Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уровень сформированности лексикона




Оценка сформированности лексикона осуществляется на основе совокупного анализа результатов выполнения диагностических заданий, направленных на определение объема словаря (количественный аспект) и системной организации словаря (качественный аспект).

При оценке объема словаря помимо чисто количественного аспекта (сколько слов в лексиконе ребенка) важно учитывать и соотношение предметного, глагольного словаря и словаря признаков (особенно при оценке речи детей младшего дошкольного возраста). Качество словаря оценивается по количеству и разнообразию связей, прежде всего смысловых, которые ребенок способен установить между словами: родовидовых (яблоко — фрукт; шапка — головной убор), антонимических (широкий — узкий; длинный — короткий), родственных (лес—лесник—лесоруб) и мн.др.

Для исследования объема словарного запаса ребенка применяются задания, при выполнении которых требуется актуализация слова в речи на основе визуального или акустического стимула. Например: Назови то, что ты видишь на картинках (картинки: шапка, самокат, туфли, бабочка, кастрюля, коньки, волк); Скажи, какие ты знаешь фрукты; каких ты знаешь птиц.

При исследовании уровня сформированности лексической системности ребенку (в зависимости от возраста) предлагаются задания такого рода: Найди лишнюю картинку и объясни свой выбор (картинки: вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника).

Уровень сформированности грамматической компетенции

Уровень сформированности грамматической компетенции определяется на основе анализа результатов выполнения диагностических заданий, позволяющих оценить словоизменительные и синтаксические навыки и умения, словообразовательную деятельность ребенка.

При оценке словоизменительных (формообразовательных) навыков необходимо помнить, что в онтогенезе ребенок сначала овладевает наиболее продуктивными (регулярными) словоизменительными моделями языка (например, формой мн.ч. существительных ж.р. с окончаниями - а, - я и м. р.: стол—столы, кукла—куклы), постепенно переходя к освоению менее продуктивных и непродуктивных моделей (например, мн.ч. сущ. ср.р.: колесо—колеса, ухо—уши или формой Р.п. сущ. во мн.ч.: венок из ромашек, из колокольчиков, из гвоздик).

Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Чтобы оценить способность ребенка к пониманию смыслового содержания текста (рассказа), предлагаются для прослушивания тексты, в которых четко прослеживается логика событий, текст содержит как основную, так и дополнительную (скрытую) информацию. После однократного прослушивания текста задаются вопросы, ответы на которые позволяют оценить уровень его понимания. Соответственно основными критериями оценки понимания текста будут способность идентифицировать содержательно­смысловое значение текста и умение выделять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в нем. При анализе умений самостоятельно продуцировать/репродуцировать текст учитывается умение вычленить и воспроизвести его смысловую составляющую, а также способность правильно использовать языковые средства для передачи этого смысла.

Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции

Под фонетико-фонологической компетенцией как составной частью речеязыковой компетенции понимается способность правильно воспринимать на слух звуковой образец, отличать его от других артикуляторно и акустически близких звуков и правильно его воспроизводить. Помимо звукоразличения и звукопроизнесения фонетико-фонологическая компетенция предполагает овладение навыками звукового (фонологического) анализа и синтеза, правильным произношение слов различной слоговой структуры.

Оценка сформированности фонетико-фонологической компетенции осуществляется на основе анализа результатов выполнения диагностических заданий, направленных на изучение состояния фонематического слуха (фонематического восприятия), звукового (фонологического) анализа и синтеза, сформированности навыков правильного произношения звуков, слов различной слоговой структуры.

Состояние артикуляционного аппарата

Состояние артикуляционного аппарата изучается в трех основных аспектах: строения, двигательных функций, речевого дыхания и голосообразования. В задачу логопеда входит тщательный сбор и оформление всех знаков, свидетельствующих о нарушении артикуляционного аппарата.

Просодическое оформление речи

Просодическое оформление речи изучается как на основе наблюдения за интонацией и темпоритмической организацией речи ребенка в целом (например, при рассказе или пересказе), так и на основе анализа результатов выполнения специальных диагностических заданий.

Двигательное развитие

Двигательное развитие ребенка оценивается на основе совокупных данных о состоянии основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированности целенаправленных движений.

5.1. При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат:

— сформированность основных двигательных навыков (сидения, ползания, самостоятельной ходьбы и пр.), особенности походки, удержание позы тела в пространстве, координация движений;

— объем, сила, координация движений.

Оценка основных двигательных навыков осуществляется на основе визуального наблюдения, без применения инструментальных исследований путем сопоставительного анализа со средними возрастными показателями по различным аспектам, а также на основе результатов неврологического обследования (данные медицинской документации), а также по результатам выполнения специальных диагностических заданий.

5.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис) оценивается на основе изучения:

— cформированности целенаправленных движений тела и конечностей;

— cформированности целенаправленных артикуляционных движений: (артикуляционный праксис).

Для оценки целенаправленных движений помимо наблюдений за деятельностью ребенка в повседневной жизни можно предложить специальные задания, позволяющие изучить различные виды/нарушения праксиса.

Психологическая база речи

Под психологической базой речи понимается состояние тех сфер психики, которые обеспечивают речепонимание/речепроизводство и непосредственно участвуют в этих процессах. Оценка психологической базы речи осуществляется на основе совокупного анализа вербальной памяти, речевого внимания, мышления. При оценке мыслительных процессов (вербальный и невербальный интеллект) очень важно учитывать возраст ребенка. Так, например, интеллект ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте оценивается по результатам выполнения задач, представленных в наглядно­образной форме. В старшем дошкольном возрасте невербальный интеллект оценивается по результатам выполнения задач, представленных в абстрактно-логической форме, вербальный – в словесно-логической.

Для углубленного изучения психологической базы речи используются специальные психологические тесты. Однако известно, что результаты выполнения речеязыковых заданий, которые традиционно используются в логопедической диагностике, также позволяют получить достаточное количество информации о состоянии психологической базы речи.

Так, например, оценивая объем словаря, логопед одновременно получает и информацию о состоянии вербальной памяти, о которой можно судить и по результатам выполнения задания на пересказ текста. Оценивая уровень сформированности фонематического слуха, специалист одновременно получает информацию и о состоянии речевого внимания и т. п.

Поэтому заполнение соответствующей рубрики в речевой карте может осуществляться либо по результатам специального тестирования, которое было проведено психологом, либо на основе анализа результатов диагностики речеязыковой компетенции ребенка.

Блок В. Дополнительная информация.

Блок дополнительной информации включает в себя различные сведения, которые могут быть полезны с точки зрения диагностики речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...