Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок В. Дополнительная информация




Блок дополнительной информации включает в себя различные сведения, которые могут быть полезны с точки зрения диагностики речи.

Особенности доречевого развития

В этой рубрике содержатся анамнестические сведения о раннем, доречевом периоде развития ребенка, которые логопед получает от родителей или из медицинской документации. Основными сведениями о доречевом развитии ребенка являются: время появления и качественные характеристики крика, гуления, лепета.

Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок

В этой рубрике приводятся сведения, которые могут содержать дополнительную информацию при определении речевого статуса ребенка. Например, информация о том, что ребенок в ранний период своего развития длительное время был на госпитализации или перенес какую-либо травму (находился в неблагоприятных социальных условиях: изоляции, насилия и др.), о наличии двуязычия в семье и пр.

Специфические особенности речи и речевого поведения

В этой рубрике отражаются наблюдения за речевым поведением ребенка в различных ситуациях: при общении со сверстниками, на учебных занятиях, в процессе проведения диагностической процедуры и др. При этом отмечается речевая активность (гиперактивность/пассивность), адекватность речевого поведения и пр.

Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем

Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации.

Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях

Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации, а также от родителей.

Блок Г. Психолого-педагогическое заключение

Психолого-педагогическое заключение делается на основе анализа совокупных данных об основных линиях развития ребенка, в первую очередь речевом и познавательном развитии.

 

Структура и содержание речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (форма № 2)

Блок А. Формальные сведения.

Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:

Общие представления ребенка об окружающем мире.

2. Речеязыковая компетенция:

2.1. Уровень сформированности лексикона:

— Объем словаря;

— Системная организация словаря.

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции:

— Словоизменительные навыки и умения;

— Словообразовательная деятельность;

— Синтаксические навыки и умения.

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ):

— Понимание текста;

— Продуцирование текста;

— Репродуцирование текста.

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции:

— Состояние фонематического слуха;

— Сформированность навыков звукового анализа и синтеза;

— Слоговая структура слова;

— Звукопроизношение.

3. Состояние артикуляционного аппарата:

3.1. Строение артикуляционного аппарата;

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата;

3.3. Речевое дыхание и голосообразование.

Просодическое оформление речи.

5. Двигательное развитие:

5.1. Развитие двигательных навыков и координаторной сферы;

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис).

6. Психологическая база речи:

6.1. Вербальная память;

6.2. Речевое внимание;

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект).

Блок В. Дополнительная информация:

Особенности раннего речевого развития.

Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок.

Особенности речевого поведения.

Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.).

Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях.

Блок Г. Логопедическое заключение.

 

Методические разъяснения по заполнению речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (форма №2)

Блок А. Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей; фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование.

Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:

Общие представления ребенка об окружающем мире

Оценка общих представлений ребенка об окружающем мире («фоновые» знания, индивидуальная «картина мира») осуществляется по результатам собеседования. Такое общение с ребенком предваряет собственно исследование его речеязыковых возможностей, помогает установить психологический контакт, вовлекает его в коммуникацию и позволяет выяснить, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

В зависимости от возраста ребенка подбираются вопросы, ответы на которые свидетельствуют об осведомленности ребенка в социальной сфере. Например: Как зовут твою маму? Какое сейчас время года? Почему перелетные птицы осенью улетают в теплые края? Кто у тебя любимый сказочный герой? Для чего нужен светофор?

Речеязыковая компетенция

Под речеязыковой компетенцией понимается способность использовать в собственной речи язык как кодовую (знаковую) систему в совокупности ее лексических, морфологических, синтаксических и фонетических средств для достижения коммуникативной цели (приема и передачи информации), не нарушая правил комбинирования слов.

Речеязыковая компетенция оценивается по трем основным критериям: состояние лексикона ребенка, сформированность грамматических навыков и умений (грамматическая компетенция) и сформированность фонетико-фонологических навыков и умений (фонетико-фонологическая компетенция). Наиболее ярко уровень сформированности речеязыковой компетенции проявляется в связной речи. Поэтому при ее оценке исследованию подлежат и различные виды речевой деятельности, в частности понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...