Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

43 М. М. Сперанский о государстве и праве.




43 М. М. Сперанский о государстве и праве.


. Либеральные политико-правовые идеи М. М. Сперанского

Сперанский (Третьяков) Михаил Михайлович (1772-1839 гг. ) родился в семье младшего духовного чина, окончил Владимиро-Суздальскую духовную семинарию с присвоением ему «прозвания» Сперанский (от лат. speranto – надежда) и был направлен как лучший ученик в Петербургскую духовную семинарию. В 1792 г., окончив курс, был оставлен там для преподавания математики, физики, красноречия и философии. В 23 года стал ректором, но в поисках дополнительного заработка поступил секретарем к генерал-губернатору А. Б. Куракину, который, заметив незаурядные способности юного секретаря, рекомендовал его на государственную службу. Вскоре Сперанский стал сотрудником Министерства внутренних дел, а в 1808 - доверенным лицом императора. Интриги завистников, недовольство его реформаторской деятельностью стали причиной отставки Сперанского и ссылки его в марте 1812 г. сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь. Однако в 1816 г. его назначают Пензенским губернатором, в 1819 - сибирским генерал-губернатором. В марте 1821 г. возвращен в Петербург и назначен членом Государственного совета. В 1826 г. входил в состав Верховного уголовного суда по делу декабристов. Принимал участие в работе секретных комитетов по крестьянскому вопросу. С 1826 г. Сперанский возглавил работу по кодификации законов. Читал курс юриспруденции будущему императору Александру П. В 1839 г. возведен в графское достоинство.

Основные произведения: Полное собрание законов Российской Империи в 45 томах, Свод законов Российской империи в 15 томах. Множество записок: «Об основных законах», «Об устройстве правительственных и судебных учреждений», «О крепостных людях» и др.

В 1809 г. Сперанский представил проект государственного преобразования России. В целом план Сперанского и программа его реформ были пронизаны духом либерализма, идеями французских просветителей. В проекте предусматривалось: деление общества на три сословия («состояния») – дворянство, «среднее состояние» и «народ рабочий», осуществление принципа разделения власти (законодательная, исполнительная и судебная), создание Государственного совета (создан в начале 1810 г. ) и Государственной думы (создана только в 1906), расширение гражданских и политических прав. Однако в целом идеи проекта не нашли своей реализации.

Государство.

Происхождение государства. Будучи человеком глубоко верующим, М. М. Сперанский договорную теорию происхождения государства воспринял в теологическом ключе, считая, что заключение общественного договора является реализацией воли Бога. Государство в его понимании – это общественный союз, который возник, чтобы обеспечить «свое каждому», это надклассовая организация, созданная для «пользы и безопасности людей», подвластных закону.

Форма государства. Сперанский считал, что государственный строй современной ему России - деспотия, не ограниченная законами, и несовершенство подобного государства может быть исправлено посредством осторожных и постепенных преобразований. Результатом реформ будет переход к «истинной монархии». Если же реформы не будут осуществлены, то неизбежно произойдет переход к республике революционным путем, где «необузданная вольность и безначалие представляется единым средством к свободе». Истинная монархия или конституционная монархия, подчиненная закону, представлена в его проектах государственного преобразования и базируется на принципе разделения власти.

Разделение власти. Сперанский, в развитие идей Ш. Монтескьё, предложил традиционную схему разделения государственной власти на три ветви дополнить (применительно к России) отдельным органом – Государственным советом. Его задачей являлась бы координация действий всех трех ветвей власти и обеспечение, таким образом, их эффективное взаимодействие.

Законодательная власть в стране осуществляется двухпалатной государственной думой, избираемой думами губернскими. Она обсуждает и принимает законы.

Во главе исполнительной власти – монарх, а непосредственное управление страной осуществляется министерствами, ответственными перед Государственной думой.

Судебная власть представлялась Сперанским в виде следующей системы судов: губернские, волостные и окружные суды, а также Верховный суд (члены суда – сенаторы). Высшая апелляционная инстанция - Сенат, назначаемый императором их числа кандидатов, рекомендованных губернскими думами.

