О Небесной иерархии.
“В мире Бог строит Свое дело. И все Силы Небесные внимают. Внимай и ты. Употребляй все средства. Цель единому Богу ведома. Все преходяще, - Един Бог есть Вечносущий. Пребывай с Ним. Он везде есть существом Своим, а не ведением только...”
Св. Феофан Затворник “Примеры записывания добрых мыслей”.
Когда первопричины «исходят в свои до бесконечности умноженные действия, приемлют они численную и стройную множественность» именуемую иерархией небесной. Но они, изойдя во множество, возвращаются в единство его всегда составляя. Так создается и возникает причаствующий Богу тварный мир, в иерархическом строении которого, первое место принадлежит первопричинам и миру идей. Высшие чины этого мира – посредствующие в Богопричастии низших чинов, которые лишь через них причастны Богу, но в меньшей, чем первые чины мере. Этот мир является не только движением от Бога до крайних пределов естества, но и возвращением от них по тем же ступеням иерархии к Богу. В основе бытия этой Иерархии лежит движение Самого Божества; которое как Любовь, движется и творит, все сотворенное к Себе влечет и движет. Эта Любовь, по учению Священномученика Дионисия Ареопагита: «...простая сила, движущая себя и некоему единящему соумерению от лучшего из существующего до низшего и от низшего опять, последовательно чрез все, до лучшего. Эта сила из себя, чрез себя и к себе назад приводит себя и всегда одним и тем же образом свита в себе самой». А потому каждый, сотворенной Богом в Любви Чин иерархии Небесной является необходимым посредником между высшим и низшим существе в знании, бытии и благе. Преподобный Исаак Сирин (IV в.) проникновенно комментирует учение Священномученика Дионисия Ареопагита.
По нему Ангельские существа небесные, пронизанные и освященные Духом Святым, «обладают определенной мерой Святости соответственно превосходству одной пред другою», и потому имеют ступени в иерархии: “Горнии чины (Духи) в бытии неисчетно – многи, и именуются по отличию и чину. Ибо почему названы Началами, Властями, Силами? Господствами наименованы, может быть, как отличенные честью. И они малочисленнее подчиненных им, как сказал Святый Дионисий, Епископ Афинский, но больше по власти и ведению, и очень разделены по величию своих чинов. Ибо простираются из в чина в чин, пока не достигнут к единству паче всех великаго и могущественного – Главы и основания всей твари. Главою же называют не Творца, но Стоящего во главе чудес дел Божиих. Ибо многие – ниже промышления премудрости Бога, их и нашего Творца, и столько же ниже, сколько под ними стоящие – ниже их самих. Называю же низшими, разумея высоту и низость не в месте, но в силе ведения, сообразно с тою мерою, какую приобретают в сравнении с последующим, большим или меньшим, ведением. Ибо все сии духовные сущности Божественное Писание наименовало девятью духовными именами, и разделило их на три степени; и первую делит на великие, высокие и святейшие Престолы, многоочитых Херувимов и шестокрылатых Серафимов; вторую же степень – на Господства, Силы и Власти, и третью, - на Начала, Архангелов и Ангелов” (17 слово). Святой преподобный Исаак Сирин учил, что Ангельские существа небесные, пронизанные и освященные Духом Святым, «обладают определенной мерой святости соответственно превосходству одной пред другою» и потому имеют ступени в иерархии. Ангельские существа образуют 3 триады:
О трех триадах.
I-я включает в себя непосредственно приближенных к Создателю Серафимов, Херувимов и Престолы. II-я отражает принцип Божественного мировладычества и состоит из Господств, Сил и Властей.
III-я триада – приближена к нашему миру и человеку, а потому состоит из Начал, Архангелов и Ангелов. Число девять или “ девятерица ” воспринималась как триада триад, как усиление числа 3, т. е. развертывание во вне внутренних энергий Троицы. В христианских теологических представлениях выраженных в трудах Святителей Вселенских Василия Великого (330-379) и Григория Богослова (ум. 389), Отец – «Источник и Виновник благ», Сын – посылает их, Дух – раздает. Отец – причина творения, Сын – причина зиждительная, Дух – усовершающая. Святитель Василий Великий учил: “служебные Духи имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действом Сына, и совершаются в бытии присутствием Духа”.
