Болонья и болонская модель университетов
КОНСПЕКТ По дисциплине «История ведущих университетов мира»
Студентки I курса 8 группы Шлапак Ирины Александровны
Университеты в Европе в XII-XIII вв.
Университеты – явление сугубо европейское. Университет рождался в Европе как автономная корпорация – корпорация саморегулируемая. Университет имел политико-административную историю: университет и власть, университет и город. Значение университета – социальная апробация. До 17 века авторизация знания (признание профессионализма) принадлежала только университетским корпорациям. В эпоху Просвещения эта миссия авторизации знания постепенно перешла к государственным структурам. Академии оказались под патронатом (покровительством) королевской власти. Далее они были подчиненны напрямую государственной власти. Признаки авторизации: 1)Университет присваивает ученые степени; 2)Эти ученые степени котировались во всей Европе; 3)Университеты зарождаются в Европе тогда, когда окончательно формируется общеевропейское пространство. На кого было рассчитано знание в эпоху античности? Было рассчитано на элиту. Для чего оно было нужно? Это знание не имело прикладного характера – оно было интересно только узкому кругу. Как обстояли дела с образованием в Риме? Если римский гражданин не знал правовой традиции, то вставал вопрос, насколько он достоин своего статуса гражданина. В Риме знание было элементом образа гражданина. В Риме образование продолжало быть частным и элитарным. Мышление римлянина было утилитарным. Оно всегда было ориентировано на определенные цели, было практичным. Так римская цивилизация дала огромный рывок инженерным знаниям. Римское знание было практичным, но теоретически заимствованным у греков.
Тривириум (тривиальный – т.е. самый простой): 1)Грамматика; 2)Арифметика; 3)Риторика. Квадририум: 1,2,3 пункты + диалектика + геометрия + логика (развитие риторики и диалектики). Начиная с IV - V вв. Римская империя терпит кризис. На территории, завоеванной римлянами, возникает новое религиозное учение – христианство. Оно стремительно распространяется. Христианская традиция ввела сакральное отношение к тексту. Знание текста позволяло выстраивать свою этническую идентичность для иудеев. Поэтому читать, и правильно интерпретировать текст было важно. Тертуллиан (ранняя христианская община): «Зачем изучать мир, если он все равно подойдет к своему завершению?» Аврелий Августин и книги: «Liber screpturaе» (Священное писание) и «Liber Narurae» (Книга природы). Вывод Августина: «Если автор один (Бог), значит нужно изучать обе». Задачей христианского знания в раннем Средневековье было сохранение античного знания: прикладного и философско-богословского. С возникновением проблемы передачи знания зародился средневековый энциклопедизм. Исидор Севильский – святой покровитель интернета и его «Этимологии». Исидор был авторитетом долгое время в расширении кругозора европейцев. Так, к его труду обращались, чтобы узнать, например, как выглядит слон. Еще одно решение этой проблемы – монашество. Бенедикт Нурсийский: «Молись и работай». Чтобы соблюдать этот ритм надо сидеть на одном месте – в лесу. Поэтому бенедикское монашество локализуется во внегородских местах. Оно приравнивает умственный труд к труду физическому. Монастыри бенедиктийской традиции стали центрами знаниями. Передача знаний внутри монастыря происходила от старших к младшим. Возникает двор Карла в Ахене, далее Оттонский двор и англо-саксонские дворы. Цель правления Карла Великого: долго править и восстановить империю. При дворах возникают академии – придворные школы, где собирались потомки самого государя, отпрыски знатных семейств (заложники). Значение появления академий состояло в том, что власть осознала силу знания. Знание – инструмент управления. Цель образования в то время сводилась к тому, чтобы привить некоторый способ жизни, нрав, формируемый за счет совместного бытования. Ученик должен был стать похожим на своего учителя. Эта идея имеет христианское происхождение: ученик должен уподобиться учителю, как человек Христу.
