Группы вводных слов по значению.
По значению вводные слова можно разбить на следующие основные группы: 1. Вводные слова, указывающие, что мысли или отдельные выражения принадлежат не самому говорящему: говорят, передают, как говорится, дескать, слышно, по преданию, по слухам, по мнению того-то, по сведению газет, по-твоему и т. п. П р и м е р ы. Ты, сказывают, петь великий мастерище. (Кр.) Командиры, слышно, им довольны. (П.) Журавль, по словам охотников, — сильная птица. (А.) 2. Вводные слова, указывающие, считает ли говорящий то, о чём он сообщает, соответствующим действительности или только предполагаемым, возможным: а) разумеется, конечно, безусловно, несомненно, действительно, подлинно, понятно, в самом деле, без сомнения и т. д.; б) кажется, думается, может быть, вероятно, очевидно, наверно, видимо, по-видимому, по всей вероятности и т. д. Некоторые из вводных слов этой группы способны одновременно выражать и чувства: авось (надежду), чего доброго (опасение) и т. д. П р и м е р ы. Разумеется, я обрадовался этому предложению. (А.) Больная, действительно, находилась в отчаянии (Т.) Здесь, в самом деле, чудесно. (Т.) Я ему, должно быть, чем-нибудь да полюбился. (Т.) Они, вероятно, не ждали такой развязки. (Л.) Авось, буран утихнет. (П.) 3. Вводные слова, обозначающие чувства, вызванные фактами, о которых сообщается: благо, к счастью, к несчастью, к удивлению, ко всеобщему восхищению и т. д.; например: К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. (Л.) 4. Вводные слова, выражающие оценку меры или степень качества, указанного в сообщении: самое большее, самое меньшее, не больше и т. д.: Я на три дня с тобой, не больше, разлучусь. (Кр.) 5. Вводные слова, подчёркивающие приёмы и способы выражения мыслей: так сказать, собственно говоря, вообще говоря, коротко говоря, иначе говоря и т. д.: Книг он, вообще сказать, не любил читать. (Г.)
6. Вводные слова, указывающие отношения между мыслями: а) отношение следования, порядка: во-первых, во-вторых, далее, наконец и под.; б) отношение противопоставления: наоборот, напротив, впрочем и под.; в) отношение вывода, следствия: значит, следовательно, стало быть, в общем и т. п.; г) отношение выделения или уточнения: главное, между прочим, в частности, например и т. п. П р и м е р ы: Я вам скажу, отчего вы меня не заметили: во-первых, я беден, а во-вторых, смирился. (Т.) Пушкина я не отрицаю, напротив, советую читать его внимательно и чаще. (М. Г.) Ибрагим проводил дни однообразные, но деятельные: следовательно, не знал скуки. (П.) Плетнёв не внушал студентам никаких преувеличенных чувств, ничего подобного тому что возбуждал в них, например, Грановский. (Т.) П р и м е ч а н и е. В диалогической речи существует особый разряд вводных слов: всякого рода призывы к собеседнику, вопросы, просьбы, имеющие целью привлечь его внимание или внушить ему определённое отношение к фактам: видишь, знаете, верите ли, извините и т. п. П р и м е р ы. Не хочется, знаете ли, верить злу, черной неблагодарности в человеке. (Т.) Ты хочешь, чтобы я тоже считал его гением, но, прости, я лгать не умею. (Ч.) Стилистические особенности вводных слов.
Некоторые вводные слова и обороты стилистически нейтральны, они могут употребляться в любом стиле речи; ср. такие слова, как правда, кажется, например, действительно, может быть. возможно. конечно и под. Другие свойственны преимущественно книжной речи; ср.: следовательно, напротив, к несчастью, видимо, по всей вероятности, в частности, безусловно, очевидно и под. Стилистическая окраска третьих свидетельствует об их разговорном или просторечном характере, например: значит, стало быть. видно, наверно, к примеру, пожалуй, дескать, верно, кажись я др.
Предложения с этими вводными словами могут образовывать варианты, совпадающие по смыслу, но различающиеся стилистической окраской. Ср.: Кажется, тут никого нет.— Кажись, тут нет никого. Это был, по всей вероятности, лось.— Это был, верно, лось. Следовательно, вы отрицаете свою вину?— Вы стало быть, не виноваты? Вероятно, нам придётся уехать.— Видно, нам придётся уехать. Знаки препинания при вводных словах. Вводные слова выделяются, как правило, з а п я т ы м и. П р и м е р ы. Казалось, кто-то дышит, огромный и усталый. (Кор.) Я вас, пожалуй, в свою избу проведу. (Т.) Стали искать черкесов во всех кустах и, разумеется, ничего не нашли. (Л.) П р и м е ч а н и е. От вводных слов надо отличать члены предложения, которые не следует выделять запятыми. П р и м е р ы. Эти слова сказаны к с т а т и (к а к?) [кстати — обстоятельство образа действия).— Захватите с собой, к с т а т и, ваши книги (кстати— вводное слово) Отнеситесь мужественно (к чему?) к несчастью (к несчастью—дополнение). К несчастью, был сильный туман (к несчастью— вводное слово). От вводных слов надо отличать частицы, которые не следует выделять знаками препинания: 1) Частицы, выражающие сомнение, предположение, например: вряд ли. едва ли, якобы, будто, будто бы и т. п.: Бежит и слышит за собой как будто грома грохотанье. (П.) 2) Частицы определительные (например: именно, как раз, почти, приблизительно, ровно), усилительные (например: ведь. вот даже. решительно. положительно, определённо, просто), ограничительные (например: только, единственно, исключительно): Это просто издевательство. (Ч.) Нет близких ровно никого. (И.)