О Высших духах.
К Высшим духам Небесной, или Ангельскойиерархииотносятся Серафимы, Херувимы, Престолы.
Серафимы.
Серафимы – “освящающие” т. е. пламенеющие от любви к Творцу – Ангельские существа, особо приближенные к Престолу Бога, охраняющие Трон Бога и Его Самого. Святой Исаак Сирин писал о них так: “Серафимы – согревающие и сожигающие”. В видении Пророку Исаии (Ис. 2, 6) они представились имеющими человеческий образ существами, но у каждого из них имеется по шести крыльев. Двумя они закрывают свои лица, как недостойные взирать на Господа. Двумя закрывают ноги, как недостойные того, чтобы Господь взирал на них, и двумя другими они летают, для того, чтобы неустанно исполнять небесные повеления своего Царя и Господа. Они же неумолкно поют песнь хвалу Господу говоря друг другу: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями”. Серафимыне просто Духи Света, а самые Высшие духовные существа, ближайшие к Богу. Так и изображаются они в Небесной иерархии, занимая первое место в первом лике: «...Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». (Ис. 6. 6-7). Необычайно глубоким и проникновенным можно считать и мысль Святого Иоанна Тобольского высказанную в отношении смирения Серафимов: “Давид, с детства пасший стадо скота и не занимавшийся высшими науками, понимал себя и судил о себе так скромно по доброте своего сердца и по внушению Божию. Но сами Серафимы, высшие духи – служители Божии, так же поступают пред Богом; ибо когда Слово Господне огласило небеса и землю об отвержении (Богом) иудеев, тогда Серафимы (у каждого из них по шести крыл) двумя крылами закрывали каждый лицо свое, двумя закрывали ноги свои и двумя летали, обнаруживая тем, что они своим разумом не могут воспарить до той высоты, на которой совершаются чудные и непостижимые дела Божия, потому что никакой разум твари не постигает Божественных судеб Всемогущего Творца своего: для них достаточно знать и быть убежденными, что Трисвятый Бог Свят, и исповедать друг перед другом неизреченные Его Божественные совершенства, взывая к Нему: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! полны суть небеса и земля беспредельной славы Его ( Ис. 6 ). Если небесные разумные духи так смиряются и исповедуют непостижимость Божественной тайны, тем нам, слабой перси земной, хотя и получившим по дару Божию «дыхание жизни и слово разума», прилично исповедоваться пред Богом...”
Херувимы.
Херувимы – Ангельские существа – стражи «обильные видением и мудростью носящие» (слова Святого преподобного Исаака Сирина). Поддерживают свод с троном Бога, окружают Престол Вседержителя и Агнца Его на небесах, и неуклонно день и ночь прославляют безконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божией. Один из Херувимов охраняет после изгнания из Рая Адама и Евы, древо жизни. Кроме того, они охраняют содержимое Ковчега. Перемещаются Херувимы на крыльях ветра, словно огненная молния – мгновенно. В молитвенном воззвании к Богу Святого Царя Давида, в псалме 17-м об этом сказано так: «И воссел на Херувимов и полетел и понесся на крыльях ветра (11)...От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные...(14)».
В одном из видений Святому Пророку Иезекиилю, представились они в виде двуликих существ, у которых с одной стороны лицо человеческое, а с другой – львиное. Вместе с Серафимами, Херувимы имеют шесть крыльев и поют хвалу Господу у Его Престола: «И пред Престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди Престола и вокруг Престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя; взывая: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет”. ( Апок. 4, 6-8 ). Они представляются самыми приближенными к Богу силами, одаренными от Него особым совершенствами и имеющими свое особое служение. В Апокалипсисе Святого Апостола Иоанна Богослова (ум. 104) сказано, что Херувимы участвуют в Страшном Суде Божием, при снятии семи печатей с книги судеб земли и всех народов ее: «И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее». ( Апок. 5, 3 ). И далее: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящих как бы громовым голосом: иди и смотри». ( Апок. 7, 1 ). Наиболее красочно и объемно, символически, но явственно описал Херувимов и Престолы Пророк Иезекииль, во время Вавилонского плена (587 до н. э.), когда он находился «среди переселенцев при реке Ховаре.» ( Иез. 1, 1 ). Видение сопровождалось всевозможными природными потрясениями: «Бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы свет пламени из средины огня...» ( Иез. 1, 4-5 ). У Пророка Иезекииля Херувимы представляются в виде полу людей и полу животных с человеческими туловищами, с орлиными крыльями и воловьими ногами: «...и из середины его видно было подобие четырех животных... облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их – как ступни ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них у всех четыре; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И лица их и крылья их сверху были разделены, но у каждого два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их... И видя этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их.. И когда шли животные, шли и колеса подле них; а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались и колеса... дух животных в был в колесах. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их. А под сводом простирались крылья прямо одно к другому, и у каждого было два крыла, которые покрывали их, у каждого два крыла покрывали тела их. И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы шум в воинском стане; а когда они останавливались, тогда опускали крылья свои». (Иез. 1, 5-26).
