Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обособление присоединительных слов.




 

Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е с л о в а и сочетания, которые явля­ются дополнительными замечаниями и разъяснениями. Они не­сколько напоминают вводные слова, но отличаются от них по значению: вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемой мысли, а присоединительные слова, являясь до­полнительными замечаниями, или разъясняют какой-либо член предложения, или выделяют его; они являются теми же члена­ми предложения, что и выделяемые или разъясняемые ими чле­ны предложения. Присоединительные слова и сочетания обычно присоединяются при помощи следующих слов и частиц: напри­мер, в частности, в том числе, вообще, да и вообще, даже, осо­бенно, в особенности, по преимуществу, главным образом, в первую очередь, прежде всего и т. п. Присоединительные слова и сочетания выделяются з а п я т ы м и.

П р и м е р ы. 1) Глаза его были глубоко забиты в сухое лицо, как шляпки машинных гвоздей в мягкое дерево, например в липу. (М. Г.) 2) Никогда, даже во время кулачного боя, он не ускорял движений. (Кор.) 3) Они все трое, в особенности старый казак, были краснее обыкновенного. (Л. Т.) 4) Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками, неразборчивым почерком, не дописывая слов, вообще небрежно. (С.-Ц.)

Упражнение 112. Прочитайте и укажите обособленные присоединитель­ные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) На след...щий день с раннего утра вид бульвара, в...бще внешний вид Парижа, н... занятого инсургентами, изменился, как по манию волшебного жезла. (Т.) 2) Ба...икады возн...кали всюду, особе...о по ту сторону Сены. (Т.) 3) На ближайш...й к Инкерманским высотам Северной стороне все, даже и самые маленькие, хатки были давно и прочно заняты офицерами из штаба. (С.-Ц.) 4) Больных и ране...ых лечили свои же каза...кие медики, большей частью к...шевары. (С.-Ц.)

113. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1) Как скоро дрогн...т вода то есть пойдёт на убыль рыба поворачивает назад и с таким же стр...млением скатывае...ся вниз, с каким до сих пор шла вверх. (А.) 2) Было ещё рано около полудня. (М. Г.) 3) Пообедал он весело и после обеда уже ничего н... писал н...каких бумаг. (Г.) 4) Он сразу в пер­вые же минуты заговорил об этом. (М. Г.) 5) Я всегда и везде особе...о на Кавказе замечал особе...ый такт у нашего солдата. (Л. Т.) 6) Наклонность к умстве...ым наслаждениям например к театру и чтению у меня была развита до страсти. (Ч.) 7) Мы исполняли разные наружные работы главным образом красили крыши. (Ч.) 8) Ей хотелось работать жить самостоятельно на свой сч...т (Ч.) 9) Удобства жизни можно соч...тать с каким угодно даже с самым тяж...лым и грязным трудом. (Ч.)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 85. Общее понятие о сложном предложении. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые.

 

Предложения, в которых более чем одна предикативная связь (то есть более чем одна пара подлежащего и сказуемого), называются с л о ж н ы м и. Сложные предложения состоят из двух или нескольких частей, объединяемых в одно целое по смыслу и интонационно. Например: 1) Природа не спала, и ночь нельзя было назвать тихой. (Ч.) 2) Надо мною расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. (Кор.) 3) Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они. (П.) 4) Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (П.) Частями сложного предложения служат предложе­ния простые. Они соединяются в сложные двумя основными способами: 1) при помощи с о ю -з о в и относительных место­имений и местоименных наречий, которые называются с о ю з­ н- ы м и с л о в а м и (примеры 1-й, 2-й, 3-й); 2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов) (пример 4-й).

П р и м е ч а н и е Есть сложные предложения, состоящие из трёх и бо­лее частей, в которых одни части соединяются интонационно, а другие со­чинительными союзами, например: Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу, и плескались волны о борта. (М. Г.)

Сложные предложения, в которых части соединяются со­юзами и союзными словами, делятся на две группы: 1) п р е д ­л о ж е н и я с л о ж н о с о ч и н ё н н ы е, 2) предложения сложноподчинённые.

С л о ж н о с о ч и н ё н н ы м и п р е д л о ж е н и я м и назы­ваются такие, в которых части предложения соединяются сочи­нительными союзами, например: 1) Небо снова покрылось ту­чами, и посыпался дождь. (М. Г.) 2) Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Тютч.) 3) Солнце зашло за горы, но было ещё светло. (Л. Т.)

Сложноподчинёнными предложениями назы­ваются такие, у которых одна часть присоединяется к другой подчинительным союзом или союзным словом, например:

1) Пурга не страшна, если человек не будет её бояться. (Семушк.) 2) В одном месте мы спугнули несколько пар журав­лей, которые с печальным криком полетели дальше. (М.-С.)

