Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

После кончины Пророка




 

1 - Кончина Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!).

2 - Событие в Сакифе.

3 - Правление Абу Бакра.

4 - Шестичленный совет Умара.

5 - Потребность халифов в советах имама Али.


(на арабском)

(Сура "Семейство Имрана", аят 144)

 

 

1 - КОНЧИНА ПРОРОКА ИСЛАМА (ДА БЛАГОСЛОВИТ АЛЛАХ ЕГО И РОД ЕГО!)

 

 

Великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) после завершения "хаджат ал-вида'" и возвращения в Медину оснастил войско под командованием Оссаме ибн Зейда и приказал ему отправиться в Дамаск для борьбы с врагами. Зная, что вскоре он покинет этот мир и предстанет перед своим Господом, Пророк для того, чтобы после его кончины некоторые противники не помешали Али (да будет мир с ним!) стать его преемником, о чём он объявил мусульманам в Кадир Хоме, приказал группе мухаджиров и ансаров, в том числе Абу Бакру, Умару и Абу Убайду отправиться в Дамаск вместе с войском Оссаме, чтобы во время кончины его светлости эти люди не находились в Медине. Однако, как пишут историки, они игнорировали этот приказ Пророка.

В тот же день Пророк заболел и находился вначале в доме Омме Саламе, а затем - в доме Аиши. Мусульмане навещали Пророка (да благословит Аллах его и род его!), и его светлость давал им наставления, в частности касательно своего семейства.

В один из дней, когда Пророк, будучи больным, пошёл в мечеть для совершения намаза, он увидел Абу Бакра и Умара и спросил их, почему они не отправились вместе с Оссаме. Абу Бакр ответил: "Я был в отряде Оссаме и вернулся, чтобы справиться о Вашем здоровье!" Умар сказал: "Я не пошёл потому, что не хотел расспрашивать приезжающих из Медины людей о Вашем здоровье. Я хотел остаться вблизи Вас!" Пророк (да благословит Аллах его и род его!) приказал им примкнуть к войску Оссаме и трижды повторил свой приказ (однако они не подчинились).

Самочувствие его светлости ухудшалось с каждым днём, и мусульмане беспокоились за Пророка. Однажды, когда у Пророка находились некоторые из его соратников, он сказал: "Принесите мне бумагу и чернила. Я напишу вам то, благодаря чему вы не впадёте в заблуждение." Умар сказал: "Этот человек бредит и не осознаёт своих слов. Для нас достаточно иметь Божье Писание!" Тогда присутствовавшие стали спорить, и великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Уходите отсюда. Вы не должны спорить в моём присутствии."

Несомненно, Умар знал, что его светлость желал подчеркнуть важность события в Кадир Хоме и вновь написать о халифате Али (да будет мир с ним!). Поэтому он воспрепятствовал тому, чтобы Пророку (да благословит Аллах его и род его!) были принесены бумага и чернила. В хадисе со слов Ибн Аббаса говорится, что сам Умар признаётся: "Я понял, что Пророк желает документировать халифат Али, и помешал этому во благо людей."

В тот день надо было спросить Умара, во-первых, как посмел он утверждать, что Пророк бредит, в то время как Аллах наделил его светлость таким качеством как непорочность, и он передавал слова Аллаха. В Священном Коране Господь говорит: «И речи он ведёт не по прихоти (своей). Они (т.е. речи) - лишь откровение внушённое.» Во-вторых, каким образом он может лучше Пророка знать благо людей, чтобы помешать исполнению приказа Пророка? Именно из этих слов Умара можно сделать вывод, что он не имел правильного представления о священном и духовном значении Пророка и поэтому не подчинялся его приказам. Кутб ад-Дин Шафэи Ширази, один из величайших суннитских учёных, в книге "Кашф ал-Уйуб" пишет: "Несомненно, нельзя пройти путь без проводника. Я удивляюсь словам халифа Умара, да будет доволен им Аллах, сказавшего: "С нами Коран, и мы не нуждаемся в проводнике." Эти слова подобны словам человека, который утверждает, что пока с нами книга о врачевании, мы не нуждаемся во враче. Вполне ясно, что эти слова неприемлемы и являются абсолютной ошибкой, ибо каждый, кто не сможет понять книгу врачевания, непременно должен обратиться к врачу, знакомому с этой наукой.

