Культурно-досуговые учреждения в условиях нового правового пространства
Стр 1 из 14Следующая ⇒ В. А. Топтунов Ресурсная база Социально-культурной деятельности Федеральное госудаственое образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
В. А. Топтунов
Ресурсная база социально-культурной деятельности Учебное пособие для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Челябинск
ББК 74.4 (2 Рос)я 73
Топтунов В. А. Ресурсная база социально-культурной деятельности: учеб. пособие / В. А. Топтунов, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, ЧГАКИ, 2006. - 160 с.
Учебное пособие посвящено сущностным характеристикам ресурсной базы социально-культурной деятельности. Специфике организации социально-культурной деятельности в новых социально-политических, экономических, правовых и социально-культурных условиях жизнедеятельности современной Росси и её регионов. В пособие особое внимание уделяется проблемам моделирования структуры культурно-досуговых учреждений клубного типа. Учебное пособие рекомендовано для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность», а так же для всех кто интересуется современными проблемами культурно-досуговой деятельности.
Рецензенты: А. Н. Попов, доктор экономических наук, профессор. И. И. Беспалько, кандидат педагогических наук, доцент.
Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ
ã Топтунов В. А., 2006 ã Челябинская государственная академия культуры и искусства, 2006
содержание
Введение Формирование новых общественных отношений в современной России связано со стабилизацией и дальнейшим развитием всех социальных сфер, в том числе и сферы социально-культурной деятельности. Эта сфера испытывает на себе влияние социально-политических и социально-экологических механизмов. В тоже время сфера социально-культурной деятельности генетически призвана оказывать значительное влияние как на общественном, так и на личностном уровнях, являясь своеобразным социально-творческим катализатором. Активное влияние социально-культурной деятельности как сложного социального феномена должно распространяться на все слои и категории российского общества и способствовать духовному развитию личности, укреплению нравственному и физическому здоровью, раскрытию творческого потенциала человека. В сфере социально-культурной деятельности перекрещиваются интересы личности и общества. Для государства эта сфера должна стать стратегическим и тактическим пространством приобщения человека к культуре и культурной деятельности. Согласно принятой в России Конституции государство выступает гарантом обеспечения социальных свобод, доступности культурных ценностей, предоставления возможностей удовлетворения культурных потребностей своих граждан. Безусловно, без участия в этом процессе социально-культурной сферы решать эти задачи практически невозможно.
Как социальный феномен социально-культурная, социально-досуговая сферы уникальны. В них в России и регионах за многие десятилетия сформировалась целая производственная отрасль культуры, состоящая из органов административного, методического руководства, научных центров, учебных заведений разных уровней, предприятий, учреждений, организаций культуры и искусства. Конечная продукция этой отрасли представлена услугами предприятий и учреждений культуры. При этом общество и его граждане являются потребителями этих культурных услуг. Организация социально-культурной деятельности имеет свою специфику. Она заключена, прежде всего, в технологическом обеспечении социально-культурной деятельности. А именно: культурно-охранные, культурно-творческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, проектные, информационно-рекламные, этнотворческие и другие технологические процессы. Одновременно, они связаны с социальными институтами, семьей, бытом, системой образования. Все это можно успешно реализовать, опираясь на определенную ресурсную базу социально-культурной деятельности, учитывая при этом социально-политические, психолого-педагогические, организационно-управленческие факторы. Особую роль в ресурсной базе социально-культурной деятельности играет система учреждений социально-культурной сферы, которая классифицируется по основным направлениям деятельности. Ресурсная база социально-культурной деятельности складывается из: нормативного ресурса, кадрового ресурса, финансового ресурса, материально-технической базы, демографического и морально-психологического ресурсов. Все эти составляющие ресурсной базы социально-культурной деятельности имеют относительную самостоятельность; но результативность каждого напрямую зависит от реализации всех остальных. Следовательно, говорить об эффективности ресурсной базы можно лишь тогда, когда все ее составляющие действуют в системе, в комплексе, в единстве. Поэтому знание механизмов их действия и взаимодействия – главное условие профессионального подхода к использованию ресурсной базы социально-культурной деятельности.
