Париж и парижская модель университета
Париж по сравнению с Болоньей был местом захолустным. В XII в. в Париже – «Ренессанс культуры»: возникают монастыри, где процветает ученость, при кафедральных соборах возникают школы. Париж становится прародиной схоластики. Схоластика – это школьная наука и тренажер для разума. Вы беседуете с учителем – у вас работает мозг. Ваша цель – не сесть в лужу, в которую вас сажает учитель. Ансельм Кентеберрийский – идеолог схоластики. Он современник сына Вильгельма Завоевателя. Он как странствующий учитель попадает в Нормандию и в итоге в Англии занимает кентеберрийскую кафедру. Кафедральная школа при Нотр-Дам. Святая Женевьена – покровительницы Парижа. На холме Святой Женевьевны были регулярные каноники. Недалеко от Парижа было расположено аббатство Святого Виктора, там была школа. 3 доминанты на интеллектуальном ландшафте Парижа притягивали всех жителей округи. Прежде всего, Центральная Франция. Вся королевская администрация была заполнена клириками. Школы разрастались. Возникла должность – канцлер школ. Это был тот, кто утверждал лицензии и допускал молодых людей до дальнейшей самостоятельной работы. Франция в XII – XIII вв. была страной замков, феодальных войн. Возникла проблема наследования (куда девать младших сыновей?). Родители пристраивали их либо в местности в качестве каноников, монахов, но значительную часть отправляли в поиски удачной церковной карьеры. В 1200 г. издается королевская хартия, которая производит из магистров этих школ «университас магистри parisieusis». Появляются первые статуты – правила по которым университет живет в 1208 году. Причиной стала необходимость разделения магистров и не магистров. Контроль над соблюдением этих первых статутов был поручен канцлеру всех школ, который становился канцлером университета. А полномочия в свою очередь канцлера зависели от распоряжений епископа.
Статуты: 1) введение особой одежды для магистров; 2)inceptio – принятие (защита). На ней присутствовали другие магистры, и вы либо признавались годным, либо не годным; 3) клятва магистров. Приносимая клятва обязывала магистра соблюдать статуты; События, происходящие в Париже в 1215 г., заинтересовали папу римского Иннокентия III. В его интересах было возглавить образовательный процесс в Париже. Иннокентий имел высокое влияние на епископа Парижа. Так, Он издает папскую буллу утверждающую парижский университет. 1200 и 1215 гг. делят между собой дату основания парижского университета. После вмешательства Иннокентия III начинает определяться порядок того, чему учить. Регулировался порядок лекций. Регулировались правила приема студентов. В университете рождается современная нация (natio). Нации формируются по принципу землячества. Четыре Нации: 1. Французская; 2. Нормандская (с точки зрения французов – дикий, необразованный народ); 3. Пиккардийцы (те, кто приезжал из Анжу, Пуату); 4. Англичане (из Англии и немецких земель). Нации делили студентов только артистического факультета. Когда вы становились магистром – вы становились членом университетской корпорации, и вы принадлежали не нации, а корпорации. Во главе каждой нации стоял ректор, избиравшийся на 1 месяц из читающих магистров (magistri actu regentes); нация имела свою печать, свои собрания, свои списки, кассу, церковь и своего святого-патрона. Вскоре все 4 нации объединились под властью ректора, который впервые упоминается в 1245 г. Когда обе корпорации — артистический факультет и объединенные землячества — слились в одну, ректор оказался главою самой внушительной силы в университете. Постепенно ректор сделался главою всего университета, подчинив себе прокураторов наций и деканов. Спор ректора с деканами о первенстве был решён папою в пользу первого; в 1341 г. ему подчинились самые упорные противники, богословы. Остался неразрешённым со стороны папы еще вопрос о преимуществе ректора или канцлера, но артисты прямо заявили последнему, что, кроме папы, признают главою университета только ректора. Ректор избирался с 1276 г. на четверть года, сначала прокураторами наций, а впоследствии особой комиссией из 4 лиц. Он созывал и руководил собраниями артистов и всего университета, разбирал столкновения, принимал присягу от вновь поступающих и вносил их в списки, наблюдал за точным выполнением решений собрания, оберегал привилегии университета. Должность эта, приносившая очень мало дохода, была сопряжена с большими издержками, главным образом на представительство, но зато считалась чрезвычайно почётной. В торжественных случаях ректор занимал одинаковое место с епископом, впереди остальных прелатов.
Факультеты: 1)Артистический факультет – свободные искусства (artes liberalis); 2)Теологический факультет. Артистический факультет предполагал солидную риторическую подготовку на латинском языке. Корпорация формирует свой язык (латынь). Преподавались начала натурфилософии + квадририум. Теоретическая богословская медицина изучалась также. В университете появляется кафедра. Кафедра – это предмет, который пришел из церкви (трон епископа – епископ тоже учит). Системы аудитории в Париже долго не было. Важное место в университете занимали коллежи (коллегии) — общежития, учреждавшиеся на пожертвования благотворителей, преимущественно духовных особ. В Париже коллежи были замкнутыми корпорациями. При несовершенной организации студенческого быта, при отсутствии определенного дохода у преподавателей (не все профессора имели пребенды) и достаточного помещения для лекций, среди города, представлявшего не только много соблазнов, но и опасностей для жизни неопытного юношества, учреждение коллежей было настоящим благодеянием. С 1200 по 1500 гг. было учреждено до 50 коллежей. Крупнейшие из них имели до 100 членов. Постепенно коллежи перенесли в собственные аудитории почти всё преподавание.
В 1217 г. в университете Парижа происходит знаменательное событие, в нем появляются по собственной инициативе монахи в черно-белой одежде (доминиканцы - мендиканты). Позже возникают движения последователей Святого Франциска и Святого Доминика, которые зарождаются в Испании и развиваются во Франции. Франциск и Доминик предлагают иной вариант монашества (нищенствующие ордены – не монахи). Они в лес не убегают, а живут в миру. Между доминиканцами и францисканцами была конкуренция. Доминиканцы как проповедники нуждались в повышении квалификации. 1216 г. – официальное утверждение ордена. Школяры быстро пополняли эту компанию. В 1217 году благодаря протекции святейшего престола ордену доминиканцев была отдана кафедра теологии в Париже. Там же были кармелиты и августинцы, что означало, что университетская корпорация была разбита клином внедрения нескольких корпораций-орденов. Благодаря мендикантам университет меняет свой облик, он становится местом, где рождается знание, а не только передается. В парижском университете родилось множество богословских концепций. Богословский факультет стал еще более привлекательным. Возникает учение Аристотеля, которое мгновенно получает популярность (интересы: логика и метафизика). Благодаря арабам у Аристотеля обнаружили богатый богословский материал, ведь метафизика – это о творении и о роли бога. Для изучения текстов Аристотеля использовали схоластический метод (постановка вопроса). Фома Аквинский был человеком университетской культуры. Главным его наследием стал схоластический труд «Сумма теологии» (вопросы о мире, о боге и человеке, которые образуют единую систему).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|