Это относится и к Священному Корану. Каждый, кто не сможет своим умом понять это Писание, должен обратиться к человеку, осведомлённому в этом деле. Так, Всевышний Аллах в Коране (сура "Корова", аят 83) говорит:

"Истинная книга заложена в сердцах тех, кто знаком с этой наукой." Так, Аллах в 48 аяте суры "Паук" говорит: «» "Напротив, оно (Писание, т.е. Коран) - ясные знамения в сердцах тех, кому даровано знание, и не признают Наши значения только нечестивцы." Поэтому его светлость Али (да возвеличит Аллах его значение!) сказал: " Я - говорящая книга Аллаха, и этот Коран - безмолвная книга."

Итак, болезнь Пророка (да благословит Аллах его и род его!) осложнилась, и в конце месяца сафар 11 года хиджры, а по некоторым преданиям, 12 раби ал-авваля того же года Пророк после наполненной борьбой за веру жизни скончался в шестидесятитрёхлетнем возрасте. Али (да будет мир с ним!) вместе с Аббасом и другими членами семейства Хашемидов обмыл труп его светлости. Пророк был похоронен там же, где скончался.


(без перевода)

(Али, да будет мир с ним!)

 

 

СОБЫТИЕ В САКИФЕ

 

 

В то время как Али (да будет мир с ним!) вместе с другими членами семейства Хашемидов был занят похоронами Пророка, группа ансаров и мухаджиров собралась в беседке принадлежащего семейству Бани Саэд сада в одном из кварталов Медины. Это место, изменившее в тот день ход истории мусульманского общество, до того времени не имело особого значений.

Один из ораторов ансаров Сабит ибн Кейс пригласил Са'да ибн Ибадат и нескольких знатных представителей двух племён Оус и Хазрадж в Сакифе Бани Саэд, где между этими двумя племенами возникло разногласие по поводу выбора халифа, решившееся в конечном итоге в пользу мухаджиров.

С другой стороны, один из мухаджиров сообщил Умару о собрании ансаров, и Умар поспешил к Абу Бакру и в свою очередь сообщил ему эту новость. Абу Бакр отправил нескольких людей к Абу Убайду, чтобы осведомить его об этом собрании. Наконец, эти трое в сопровождении других мухаджиров поспешили в Сакифе и присоединились к группе ансаров Са'да ибн Ибадат, приветствуя её по традиции периода невежества.

Здесь уместно более подробно рассказать о собрании в Сакифе, ставшим основным критерием убеждений суннитов, а затем продолжить повествование.

В числе участников этого собрания можно назвать следующих известных лиц: Абу Бакр, Умар, Абу Убайд, Абд ал-Рахман ибн Оуф, Са'д ибн Ибадат, Сабит ибн Кейс, Усман ибн Аффан, Харис ибн Хошшам, Хассан ибн Сабит, Башар ибн Са'д, Хубаб ибн Манзар, Мокайрат ибн Шоубе, Асид ибн Хазир. После того как собрались перечисленные лица, Сабит ибн Кейс поднялся со своего места и, обратившись к мухаджирам, сказал:

- Наш Пророк, который был Божьей милостью и лучшим из Пророков, покинул нас, и мы должны избрать для себя халифа. Этот халиф должен быть ансаром, так как ансары были более верными соратниками для Пророка (да благословит Аллах его и род его!), нежели мухаджиры. Его светлость начал свою миссию в Мекке, а вы, мухаджиры, даже будучи свидетелями его чудес и божественного величия, постоянно мучали и преследовали его, так что его светлость был вынужден переселиться в Медину. Как только Пророк вошёл в Медину, мы, ансары, стали поддерживать его и горячо приветствовали его. Священный Коран свидетельствует, что мы предоставили свой город и свои дома в распоряжение мухаджиров. Если у вас есть свои доводы, приведите их, а если нет, склоните головы перед нашими добродениями и самоотверженностью и не допустите уничтожения нашего единства.

