Архистратиг Божий Михаил.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Михаил – "кто яко Бог" – первейший из Архангелов. Церковь признает его первым, ибо он первым восстал против Люцифера (сатаны), когда тот объявил войну Вседержителю. Во время пагубного и подлого впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и последующего ниспадения в бездну, Архангел Михаил собрал все Чины и воинства Ангельские, оставшиеся верными Богу, и велегласно воскликнул: «Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками Божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходяща заутра Денница (сатана) и сокрушилась на земле». (Св. Григорий Двоеслов. «Толкование 4 на Евангелие»). Говоря так ко всему Собору Ангелов, Михаил, стоя впереди, начал с Серафимами и Херувимами и со всеми Небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6, 3). В борьбе со змием олицетворяющим зло, Архангел Михаил является высшим защитником и покровителем. Почитание Святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним традициям и упомянуто в Священном Предании: «И восстанет в то время Михаил, Князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, во веки, навсегда». (Дан. 12, 1-3).
Архангел Михаил не перестает ратободрствовать за славу Творца, за дело спасения рода человеческого. Почему и изображается он в воинственном виде, с копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, т. е. духа злобы. Всякий кто носит имя его – Михаил, должен отличаться ревностью к славе Божьей, верностью Царю Небесному и царям земным, а также постоянным смирением и самоотвержением. Он же – Архистратиг небесный – верховный военачальник, полководец верных Богу Ангелов и людей в космической вселенской войне с врагами Бога, победоносный антагонист дьявола. Архистратиг Михаил – Ангел-хранитель Израиля и его народа, а также "воинствующей церкви" – собора всех верующих в истинного Бога. Архистратиг Михаил выполняет роль защитника и покровителя Князей и ратной славы. Выступает как Ангел милосердия и просителя людей перед Богом. Является Ангелом, как и Гавриил, стоящим у трона Божия. Выполняет также роль писца, заносящим имена праведников в книгу небес. Проводник душ праведников к воротам нового Иерусалима. Святой покровитель первого дня недели. Архангел Гавриил.
Гавриил – "сила Божия". Второй Ангел-вестник Господа по преимуществу, раскрывает смысл пророческих предзнаменований и видений. Святой покровитель второго дня недели. Провозвестник и служитель могущества Божия, и служитель чудес от Творца идущих. Предвестник многих событий; чудесного зачатия и рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, был послан Богом для подкрепления Спасителя в Гефсиманском саду и для возвещения Богоматери Ее всечесного Успения. Обладает властью над природными стихиями.. Охраняет Рай, изображается на иконах с райскою ветвью в руке, а иногда с фонарем в правой руке, внутри которого горит свеча.
Иногда изображается с зеркалом слова Божия, по которому праведники видят исполнение своей судьбы, ибо для Бога нет ничего невозможного.
Архангел Рафаил.
Рафаил – "помощь и исцеление Божие". Третий из старших Ангелов, в ряду семи великих Ангелов. Святой покровитель третьего дня недели. Покровитель страждущих, исцеляющий, помогающий и защищающий людей, имеющих добродетель милосердия и сердоболия. Очищает от смерти и греха, выступает в роли просветителя, сокрушает злых духов, помогает и покровительствует паломникам и путешественникам. Изображается на иконах с врачебным сосудом в левой руке.
Архангел Уриил.
Уриил – "свет и пламя Божие". Четвертый из старших Ангелов. Наблюдает за Адом, исполняет роль Божия посланника, оповещающего, к примеру, Ноя о приближении "конца света". Покровитель четвертого дня недели, обладает огненной силой, отвечает за свет (просвещение) и обучение вселенским тайнам. Как Ангел огня Божественного, Уриил воспламеняет души людей любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Изображается с мечом, «а в шуйце (левая рука) с пламенем, ниспускающимся к долу».
Архангел Салафиил.