При изучении и осмыслении ресурсной базы особое внимание следует уделить основным управленческим методикам и процедурам. И, прежде всего, подбору и расстановке кадров. Работа с кадрами это особое искусство руководителя организации, построенная на разработке организационно-управленческих нормативов. Этому разделу в данном учебном пособие уделено значительное внимание. Оптимальное распределение обязанностей, выдача конкретных заданий исполнителям, система контроля, способы и правила стимулирования деловой активности – все это важные моменты работы с кадрами и организацией. Немаловажную роль играет в системе социально-культурной деятельности работа с активом, самодеятельным населением, с волонтерами и т. п. Достичь поставленных целей как на уровне конкретного культурно-досугового учреждения, так и в системе учреждений социально-культурной сферы в целом сложно без включения в этот процесс самодеятельных людских ресурсов. Полноценное использование ресурсов напрямую связано со сложными процессами планирования, проектирования и прогнозирования. Особо следует остановиться на наиболее слабом звене этой системы – методике прогнозирования, которая редко используется в теории и практике социально-культурной деятельности. Прогноз возможен, как известно, лишь на основе достигнутых результатов, осознанных и понятых тенденций, анализа и обобщения накопленного опыта с целью корректировки и постановки новых целей более высокого уровня. В учебном пособии определенное место отведено нормативному ресурсу. Документально-правовой его основе. В работе на основе официальных документов и законодательной базы скрупулезно описывается методика разработки договоров, положений, устава, социальных заказов и т. д. Кадровый ресурс не остался без внимания автора. Однако в работе сделан акцент на управленческих, руководящих работниках. Именно тех кто принимает решения в условиях нового правового пространства, реализует основные законодательные акты, контролирует и корректирует социально-культурный процесс, регулирует социально-культурный процесс, регулирует рынок культурных услуг, обеспечивает права, обязанности и свободу, как профессионалов, так и самодеятельного населения в сфере культуры. В учебном пособии предпринята попытка раскрыть специфику и направления деятельности органов местного самоуправления по регулированию, объему и структуре культурных услуг.
Для понимания и профессиональной ориентации в работе рассматривается основной понятийный аппарат: «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческий работник», «учреждение культурного типа», «культурное наследие», «культурное достояние народов РФ». Разбирая финансовый ресурс, главное внимание уделено бюджетному, частному, общественно-добровольному и другим формам рыночного финансирования. Прежде всего, это платные услуги, коммерческая деятельность, аренда и т. п. Материально-технический ресурс – это сложное многоуровневое структурное образование в системе социально-культурной деятельности. Он, пожалуй, самый проблемный наряду с финансами элемент ресурсной базы социально-культурной сферы, на решении которого должны быть сосредоточены усилия власти всех уровней и практических работников. Таким образом, учебное пособие, предлагаемое Вашему вниманию, посвящено ресурсной базе социально-культурной деятельности. В России и в Уральском Федеральном округе идет активный поиск решения этой сложной проблемы. Выпускникам высших учебных заведений России придется не только столкнуться с проблемой ресурсной базы социально-культурной сферы, но и искать новые нестандартные решения по ее приумножению и совершенствованию. Данное учебное пособие будет способствовать более углубленному изучению федерального компонента специальных дисциплин – (СД.Ф 01.00.) – «менеджер социально-культурной деятельности», а именно курса СД.Ф 01.03. Ресурсная база социально-культурной деятельности. Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части излагается теоретический, аналитический, организационно-практический и методический материал. Он раскрывает принципы нового правового пространства, его законодательную базу, методы моделирования структуры муниципальных культурно-досуговых учреждений, методику программно-целевого планирования его уровни и этапы, опыт использования ресурсной базы социально-культурной сферы в условиях уральского региона. В первой части работы представлены основной и дополнительный список работ, тематика творческих заданий для самостоятельного изучения студентами проблем современной ресурсной базы социально-культурной сферы.