Услышав эти слова, Умар рассердился и встал, чтобы дать ответ, однако Абу Бакр не позволил ему этого сделать и сам ответил ансарам. Он сказал:

- О, сын Кейса! Да удостоит тебя Аллах своей милостью, ибо всё, что ты сказал - правда. Все мы признаём правоту ваших слов, однако послушайте и вы рассказ о добродеяниях мухаджиров и вспомните слова Пророка (да благословит Аллах его и род его!), сказанные в наш адрес. Если вы приютили нас, то мы проявили большую самоотверженность. Ради Пророка и религии Аллаха мы оставили свои дома и переселились в ваш город. Аллах в Своём Писании превозносит нас, и в этом аяте говорится именно о нас: "Это переселившиеся бедняки, изгнанные со своего места и лишившиеся своего имущества ради милости Аллаха и оказавшие помощь своему Аллаху и Его посланнику. Они правдивы."

Таким образом Господь повелел, чтобы и вы подчинялись нам. Кроме того, арабы не склонят свои головы ни перед кем, кроме Курайша. Сам Пророк (да благословит Аллах его и род его!) приказал подчиняться Курайшу и сказал: " Имам должен быть из Курайша."[23] Призывая вас подчиняться курайшитам, я не имею задней мысли и не преследую личных интересов. Я говорю во благо всех мусульман. Здесь присутствуют Умар и Абу Убайд, присягните в верности одному из них.

Услышав эти слова, Сабит ибн Кейс вновь обратился к мухаджирам и сказал: "Согласны ли вы с мнением Абу Бакра о присяге в верности одному из них (Умару и Абу Убайду) или же выбираете халифом самого Абу Бакра?"

Мухаджиры в один голос ответили: "Мы согласны со всем, что говорит правдивый Абу Бакр, и принимаем его решение."

Сабит ибн Кейс воспользовался этими словами и сказал: "Вы говорите, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) назначил Абу Бакра халифом для мусульман и в дни своей болезни отправлял его в мечеть для совершения намаза. В таком случае по какому законному праву Абу Бакр нарушает приказ Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и передаёт бразды правления Умару и Абу Убайду? А если Пророк не определил халифа, почему вы клевещете на его светлость?"

Этими несколькими словами Сабит ибн Кейс нанёс сокрушительный удар Абу Бакру и отверг слова мухаджиров. Ансары, ещё более возбуждённые этими словами Сабита, стали настаивать на своём мнении.

В это время один из ансаров, Хубаб ибн Манзар, поднялся со своего места и сказал: "Всем известны услуги ансар Исламу. Они не нуждаются в разъяснении. Если мухаджиры не признают нас, а мы не желаем подчиняться им, в таком случае (один правитель от нас и один от вас)." Са'д ибн Ибадат (глава племени Хазрадж) воскликнул: "Неразумно и нелогично, чтобы одна религия и одно общество возглавлялось двумя правителями!"

Между двумя племенами ансаров (Оус и Хазрадж) возникло разногласие, и племя Оус, в частности Башар ибн Са'д принял сторону мухаджиров, чтобы не допустить халифата Са'да ибн Ибадат. Племя Хазрадж продолжало возражать, в результате чего атмосфера накалилась и руки потянулись за мечами. Вот вот должна была начаться кровавая бойня. Асид ибн Хазир, предводитель племени Оус, разорвал свои отношения с племенем Хазрадж.

Умар воспользовался разногласием ансаров и, обратился к ним со следующими словами:

"Башар ибн Са'д и Асид ибн Хазир согласились с тем, что халиф должен быть избран из числа курайшитов, чтобы ему подчинялись различные арабские племена. Слова Хубаба ибн Манзар о выборе двух правителей неразумны и не приведут ни к чему, кроме заговоров и разврата. Так подчинитесь же мухаджирам, чтобы избежать разногласий и не нарушить единства мусульман!"

Несмотря на то, что слова Умара и конфликт двух племён Оус и Хазрадж в некоторой степени ослабили решимость ансаров и дали перевес мухаджирам, некоторые из ансаров стали призывать остальных не поддаваться действию слов Умара.

Умар вновь заговорил о превосходстве мухаджиров, назвал ансаров колеблющимися между страхом и надеждой и стал поучать их. Затем он взял Абу Бакра за руку и сказал: "О люди! Это - друг Пророка (да благословит Аллах его и род его!), который был с его светлостью в пещере и которому Пророк доверял свои тайны. Поспешите присягнуть в верности этому человеку и заслужить милость Аллаха и Его посланника!"[24]

Некоторые из ансаров согласились со словами Умара и сказали своим соплеменникам: "Умар прав. Грех не согласиться с его словами." В этот момент ансары подумали, что птица счастья пролетела над их головами и раскрыла свои крылья над мухаджирами, ибо большинство ансаров были единогласны с мухаджирами в деле выбора халифа.

