Деконструктивизм в градостроительстве
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание 1. Появление и становление деконструктивизма 1.1. Причины возникновения деконструктивизма стр.3 1.2. Философия деконструктивизма стр.3 1.3. Деконструктивизм в градостроительстве стр.4 1.4. Различие между деконструктивизмом и авангардистскими стр.5 течениями начала ХХ века
2. Архитекторы-деконструктивисты и их методы формообразования стр.5
2.1 Американская школа 2.1.1 Питер Эйзенман стр.6 2.1.2 Даниэль Либескинд стр.9 2.1.3 Бернард Чуми стр.10 2.1.4 Джон Хейдук стр.12
2.2 Японский архитектор Хироми Фуджи стр.13
2.3 Европейская школа, бюро «ОМА» стр.13 2.3.1 Рем Кулхаас стр.13 2.3.2. Заха Хадид стр.14
3. Отход от деконструктивизма, его влияние на современную архитектуру. стр.15 4. Список литературы стр.17
Появление и становление деконструктивизма Причины возникновения деконструктивизма К концу XX века становилось все более очевидным, что архитектуре, если она стремится соответствовать цивилизационному процессу и одновременно оставаться человечной, придется удерживать равновесие между двумя весьма различными тенденциями: сознательным культивированием традиционных архетипов и перманентным экспериментом в области внеисторических, инновационных формальных построений, родившихся в авангардных прозрениях начала столетия и достигших небывалой остроты в последние два десятилетия. Драматическим событием архитектурного процесса XX века был декларированный в 70-е годы постмодернистами бунтарский отказ от догматов модернизма, эстетика и идеология которого, рожденная энергетикой авангардного поиска начала века, к 60-м годам уже утратила силу воздействия. Немецкий критик Вольфганг Эмсонейт в 1994 году высказал предположение, что «постмодернизм, пробужденный к жизни отчаянной скукой функционализма... это только одно из многих «оживляющих» действий, выражающих стремление к открытию заново эмоциональных ценностей... С позиции сегодняшнего дня постмодернизм 70-х может быть рассмотрен как манифестация процесса самоопределения самого «современного движения», как особо эффектная попытка модернизма вывести самого себя из кризисного положения с помощью контринновации - радикальной отмены своих же инновационных принципов и обращения к истории. Однако это постмодернистское путешествие в историю уже через десять лет привело обратно к исходной точке - к точке уже пережитого глобального конфликта со стилями прошлого, происходившего в начале века, и значит, снова к истокам классического модернизма. Другими словами, деконструктивизм 80-х, выступающий как реприза конструктивизма, как своего рода негативная утопия, есть переоткрытие модернизма и тем самым есть конец цикла». Деконструктивизм 80-х особый тип мышления, вырабатывающий стратегию кардинального пересмотра философской концепции архитектуры.
Говоря о предшественниках деконструктивизма, нельзя не упомянуть о наследии русского авангарда и его ярких представителей, теоретические записи, живопись, графические работы, футуристические и осуществленные проекты которых оказали огромное влияние на развитие мировой архитектуры XX века. Современный Деконструктивизм, как продолжение раннего романтического периода советского конструктивизма на новом витке развития архитектуры, безусловно, заслуживает внимания и изучения. Живопись в начале прошлого века была своеобразной лабораторией архитектуры - это общепризнанный факт. Казимир Малевич своим тотальным абстрагированием обеспечил «чистый лист», который вывел многих представителей авангардистской генерации на новую точку отсчета, создав новый словарь выразительных средств, который стал свободным от избытка информации и лишнего «шума» в подаче и реализации идей.
Философия деконструктивизма Трудно однозначно оценить, каким был неоавангардный поиск в архитектуре, отринувший путь постмодернизма 70-х, как произошло его соединение с пришедшим из литературной критики деконструктивистским методом, проникновение которого в архитектурное сознание пришлось на 80-е годы. Считая деконструктивизм в архитектуре прежде всего одним из ответвлений универсалистской модернистской стратегии, Чарльз Дженкс в своей классификации так и называет его неомодернизмом, отдавая себе отчет в родовом сходстве этого течения с философской позицией и эстетикой модернизма, но подчеркивая при этом его направленческую несвязанность из-за различия авторских концептуальных мотиваций и крайне неоднородных формальных проявлений. Недружелюбно настроенный к деконструктивизму Чарлз Дженкс так охарактеризовал его: «Неомодернизм есть деконструкция форм модернизма и его идей, герметичная в своей системе кодов, как правило склонная к фрагментации и диссонированию в формальном модусе, сознательно негуманная в намерениях, «взрывчатая» в пространственном выражении. Ставится цель соединить несоединимое, деконструировать традиции изнутри, создать ситуацию отчуждения человека от идеи Порядка-Космоса. Определившись в конце 70-х как реакция сразу и на модернизм и на постмодернизм, деконструктивистская архитектура родилась не без влияния философии Деррида и Фуко и в значительной степени под влиянием формального языка русских конструктивистов». Дженкс считает, что современная архитектурная теория избыточна и архитектурная практика не успевает за ней. «Наше время - эпоха теорий, отвечающих быстро изменяющемуся миру, глобальным сдвигам в экономике, кризисам в экологии, культурной ломке. Именно теории сейчас являются движущими импульсами в архитектуре и часто просто подменяют живой архитектурный процесс. В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Эйзенмана и Даниэля Либескинда). Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Кулхааса.
В начале своей статьи: «Деконструктивизм: Удовольствие отсутствия», Чарльз Дженкс говорит о том, что факт деконструктивистского движения в архитектуре должен быть принят, а формальный язык, предшествующий интеллектуальным формулировкам Эйзенмана и других, опережая теорию, уже нес в себе черты деконстуктивизма и отстраненности. Деконструктивизм в градостроительстве В книге «Эстетика города» Зоя Николаевна Яргина, рассматривая проблему достижения пространст-венной композиционной целостности в градостроительстве, касается тем, которых не избежали и современные теоретики-деконструктивисты. Она утверждает, что за счет активизации внешних композиционных связей объекта на всех уровнях можно достичь решения задачи преодоления замкнутости, центричности, раскрытия застройки на контекст. В проектировании здания речь идет о взаимопроникновении внешнего и внутреннего пространства, введении промежуточного пространства (внешние коридоры, «вынутые» углы и др.). Идея раскрытия здания на городской контекст обусловливает утверждение того, что здание вообще не должно иметь четко выраженного начала и конца, так как оно всегда - фрагмент целого. В масштабе фрагментов городской среды речь идет о пространственном раскрытии композиций, формировании переходных пограничных зон, композиционных связок, так называемых «контекстуальных окончаний». Одновременно может решаться задача ослабления, смягчения внутренних связей. Значительная доля непреднамеренности в формировании городской среды, включая и складывающиеся эволюционно архитектурные композиции, обусловила повышение интереса к проблеме единства случайного. Поэтизация неожиданных, непреднамеренных сочетаний, эстетика внехудожественного привели к обратному влиянию на приемы композиции. Речь идет об искусственном разрушении тематического единства не только в застройке, но и в отдельных зданиях, о поиске неожиданных, парадоксальных сочетаний, имитирующих случайность тематической структуры и, как бы разрушающих тематическое единство. Итак, ценность сочетания случайных элементов, непричинной связи между ними, отсутствия четких, фиксированных границ проявляется двояко в осознании и преодолении несвязности одномоментного восприятия и многозначности сочетаний воспринимаемых элементов во времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|