Салафиил – "молитва Божия". Пятый из старших Ангелов. Верховный служитель молитвы, вождь и руководитель небесных Ангелов молитвенных, какие "чистым вдохновением уст своих согревают" молитвы людей, посылаемых к Господу и его Престолу. Святой покровитель пятого дня недели. На иконах изображается в молитвенном положении, с очами потупленными долу, с руками приложенными с благословением к персям.
Архангел Иегудиил.
Иегудиил – "хвала Божия". Шестой из старших Ангелов. Верховный распорядитель вечных благ Создателя, вместе с вверенными ему Ангелами поощряет людей и защищает их именем Святой Троицы и силою Креста Христова, особенно из тех верующих, кто бескорыстно и со смирением трудится во славу Божию. Святой покровитель шестого дня недели. Изображается со златым венцом в деснице (правая рука), как олицетворением высшей награды для всякого христианина, не жалеющего сил в богоугодных делах и начинаниях.
Архангел Варахиил.
Варахиил – "благословение Божие". Седьмой из высших Ангелов – слуг Божиих, задача которого посылать на землю благословения от Господа на всякое доброе дело и занятие житейское; желание иметь детей для воспитания их в страхе Божьем, перед ожиданием обильного урожая и плодов земных, чтобы поделиться ими с бедными и голодными. Перед украшением храма Божия или перед искуплением должника невинного и т. д. Святой покровитель воскресного дня. Изображают его со множеством цветов розовых в недрах его одежды.
Архангел Иеремиил.
Иеремиил – «высота Божия». Восьмой Архангел, вразумляющий людей о времени прихода Мессии, что описано в 3-й книге Святого Пророка и проповедника Ездры. Потомок первосвященника Хелкии, живший в 5-м веке до Рождества Христова считается первым собирателем священных книг. Восьмой Архангел упоминается только в 3-й книге Ездры (4, 36), которая, в свою очередь, не сохранилась ни на еврейском, ни на греческом языке. Книга переведена с Вульгаты (латинской Библии) и дошла до нас в 16-ти главах. Переведена на славянский язык в 9-м веке Святыми равноапостольными Кириллом (827-869) и Мефодием (815-885). Ангелы. "И после всего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иногда Ангела ходящего от востока Солнца и имеющего печать Бога Живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря; не делайте вреда ни земле,ни морю, ни деревьям доколе не положем печати чела рабов Бога нашего». (Апок. 7, 1-3). Все сотворенное Богом различается на духовное, или умное, и чувственное, или телесное; причем духовному принадлежит первенство и по достоинству и по порядку осуществления. По словам Святого Григория Нисского (335-394), духовная природа не имеет «…ни образа, ни величины, ни ограничения местом, ни меры притяжения, ни цвета, ни количества, ни вообще чего-либо узреваемого под солнцем».
Ангелы – общее имя всех Чинов небесных, но они по данной от Бога благодати и своему положению имеют разные наименования, бесплотные бесконечно добрые и любящие небесные существа, призвание которых служить Единому Богу, воюя с его врагами, воздавая Ему честь и неся Его волю стихиям и людям. Они возвещают и славят рождение Иисуса Христа, возвещают его Воскресение и Вознесение, являются Апостолам, участвуют в апокалипсических сценах. Они абсолютно не материальны, но обладают "духовным" телом, природа которого – огонь, ветер, свет. Иногда их движение связывают с огнем молнии, или огнем жертвенника. Все они Ангелы, ибо имя это не название существа, но служения по написанному: «не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение» (Евр. 1,14). Служение же их различно и неодинаково, и каждый Чин имеет собственное служение, о чем и было сказано выше. Ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим; от высших к низшим просвещает, открывая им Свою волю и повелевая ее исполнять, как это устроено Им с начала времен. В пророчестве Даниила и других текстах Ветхого Завета мы читаем, что один Ангел повелевает другому Ангелу истолковать видение Пророку (Дан. 8, 16). Ангелы высших Чинов открывают Божественную волю и намерения Творца Ангелам Чинов низших, просвещают их и посылают к людям. Ангелы, по новозаветному откровению Иоанна Богослова («Апокалипсис»), имеют власть над ветрами, а их тела и одежды состоят из света, обладают его легкостью, быстротой и блистательностью и находятся в отношениях Власти с различными стихийными силами. Борясь со злом, они оберегают и защищают сотворенное Богом; воду, небеса, воздух, землю, всех живых существ. Они оберегают и отвечают перед Творцом за все объекты социально и природного Космоса. Ангелы – распорядители управители и хранители светил, планет, родников, растений и животных, облаков и дождей и всех небесных сфер. Они также так же отвечают и оберегают от зла отдельных людей и сообщества – города, селения, страны (государства), народы, церковные общины и собственность (храмы, монастыри, письмена). Ко всем людям, кто принял Таинство Святого Крещения, приставлены Богом Ангелы-хранители, которые сопровождают и защищают человека на всем протяжении жизни, определенной Богом для пользы и спасения человека. Если значение дел человека на Земле особенно значимо для Бога, то по его решению (Воле), один или несколько Ангелов могут выступить в объединяющей роли Покровителя. Это понятие можно охарактеризовать как силу любви, добры и света, оберегающих, воспитывающих и вершащих правосудие над человеком в течение всей его жизни.
