Раздел 7. Орфография и пунктуация
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Задание 1 Выполните тестовые задания.
1) Укажите слова, в которых пропущена буква о.
2) Укажите слова, в которых пропущена буква ё.
3) Укажите слова, в приставках которых пишется буква и.
4) Укажите слова, в.которых пишется буква з.
5) Укажите, в каких словах пишется разделительный ъ.
6) Укажите, в каких словах пишется непроизносимая буква т.
7) Укажите слова, в которых пропущена буква е.
8) Укажите слова, которые пишутся через дефис.
9) Укажите глаголы, в суффиксах которых пишется буква о.
10. Укажите наречия с буквой а на конце.
11. Укажите, в каких словах не пишется ь.
12. Укажите слитное написание местоимений
Задание 2 Укажите, в каких предложениях перед союзом и должна стоять запятая. 1. Воздух дышит ароматом и вся природа оживляется. 2. Он остановил её жестом и достал с высокого стола новую неразрезанную книгу. 3. Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. 4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. 5. Вот присел я у забора и стал прислушиваться. 6. В это время послышался звонок и она встала.
Задание 3 Расставьте знаки препинания там, где это необходимо.
1. Сад степь двор все было в холодной тени. 2. Не передать что я почувствовал когда увидел мое Аксаково! 3. Он работал не покладая рук. 4. Жить на земле это же какое счастье! 5. Я быть может сам хотел к вам обратиться за помощью. 6. Денщик качнувшись от удара стоял вытянувшись в струнку и виновато мигая глазами покорно ожидал дальнейшего. 7. Несмотря на приложенные усилия дописать книгу мне не удалось. 8. Весна еще не пришла но все уже бродило вокруг и где-то за склоном этого черного поля лежала холодная и ярко-румяная заря. 9. Горя бояться счастья не видать. 10. Дети старики женщины все смешалось в едином живом потоке. 11. Возбуждение старика прошло и теперь сказывалось сильное утомление язык его заплетался седая голова тряслась глаза слезились. 12. Пошли втроем Наташа Берг и Батурин. 13. Он знал многие языки а именно английский, немецкий, французский и польский. 14. Здесь некогда жил Петр Иванович известный хлебосол. 15. Каштанка потянулась зевнула и сердитая угрюмая прошлась по комнате. Раздел 8. Текст. Функциональные стили речи Задание 1 Подчеркните те части слова, которые имеют характерные признаки письменного стиля.
Вышеуказанный, наиприятнейший, хорохориться, умозаключение, ходатайствовать, констатировать, наиавторитетнейший, воззрение, невыразимый, претворение, поэтизировать, жаждать, жизнеутверждающий. Задание 2 Найдите в предложениях случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики. Исправьте предложения. 1. Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник. Он рассказывал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их - дело безнадежное. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. В портфелях творческих объединений нашей киностудии немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. Но чего явно не хватает в киноассортименте студии - это въедливых комедий и жизнерадостных веселых музыкальных лент. ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Задание 3 Придумайте и запишите по 2 предложения в разных стилях речи. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4 Определите, к какому стилю речи можно отнести каждый из приведенных ниже текстов.
Задание 5 Произведите комплексный анализ текста. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте орфограммы. Отрывок из публицистического выступления Антуана де Сент-Экзюпери. ...Чего не хватает нам? Казалось чтобы во…величить нас, достаточно нас одеть, нак…рмить удовлетв…рить все наши потребности. И понемногу из нас лепили у…кого спец…алиста лишенного всякой внутренней жизни. Вы мне возразите: «Нас учат, просвещают, больше чем когда-либо обогащают всеми завоеваниями разума». Но до чего жалкое пре…ставление о культуре духа у того кто полагает буд(то) она зижд…тся на знании формул, на запом…нании достигнутых результатов. Самый посредстве…ый ученик политехнической школы знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль, Ньютон. Но никогда ему в голову не пр…дет такой поворот мысли что приходили в голову Декарту, Паскалю и Ньютону. Ибо у тех сначала воспитывали душу... Ньютон это прежде всего человек. Он стал зеркалом Вселенной: слушал как говорят на одном языке зрелое яблоко падающее в саду и звезды июльской ночью. Для него наука была жизнью.
1. Определите тему, основную мысль текста. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие особенности служат доказательством того, что данный текст публицистического стиля? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Определите тип текста________________________________________________________ 4. Какова стилистическая окраска слов зиждиться, ибо? Подберите к ним синонимы – стилистически нейтральные слова______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Найдите в тексте предложение с деепричастным оборотом, выпишите его и произведите синтаксический разбор. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении?____________________________________________________________________ 7. Составьте схему сложного предложения с несколькими придаточными.
Задание 6 Развить мысль о своей профессиональной деятельности: Сегодня трудно поверить, что было время, когда…___________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основные источники: 1. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник / Н.В. Кузнецова. – 3-е изд. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 368 с. 2. Русский язык и культура речи: учебник для вузов ссузов / А.И. Дунаев, В.Д. Черняк. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 493 с.
Дополнительные источники:
1. Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студентов СПО / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева, – М.: Академия, 2005. – 320 с. 2. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников / Р.П.Андреева. – СПб.: ИД «Литера», 2005. – 480 с. 3. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Патюшева. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 458 с. 4. Большой словарь иностранных слов / Составитель А.Ю.Москвин. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 816 с. 5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов /Л.П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с. 6. Новый краткий словарь иностранных слов / Ответственный редактор Н.М. Семенова. – 2-е издание – М.: Русский язык – Медиа, 2007. – 795 с. 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под общей редакцией проф. Л.И. Скворцова. – 24-е издание, исправленное. – М.: ОНИКС XXI век, 2004. – 896 с. 8. Орфографический словарь русского языка/Под редакцией С.Г. Бархударова. – М.: «Издательство ОНИКС», 2009. – 445 с. 9. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / Автор – составитель О.А. Михайлова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2005. – 416 с. 10. Семушкина Л.Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник / Л.Н. Семушкина. – 2-е издание – М.: Айрис-пресс, 2007. – 352 с. 11. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л.М.Баш [и др.] – Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Цитадель-Трейд, 2009. – 959 с. 12. Словообразовательный словарь русского языка / Автор – составитель А.В.Семенов. – М.: ЮНВЕС, 2005. – 704 с. 13. Культура речи: сборник практических заданий. Режим доступа: http: // www. pandia.ru / text / 77 / 196 / 45505.php 14. Г.К.Трофимова Русский язык и культура речи. Курс лекций. Режим доступа: http: // litirus.ru / lektsii / kurs-lektsiy – russkiy – yazyiki – kultura – rechi.tmt
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|