Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пропагандистское направление революционного народничества,идеологом которого был П. Л. Лавров.




Лавров Петр Лаврович (1823-1900 гг. ) происходил из состоятельной дворянской семьи, получил домашнее образование. В 19 лет окончил Петербургское артиллерийское училище. В 1844, после окончания высших офицерских классов, оставлен при училище преподавателем математических наук. В 1858 произведен в полковники и стал профессором математики. Публиковал работы по широкому кругу вопросов: философия, социология, искусство, литература, народное образование. В 60-е годы принимал активное участие в общественной жизни: поддерживал студенческое движение, сблизился с тайным обществом «Земля и воля». В 1866 арестован и отправлен в ссылку в Вологодскую губернию. В 1870. бежал за границу, в Париж. Был участником Парижской коммуны. Из Парижа направился в Лондон, где вступил в I Интернационал. С 1873 по 1877 Лавров выпускал в Цюрихе журнал «Вперед», а затем газету с тем же названием. В 1882 организовал в Париже «Красный Крест Народной Воли», за что был выслан из Франции. Однако уже в следующем году ему разрешили вернуться, и он прожил в Париже со своей семьей до конца жизни.

Основные произведения: «Исторические письма», «Очерки вопросов практической философии», «Государственный элемент в будущем обществе» и др.

На формирование философских взглядов П. Лаврова оказали влияние идеи О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса.

Основная идея. Главным движущим фактором развития цивилизации Лавров считал силу научных знаний, а носителями этих знаний, по его мнению, являлись «критически мыслящие личности» (интеллигенция) – главная преобразующая сила в обществе. Он доказывал, что поскольку «цивилизованное русское меньшинство» (интеллигенция) было обязано народу своим «освобождением от физического труда» во имя умственного совершенствования, то оно должно отдать народу свой долг – просвещая и обучая его, пропагандируя идеи социального равенства и готовя народ к революции. Но П. Л. Лавров считал, что сама интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать пропагандисткою работу в народе. Момент готовности народа к революции «должно указать само течение «исторических событий».

После победы революцииобразуется народная федерация «русских революционных общин и артелей». Новая власть возьмет в свои руки «общественное достояние», организует «общественный труд на общую пользу», станет стражем «против собственных своих членов, которые захотели бы внести в новый строй привычки и влечения старого прядка».

Заговорщическое направление революционного народничества – крайне радикальное течение, идеологом которого был П. Н. Ткачев

Ткачев Петр Никитич (1844-1885 гг. ). Из мелкопоместной дворянской семьи. Обучался дома, затем в гимназии. В 1861 поступил на юридический факультет Петербургского университета, в том же году был арестован за участие в студенческих волнениях, но через месяц освобожден. В 1862 вторично арестован и за найденные при обыске прокламации приговорен к 3 месяцем крепости. В 1868 сдал экстерном экзамены за полный университетский курс и получил степень кандидата права. В 1869 принимает участие в студенческом движении, арестован и приговорен к тюремному заключению. По отбытии наказания, выслан в Псковскую губернию (в имение матери), откуда в 1873 бежал за границу, поселился в Женеве, где издавал журнал «Набат», выходивший с перерывами до 1881. В 1882 г., когда Ткачев находился в Париже, у него обнаружили психическое заболевание, и остаток жизни он провел в парижском приюте для душевнобольных, где и умер в 1885.

Основные произведения: «Открытое письмо господину Фридриху Энгельсу» и ряд статей в журнале «Набат».

Основная идея. П. Ткачев считал, что при «диком невежестве» и «рабских консервативных инстинктах» народа ни пропаганда, ни агитация не вызовут крестьянского восстания. Народ может быть использован только как разрушительная сила в руках «революционного меньшинства» (строго законспирированная организация революционеров), которое должно захватить власть, создать «революционное государство» и положить начало «новому разумному порядку». Ткачев доказывал, что немедленной революции в России благоприятствуют следующие факторы: отсутствие экономически мощного капитала, общинное землевладение, делающее русский народ «коммунистом по инстинкту»; призрачность силы русского государства, т. к. оно не имеет надежной опоры ни в одном сословии общества.

Результат революции - государство, которое осуществит «социальную революцию с помощью реформ в области экономических, социальных и юридических отношений общества». Необходимо преобразовать русскую общину в общину-коммуну, постепенно ввести новые общественные учреждения, экспроприировать частную собственность и передать ее в общее пользование, развить общинное самоуправление и затем также постепенно упразднить принудительные функции государства.

В отличие от Лаврова он считал, что воспитательную работу надо проводить после переворота, так как пропаганда уместна, когда власть будет находиться в руках революционной партии, не останавливающейся перед диктаторскими средствами. Сторонников в революционной среде Ткачев (по прозвищу «русский якобинец») имел мало.

 

Бунтарское направление революционного народничества, идеологом которого был М. А. Бакунин – один из видных теоретиков анархизма

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876 гг. ). Родился в дворянской семье и был воспитан в духе преданности царю и религии. Учился в Михайловском артиллерийском училище в Петербурге (1828-1834). Служил в артиллерийских частях в Минской и Гродненской губерниях. С 1836 в отставке, поселился в Москве. В 1840 выехал в Германию, слушал лекции в Берлинском университете. С 1843 - в Швейцарии, затем в Париже (где познакомился с П. Прудоном), установил контакты с польскими эмигрантами, с помощью которых надеялся устроить революционные выступления в России. В 1847 по требованию российского правительства выслан из Франции. В 1848 – один из руководителей Пражского восстания и восстания в Дрездене 1849. Арестован, находился в тюрьмах Саксонии, Австрии, везде был приговорен к смертной казни, помилован и наконец, в 1851 передан российским властям. Содержался в Петропавловской, Шлиссельбургской крепости. В 1857 сослан в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и Америку в Лондон. Сотрудничал в газете «Колокол», поддержал Польское восстание 1863-1864, вступил в 1 Интернационал, откуда был в 1872 г. исключен как основатель анархической организации «Альянс» и за личный проступок (не осуществил перевод «Капитала» К. Маркса, истратил полученный за него аванс). Жил в Италии, затем в Швейцарии. Умер в Берне.

Основные произведения: «Государственность и анархия», «Кнуто-германская империя», «Федерализм, социализм и антитеологизм».

Основная идея. М. Бакунин считал, что русский крестьянин является бунтарем и прирожденным социалистом, а потому учить его бунту не следует, нужно лишь призвать к бунту. Революционер должен сыграть роль искры, объединяющей разрозненные восстания (бунты) «во всеобщий бунт», с целью ликвидации существующего государства и недопущения создания нового. Конечно задача подобного бунта – социальная революция и разрушение государства, основная цель революции – уничтожение неравенства между людьми. В результате социальной революции создается новый строй - «свободная федерация рабочих ассоциаций – земледельческих и фабрично-ремесленных», прообразом которых являлась крестьянская община. Бакунин сформулировал принципы безгосударственного (анархического) общества: анархический федерализм, суд осуществляется народным собранием, действует обычное право, отсутствует армия (ее заменяет милиция – вооруженный народ) и чиновники, а также присутствуют коллективная собственность, обязательность труда, свобода мысли, слова, совести, собраний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...