Состояние артикуляционного аппарата
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях. Блок Г. Психолого-педагогическое заключение. Методические разъяснения по заполнению речевой карты ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (форма №1) Блок А. Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей, фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование. Блок Б. Основное содержание логопедического обследования: 1. Речеязыковое развитие: 1.1. понимание обращенной к ребенку речи (импрессивная речь) изучается в процессе общения с ребенком. В зависимости от возраста ребенку предлагается выполнить различные инструкции взрослого. Например: покажи, где зайка; принеси мне куклу; отдай маме мяч. 1.2. характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи). В процессе общения с ребенком в зависимости от возраста выясняется: способен ли он по просьбе взрослого назвать тот или иной предмет, реальное действие или действие, изображенное на картинке; использует ли он в собственной речи слова, обозначающие предметы, действия, признаки, может ли вербальными средствами адекватно передать смысловое намерение. Помимо этого исследованию подлежит соотношение предметного и предикативного словаря, а также фонетическая сторона речи. Социальное развитие Оценка социального развития ребенка осуществляется на основе совокупных данных, полученных по таким параметрам, как контактность, эмоциональная сфера, используемые ребенком средства общения (вербальные и невербальные), сформированность навыков самообслуживания.
При оценке контактности учитывается желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослым; отмечается, насколько быстро и легко ребенок вступает в контакт, заинтересован ли в нем, способен ли охотно подчиняться взрослому. При оценке эмоциональной сферы в процессе наблюдения за ребенком обращается внимание на такие качества, как активность/пассивность (инертность) в различных ситуациях общения и деятельности, выявляются преобладающее настроение (бодрое, спокойное, неустойчивое, раздражительное) и особенности поведенческих реакций (избирательность эмоций в зависимости от ситуации общения, негативизм, агрессия и др.). При изучении средств общения оценке подлежат все используемые ребенком средства общения (как вербальные, так и невербальные): собственно сами средства коммуникации, а также стратегия их использования (богатство экспрессивномимических средств, их использование в сочетании с вербальными средствами и т. п.). Сформированность навыков самообслуживания определяется на основе наблюдений за ребенком во время приема пищи, гигиенических мероприятий, одевании/раздевании. 3. Познавательное развитие оценивается на основе совокупных данных об уровне сформированности внимания, предметной и предметноигровой деятельности, состоянии сенсорной сферы. Основным методом при изучении познавательного развития является педагогическое наблюдение за ребенком в повседневной жизни, на занятиях, в различных ситуациях общения. При этом отмечаются такие качества, как наличие или отсутствие познавательного интереса и мотивации к деятельности, активность и настойчивость в овладении навыками или, напротив, пассивность, равнодушие ребенка к самой деятельности и ее результату, характер деятельности: наличие или отсутствие целеполагания, целенаправленности. При изучении специфических особенностей или характера предметной и предметноигровой деятельности могут отмечаться избирательность, длительность, стойкость интереса к предметам (игрушкам, дидактическим пособиям); адекватность использования игрушек или других предметов (совершает адекватные или неадекватные, т. е. нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия); способность использовать игрушки в соответствии с их функциональным назначением; способность совершать специфические манипуляции с игрушками или другими предметами (неспецифические, т. е. одинаковые, стереотипные действия с любыми предметами: постукивание, перекладывание, бросание и т. п.; специфические, т. е. с учетом физических свойств предметов и функционального назначени); способность совершать процессуальные действия с игрушками или другими предметами (с 1 года 6 мес.); способность участвовать в элементарной игре с элементами сюжета (с 2 лет).
Внимание оценивается по способности ребенка проявлять его и использовать это состояние для получения различной информации. Изучение сенсорного развития ребенка происходит как в процессе наблюдения за ребенком в различных жизненных ситуациях, так и с помощью различных диагностических приемов. Оценка сенсорного развития осуществляется на основе совокупных данных о зрительном и слуховом восприятии, а также о восприятии пространственных отношений путем сравнения со средними возрастными показателями. Двигательное развитие Двигательное развитие ребенка оценивается на основе совокупных данных о состоянии основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированности целенаправленных движений. 4.1. При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат: — сформированность основных двигательных навыков (сидения, ползания, самостоятельной ходьбы и пр.), особенности походки, удержание позы тела в пространстве, координация движений; — объем, сила, координация движений. Оценка основных двигательных навыков осуществляется на основе визуального наблюдения, без применения инструментальных исследований путем сопоставительного анализа со средними возрастными показателями по различным аспектам, а также на основе результатов неврологического обследования (данные медицинской документации), а также по результатам выполнения специальных диагностических заданий.
4.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис) оценивается на основе изучения: — cформированности целенаправленных движений тела и конечностей; — cформированности целенаправленных артикуляционных движений: (артикуляционный праксис). Для оценки целенаправленных движений помимо наблюдений за деятельностью ребенка в повседневной жизни предлагаются специальные задания, позволяющие изучить различные виды (нарушения) праксиса. Состояние артикуляционного аппарата Состояние артикуляционного аппарата изучается в трех основных аспектах: строения, двигательных функций, речевого дыхания, голосообразования и просодических компонентов речи. В задачу логопеда входит тщательный сбор и оформление всех знаков, свидетельствующих о нарушении артикуляционного аппарата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|