Примеры этих трех видов людей
Первого человека можно сравнить с тем, кому была дана обширная земля, инструменты для ее возделывания и облагораживания, семена, и возможность орошать ее. Воспользовавшись всем этим, он возделал землю и подготовил ее для взращивания урожая, посеял на ней различные виды злаков, посадил множество деревьев, дающих различные плоды, и огородил ее забором. Но он не остановился на этом, а приходил каждый день, охранял ее, защищал от вредителей, чинил то, что прохудилось, сажал новые растения, заменяя ими те, что высохли и погибли, обрезал и прореживал и использовал получаемую с нее продукцию для дальнейшего ее улучшения. Второй человек сравним с тем, кто взял эту землю и использовал ее для приюта диких зверей и хищников, для гнили, смерти и разложения. В его руках эта земля стала убежищем для воров, грабителей и преступников. Он использовал все, что было дано ему для возделывания и облагораживания земли, для потчевания подобных гостей. Третий сравним с тем, кто взял эту землю, но не возделывал ее и не орошал, а дал воде утечь в бездну пустыни, без какого-либо проку, и остался у разбитого корыта. Это – пример трех категорий людей: тех, кто всегда помнит Аллаха, тех кто пренебрег Им, и тех, кто предал Его. Помнящие Аллаха, забывшие Его и предавшие Его Первые - помнящие Аллаха. Именно они способны выполнить миссию, ради которой и были сотворены Вторые - предавшие Аллаха. Третьи - забывшие Аллаха. Что касается первых: любое действие, любое движение, будь то еда или сон, одежда или слово, и даже бездействие и молчание - все в их пользу и увеличение награды от Аллаха, ведь делают они это для Него, из покорности и желания приблизиться к Нему.
Что касается вторых: любое их действие и бездействие обернутся впоследствии против них. Они будут изгнаны из милости Аллаха, и их ожидает унижение и несчастье. Что касается третьих: если они сделают так, это будет совершено по беспечности, бездеятельности и пренебрежению. Поэтому: Первая категория распоряжается дарованными им благами, как и подобает праведному человеку, с целью повиновения Аллаху и приближения к Нему. Втораякатегория распоряжается дарованными им благами с целью предательства и произвола, а ведь Аллах не даровал эти блага для того, чтобы они ослушались Его. Эти люди злостные преступники и предатели. Они предали Аллаха и Его милость и будут наказаны Всевышним Аллахом за использование Его даров не по назначению. Третья категория распоряжается дарованными им благами и пользуется ими, руководствуясь своей беспечностью, страстью, ненасытностью души и ее природным состоянием. Они не использовали дарованное Аллахом для достижения Его довольства и близости. Убыток этой категории людей ясен и очевиден, потому как они забросили бесценное время, отведенное им на достижение прибыли и выгоды. И вот, из-за Своей милости к верующим, соблюдающим единобожие рабам Всевышний призвал их к совершению пятикратной молитвы и вложил в нее множество видов поклонения, чтобы они получили за каждое свое слово, действие, движение и покой свою долю из даров Всевышнего Аллаха. Скрытый смысл (Тайна) молитвы и пример этого Скрытый смысл и суть молитвы в том, чтобы сердце молящегося было обращено только к Аллаху, так, чтобы молящийся чувствовал, что всей своей сущностью он находится перед Всевышним Аллахом. Если же молящийся не погрузился в это состояние, отвлекся на внутренний разговор с собой, то в этом он похож на человека, который прибывает к правителю просить прощения за свои ошибки и унижается пред ним, выпрашивая как можно больше благ, щедрот и милости, желая получить пропитание для своего сердца, дабы и в дальнейшем быть в услужении своему государю. И вот когда этот человек уже дошел до царских палат и остается только обратиться к нему,он вдруг отворачивается от правителя, поворачиваясь то направо то налево, или поворачивается к нему спиной, занимая себя самыми ненавистными правителю поступками, которые тот презирает. Он отдает предпочтение всему, что угодно кроме правителя, его сердце устремляется и обращается к иному нежели к правителю.
Он посылает своих слуг просить прощения за него и служить за него. Правитель наблюдает за этим и все видит, однако его щедрость, великодушие, изобилие доброты и благодеяния не позволяют ему отослать их, и поэтому он дарует им свою милость и благодеяние. Однако существует разница между распределением трофеев между теми, кто был в выигрыше, и теми, кто, не имея определенной для него доли, получил только скромный подарок[1]. ﴾ Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили, дабы Аллах воздал им сполна за их деяния, и с ними не поступят несправедливо ﴿(Сура Барханы, 19). Всевышний Аллах создал род человеческий для Себя и только. И создал все остальное для человека, как об этом говорится в предании: «Сын Адама, Я создал тебя для Себя и создал все (остальное) для тебя. Я заклинаю тебя Моим правом перед тобой, не отвлекайся на то, что Я создал для тебя от того, для чего ты был создан[2]».
В другом предании говорится: «Сын Адама, Я создал тебя для Себя, так не отвлекайся (не относись к этому легкомысленно), Я поручился за твое пропитание и судьбу, так не усердствуй (в добыче пропитания). Сын Адама, стремись ко Мне – найдешь Меня. Когда же найдешь Меня, найдешь все, если не найдешь Меня, не найдешь ничего. Ведь Я наиболее желанный для тебя». Всевышний определил молитву как способ приближения к Нему, Его прощению, любви и благому отношению. В свободное от пятикратной молитвы время человек отдаляется от Аллаха В промежуток между молитвами раб божий забывается, отворачивается, совершает ошибки и сбивается с пути, сердце его черствеет и пустеет. Все это отдаляет его от Господа и отвращает от близости к Нему. Тем самым он становится как бы далеким от поклонения Ему и не является одним из Его рабов. И возможно, что он сам отдаст себя в руки своего врага, в результате чего тот пленит его, свяжет, наденет на него оковы и заточит в темницу своей души и страстей. Такой человек живет с тяжестью в груди, непрерывно борется с неприятностями и проблемами, его одолевают страхи, сомнения и печаль, и он не знает причины этого.
Поэтому Господь по милости Своей даровал человеку всестороннее поклонение, проявление которого различно в соответствии с ситуациями и событиями, происходящими с человеком. Любое поклонение Аллах вознаграждает настолько, насколько Его раб нуждается в Его милости. Глава об омовении Омовением человек очищается от нечистот, готовится предстать перед Господом чистым как внешне, так и внутренне: Внешне – чистота тела и его членов. Главное же во внутреннем очищении – покаяние, которое очищает сердце от нечистот греха и непокорности. И поэтому в Своих словах Всевышний Аллах расположил покаяние и очищение рядом, сказав: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся!» (Корова, аят 222). Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что после омовения и произнесения слов свидетельства о вере, желательно произнести следующие слова: «Господи, введи меня в число кающихся и очищающихся». Тем самым Он усовершенствовал для него степени поклонения и очищения как внутренне, так и внешне. Ибо произнося слова свидетельства, он очищается от многобожия, каясь, он очищается от грехов, а водой очищается от наружных нечистот. Он установил для него совершенные степени очищения, осуществляемые до того, как он приступит к поклонению Аллаху и встанет перед Ним. И только после того, как он очистит свое тело и свое сердце, ему дозволено поклониться Аллаху, стоя перед Ним, и тем он избавляется от удаления от Всевышнего Аллаха. Своим присутствием в Его доме (мечети) – месте поклонения раб приобщается к числу Его слуг. Поэтому некоторые законоведы считают, что только присутствие в мечети делает совершение обязательной молитвы полным поклонением, другие же считают, что это очень желательно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|