Вторая часть работы – приложения. В них представлен справочный материал, образцы необходимой документации для самостоятельной работы студентов. Автор выражает надежду, что учебное пособие «Ресурсная база социально-культурной деятельности» поможет Вам в профессиональном становлении и сориентирует на проблемы этого очень важного феномена, как для общества, так и для личности. Ваши усилия и профессиональные устремления будут способствовать развитию культуры и социально-культурной деятельности России.
Глава 1 Культурно-досуговые учреждения в условиях нового правового пространства
Изучение нового правового пространства следует начать с разработки документов, регламентирующих деятельность муниципальных учреждений культуры. С введением в действие Федерального закона – 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и разделением полномочий по вопросам культуры (ст.14, 15, 16 ФЗ-131) проблему создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры следует рассматривать в контексте реформы бюджетного сектора, которая предусматривает изменения принципа финансирования сети учреждений на финансирование услуг. Закупка органами местного самоуправления бюджетных услуг будет происходить на основании реестра бюджетных обязательств (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ). Предоставление бюджетных обязательств будет происходить в соответствии со статьей 176 Бюджетного кодекса, где установлено правило, что распорядителю бюджетных средств (в нашем случае это может быть орган управления культурой) и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели функционирования конкретного главного распорядителя бюджетных средств и бюджетного учреждения. Поэтому в настоящее время крайне важным является соблюдение конституционных принципов регулирования рынка культурных благ, которые заключаются в обеспечении прав, свобод и обязанностей в сфере культуры. Вместе с тем, органам местного самоуправления необходимо было принять решения об объеме и структуре услуг в сфере культуры. Документом, регламентирующим деятельность муниципальных образований в сфере культуры является «Положение о культурной деятельности муниципального образования», утвержденное решением представительного органа. Положение предусматривает дополнительную базу, структуру управления, состав муниципальной системы культурной деятельности, механизм реализации полномочий и функций управления, а также содержание, критерии оценки культурной деятельности, оплату труда и социальной поддержки работников, меры по развитию культурных потребностей и активизации отдельных категорий граждан в культурном процессе. Законодательная база деятельности муниципального учреждения культуры основывается на выполнении законов и соблюдении общих принципов, основ и требований. к этим законам, прежде всего, относятся: - Конституции РФ; - Закона РФ Основы законодательства РФ «О культуре» № 3612-1 от 09.10.92 в редакции № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.; - Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; - Гражданского кодекса РФ часть 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ; - Бюджетного кодекса РФ в редакции №120-ФЗ от 20.08.2004 г.; - Трудового кодекса РФ от 31.12.2001 г. №197-ФЗ в редакции от 09.05.2005 г.; - Федерального закона от 26.05.96 г. №154-ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» в редакции №121-ФЗ от 22.08.2004 г.; - Федерального закона от 27.12.94 г. №78-ФЗ «О библиотечном деле» в редакции 122-ФЗ от 22.08.2004 г.; - Федерального закона от 17.06.96 г. №74-ФЗ «О национально – культурной автономии» в редакции №122-ФЗ от 22.08.2004 г.; - Федерального закона от22.08.96 г. №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии РФ» в редакции №122-ФЗ от 22.08.2004 г.; - Федерального закона от 06.01.99 г. №7-ФЗ «О народных художественных промыслах» в редакции №122-ФЗ от 22.08.2004 г.; - Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» в редакции № 199-ФЗ от 29.12.2004г. В общих положениях помимо законодательной базы следует учитывать имеющиеся нормативно-регулирующие документы, принятые в свое время Правительством РФ и федеральным органом управления культуры. Это положения, утвежденные Постановлениями Правительства РФ: - «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (Постановление № 233 от 07.03.95г. с изменениями от 22.02.97г., 08.08.2003г.,01.02.2005г.); - «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (Постановление от 26.06.95г. №609 с изменениями от 23.12.2002г.). А также рекомендованные Министерством