Государственный совет заседает под председательством монарха и состоит частично из лиц назначаемых царем, а частично избираемых. Совет рассматривает законопроекты и ежегодный бюджет государства, заслушивает отчеты министерств.

Право. Источником права по Сперанскому является польза и безопасность людей. Право он считал фундаментальной социальной ценностью, основой и обязательным условием человеческой свободы. Большую роль в духовно-нравственном воспитании народа, по его мнению, должна играть и религия. Именно формирование нравственного и просвещенного сознания народа лежит в основе создания правового государства, построенного на принципе уважения всех членов общества к закону.

Сперанский предлагал произвести правовое оформление прав и обязанностей сословий: дворянство должно иметь политические права (включающие право избирать и быть избранными) и гражданские права («безопасность лица и имущества»); среднее сословие (владельцы любых форм недвижимости) – гражданские права, политические же в зависимости от размера собственности, а рабочий народ (крепостные крестьяне, рабочие, прислуга) он наделял только гражданскими правами.

Крепостное правоСперанский не только критиковал, но и считал необходимым его поэтапную отмену: вначале ограничить повинности крестьян, затем произвести личное их освобождение, оставив за помещиками землю с предоставлением крестьянам права ее приобретения.

М. М. Сперанский придавал большое значение систематизации и обновлению законодательства. Под его руководством подготовлено Полное собрание и Свод законов Российской Империи, просуществовавшее до октября 1917 г. Одной из причин создания Полного собрания явилась необходимость привести в систему огромный правовой материал (общее количество законодательных актов и правительственных распоряжений превышало 53 тыс. ), накопившийся почти за два столетия. Полное собрание законов представляло собой хронологическое собрание русских законов и подзаконных актов, начиная с Соборного уложения 1649 г. и заканчивая манифестом о вступлении на престол Николая I. В свою очередь, Свод включал в себя только действующие законы, систематизированные не по хронологическому, а по предметному принципу. В него вошли тексты около 36 тыс. нормативных актов и извлечений из них.

· 45 Западники и славянофилы о государстве и праве.

· ля западников характерны идеи либерализма, то есть свободы личности, ее первичность перед государством.

· Для славянофилов главное – государство, а личность должна служить общей идеи. Личность монарха и его статус. Среди западников было два взгляда на монарха в империи: его либо стоит убрать (республиканская форма правления), либо ограничить (конституционная и парламентская монархия).

·

· 46Политические и правовые идеи русских революционных народников 60-70гг. XIX (М. Бакунин, П. Лавров, П. Ткачев).

Главным направлением демократического движения пореформенной России становится народничество, идеологи которого считали, что интеллигенция в долгу перед народом и поэтому должна посвятить себя избавлению его от гнета самодержавия.

Народничество –идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины XIX в.

Указанная доктрина сводилась к трем основным положениям:

капитализм в России - явление регрессивное, угрожающее направить русский народ (при этом под народом понималось исключительно крестьянство) на путь пролетаризации по образцу западноевропейских стран;

самобытность русского экономического строя, особенно крестьянского уклада с его общиной, может способствовать переходу России непосредственно к социализму;

особая роль интеллигенции как основного фактора общественного прогресса.

В рамках народничества существовало два течения: умеренное (либеральное) и радикальное (революционное).

Либеральное народничество – идейное течение в среде либеральной интеллигенции, выступавшей за осуществление социальных, политических и экономических преобразований посредством реформ.

Революционное народничество – идейное течение в среде радикальной интеллигенции, представители которого выступали против капиталистического пути развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции.

На рубеже 1860-70-х г. окончательно сложились три направления революционного народничества: пропагандистское (умеренное), заговорщицкое и бунтарское.

Общим в их учениях было: неприемлемость абсолютной монархии, помещичьего землевладения, убеждение в необходимости революционной борьбы против существующих порядков, преданность интересам крестьян. Но существовали и различия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...