Вводные предложения. Отношение говорящего к высказываемой мысли, оценка речи собеседника или происходящих событий могут выражаться не только с помощью вводных слов, но и с помощью вводных предложений, например: 1) Вы, я думаю, привыкли к этим картинам. (Л.) 2) Маленький Парфёнов стоял, вытянувшись, в воинственной позе, придерживая рукой кобуру нагана,— наверное, на этом настоял фотограф. (К. С.) В произношении вводные предложения выделяются паузами и интонацией. На письме вводные предложения отделяются или з а п я т ы м и, или т и р е, или с к о б к а м и в зависимости от значения вводного предложения и степени его распространения, например: Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска. (П и с а р е в.) Тут — делать нечего — друзья поцеловались. (Кр.) Овсяников придерживался старинных обычаев не из суеверия (душа в нём была довольно свободная), а по привычке. (Т.)
Упражнение 91. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите вводные слова и объясните их значение. 1. Лоша...ка его [Касьяна], к исти...ому моему удивлению, бежала очень н...дурно. 2) Н... наткнувшись н... на один выводок, дошли мы, наконец, до новых ссечек. 3) — Скажи, пожалуйста, Касьян,— начал я, н... спуская глаз с его слегка раскрасневш...гося лица,— чем ты промышля...шь? 4) Я об…рнулся и увидел маленькую крестьянскую девочку лет восьми... Она, вероятно, н...как н... ожидала нас встретить; как говори...ся, наткнулась на нас и стояла н...подвижно в зелёной чаще орешника. 5) Ерофей мой снова находился в сумрачном расположе-ни... духа... И в самом деле, ничего с...естного он в деревн... н... нашёл, водопой для лошадей был плохой. 6) Призна...ся, я не очень обрадовался предложению Радилова, но отказа...ся было невозможно. 7) Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, н... держится; во-вторых, если даже какой-нибудь отсталый и н...опытный чирок и подвергался нашим выстрелам и лишался жизни, то достать его из сплошного майера наши собаки н... были в состоянии. 8) Какие безделицы, подумаешь, могут иногда ра...-троить человека! 9) После обеда Климент Иванович внезапно погрузился в задумчивость, или, говоря прямо, слегка осовел. 10) Н...счастье н...сколько его н... изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее. 11) Прасковья Ивановна брала с него за обед и пила его чай, следовательно, н... жаловалась на его присутствие. (Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.) 92. Спишите, выделяя знаками препинания вводные слова. Определите, какими членами предложения являются слова, сходные с вводными, в парных предложениях. Обратите внимание на правописание выделенных слов.
1) Всё казалось прочно слаженным. (М. Г.) Она,казалось ждала вопроса. (Л.) 2) Его знать нет дома. (Кр.) Он дал знать о себе. 3) Он желал вероятно развеселить нас. (Т.) Это вполне вероятно. 4) На лице её не было никаких признаков безумия; напротив глаза её с бойкой проницательностью останавливались на мне. (Л.) Я остановился в первой попавшейся гостинице; напротив был городской сад. 5) Вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая полянка оканчивалась лесом, с другой бежала маленькая речка. (Л.) 6) Чичиков велел остановиться по двум причинам: с одной стороны чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой чтобы и самому несколько отдохнуть и подкрепиться. (Г.) 93. Составьте предложения с данными словами так, чтобы в одних предложениях они были вводными, а в других — какими-либо членами предложения. Видно, понятно, говорят, наоборот, таким образом, естественно, может, так сказать. 94. Укажите вводные слова и предложения; объясните расстановку знаков препинания. 1) В Дарьяльском ущелье так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. (П.) 2) Дубечня — так называлась наша первая станция — находилась в семнадцати верстах от города. (Ч.) 3) Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой. (П.) 4) Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей. (Т.) 5) Клещ. Какие они люди? Рвань, золотая рота... Люди! Я — рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу... Вот погоди... умрёт жена... Я здесь полгода прожил, а всё равно, как шесть лет... (М. Г.) 95. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. I. 1) Красивое безбородое лицо изво...чика казалось печальным и хмурым. 2) Он казалось чу...ствовал своё досто...нство. 3) Сердце у него действительно так и рвалось. 4) Ведь это всё так сказать для нашего блага делается. 5) Вера Нико… лаевна до сих пор н... прочла н... одного романа н... одного; стихотворения словом н... одного как она выражается выдума...ого сочинения. 6) Переход от жизни мечтательной к действительной совершился во мне поздно может быть слишком поздно может быть до сих пор не вполне. 7) Рядчик пел; все слушали его с большим вниманием. Он видимо чу...ствовал, что имеет дело с люд...ми свед...щими, и потому как говорится просто лез из кожи. Действительно в наших краях знают толк в пении.II. 1) Белинский можно сказать импровизировал свои статьи. 2) Белинский бе...спорно обл...дал главными качества ми великого критика; в деле критик... ему н... у кого было спрашива..ся; напротив другие слушались его.
(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)
МЕЖДОМЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|