Концовка:

Наконец, Умар, не мешкая, встал и, взяв Абу Бакра за руку, сказал: "Теперь, когда мусульмане готовы принять тебя своим предводителем, дай мне свою руку, чтобы я присягнул тебе в верности." Абу Бакр в свою очередь предложил халифат Умару, однако тот опередил Абу Бакра и заключил с ним союз. Племя Оус, несмотря на протесты племени Хазрадж, присоединилось к Умару и присягнуло в верности Абу Бакру. Так дело было завершено в пользу Абу Бакра.

Таким образом состоялось собрание, на которое опираются сунниты и согласно которому считают халифат Абу Бакра результатом совещания и хода истории. Собрание, о проведении которого не знали многие члены племени Хазрадж, семейство Хашемидов и такие верные соратники Пророка как Салман, Абу Дар, Мегдад, Аммар, Хазимат ибн Сабит, Сахл ибн Хунайф, Усман ибн Хунайф, Абу Айуб Ансари, а также мусульмане Мекки, Йемена, Наджрана и других городов Аравии.

Умар не умолкал ни на минуту и призывал людей заключить союз с Абу Бакром. Покинув Сакифе, он no-прежнему отправлял встречавшихся ему на улицах и рынках людей в мечеть, чтобы они присягнули в верности Абу Бакру. Не ведая ни о чём, люди группами приходили к Абу Бакру и приносили присягу.

Абу Бакр поднялся на минбар мечети и сказал: "О люди! Моё правление вами не означает моего преимущества над вами. Я старше вас, а не лучше. В любом деле я буду спрашивать вашего совета и просить вашей помощи и буду действовать согласно традициям Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Если заметите, что я сошёл с этого пути, можете оставить меня и заключить союз с другим. А если я буду действовать по справедливости, поддерживайте меня."

Согласно закону о причинах, каждая причина имеет свои последствия, и между причиной и её последствиями существует схожесть. Никогда ошибочное предположение не приводит к правильному заключению, ибо:

Коли поставил криво первый ты кирпич,

До самых звёзд кривою выстроишь стену.

Поэтому собрание в Сакифе нанесло удар Исламу, последствиями которого можно смело считать проблемы, возникшие для Али (да будет мир с ним!) и приведшие к его мученической гибели, трагедию в Кербеле и пленение семейства Пророка, а также другие события подобного рода. Ходжатоль-ислам говорит:

Тот, кто разработал план совета,

Там же сделал неизбежным день. Ашуры.

В другом месте Ходжатоль-ислам говорит:

Знаешь ли ты, когда попала в плен дочь Захры?

В тот день, когда собрался тот совет.


(без перевода)

("Путь Красноречия", проповедь Шакшакие)

 

ПРАВЛЕНИЕ АБУ БАКРА

 

Не успел Али (да будет мир с ним!) обмыть и похоронить тело Пророка (да благословит Аллах его и род его!), как вошёл человек и сказал: "О Али, поспеши. Мусульмане собрались в Сакифе Бани Саэд и выбирают халифа." Али (да будет мир с ним!) сказал: "Всевышний Аллах! Как эти люди могут называть себя мусульманами? Тело их Пророка не похоронено, а они уже думают о власти." Не успел Али (да будет мир с ним!) сказать это, как вошёл другой человек и сказал: "Вопрос о халифате решён. Вначале между мухаджирами и ансарами возник спор, но дело решилось халифатом Абу Бакра. Все люди, помимо нескольких человек из племени Хазрадж заключили с ним союз."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Каким образом ансары аргументировали своё право на халифат?" Тот человек ответил: "Ввиду того, что Пророк был из семейства Хашемидов, они утверждали, что имам также должен быть из числа ансаров. Они также упоминали о своих услугах и самоотверженной поддержке Пророка и других мухаджиров."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Почему мухаджиры не смогли дать ансарам убедительный ответ?"

Тот человек сказал: "Каков убедительный ответ ансаров?"

