Блок В. Дополнительная информация
Блок дополнительной информации включает в себя различные сведения, которые могут быть полезны с точки зрения диагностики речи. Особенности доречевого развития В этой рубрике содержатся анамнестические сведения о раннем, доречевом периоде развития ребенка, которые логопед получает от родителей или из медицинской документации. Основными сведениями о доречевом развитии ребенка являются: время появления и качественные характеристики крика, гуления, лепета. Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок В этой рубрике приводятся сведения, которые могут содержать дополнительную информацию при определении речевого статуса ребенка. Например, информация о том, что ребенок в ранний период своего развития длительное время был на госпитализации или перенес какую-либо травму (находился в неблагоприятных социальных условиях: изоляции, насилия и др.), о наличии двуязычия в семье и пр. Специфические особенности речи и речевого поведения В этой рубрике отражаются наблюдения за речевым поведением ребенка в различных ситуациях: при общении со сверстниками, на учебных занятиях, в процессе проведения диагностической процедуры и др. При этом отмечается речевая активность (гиперактивность/пассивность), адекватность речевого поведения и пр. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации, а также от родителей. Блок Г. Психолого-педагогическое заключение
Психолого-педагогическое заключение делается на основе анализа совокупных данных об основных линиях развития ребенка, в первую очередь речевом и познавательном развитии.
Структура и содержание речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (форма № 2) Блок А. Формальные сведения. Блок Б. Основное содержание логопедического обследования: Общие представления ребенка об окружающем мире. 2. Речеязыковая компетенция: 2.1. Уровень сформированности лексикона: — Объем словаря; — Системная организация словаря. 2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции: — Словоизменительные навыки и умения; — Словообразовательная деятельность; — Синтаксические навыки и умения. 2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ): — Понимание текста; — Продуцирование текста; — Репродуцирование текста. 2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции: — Состояние фонематического слуха; — Сформированность навыков звукового анализа и синтеза; — Слоговая структура слова; — Звукопроизношение. 3. Состояние артикуляционного аппарата: 3.1. Строение артикуляционного аппарата; 3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата; 3.3. Речевое дыхание и голосообразование. Просодическое оформление речи. 5. Двигательное развитие: 5.1. Развитие двигательных навыков и координаторной сферы; 5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис). 6. Психологическая база речи: 6.1. Вербальная память; 6.2. Речевое внимание; 6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект). Блок В. Дополнительная информация: Особенности раннего речевого развития. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Особенности речевого поведения.
Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.). Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях. Блок Г. Логопедическое заключение.
Методические разъяснения по заполнению речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (форма №2) Блок А. Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей; фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование. Блок Б. Основное содержание логопедического обследования: Общие представления ребенка об окружающем мире Оценка общих представлений ребенка об окружающем мире («фоновые» знания, индивидуальная «картина мира») осуществляется по результатам собеседования. Такое общение с ребенком предваряет собственно исследование его речеязыковых возможностей, помогает установить психологический контакт, вовлекает его в коммуникацию и позволяет выяснить, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире. В зависимости от возраста ребенка подбираются вопросы, ответы на которые свидетельствуют об осведомленности ребенка в социальной сфере. Например: Как зовут твою маму? Какое сейчас время года? Почему перелетные птицы осенью улетают в теплые края? Кто у тебя любимый сказочный герой? Для чего нужен светофор? Речеязыковая компетенция Под речеязыковой компетенцией понимается способность использовать в собственной речи язык как кодовую (знаковую) систему в совокупности ее лексических, морфологических, синтаксических и фонетических средств для достижения коммуникативной цели (приема и передачи информации), не нарушая правил комбинирования слов. Речеязыковая компетенция оценивается по трем основным критериям: состояние лексикона ребенка, сформированность грамматических навыков и умений (грамматическая компетенция) и сформированность фонетико-фонологических навыков и умений (фонетико-фонологическая компетенция). Наиболее ярко уровень сформированности речеязыковой компетенции проявляется в связной речи. Поэтому при ее оценке исследованию подлежат и различные виды речевой деятельности, в частности понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|