Глава VI. СССР в 1965-1991 гг.
Внутренняя политика и экономическое развитие при Л. И. Брежневе (1964-1982). Новое советское руководство взяло курс на стабилизацию в политической и социально-экономической сферах. Элита была заинтересована в стабильности и консервации существующего положения, что обеспечило длительность «брежневской эпохи». Сам генсек (пост генерального секретаря ЦК КПСС введен с 1966 г. ) постепенно расставил на ключевые посты лояльных ему политических деятелей. Главой КГБ стал Ю. В. Андропов, отдела ЦК по идеологии – М. А. Суслов, министерство обороны возглавил Д. Ф. Устинов, а министерство иностранных дел А. А. Громыко (прозванный на Западе за неизменно жесткую позицию - «мистер Нет»). Первым делом нужно было перезапустить экономический механизм. Академик В. М. Глушков выступал за создание ОГАС - компьютерной сети для контроля и руководства хозяйственной деятельностью для госплана, госснаба, минфина и др. ведомств. Однако глава правительства А. Н. Косыгин сделал ставку на проект экономической реформы Е. Г. Либермана, в основе которого были положены принципы сокращения административных методов руководства народным хозяйством в пользу усиления экономических. «Косыгинская реформа» 1965 г. включала в себя: - предоставление государственным предприятиям экономической самостоятельности в вопросах цены, прибыли (ставшей ключевым показателем эффективности работы), кредита, аренды и строительства; - предприятия теперь отчитывались за выполнение плановых показателей не по количеству произведенной продукции, а реализованной (т. е. проданной); - часть прибыли, после уплаты налогов, поступала в специальные материальные фонды. Эти средства руководство предприятия могло направить на обновление основных фондов (закупку нового оборудования, строительство цехов и т. п. ), премирование рабочих или постройку жилья для них;
- восстанавливались отраслевые министерства, ликвидированные при Хрущеве. Эффект от реформы был виден в годы восьмой пятилетки 1966-1970 гг., прозванной «золотой». Среднегодовые темпы роста валового продукта составили 8, 8%. По итогам пятилетки валовый национальный продукт (ВНП) вырос в 1, 5 раза. В 1970-е темпы роста затухают, реформа постепенно сворачивается, т. к. возобладали прежние командно-административные методы управления народным хозяйством. Это время принято называть " Брежневским застоем", хотя по итогу оно оказалось наиболее благополучным в истории СССР. Увеличивались доходы трудящихся, в обиход массово вошли телевизоры, холодильники и пылесосы, личные автомобили и мотоциклы. Быт советских граждан стал схож с европейским или североамериканским. За 1964-1982 гг. около 150 млн. человек получили бесплатные квартиры, в строй были введены тысячи крупных промышленных предприятий и объектов инфраструктуры, среди которых: Волжский автомобильный завод в г. Тольятти (построен при содействии итальянской фирмы FIAT), Останкинская телебашня (возведенная в честь 50-тия Октябрьской революции), Камский автомобильный завод в г. Набережные Челны (КАМАЗ), мощнейший каскад ГЭС на реках Енисей и Ангара. Для освоения северных территорий сооружается Байкало-Амурская магистраль (БАМ ), заканчивается формирование единой энергосистемы страны. Правда рост доходов опережал рост товарной массы, что при фиксированных ценах вызывало товарный дефицит и появление теневой экономики (фарцовщиков – продавцов дефицитных товаров, спекулянтов – перекупщиков и «цеховиков» - подпольных производителей дефицитной продукции). В сельское хозяйство делаются крупнейшие капиталовложения, особенно в Нечерноземье (пришедшее в запустение в хрущевскую эпоху) и Среднюю Азию (где от рек Амударья и Сырдарья строятся оросительные каналы для обводнения хлопковых полей). Оплата трудодней заменялась ежемесячной зарплатой. Однако полностью решить вопрос продовольственного снабжения не получилось, и покрывались растущие потребности во многом за счет импорта. Благо его было чем оплачивать. С 1960-х гг. началась промышленная эксплуатация богатейших западносибирских месторождений нефти и газа. Увеличился их экспорт за рубеж. В страны СЭВ, и далее в ФРГ были проложены нефте- и газопроводы. Это совпало с резким скачком цен на энергоносители 1973 г., связанным с очередным обострением арабо-израильских отношений. В СССР хлынул поток «нефтедолларов», которые зачастую либо просто «проедались», либо расходовались неэффективно. Теперь в какой-то степени советская экономика оказывалась в зависимости от внешней конъюнктуры (в первую очередь от цены на нефть), стали говорить о подсаживании на «нефтяную иглу». А ведь передовые капиталистические страны (США, Япония, ФРГ), несмотря на кризис, уже вступали в постиндустриальную стадию развития. Их экономическое развитие в значительной мере определялось научно-технической революцией (НТР), когда наука становилась движущей силой производства. Информационные технологии играли все большую роль. В промышленности стали массово применяться роботы. Микроэлектроника выходит на новый уровень – компьютеры уменьшаются в размерах и внедряются в различные сферы жизни. Советское руководство понимало необходимость перехода на интенсивные методы развития (за счет внедрения новых технологий и повышения производительности труда). Принимались меры по созданию роботов и микропроцессоров (в основном скопированных с продукции американских IBM и INTEL), кооперировалась работа по линии СЭВ (кроме СССР массовое производство ЭВМ было организовано в ГДР и Болгарии). Но эти новшества редко заинтересовывали руководителей производств, не желавших ломать «работающую схему». Поэтому многие подчас уникальные разработки и инновации советской науки, так и оставались на уровне опытных образцов. Мешали и американские санкции на поставку новейшего оборудования в СССР (введенные в рамках «КОКОМовских списков» 1949 г. и поправки Джексона-Вэника 1974 г. ).