П р и м е ч а н и е. Бессоюзные сложные предложения не делят на слож­носочинённые и сложноподчинённые, потому что в них нет основных показателей сочинения и подчинения — союзов и союзных слов. Вся группа бессоюзных сложных предложений изучается целиком, но вполне возможно от­мечать, что одни из них по смыслу и по интонации ближе к сложносочи­нённым предложениям (В глазах у меня потемнело, голова закружились) (Л.), другие — к сложноподчинённым (Успокойтесь: рана неопасна) (Т.). третьи возможно сопоставить и со сложносочинёнными, и со сложно­подчинёнными (Дождь кончился, выглянуло солнце. Ср.: Дождь кончился, и выглянуло солнце. Когда дождь кончился, выглянуло солнце).

Упражнение 114. Выпишите предложения в следующем порядке: 1) прос­тые предложения, 2) сложносочинённые предложения (с союзами и, но), 3) сложноподчинённые предложения (с подчинительными союзами чтобы, если и союзными словами который, куда), 4) бессоюзные сложные предложения. В сложных предложениях подчеркните союзы и союзные слова.

1) День проводил Павел на лесопилке, а вечером бежал на электростанцию. (Н. О.) 2) Павел сменил в потолке розетку, и через минуту в кухне появился свет. (Н. О.) 3) Я хочу, что­бы моя новая книга была произведением ярким, волнующим ду­шу, зовущим к борьбе. (Н. О.) 4) За болотцем, которое Мересьев прополз, открывалась поляна. (Б. П.) 5) Порывы ветра тре­пали деревья, вода фонтаном обливала стоящих, но они ниче­го не чувствовали. (Гл.) 6) Надо ехать, если он советует. (Гонч.) 7) Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже заметно по­страдал от боя. (Бубен.) 8) Поезд ушёл, его огни скоро исчез­ли. (Ч.) 9) Мой Трезор остановился, попятился. (Т.) 10) По­года была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)

СЛОЖНОСОЧЕНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

§ 86. Основные группы сложносочинённых предложений.

По союзам, которые связывают части сложного предложения, слож­носочинённые предложения делятся на три основные группы:

1) сложносочинённые предложения с с о е д и н и т е л ь н ы м и союзами (и, да, ни—ни, тоже, также, 2) сложносочинённые предложения с р а з д е л и т е л ь н ы м и союзами (или, либо, то — то, не то — не то); 3) сложносочинённые предложения с п р о т и в и т е л- ь н ы м и союзами (но, а, да, зато, же, однако, а то, не то ).

Разные союзы выражают различные отношения между про­стыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого, например: 1) союз и может выражать одновременность явле­ний: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (П.); 2) союз но выражает'проти­вопоставление: Я звал тебя, но ты не оглянулась. (Блок.)

Различные смысловые отношения между предложениями при их сочинении выражаются не только союзами, но часто соот­ношением глагольных форм, а также лексическими средства­ми, в частности местоимёнными словами, включаемыми во вто­рое предложение.

1) Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на высоких тычинках, на сухой земле. (Т.) Со­юз и выражает последовательность явлений. Сказуемое в первом предложении (село) выражено глаголом совершенного вида, а во втором предложении — глаголом несовершенного вида (ле­жал). Эти глагольные формы позволяют указать, что после не­длительного действия возникло действие длительное.

2) В этот день мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать. (Арс.) В этом примере вто­рое предложение по смыслу является следствием первого; это его значение поддерживается местоимённым наречием потому. (Ср.: В этот день мне нездоровилось немного, и я не стал до­жидаться ужина и лёг спать.)

3) Марианна не была ребёнком, но прямотою и простотою чувства она походила на ребёнка. (Т.) Значение противопо­ставления поддерживается в этом примере отрицательной части­цей не при сказуемом первого предложения.

§ 87. Сложносочинённые предложения с соединительными со­юзами.