культуры РФ «Примерное положение о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа» (решение коллегии Министерства культуры РФ № 10 от 29.05.2002г.). В разделе «Основные понятия», применяемые в «Положении», необходимо опираться на те определения, которые даны в соответствующих федеральных законах, либо в указанных выше рекомендуемых нормативно-методических документах. Так, ст. 3 «Основ законодательства РФ о культуре» дает определение понятиям: «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческий работник», «культурное наследие народов РФ», «культурное достояние народов РФ». Статья 4 того же закона определяет области культурной деятельности, регулируемые федеральным законодательством. К числу таких регулируемых областей относятся все виды деятельности, которые осуществляют в настоящее время муниципальные учреждения культуры России и в том числе Челябинской области субъектами культурной деятельности, осуществляющими культурные ценности и блага, определены федеральными законами. «Примерное положение о государственном и муниципальном учреждении клубного типа» дает определение в п.п. 1.1, 1.2, 1.3 понятия: «клубное учреждение», виды и типы таких учреждений. Важным разделом «Положения» являются «Организация, видыи содержание культурной деятельности», в которых нашли отражение структура управления и состав муниципальной системы культуры, раскрыты цели, задачи и содержание деятельности всех существующих элементов системы. опираясь на нормативно-правовую базу, необходимо указать, из каких объектов культуры состоит муниципальная система, каковы их функции. Более четкое определение может быть дано, если строго опираться на статьи законов и положений. Основные принципы, определяющие предназначение клубных учреждений, цели их создания указаны в п. 1.5, виды деятельности в п. 4.2 «Примерного положения о государственном и муниципальном учреждениях культуры клубного типа». Обязательным в «Положении» для специалиста должен стать раздел «Оплата труда и социальная поддержка работников муниципальных учреждений культуры». В этом разделе предусмотрены основные формы организации и оплаты труда, меры по материальному и моральному стимулированию, предоставление компенсационных выплат и льгот, социальной поддержки, а также меры, обеспечивающие профессиональный, творческий рост, повышение квалификации и переподготовку специалистов. В «Положении» также предусмотрен раздел «Социальная поддержка других категорий граждан в сфере культурной деятельности». В этом разделе определяются меры социальной поддержки ветеранов, инвалидов, других слабо защищенных граждан, а также поддержка эстетического воспитания детей и оказание социальной помощи творчески одаренным личностям. В заключение «Положения» предусмотрен раздел «Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений культуры», где учитываются меры по соблюдению норм федерального законодательства и положений Устава муниципального образования. Таким образом основательное изучение и детальное знание законодательной базы – основа для полного профессионального использования современной ресурсной базы социально-культурной деятельности и повышения ее эффективности. Исходя из функциональной сущности деятельности учреждений культуры клубного типа региона необходимо констатировать, что в абсолютном большинстве они являются интегрированными и включают основные виды социально-культурной деятельности: 1. Работу коллективов художественного творчества; 2. Любительские самодеятельные объединения различной направленности; 3. Проведение массовых мероприятий (творческих и общественных); 4. Прочие досуговые мероприятия. Основные функциональные задачи в реализации видов социально-культурной деятельности заключаются в производстве продуктов и услуг, направленных на удовлетворение потребительского спроса четырех основных типов и видов потребителей: 1. Государство в лице федеральных и региональных ведомственных органов (Министерство культуры, Министерство сельского хозяйства, Министерство труда и социального развития, Министерство по молодежной политике и спорту и т.д.), с целью реализации государственных программ культурного развития. 2. Муниципальные органы власти 1 и 2 уровня. 3. Юридические лица (учреждения, предприятия, общественные организации и т.д.). 4. Население. В соответствии с Положением, утвержденным решением коллегии №10 министерства культуры РФ от 29.05.2002 г., обязательными целями создания государственного (муниципального) учреждения культуры клубного типа являются: 1. Удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной народной культуры во всем многообразии ее этнических особенностей для достижения стабильности общества, толерантности и укрепления межпоколенных связей. 