Али (да будет мир с ним!) ответил: "Разве ансары забыли, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) неоднократно обращался к мухаджирам и говорил им, чтобы они любили ансаров и прощали им их ошибки. Эти слова Пророка свидетельствуют о том, что он поручил ансаров мухаджирам. Если бы ансары были достойны халифата, Пророк не поручал бы их мухаджирам, а наоборот, поручил бы мухаджиров заботам ансаров."

Затем Али (да будет мир с ним!) спросил: "Каковы были аргументы мухаджиров?"

Тот человек ответил: "Они много говорили, но суть их слов заключалась в том, что они принадлежат к родословной ветви Пророка- Аллаха и более достойны править обществом, нежели-ансары."

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Почему мухаджиры не действуют согласно своим словам? Если они принадлежат к родословной ветви Пророка Аллаха, то я - плод этой ветви. Если поводом для халифата служит близость и родство с Пророком (да благословит Аллах его и род его!), то я самый близкий к Пророку человек."

Помимо коранических аятов и высказываний Пророка о халифате Али (да будет мир с ним!), этих слов Али (да будет мир с ним!) было достаточно для того, чтобы опровергнуть все доводы мухаджиров и ансаров, собравшихся в Сакифе.[25]

Так или иначе, не успели мусульмане предать земле прах своего Пророка (да благословит Аллах его и род его!), как Абу Бакр стал халифом. Однако по сути его халифат ещё не был узаконен, ибо многие из ансаров и других мусульман, в частности семейство Хашемидов, не заключили с ним союз. Умар сказал Абу Бакру: "Неплохо бы тебе встретиться с Аббасом ибн Абд ал-Муталлибом, дядей Пророка и старейшиной Хашемидов, подкупить и склонить его на свою сторону, чтобы он не поддерживал Али." Абу Бакр, не медля, встретился с Аббасом и заверил его в своём глубоком уважении к нему, однако Аббас дал решительный ответ: "Если причиной твоего халифата стало твоё утверждение о близких отношениях с Пророком, то в таком случае ты попрал наши права, ибо Пророк (да благословит Аллах его и род его!) был членом нашего семейства, и мы были к нему ближе всех остальных. Если ты стал халифом благодаря мусульманам, мы, самые первые из всех мусульман, не давали тебе такого права. Если то, что ты обещаешь мне из имущества, принадлежит нам, по какому праву ты захватил его? Если это твоё имущество, лучше не давай мне его, ибо я в нём не нуждаюсь, а если это имущество правоверных, ты не имеешь права распоряжаться им."

Али (да будет мир с ним!) был прекрасно осведомлён обо всех этих играх. Он видел и знал, что участники собрания в Сакифе так ловко провели людей, что они уже не могут воспринять истину. Для того, чтобы доказать это семейству Хашемидов и своим соратникам, Али (да будет мир с ним!) в сопровождении Фатимы, Хасана и Хусейна (да будет мир с ними!) ходил в дома людей и призывал их заключить с ним союз, однако на этот призыв откликнулись всего лишь несколько человек.

Большинство историков написали, что Али (да будет мир с ним!) три ночи подряд заходил в дома мусульман и призывал их принести ему присягу в верности. Он перечислял им свои права, однако большинство мусульман отворачивались от его светлости. Не получив от людей положительного ответа, его светлость стал безвыходно сидеть в своём доме.

С другой стороны, Умар постоянно твердил Абу Бакру: "До тех пор, пока ты не получишь присяги Али, основы твоего правления будут непрочными. В твоих интересах вызвать его к себе и взять с него присягу в верности, чтобы остальные члены семейства Хашемидов по примеру Али заключили с тобой союз."

Абу Бакр приказал Халиду ибн Валиду в сопровождении нескольких человек, в том числе Абд ал-Рахмана ибн Оуф и самого Умара вызвать к нему Али (да будет мир с ним!). Эти люди подошли к дому Али (да будет мир с ним!), постучались в дверь и сказали, что пришли за его светлостью, чтобы он заключил союз с Абу Бакром. Али (да будет мир с ним!) не согласился пойти с ними и не пустил Халида и его спутников в дом.

Халид ибн Валид приказал своим спутникам ворваться в дом. Они проломили половину Двери и насильно ворвались в дом.[26]

В это время Зобейр ибн Аввам, находившийся в услужении Али (да будет мир с ним!), вынул из ножен свой меч и пригрозил Халиду и его спутникам, однако два человека набросились сзади -на Зобейра, а другие окружили Али (да будет мир с ним!) и, связав его руки, повели к Абу Бакру. Увидев Абу Бакра, Али (да будет мир с ним!) сказал: "О сын Абу Кахафа, что за приказ ты дал? Почему меня привели сюда подобным образом? Почему ты так обращаешься с семейством Пророка? Разве ты забыл приказания его светлости?"