1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновре­менность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одного действия дру­гим (Он вскрикнул во сне и проснулся, т. е. проснулся от кри­ка) и т. п. Поэтому и в сложном предложении он может со­единять части, в которых говорится об одновременности событий, или об их следовании друг за другом, или об обусловленнос­ти одного события другим. Рассмотрим примеры: 1) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт, и подруги серебряный голос нашу звонкую песню поёт. (Л. К.) (Это сложносочинён­ное предложение состоит из трёх частей; в сложном предложе­нии устанавливается одновременность явлений; одновременность выражается перечислительной интонацией, союзом и и одно­типностью глагольных форм: во всех трёх частях сказуемыми являются глаголы несовершенного вида настоящего времени.) 2) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (П.) (В этом слож­ном предложении передаётся последовательность явлений; после­довательность выражается союзом и, лексическими значени­ями глагольных форм; сказуемые выражены глаголами совер­шенного вида прошедшего времени.) 3) Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. (В этом предложе­нии передаётся последовательность явлений; последовательность выражается прежде всего сочетанием вслед за тем, а также со­юзом и.) 4) Потёмки между тем всё более сгущались, и пред­меты теряли свои контуры. (Ч.) (Вторая часть предложения име­ет значение следствия.) 5) Я вас не знаю, Дарья Михайлов­на, и потому вы мне не нравиться не можете. (Т.) (В этом примере наличие местоименного наречия потому во второй час­ти подчёркивает значение следствия.) В научной прозе вре­менная последовательность очень часто сочетается со значением следствия, например: Земля постепенно остывала, отдавала своё тепло в холодное межпланетное пространство. Наконец, её тем­пература приблизилась к 100°, и тогда водяной пар атмосфе­ры стал сгущаться в капли и в виде дождя устремился на го­рячую пустынную поверхность земли. (Опарин.) Во втором сложносочинённом предложении простое предложение, прикреп­лённое союзом и, который сочетается со словом тогда, вклю­чает последующие события, являющиеся следствием. В научной и деловой речи встречаются и сложносочинённые предложения с условно-следственным значением, например: Измените тип об­мена веществ живого тела, и вы измените наследственность. (Пер­вая часть со сказуемым в форме повелительного наклонения име­ет значение условия, а вторая — со сказуемым в форме будуще­го времени — имеет значение следствия.)

2. Значительно реже употребляется в литературном языке соединительный союз да. Он встречается преимущественно в ху­дожественной речи, например: Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал, да ветер бился и ревел, играя на реке. (Н.) Он имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклор­ный оттенок.

3. Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между частями предложения, а внутри вто­рой части, при них может быть добавочный союз и.

П р и м е р ы. 1) Слезы высохли у меня на глазах, сестри­ца тоже перестала плакать. (А.) 2) Странный старичок за­говорил очень протяжно, звук его голоса также изумил меня. (Т.)

4. Союз нини (в современном литературном языке толь­ко повторяющийся) совмещает в себе два значения: соеди­нительного союза и и усилительной частицы ни, которая употребляется в отрицательных предложениях, поэтому и союз ни — ни используется для связи отрицательных предло­жений.

Пример. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (Кр.) (Ср.: И солнца мне не виден свет, и для корней моих простору нет.)

§ 88. Сложносочинённые предложения с разделительными со­юзами.

1. Союз или указывает на наличие или возможность че­го-нибудь одного из двух или из ряда явлений, а также на чередование явлений, о которых говорится в предложе­ниях.примеры. 1) Лишь изредка олень пугливый через пусты­ню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возму­тит. (Л.) 2) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид. (П.)

2. Союз то — то (только повторяющийся) указывает на че­редование явлений.

П р и м е р. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома к дому по огородам.

(Кор.)

3. Союз не то — не то (только повторяющийся) указыва­ет на трудность выделить из двух или из ряда явлений одно вследствие неопределённости впечатления от каждого

из них.

Пример. Не то кому подали лошадей, не то кто новый при­ехал. (Данилевский.)

Союзы или, то — то стилистически нейтральны, предложения

с ними могут употребляться в любом стиле речи. Союзы же иль, не то — не то имеют оттенок разговорности, конструк­ции с ними более характерны для обиходно-бытового стиля

речи.

§ 89. Сложносочинённые предложения с противительными со­юзами.

1. Союз а указывает, что второе явление противопола­гается первому или чем-то отличается от него.

П р и м е р ы. 1) Они проснулись— а мы спать собираемся. (Т.) 2) Мне встретились на болоте мужчина и женщина. Он шёл с косой, а она — с граблями. (Пр.)

2. Союзы но, да, зато, однако указывают, что второе явление противополагается первому. Союз да, как и соединительный союз да, имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклорный от­тенок.

П р и м е р ы. 1) Солнце село, но в лесу ещё светло. (Т.)

2) Я лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (Дост.) 3) Горячее лицо искало ветра, да ветра-то и не было. (Т.) 4) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н.)

3. Союз же совмещает в себе два значения: противительно­го союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между частями предложений, а после первого слова во второй части предложений (особо выделяя это слово); он употребляется, как правило, для связи предложений, а не отдельных слов.

П р и м е р. Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал. (М. Г.)

4. Союзы а то, не то соответствуют по значению словам ина­че, в противном случае; предложения с ними обычно употреб­ляются в разговорно-бытовой речи.

П р и м е р ы. 1) Ты, Тиша, скорей приходи, а то маменька опять браниться станет. (Остр.). 2) Правду говори, не то тебе достанется.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...