При этом развиваться прежними экстенсивными методами (за счет ввода в строй все новых производственных линий, дополнительной распашки полей) не позволяла изменившаяся демографическая ситуация. Переход в 1960-е гг. к нуклеарной, как правило, двухдетной семье привел к тому, что приток молодежи на производства в 1980-е гг. сократился вдвое (в сравнении с теми же 1960-ми). Нехватка рабочих рук в сельском хозяйстве компенсировалась сезонной отправкой городских трудящихся, для помощи в сборе урожая (как говорили: «На картошку»). Все это отражалось и на экономических показателях. План одиннадцатой пятилетки 1981-1985 гг. по большинству параметров выполнен не был, а среднегодовые темпы роста промышленности упали до 3, 5 %. С одной стороны, такие темпы являются нормой для развитой страны, с другой стало видно, что все большие капиталовложения в народное хозяйство дают все меньший эффект. Появились трудности и в планировании расширяющегося ассортимента товаров. Необходимо было найти новые «драйверы» экономического роста, возможно путем кардинального реформирования.
Стабильность социально-экономического развития нашла отражение в изменении основного закона государства. В 1977 г. принимается новая «брежневская» Конституция, провозглашавшая СССР страной «развитого социализма». Статья 6 объявляла коммунистическую партию «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». На такое не решались даже при Сталине. В то же время несменяемость власти и разросшийся бюрократический аппарат стали благодатной почвой для развития коррупции, в которой был замешан даже министр внутренних дел Н. Щелоков. По мере ухудшения здоровья Брежнев терял нити управления страной, к концу его жизни она уже практически полностью руководилась членами политбюро и высшей партийной бюрократией. Лидером диссидентского движения в этот период стал трижды Герой Социалистического труда академик А. Д. Сахаров (в 1980 г. лишен званий и государственных наград). В 1966 г. он подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против наметившейся реабилитации Сталина, а также поддерживал отношения с иммигрировавшим в США А. Солженицыным (который в свою очередь имел связи с ЦРУ США). В целом протесты диссидентов носили характер либо одиночных пикетов, либо публичного непризнания действий существующего режима. В борьбе с ними теперь зачастую применялся способ принудительного лечения в психиатрических клиниках или привлечения к ответственности в рамках действующего законодательства.
Внешняя политика в 1965-1984 гг. Международная обстановка в 1960-е гг. продолжала оставаться напряженной. Новой точкой обострения стала Юго-Восточной Азия, где США начали войну во Вьетнаме 1964-1975 гг., выступив против просоветского лидера северной части страны - Хо Ши Мина. Вьетнамцы еще в 1950-е гг. отстояли свою независимость в войне с Францией (до этого являясь французской колонией), теперь им предстояло остановить американскую агрессию. Советский Союз оказывал посильную помощь сторонникам Хо Ши Мина (военными советниками, техникой и материалами), которые вели полупартизанскую борьбу. Американская армия увязла в многочисленных боях. Нарушалось «евроатлантическое единство» - президент Франции Шарль Де Голль вывел свою страну из военных структур НАТО и выступил с идеей строительства Европы «от Атлантики до Урала» (фактически сближения с СССР). Непростой оставалась ситуация и в странах «соцлагеря». А. Дубчек - новый глава чехословацких коммунистов, попытался провести либеральные реформы (построить социализм с " человеческим лицом" ). Эти действия привели к серьезному экономическому кризису и протестным настроениям с требованием более радикальных преобразований (события ставшие известными как «Пражская весна» ). По сути, под лозунгом демократических реформ руководство ЧССР брало прозападный курс, чего другие страны ОВД допустить не могли. Когда переговоры зашли в тупик, в августе 1968 г. в Чехословакию были введены воинские контингенты СССР, ГДР, Польши и Болгарии. Дубчек был отстранен от власти, а ситуация урегулирована. Советский Союз оставлял за собой право вмешиваться во внутренние дела соцстран, при их радикальном отклонении от идеи социалистического строительства («доктрина Брежнева»). Более трагические события развивались в отношениях с КНР. Дело дошло до вооруженных провокаций китайской стороны. Крупнейшим стало боестолкновение в районе о. Даманский, на р. Уссури ( 1969). Советские пограничники отбили атаку, с большими потерями для противника. Ситуацией поспешили воспользоваться американцы. Новый президент США Р. Никсон (1969-1973) и госсекретарь Г. Киссинджер совершили визит в Пекин (1972), переманивая коммунистический Китай на свою сторону.
