащего и сказуемого. На абстрактном уровне для главных членов не существует односторонней зависимости: личная форма глагола не зависит от именительного падежа существительного и именительный падеж не зависит от личной формы глагола. Имеет место соответствие форм: именительный падеж сочетается только с личной формой, а личная форма употребляется только в сочетании с именительным падежом. 2. Сочинительная связь синтаксически равноправных компонентов. О том, что эта связь возможна именно в предложении, свидетельствуют случаи функционирования в роли однородных разных членов предложения (ср.: *вечером и на ужасной бумаге, но Пишу тебе вечером и на ужасной бумаге). 3. Двойные связи, при которых член предложения одновременно зависит от двух других членов. Такую связь обнаруживает именная часть сказуемого, которая зависит и от подлежащего, и от глагольной связки (Ср., в предложении Небо стало чистым прилагательное согласуется с подлежащим в роде и числе, но его падеж определятся связью с глагольной связкой).
4. Детерминантная связь, при которой препозитивные члены предложения (обстоятельства, дополнения) распространяют все предложение в целом, не относясь непосредственно к какому-то одному слову. Например, Вечером нам принесли телеграмму от сына. Задание 1 Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы.
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности,..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь. Задание 2 Приведите примеры к каждой модели синтаксических отношений: 1. Определительные отношения: ПР.: студент университета 2. Объектные отношения: _________________университета 3. Обстоятельственные отношения:____________________вечером 4. Объектные отношения:__________________вечером 5. Определительные отношения___________________из соломки 6. Объектные отношения:_________________________из соломки 7. Определительные отношения:________________________наедине 8. Комплетивные отношения: ___________________________наедине 9. Обстоятельственные отношения:____________________наедине. Задание 3 Исправьте ошибки в согласовании определений в роде, числе, падеже в приведенных предложениях.
1. Можно отметить ряд особенностей и в синтаксисе поэтического языка Маяковского, связанные с общим характером стиха._____________________________________________ 2. Экзаменационная работа по литературе Петровой Зои Филипповны, окончившую курскую среднюю школу._______________________________________________________
3. Прошли годы, и перед нами предстали поколения живых Корчагиных – людей, обладающими теми же чертами, какими обладал Павка Корчагин._____________________ 5. Маяковский рассказывает о Теодоре Нетте, погибшего, защищая дипломатическую почту.________________________________________________________________________ 6. Воспитанная в таких условиях, Катерине делается душно в темном царстве Кабановых. _____________________________________________________________________________ Задание 4 Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления. 1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. __________________________________________________________________ 2. В журнале опубликована рецензия о книге. ____________________________ 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. ________________________________________________________ 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. ____________________________________________________ 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. ____________________________________________________________ 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. _____________________________ 7. Это был характерный ему почерк. _____________________________________ 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. ____________________________________________ Задание 5 Исправьте ошибки в образовании деепричастий/причастий и употреблении их в речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|