2. Поддержка любительского художественного творчества и другой социальной активности населения, обеспечивающей духовное, социальное, физическое развитие личности. 3. Патриотическое воспитание детей и молодежи, формирующее в них любовь к «малой Родине», гордость за свое Отечество и гражданскую ответственность. 4. Создание условий досуга и отдыха населения, способствующего формированию здорового образа жизни, нравственных ценностей и привитию эстетического вкуса. Для реализации этих целей клубные учреждения осуществляют интегрированные функции по четырем видам деятельности. Одновременно в результате функционирования по основным видам социально-культурной деятельности клубные учреждения оказывают услуги потребителям, и одновременно заказчиками, которыми могут быть - государство, муниципалитет, юридические лица и население. По статистике в среднем на каждое государственное и муниципальное учреждение культуры клубного типа приходится: например, по Челябинской области – 154,5 культурно – досуговых мероприятий, по Российской федерации – 149 мероприятий (по данным за 2004 год). Из данного числа свыше 100 мероприятий осуществлены по заказу населения. На остальные мероприятия основные заказчики – государство, муниципалитет, юридические лица. Следует отметить, что мероприятия по 12 государственным праздникам, утвержденным правительственными решениями должны быть оформлены государственным контрактом (договором) или муниципальным заказом. Кроме того, возникает необходимость включения в государственный контракт или муниципальный заказ ряда профессиональных праздников, памятных дней, праздников международного характера, национальных праздников, утвержденных правительственными решениями, указами Президента РФ, международными актами (около 50 дат). Все больше востребованы ежегодные праздники народного календаря, религиозные праздники, проведение фестивалей, культурно – спортивных праздников и акций регионального и муниципального значения. При определении качества бюджетных услуг следует учитывать 2 типа оценки потребностей в услугах клубных учреждений: 1 тип – значимые критерии оценки деятельности учреждения культуры клубного типа с точки зрения областных и муниципальных ведомственных органов управления. 2 тип – оценка деятельности учреждения культуры клубного типа с точки зрения потребителей. Первый тип включает в себя общие критерии результативности основной деятельности клубного учреждения культуры: 1. Участие в городских, районных, областных, региональных, всероссийских, международных программах, конкурсах, фестивалях, выставках, научно-практических конференциях и других мероприятиях. 2. Методическая деятельность. 3. Взаимодействие с другими клубными учреждениями культуры, общественными организациями по осуществлению культурно-образовательных и социально-значимых программ и задач. 4. Наличие филиалов. 5. Повышение квалификации работников. Создание условий для творческого роста персонала. 6. Правильная расстановка и рациональное использование трудовых ресурсов учреждения, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе. 7. Поддержание и улучшение материально-технической базы учреждения, сохранение и увеличение основных фондов. По этим критериям отраслевое ведомство может оценить степень достижения целей деятельности учреждения клубного типа. По первому типу оценки деятельности предложенные критерии эффективности работы учреждения выражается следующими индикаторами: 1. Деятельность учреждений культуры, оцениваемая через ряд параметров, отражающих социальный эффект, таких как: - процент охвата населения кружковой работой; - посещаемость культурно-досуговых мероприятий (доля от общего числа населения, посещаемость на одного жителя); - доля вовлеченных в деятельность учреждений культуры представителей отдельных возрастных и социальных групп от общего количества представителей данной группы, например, доля вовлеченных подростков от общего числа подростков данного населенного пункта; - общее число посетителей, соотнесенное с числом (количеством) мероприятий, что будет отражать среднюю посещаемость мероприятий; - доля мероприятий межведомственного (совместного, комплексного) характера, например, количество мероприятий, осуществленных совместно с службой занятости, школой, центром социальной защиты от общего количества мероприятий, что позволяет определить уровень взаимодействия с другими учреждениями территории (образовательными, социальными и т.