Обучение проходило в форме диалога ученика с учителем. Болонья и болонская модель университетов
Функциональное деление общества в средневековой Европе. Вассальные сеньоральные связи и родственные узы. Для средневековья характерна корпоративная организация. После X- XI вв. мы видим то, что в различных регионах Европы распространяется развитие корпораций (корпус – тело). Любой социальный организм воспринимался как органическое единство. Существовали разнообразные профессиональные корпорации – купеческие, ремесленные гильдии и цехи. Принадлежность к корпорации являлась следствием свободного выбора человека. Уставы корпорации поначалу имели неписаный характер. Вскоре гильдейские уставы стали записываться. Возникли мнимые узы родства, т.е. вмешался некий психологический фактор. Вскоре стала наблюдаться тенденция к замыканию корпоративных границ. Любой член корпорации обязан был ныне приносить клятву, вступая в тело. Conspiratio (вместе дышать) – конспирация в Средневековье. Conviventio – общая трапеза, в ходе котрой члены корпорации собираются за одним столом. Они вместе молились – каждая корпорация строила свою церквушку. Они демонстрировали окружающим свое внутреннее единство. Университеты тоже развивались и осознавали себя как корпорации. В XII в. распространилось увлечение мобильностью. Возросла интенсивность коммуникации. Кто во главе универсального пространства? Римский понтифик и император. Имперская и папская власть вступили в борьбу за главенство. Любые притеснения от церкви имели интеллектуальное обоснование. В конце XI в. возникает спрос на римское право. Причины были таковы: вопросы управления империй и организация империи, также вопросы частного права – наследования, использования имущества – то, чего не было ранее в феодальном средневековом праве. Исток правового образования – север Италии. Империя перетягивает на свою сторону большую часть элиты, знающую римское право.
Центр учености – Болонья. Там возникают юридические школы. Университет Болоньи был основан в 1088 г. (дата условная). В 1088 г. Ирнерий и Пепо начали читать лекции по праву в Болонии. Ирнерий стал основоположником школы глоссаторов, которые занимались толкованием значений юридических текстов. Их название произошло от слова «глосы» - комментарии на полях. Магистр нанимал помещение, куда собирались ученики (специального здания не было). Учениками были состоятельные в материальном плане люди. Ученики платили магистру за знания большие деньги. Тенденции развития юридического знания: 1)право в политической ипостаси (размышления о власти императора); 2)вопросы, ориентированные на запросы болонского купечества. Первая форма обучения – комментированное чтение. Болонья становится официальной корпорацией, самостоятельной. Статус юриста был очень высок. Университетские студенты, завершив курс общения с магистром, пополняют новую интеллектуальную элиту. В университете происходит формирование национальной идеи (Rex in regno suo imperator est – в своем королевстве есть император). В Болонье также существовала риторическая школа. В дальнейшем здесь формируется процедура jus ubique docendi, т.е. право на то, чтобы учить. Лицензия, которую давал болонский университет была применима везде. Присуждала ее коллегия. У магистров была большая конкуренция, зачастую, чтобы ухудшить репутацию своего конкурента магистры клеветали друг на друга. В Реджио, Ареццо, Неаполе были образованы итальянские университеты. Медицинская школа располагалась в Салерно на юге Италии. Медицинское знание обычно воспринималось как традиционное – некое знахарство. Дальнейшая история. В 1158 г. четыре эксперта по праву (Булгаро, Мартино, Джакопо и Уго) были приглашены к Федерико I Барбароссе на собрание, чтобы показать, как в Империи соблюдаются политические свободы. Трое из них (кроме Мартино) высказывались за Империю и за единственный закон – Римский, завещанный Империей. В итоге Федерико I Барбаросса принял Constitutio Habita, по которому каждая школа определялась как общество учеников во главе с учителем. Империя гарантировала такому заведению, а также преподавателям, защиту от любых политических вторжений. Университет законно стал местом, свободным от влияния каких-либо властей.
После смерти Барбароссы во время третьего крестового похода Болонский университет пережил падение своего защитника. Коммуна пыталась контролировать сообщество, а студенты, дабы противостоять этому, объединялись в соответствии со своим происхождением. В Болонье это были цитрамонтаны (итальянцы) и ультрамонтаны (иностранцы). На протяжении XIII в. университет боролся за свою автономию, а политическая власть, в свою очередь, пыталась использовать его как символ престижа. В XIV в. на ряду с юридическими школами появились так называемые «школы искусств», где изучались медицина, философия, арифметика, астрономия, логика, риторика и грамматика. С 1364 здесь также начали изучать теологию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|