Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Размещение объектов на снимке




Существует такая любопытная психологическая закономерность. Все, что на снимке располагается справа, воспринимается как что-то обычное, слева – необычное, в центре – умиротворяющее, равномерное, привычное.

Направление взгляда модели на снимке

У европейцев поворот головы на снимке направо воспринимается как поворот навстречу зрителю, налево – а сторону от зрителя.

Свойства угла 45 градусов

Угол в 45 градусов па отношению к линии горизонта наиболее приемлем для восприятия зрителем.

Так же, как объект, движущийся по снимку не параллельно границам кадра, а под углом примерно 45 градусов, выглядит более динамичным и более подходит для композиционного построения изображения.

Фигура модели, ее нот или руки, расположенные на снимке под этим углом, выглядят более стройными и фотогеничными, на них концентрируется внимание. Жест, направление движения которого идет по диагонали, а не вдоль вертикальных и горизонтальных линий, становится гораздо более выразительным.

Это связано с тем, что при восприятии горизонтальных линий глаз человека затрачивает гораздо меньше усилий, чем при восприятии вертикальных. Поэтому, если на снимке у модели или какого-либо объекта есть как горизонтальные, так и вертикальные линии, взгляд зрителя сначала скользит по первым, а лишь потом – по вторым.

«Эффект замочной скважины»

Образуемые частями тепа между собой разнообразные «дырки», особенно на обнаженной фигуре, сразу бросаются в глаза именно благодаря контрасту, как по световому гону, так и по линейным размерам, и автоматически становятся центрами композиции, усиливающими психологическое воздействие линий силы, их образующих. Таким образом возникает «эффект замочной скважины».

Свойства ритма

Под ритмом в фотографии мы понимаем закономерное чередование композиционных элементов, их повторяемость через определенные промежутки, порядок их сочетания.

Простейший ритм – это равенство форм.

Это наглядно демонстрируют следующие снимки. Изображение, где одежда модели соотносится по фактуре с фоном, более фотогенично.

 

Свойства ритма. Средний снимок более выигрышен.

 

Человек воспринимает окружающий мир по частям. Мозг сам додумывает воспринятые человеком грубые узлы, линии искривления и пересечения, и складывает из этих фрагментов целое изображение. При этом используются те миллионы картинок, которые человек «нажил» на основании своего опыта. Складывая части изображения в одно целое, мозг человека все время строит гипотезы о том, что же в итоге получится. Именно на этом построено создание ритма в фотографии, когда изображение дробится на похожие фрагменты.

Это наглядно демонстрирует оптический эффект построенный на принципе фрагментации и ритма.

Волнистые линии создают ритм снимка, а параллельные – усиливают его.

Использовать частые повторяющиеся линии в одежде надо очень осторожно, так как многое зависит от их толщины и промежутков между ними. Рассмотрим следующий оптический эффект.

Из квадратов, изображенных внизу, большим по размеру кажется средний, так как мы, глядя на него, подсознательно «складываем» линии.

 

Зависимость размера квадратов от штриховки

 

Но стоит увеличить их в несколько раз, мы не сможем полностью охватывать элементы взглядом, В этом случае эффект будет прямо противоположный, Ритм может задаваться не только частыми линиями, но и одиночными. Две линии, если они каким-либо образом соотносятся между собой, тоже образуют ритм. В съемке человека это «щелевой эффект», о котором речь пойдет дальше.

 

Фрагментация и ритм

 

При помощи ритма также можно исправлять недостатки фигуры.

Например, чтобы визуально выровнять короткие ноги, надо надеть юбку такой длины, чтобы расстояние до юбки снизу и сверху от уровня плеч было примерно одинаковым.

Понятие «ритм» принято относить главным образом к линейному рисунку кадра. Но снимок можно построить и на чередовании световых пятен и бликов, на повторах светлого и темного тонов, и сюжетных деталей, и на одинаковости эмоций…

То есть на снимке могут быть ритмические повторы любых его элементов.

Ритм имеет свои разновидности.

Тождество – полное сходство однородных элементов, которые образуют между собой полную гармоническую связь и выглядят очень эффектно.

Нюанс – это отношение однообразных элементов, форма которых приближается друг к другу по сходству. При этом сходство выражено сильнее, чем различие, и связь в композиции основывается именно на этом явно выраженном сходстве.

Контраст – соотношение однородных или похожих элементов композиции с сильно выраженным неравенством. При этом связь между ними образуется на основе различия и противопоставления. Другими словами – усиление по противоположности.

Восприятие модели на снимке зависит от ее соседства с различными объектами, схожими с ней или, наоборот, сильно отличающимися. Внешнее своеобразие модели от этого усиливается.

При съемке сюжетов, имеющих ритм, по возможности необходимо соблюдать некоторое эмпирическое правило, что нечетное число объектов, если их не очень много, выглядит на снимке гораздо лучше четного числа.

Но надо помнить, что чрезмерная длина ритмических фигур утомляет, а ощущение монотонности угнетает. Чтобы преодолеть эту закономерность ритм на снимке останавливают или нарушают последовательность ряда.

 

«Щелевой эффект»

В фотографии также есть так называемый «щелевой» эффект, когда щель, образуемая практически параллельными поверхностями ног, рук и тела, являясь частным случаем ритма, о чем говорилось ранее, становится композиционным центром снимка.

 

«Щелевой» эффект

 

Симметрия и асимметрия

В целом, ритм можно назвать частным случаем симметрии, которая переводится с древнегреческого как «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Симметрия – это все, в чем есть порядок, целесообразность, красота. Фотографы и модели часто используют в своем творчестве принципы природной симметрии.

Симметрия неразделима со статичностью, равнозначностью частей объекта и стабильностью.

Ось не является обязательным признаком симметрии. Оси, соединяющие главные элементы композиции, могут быть воображаемыми линиями, направлениями движения, функциональными линиями.

Например, несмотря на разведенные ноги и руки модели, взгляд зрителя скользит по одной вертикальной линии, если фигура симметрична.

 

Симметрия в фигуре модели

 

Человек по своей природе симметричен, Это подтверждают тысячи поз, которые используются в фотографии.

Симметрия выражает нечто общее со структурой и любым порядком, тогда как асимметрия выражает контраст, индивидуальность объекта. Когда детали образа подобны, они объединяются в композицию. То же относится к контрасту.

Асимметрия также много и часто применяется в фотографии и в одежде. Она позволяет сломать сложившиеся со временем устои, вывести зрителя из равновесия или показать соответствующее внутреннее состояние модели.

Вдохнуть в статичную фотографию живую анергию можно элементарными приемами: достаточно сместить в одну сторону руки или другие части тела модели при таком ракурсе, который предполагает визуальную симметричность туловища модели.

Именно асимметрия делает снимок живым и динамичным, заставляет зрителя думать, что какое-то действие происходит и за рамками кадра.

Также асимметрия является основой для создания неуравновешенном композиции, о чем будет рассказано далее.

 

Асимметрия за счет позы

Асимметрия за счет одежды

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...