В некоторых учениях Ангелам приписывалось сотворение мира материального по Божьей воле. Все Ангелы созданы Творцом и ему абсолютно подчинены в добре, любви и вере. По Иоанну Златоусту (350-407) Ангелов "тысяча тысяч" – т. е. число, не имеющее пределов, но каждый "воин Божий" Создателем любим, каждому отведено свое место. Каждый имеет силу от Бога и им сотворен. Без этой строгой иерархии был бы хаос – т. е. порождение зла. «Природа Ангела некоторым образом непрерывно созидается, изменяясь вследствие приращения благ в большее, так что не видать никакого предела и возрастанию в лучшее границ не положено; истинное благо, хотя бы и казалось оно величайшим и совершенным, всегда и непрестанно служит началом для высшего и большего». Святитель Григорий Нисский, утверждая о непрерывном совершенствовании природы Ангелов, допускает, что созданные Творцом Ангелы размножились и что ангельская природа лишь постепенно раскрыла себя в определенном числе Ангелов, из чего и произошла стройная иерархия Ангелов и образовалось умное Царство, которое наполнено возрастающим движением. Долго спорили в ветхозаветных и последующих текстах о времени сотворения Богом Ангелов. По одним источникам Ангелы сотворены в первый день "сотворения мира", по другим – во второй день. По христианскому писателю IV-V вв. Иерониму – задолго до "сотворения мира". Согласно наиболее распространенному и применяемому сегодня канону Святой Церкви, Ангелы предстают либо безупречно верными воинами Бога. Либо являются Его изменниками в виде демонов и бесов. Ангелы всегда выступают в роли самоотверженных, но не безвольных воинов и слуг Божиих, готовых молниеносно пожертвовать своей жизнью. Ангелы не причастны к плотским страстям, т. е. девственны. Ангельское видение, не вводимое в ошибки чувственностью, неизмеримо превышает нашего; но по сравнению с Божиим «недалеко от нашего ничтожества». Так утверждал Святитель Григорий Нисский. По его словам Ангелам непонятен был бы смысл Божьего домостроительства, без искупительных страданий, раскрытый им (Ангелам) лишь Церковью Христовой. Именно здесь, в Церкви Христовой «соединятся вместе Ангельская и наша природы» и так образуют единое «Божественное воинство». Вот почему ежедневно раздается в Церкви Христовой «единогласное благодарение Богу от всей твари, от всех претерпевших муки при очищении и от не нуждавшихся в нем с самого начала». По словам Святого Григория Нисского конечный итог борьбы со злом заключен в событии Страшного Суда: «Воссияет снова краса Боговидная, по образу коей созданы мы в начале. А эта краса есть свет, чистота, нетление, жизнь, истина... Во всех явиться одна и та же благодать, так что каждый будет разделять с ближним одну и ту же радость. А потому всякий сам будет радоваться и, видя красу другого, будет сообщать ему свою радость, ибо уже никакое зло не преобразует вида в безобразность».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|