Пояснительные предложения.
Особую группу, близкую к предложениям, присоединяемым сочинительными союзами, составляют п о я с н и т е л ь н ы е п р е д л о ж е н и я с союзами то есть, а именно. В этих предложениях говорящий разъясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первой части, например: 1) Наш сад погибает, в нём хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. (Ч.) 2) Гроза оказывает благодетельное влияние на природу, а именно: она очищает и охлаждает воздух. § 92. Знаки препинания в сложном предложении с сочинительными союзами. Между частями предложения, связанными сочинительными союзами, ставится з а п я т а я. П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о берег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов спал, а Марианна сидела под окном и глядела в сад. (Т.) 3) Трудишься много ты, да пользы в этом нет. (Кр.) 4) Солнце зашло за горы, но было ещё светло. (Л.) 5) Раздался сильный взрыв, однако ребята не растерялись. Если слово однако находится в середине предложения, то оно как вводное слово выделяется запятыми, например: Раздался сильный взрыв, ребята, однако, не растерялись. Если соединяемые части являются значительно распространёнными, уже имеют внутри себя запятые, то между ними ставится т о ч к а с з а п я т о й; точка с запятой ставится и перед таким предложением, которое хотя и не является сильно распространённым, но имеет добавочный характер, менее связано с предыдущим по смыслу. В этих случаях между предложениями голос понижается и бывает пауза. П р и м е р ы. 1) Почти каждый вечер они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы. (Ч.) 2) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.) 3) Ирина опять глядела ему прямо в лицо; но на этот раз она улыбалась. (Т.)
Когда содержание второй части предложения представляется или чем-то неожиданным, или резким противопоставлением, или быстрым следствием того, что высказано в первой части, между частями сложного предложения ставится т и р е. В произношении в этих случаях делается резкая остановка и вторая часть читается особым тоном. П р и м е р ы. 1) Стрела выходит из колчана, взвилась—и падает казак. (П.) 2) Я перешёл во вторую избу — и во второй избе ни души. (Т.) 3) Я спешу туда ж — а там уже весь город. (П.) П р и м е ч а н и е. Запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение, чем обусловливается тесное смысловое единство этих предложений, например: 1) По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые автомобили. 2) Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. (Т.) Упражнение 115. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите союзы, соединяющие части сложного предложения, и отношения между этими частями; объясните расстановку знаков препинания. 1. Воздух дыш...т весенним ар...матом, и вся природа оживляе...ся. (Л.) 2} Год проход...т, и Феодор воротился на свою сторонку. (П.) 3) И батареи замолчали, и барабаны застучали. (Л.) 4) Вот затр...щали барабаны — и отступили басурманы. (Л.) 5) Только кое-где м...рцали, растягив…лись и тотчас же и...чезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам. (Кор.) 6) Соловей допел свои последние песни, да и другие певчие птицы все перестали петь. (А.) 7) Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча. (М. Г.) 8) Было темно, но я все-таки вид...л и деревья, и воду, и людей. (Ч.) 9) Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влев.... (Ч.) 10) Он шутил, а я злобствовал. (П.) 11) Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили. (П.) 12) Отец пож...лал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. (П.) 13) Приятели его советовали ему жалова...ся; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступи...ся. (П.) 14) Зала...т пёс домовый, иль ветерок заш...лестит в листах темнеющей дубровы, иль птица робко пролетит. (Яз.) 15) То истиной дыш...т всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. Понять н...возможно её, зато н... любить н...возможно. (Л.) 16) Она была воспита...а по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками, шила золотом и н... знала грамоты. (П.) 17) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрится в солнечном луче, а за ним поднимаются с земли кусты. (М. Г.) 18) Все её (Лизавету Ивановну) знали, и н...кто н... замечал. (П.)