В этом подробном описании Пророка Иезекииля было и видение Престола Божиего – третьего из высших чинов Ангельских. Характерная для Священного Предания числовая символика числа 4 – означает «число мира» и дополняет Божественную троичность: «Многоочистость» есть символ всеведения, величественные фигуры животных – царей, тоже не случайны: лев – сила, орел – небесное парение, телец – жертвенность, человек – разумность. Уникальное для Святой Библии изображение видения Пророку Иезекиилю, во всей своей необычности нигде более не встречается. Талмуд – свод законов иудеев, и вовсе воспретил публичное истолкование этого явления – еврейская экзегетика за этим внимательно следила. Сюжет этого величайшего свидетельства Божественного величия великолепно изобразил Рафаэль в картине «Видение Иезекииля», которая и сегодня хранится в Италии в галерее Питти, во Флоренции. В другой части описания чудесного видения говорится: “И видно было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: и вот четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима, и колеса по виду как бы из камня топаза. И по виду все четыре сходны, как будто колесо находилось в колесе... И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их. И колесам сим, как я слышал, сказано было: «галгал» (вихрь)... Херувимы поднялись... И когда шли Херувимы, тогда шли подле них и колеса: и когда Херувимы поднимали крылья свои, чтобы подняться от земли, и колеса не отнялись, но были при них. Когда те стояли, стояли и они; когда те поднимались, поднимались и они; ибо в них был дух животных...» ( Иез. 10, 8-17 ). Престолы.
Престолы – Ангельские существа – “Божия опора и Божий покой... Именуются же Престолы, как «досточестные зерцала Божественного промысла» ( слова Исаака Сирина ), читая в которых, райские души предрекают будущее. Престолы– слава Божия, Его твердыня, основание, символизирующие собою чистоту, сияние, блеск и величие. Чаще их значение воспринимают как седалище Бога. Святитель Дмитрий Ростовский указывает, что перед сидящем на Престоле высоком и превознесенном предстоят Богоносные Престолы, ибо на них как на разумных Престолах (так пишет Святой Максим Исповедник), разумно почивает Бог. Богоносными они называются не по существу, но по благодати и по своему служению, данными для служения, как таинственно и непостижимо носящие в себе Бога. Почивая на них непостижимым образом, Бог совершает Свой праведный Суд: «Ты воссел на престоле, Судия праведный» (Пс. 9, 5 ). Престолыслужат Его правосудию, прославляют оное, и изливают силу правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд. Описание их мы встречаем у Пророка Иезекииля в видении Создателя во всем своем величие: «Над головами животных (Херувимов – прим. автора) было подобие Престола по виду как бы из камня сапфира*; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; то вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. Такое было видение славы Господней...И видел я, и вот на своде, который над головами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто похожее на престол, видимо было над ними....» (Иез. 1. 23, 25-28, 2. 1, 10-11 ). * Сапфир у древних народов очень ценился и почитался, а его глубокий лазуревый цвет (васильковый) сравнивался с небесным цветом. В Апокалипсисе Святого Апостола и Тайнозрителя Иоанна Богослова сапфир поставляется в числе основных драгоценных камней для Святого града Божьего Иерусалима Небесного. «...и видели место стояния Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное». (Ис. 24, 10.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|