Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Отход от деконструктивизма, его влияние на современную архитектуру.





В целом же архитектура деконструктивизма, генетически связанная с русским авангардом, высокоэстетична и служит опорой для архитекторов новой генерации в их формообразующих поисках. «Цель супрематических поисков - построение новых пространств - продолжает оставаться в центре творческих задач современного проектирования», - отмечал в конце 80-х Александр Раппапорт.

В конце XX века внеисторическая авангардная тенденция сосуществует, а порой и своеобразно смыкается с культивируемой экологическим сознанием традиционной формой. Интерпретированные традиционные образы-символы встраиваются в текстуальную структуру произведения, усложняя его фактуру.

Близость деконструктивистской архитектуры к авангардной философской мысли - литературной критике - подготовила лидеров неоавангарда к поворотам архитектурного сознания конца XX столетия. Становящийся в философии 90-х новый концепт миропорядка, основанный на концепции бифуркаций Пригожина, на фрактальных идеях современной физики, нашедший отражение в выдвинутой Жилем Делёзом концепции динамической складчатости мира (складка - след разрыва, возникающего в напряженной игре мировых энергий), воспринят практически все той же группой лидеров деконструктивизма. Показательно, что Питер Эйзенман, Заха Хадид, Френк Гери, Дэниел Либескинд,Рем Кулхаас, творящие в 1980-е годы в системе умозрительной семиотической игры, оказались наиболее мобильными и в 1990-е плавно перешли от поэтики ризомы, запутанности, неопределенности к поэтике сложной складчатой топологической связанности, отражающей идею самоорганизации органических структур.

На парадигматическом изломе 90-х при освоений архитектурой тезиса о самоорганизации «органического хаоса» фундаментальная идея авангарда начала века и модернизма в целом - антиисторичность архитектурной формы, - по-видимому, не исчезает. Рассыпана, взорвана, декомпозирована только архитектоническая система модернизма, построенная на динамическом (энергетическом) взаимодействии элементов чистой геометрии. Идея новизны и антиисторичности перенесена через кризисный период и воплощается в игровой стихии гипертекстуальных компьютерных построений. Деконструктивизм, как и авангард 1910-1930-х, - сознательная стратегия преодоления классики. Тактика авангарда 10-30-х состояла в развитии нового формального метода, импульсом движения было новое научное знание и опора на технику. Тактика деконструктивизма направлена на разрушение парадигматического основания целостности, и более того, на разрушение институционального фундамента, способного производить целостность, подводить к логоцентризму и какой-либо детерминированности архитектурного сознания. Деконструктивизм активно использовал научные открытия, опирался на новейшие компьютерные технологии, что позволяло ему органично перерастать в качественно новую архитектуру конца XX века.



Мода на деконструктивистскую архитектуру пришлась на конец 80-х. Но это направление как бы замедлило свой уход со сцены. Эстетика деконструктивизма осталась привлекательной и в начале нового века. Его формальные приемы просматриваются в работах Бернара Чуми (Центр «Лернер-холл», 1999) , группы «Морфозис» (Альпийско-Адриатический центр, 2000), группы «Кооп Химмельблау» (проект «Музея слияния рек», 2001-2005).

Человека метлой выгоняют из мироздания; по крайней мере, из архитектуры. Что же тогда ставится в центр (как кощунственно бы это ни звучало для постмодернистов)? Искусство. Бернара Чуми, Центр «Лернер-холл», 1999 Архитекторы должны служить Архитектуре. Не культура должна подстраиваться под человека, а человек – под культуру. И это почти единственное, что оправдывает существование данного направления.

 

 

Список литературы:

1. Д. А. Турбин, статья «Деконструктивизм»

2. Ч. Дженкс и П. Айзенман. Беседы // Зодчество мира, № 4, М., 1999,

3. Libeskind D. «The Surface Must Die. A Proof.» // Architectural Design. № 1/2. London, 1989. P. 21. Комарова И. И. Архитекторы., 2002.

4. Добрицына И.А. «От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки». - М.: Прогресс-Традиция, 2004

5. Илья Петрович Ильин. «Постструктурализм.Деконструктивизм.Постмодернизм» -М.: Интрада, 1996.

6. http://arx.novosibdom.ru/node/428

7. Владимир Белоголовский, «Новое русское слово», Нью-Йорк

8. Чарльз Дженкс, «Новая парадигма в архитектуре», 2002

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.