Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Коммуникационный процесс: базовые компоненты и основные этапы.




 

Обмен информацией между 2 или более людьми называется коммуникационным процессом (КП).

Основная цель КП – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена.

В КП выделяют 4 базовых компонента:

  1. отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее её.
  2. сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов.
  3. канал передачи информации – средство передачи информации (устная речь, письмо, факс).
  4. получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует её.

3 и 4 компоненты не менее важны!!!

 

Первая модель обмена информацией была предложена Шенноном и Уэвером (Shannon & Weaver) с подведением под неё математической базы в 1949 году. Они ставили цель объяснить инженерам Bell Telephone Company как передается информация в компании.

«При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен».

Этапы коммуникационного процесса:

  1. Зарождение идеи
  2. Кодирование и выбор канала
  3. Передача
  4. Декодирование

На каждом этапе возможно искажение или утрата информации. Все этапы КП взаимосвязаны.

 

Зарождение идеи – это формулирование идеи и отбор информации.

«Не начинай говорить, не начав думать». Прежде чем начать говорить или общаться, необходимо структурировать задачу ( т.е. определить, какие идеи предназначены для передачи, кому, являются ли они уместными и адекватными для конкретной ситуации). Это самый важный этап!

 

Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать её, использовав слова, интонацию, жесты. Такое кодирование превратит идею в сообщение. Отправитель в соответствии с ситуацией выбирает один из каналов коммуникации. Т.е. идею надо соответствующем образом «упаковать», при этом «упаковка» должна быть привлекательной и понятной одновременно.

Коммуникационные каналы и обратная связь.

Тип Канал коммуникации Потенциал обратной связи Скорость реагирования в системе «обратная связь»
Написано/ напечатано Written/ Printed Докладная записка Почта – внутренняя / внешняя Газета или журнал компании Информационный бюллетень Отчеты компании Сообщения Доска объявлений Схема Малый Малый Малый Малый Малый Малый Малый Средний / большой Малая Малая Малая Малая Малая Малая Малая Малая
Речь Speech Формальные презентации Общее собрание Собрания в департаментах, отделах Короткие групповые встречи Кружки качества Слухи Разговор «один на один» Предложение Малый Малый Средний Средний Большой Большой Большой Большой Малая Малая Большая Большая Большая Большая Большая Большая
Невербальные Non-verbal Язык жестов, телодвижений Большой Большая  
Механические Mechanical Аудиомагнитофон Видеомагнитофон Телевидение Факс E-mail Телефон Интернет Малый Малый Малый Средний Средний Большой Большой Малая Малая Малая Средняя Средняя Большая Большая

 

Терренс Митчел считает, что «устное плюс письменное сообщение, скорее всего, делают обмен информацией более эффективным в большей части случаев».

 

Если канал непригоден для физического воплощения символов – передача информации невозможна. Например, картина иногда достойна тысячи слов, но не при передаче её по телефону.

 

Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией может быть менее эффективен. Например, руководитель выносит выговор работнику за чашкой кофе в непринужденной беседе – работник это может воспринять менее серьезно, чем если выговор будет объявлен официальным путем письменно или на совещании.

 

Передача. На 3-ем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю. Передача – один из важнейших этапов, здесь речь идет о физической передаче сообщения, которую многие по ошибке принимают за сам процесс коммуникации!!!

 

Декодирование. Получатель декодирует, преобразует полученную информацию. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если идея отправителя информации полностью воспринята получателем, то на этом процесс коммуникации заканчивается.

 

Но, как правило, по ряду причин, в голове получателя складывается несколько иная картина, нежели та, которую имел в виду отправитель информации. В этом случае корректировка сообщения осуществляется с помощью активизации обратной связи (необходимо, чтобы получатель продемонстрировал понимание идеи (например, пересказал логику действий); если же он произвел действия, которых ждал от него отправитель – обмен информацией следует считать эффективным) и подавления информационного шума. Процесс коммуникации должен быть двухсторонним, обратная связь включает в себя все каналы коммуникации.

 

Информационный шум – то, что искажает смысл или первоначальную идею. Присутствует во всей схеме коммуникационного процесса. Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум.

Источники шума:

· Язык

· Слухи

· Различия в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессе кодирования и декодирования

· Различия в организационном статусе между руководителем и подчиненным

 

Коммуникационная модель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...