116. Прочитайте и озаглавьте текст, укажите сложносочинённые предложения с союзами и значение этих предложений; спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Погода вначале была хорошая тихая. Кричали дрозды и по соседству в болоте что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу неуютно глухо и нелюдимо. Запахло зимой. (А. П. Ч е х о в.) 117. Укажите сложносочинённые предложения и их значение; спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. После этого объясните правописание частиц не и ни. I. 1) Я был резв ленив и вспыльчив но чувствителен и честолюбив и ласкою от меня можно было добиться всего. К несчастью всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться. (П.) 2) Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд и за прудом село дымится и встают вдали туманы над полями. В аллею тёмную вхожу я сквозь кусты глядит вечерний луч и жёлтые листы шумят под робкими шагами. (Л.) 3) Остап уже занялся своим делом и давно отошёл к куреням Андрий же сам не зная отчего чувствовал какую-то духоту на сердце. (Г.) 4) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и небрежение. (П.) 5) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (П.) 6) Пустеет воздух птиц не слышно боле но далеко ещё до первых зимних бурь и льётся чистая и светлая лазурь на отдыхающее поле. (Тютч.) 7) Порой опять гармонией упьюсь над вымыслом слезами обольюсь и может быть на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (П.) 8) Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык. (П.)
II. 1) Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах на курганах из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые ростки травы медянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий доверху напитанный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом не видимые глазу вешние ручейки и совсем по-весеннему чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей. (Шол.) 2) Вскоре огромный обоз потянулся из хутора на гору. Вышедшие на прогон бабы долго махали уезжавшим платками а потом в степи поднялась позёмка и за снежной кипящей мглой не стало видно ни медленно взбиравшихся на гору подвод ни шагавших рядом с ними казаков. (Шол.) 118. Прочитайте, укажите сложносочинённые предложения и их значение; затем укажите обособленные члены предложения. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. После этого объясните правописание суффиксов прилагательных и причастий. 1) Под облаками заливая воздух серебряными звуками дрожали жаворонки а над зеленеющими пашнями солидно и чинно взмахивая крыльями носились грачи. (Ч.) 2) Листва не шевелилась на деревьях кричали цикады и однообразный глухой шум моря доносившийся снизу говорил о покое. (Ч.) 3) Даль была видна как днём но уже её нежная лиловая окраска затушёванная вечерней мглой пропала и вся степь пряталась во мгле. (Ч.) 4) Из-за гряды песчаных бугров слева от них появилась луна обливая море серебряным блеском. Большая кроткая она медленно плыла вверх по глубокому своду неба яркий блеск звёзд бледнел и таял в её ровном мечтательном свете. (М. Г.) 5) Вёсла дружно упали в волны и баркас рванулся вперёд в широкую равнину озарённой воды. (М. Г.) 6) По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и ласково укрощая её злые порывы родит в ней могучие мечты. (М. Г.)
119. Прочитайте и озаглавьте текст; укажите, где сочинительные союзы соединяют однородные члены, где — простые предложения и где — сяожносочинённые; затем укажите значение сложносочиненных предложений; спишите, расставляя пропущенные запятые. Вставьте пропущенные буквы и объяснитеих правописание. Чёрная туча совсем надвинулась и стали видны уже не з...рницы а молнии осв...щавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами и гром послышался уже над головой. Все птицы пр...тихли но зато заш...лестели листья и ветер добежал до крыльца на котором с...дел Нехлюдов шевеля его волосы. Долетела одна капля другая забарабанило по лопухам железу крыши и ярко вспыхнул весь воздух; всё затихло и не успел Нехлюдов сосч...тать три, как страшно треснуло что-то над самой головой и ра...катилось по небу. (Л. Н. Т о л с т о й.) 120. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните сочинительные союзы. 1) У него [Сабурова] было больше всего людей, за (то) ему и приходилось идти прямо, через всю площадь. (К. С.) 2) К сумеркам мы (до) шли (до) водораздела. Люди сильно проголодались, лошади, то (же) нуждались в отдыхе. (Арс.) 3) Впереди, на пыльном поле, то (же) двигались телеги, и те (же) виднелись жёлтые снопы, и так (же) звуки телег, голосов и песен доносились издали. (Л. Т.) 4) Не (то) это были вспышки далёких взрывов, не (то) сверкали зарницы. 5) То хлопнуло где (то), то раздался вдруг вой, то словно кто (то) прошёл по коридору. (С.-Щ.) 6) Через несколько минут всё уже уснуло на селе, один только месяц так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба. Так (же) торжественно дышало в вышине...(Г.) СЛОЖНОПОДЧЕНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|