д.); - доля мероприятий, выполненных в соответствии с приоритетными целевыми программами, например, по борьбе с подростковой наркоманией и пьянством, от общего количества мероприятий, направленных на молодежь; - доля мероприятий, рассчитанных на участие всей семьи, представителей одной семьи, что позволяет поддерживать семейные устои, традиции, формировать культ семьи, от общего количества мероприятий; - доля сотрудников, обучающихся в заочных формах профессионального образования; - соответствие профессионального образования кадров квалифицированным требованиям; - меры социальной поддержки персонала; - текучесть кадров, закрепляемость молодых специалистов; - рейтинг учреждения и представленных коллективов в мероприятиях и программах муниципального, регионального и федерального уровня. 2. Могут быть использованы также следующие показатели экономической эффективности деятельности учреждений культуры: - доходы учреждения культуры, соотнесенные с общим числом сотрудников учреждения, что отражает объем доходов на одного сотрудника; - доходы учреждения культуры, соотнесенные с числом жителей населенного пункта, что отражает объем доходов учреждения на одного жителя; - доходы учреждения культуры, соотнесенные с площадью учреждения культуры, что отражает доходность использования одного квадратного метра помещения. При необходимости можно оценивать общую площадь здания, площадь непосредственно задействованную в творческом процессе (например, площадь актового зала, творческих и учебных классов и т.д.); - развитие материальной базы учреждений культуры. 3. Показатели суммы привлеченных денежных средств (в том числе полученных от участия в программах в виде грантов), суммы спонсорской поддержки, суммы привлеченных денежных средств от реализации межтерриториальных совместных, межведомственных проектов. По второму типу оценки деятельности клубного учреждения с точки зрения потребителей в натуральном и стоимостном выражении будет выражена анализом выполнения: 1. Государственного контракта; 2. Муниципального заказа; 3. Гражданско-правовых договоров с юридическими лицами. Оценка непосредственных потребителей услуг, т. е. Населения, может опираться на качественные показатели, полученные в результате специальных исследований (анкетирование и интервью). При этом анкетирование и интервью, как правило, предполагают определенную выборку. Может быть также сформирован определенный круг постоянных респондентов, в том числе в рамках отдельных возрастных и социальных групп. В большей степени интересен, в том случае, вопрос о качестве оценки предлагаемых услуг и проводимых мероприятий, уровень удовлетворенности «ассортиментом», предлагаемых основных услуг, качество сопутствующих услуг, таких как, например, работа кафе, выездной торговли и т.д. при оценке деятельности клубных учреждений анкета может содержать вопросы, позволяющие оценить новизну мероприятия, информативность, интерес, вовлеченность населения, учет специфики национальных традиций, доброжелательность атмосферы и ряд других качественных критериев. Анкетирование потребителей позволяет оценить значимость отдельных видов услуг клубных учреждений, определить качественные критерии оценки и сравнения, выявить слабые стороны деятельности клубного учреждения, определить приоритетные направления развития, потому что именно оценка со стороны потребителей услуг, должна сегодня помочь учреждениям культуры выработать новое видение и миссию своего дальнейшего развития. Стоимость услуг будет складываться из расходов на ресурсы, материальные, трудовые, информационные, основные средства, текущие расходы и оплату труда. При определении перечня и видов бюджетных услуг руководители клубных учреждений могут руководствоваться предлагаемыми методиками, которые изложены в следующих таблицах: таблица № 1 Примерная классификация бюджетных услуг учреждений культуры клубного типа муниципального образования, предусмотренные правовыми актами.
Особенно интересны для профессионала вопросы формирования социальных заказов разного уровня и технологии их реализации. Следующая таблица попытается дать ответ на них. таблица № 2 Примерный перечень бюджетных услуг, предоставляемых клубным учреждением на основе государственного и муниципального заказов, договоров на исполнение социальных заказов от других юридических лиц – предприятий и организаций и реализации услуг населению территории муниципального образования
|