С конца 1960-х гг. наметился процесс разрядки международной напряженности (1969-1979). Ее фундаментальной причиной стало достижение Советским Союзом военно-стратегического паритета (равенства) с США по основным видам вооружений, что и признал президент Никсон. Две сверхдержавы накопили десятки тысяч ядерных боезарядов и средств их доставки (межконтинентальных баллистических ракет, стратегических бомбардировщиков и стратегических подводных ракетоносцев). Этого хватало, чтобы несколько раз уничтожить все живое на Земле. Ширится движение неприсоединения – стран, не желавших участвовать в советско-американском противостоянии. Его лидером стала Индия, с которой у СССР сложились доброжелательные отношения. В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия. «Клуб ядерных держав» составили страны, победившие во Второй мировой войне, постоянные члены Совета безопасности ООН – СССР, США, Великобритания, Франция и Китай (хотя «неофициально» ядерной бомбой впоследствии обзавелись Индия, Пакистан, Израиль и КНДР). В 1971 г. советское руководство выступило с Программой мира, призывая к урегулированию региональных конфликтов и массовому разоружению. В 1972 г. в ходе визита президента США Р. Никсона в Москву было подписано соглашение по ограничению противоракетной обороны (ПРО) и договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Канцлер ФРГ В. Брант и глава ГДР В. Ульбрихт утвердили договор по взаимному признанию двух немецких государств. Пиком разрядки стал 1975 год, когда в г. Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Признавались нерушимость послевоенных границ и приоритет общечеловеческих ценностей. Символом разрядки послужила стыковка на орбите советского и американского космических кораблей ( программа «Союз-Аполлон» 1975 г. ). Поражение во Вьетнамской войне привело к боязни США вмешиваться в региональные конфликты («Вьетнамский синдром» ). Более того в странах Запада продолжался экономический кризис (годовая инфляция к концу 1970-х гг. в США выросла до 20%). Это вызывало у советского руководства чувство уверенности в своих силах и неизбежной победы социалистического строя. Ориентацию на Советский Союз выбирают Ангола, Эфиопия, Сирийская Арабская республика (в арабо-израильском противостоянии СССР оказывал поддержку арабским странам). В декабре 1979 г. Брежнев и члены политбюро ЦК КПСС принимают решение о вводе ограниченного контингента войск (всего около 100 тыс. чел. ) в Афганистан, для помощи просоветскому режиму Б. Кармаля в борьбе с внутренней оппозицией. Начинается Афганская война 1979-1989 гг., унесшая жизни 15 тыс. советских воинов и около 1 млн. жителей Афганистана. США, Великобритания, Китай и Пакистан оказывали помощь моджахедам, ведущим партизанскую борьбу с правительственной армией и советским контингентом. В это же время американцы проваливают операцию по спасению захваченных членов своего посольства в соседнем Иране (где в 1979 г. произошла «Исламская революция»). Обострение международной обстановки стало поводом для США не ратифицировать договор ОСВ-2 (1979) и бойкотировать Олимпиаду 1980 г. в Москве. Разрядка закончилась. В 1979 г. Китай попытался вторгнутся во Вьетнам, но потерпел поражение. В Великобритании к власти приходят неоконсерваторы, во главе с «железной леди» М. Тетчер. Новым президентом США стал крайне правый представитель республиканской партии, бывший голливудский актер Рональд Рейган (1981-1989). Он назвал СССР «империей зла» и начал программу Стратегической оборонительной инициативы (СОИ), прозванной «Звездными войнами» в честь одноименного фильма (предполагалось массовое размещение на околоземной орбите боевых лазеров для уничтожения советских ядерных боеголовок в космосе, что на тот момент было технически невыполнимо и оказалось полным блефом). Большую опасность представляло размещение в Европе американских ракет средней дальности Першинг-2, т. к. их подлетное время до Москвы составляло всего 10-15 минут. Гонка вооружений вышла на новый уровень. Жители СССР зная цену большой войне не жалели средств на развитие военно-промышленного комплекса, ставшего сосредоточением наиболее высокотехнологичных предприятий. Лучшие образцы техники советского ВПК (истребители Су-27 и Миг-29, бомбардировщики Ту-22 и Ту-160, стратегические ракеты Р-36М и «Тополь», танки Т-80 и Т-90, комплексы ПВО С-300 и многие другие виды вооружений) не уступали американским, либо вообще не имели аналогов. По количеству танков Советский Союз превосходил все остальные страны мира вместе взятые. Но эти траты ложились тяжелой ношей на государственный бюджет, а международная обстановка не позволяла пойти на их сокращение. В 1983 г. советский истребитель сбил южнокорейский лайнер, не отвечавший на запросы в воздушном пространстве СССР. Антисоветская истерия, нагнетаемая Западом, привела к бойкоту Лос-Анджелесской Олимпиады 1984 г. со стороны СССР и его союзников. Необходимы были обоюдные шаги по нормализации советско-американских отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|