Не успел Абу Бакр ответить, как Умар сказал: "Мы привели тебя сюда для того, чтобы ты заключил союз с халифом Пророка Аллаха!"

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Будет лучше, если мы поговорим логично и разумно. Во-первых, скажите мне, в чём заключается секрет вашего успеха и победы над ансарами в Сакифе и какими доводами вы убедили их?"

Умар сказал: "Нашим доводом было превосходство Курайша над другими арабскими племенами и преимущество мухаджиров над ансарами и, важнее всего, наше родство и близость к Пророку (да благословит Аллах его и род его!)."

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Я отвечу вам согласно вашей же логике и буду говорить с вами на вашем же языке, хотя у меня есть и другие доводы. Если вы превосходите ансаров ввиду родства и близости к Пророку (да благословит Аллах его и род его!) и если критерием халифата является родство и близость к Пророку (да благословит Аллах его и род его!), все знают, что я- самый близкий к Пророку из всех арабов, ибо я являюсь сыном его дяди, зятем и отцом двух его внуков."

Умар, бессильный ответить на этот логичный аргумент, сказал: "Мы не оставим тебя в покое, пока ты не заключишь с нами союз!" Али (да будет мир с ним!) сказал: "Хорошо же вы сговорились друг с другом. Сегодня ты стараешься ради него, чтобы в дальнейшем он возвратил тебе халифат. Клянусь Аллахом, я не присягну ему, ибо это он должен присягнуть мне." Затем он обратился к народу со следующими словами: "Эй, мухаджиры, бойтесь Бога и не лишайте семейства Пророка (да благословит Аллах его и род его!) данной ему Господом власти. Клянусь Аллахом, мы, члены семейства Пророка, достойнее вас править обществом. Не подчиняйтесь своим душевным вожделениям, ибо сойдёте с пути истины." Затем Али (да будет мир с ним!), не присягнув Абу Бакру, возвратился домой и находился дома безвыходно, пока не умерла Захра (да приветствует её Аллах!). Лишь тогда он был вынужден заключить союз с Абу Бакром.

Протесты некоторых мусульман в адрес Абу Бакра: Когда Абу Бакр стал халифом, небольшая группа мусульман на пятый день после кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) собралась в мечети и стала увещевать Абу Бакра. Абу Дар Гаффари, воздав хвалу Аллаху и перечислив достоинства Пророка Ислама (да благословит Аллах его и род его!), сказал: "Эй, Абу Бакр! Захват халифата из рук Али (да будет мир с ним!) равносилен игнорированию приказа Аллаха и Его Пророка, и умный и дальновидный человек не станет менять вечный и бесконечный загробный мир на преходящую земную жизнь. Ты слышал об этом от наших предшественников. Этот твой поступок обратится во вред тебе и мусульманам. О, Абу Бакр, я говорю тебе эти слова, помышляя об общем благе Ислама, и ты волен согласиться или не согласиться с моими словами."

 

 

После Абу Дара Салман и Халид ибн Са'д упомянули о достоинствах Али (да будет мир с ним!) и его правах на халифат и устрашили Абу Бакра последствиями захвата халифата. Затем они обратились к мухаджирам и ансарам и сказали: "Не превращайте единство мусульман в разрозненность и не играйте религией ради своих душевных вожделений."

Тогда Халид ибн Са'д сказал Абу Бакру, что ансары заключили с ним союз в результате подстрекательства Умара и разногласия двух племён Оус и Хазрадж, а не по своей доброй воле, и подобный союз не будет иметь никакой ценности.

Абу Айуб Ансари, Усман ибн Хунайф и Аммар Ясир также упомянули о достоинствах, честности и превосходстве Али (да будет мир с ним!), о его стремлении к истине и военных подвигах и самоотверженности в сражениях. Взволнованный речами друзей и соратников Али (да будет мир с ним!), Абу Бакр вышел из мечети, отправился домой и отправил мусульманам такое послание: "Теперь, когда вы не желаете видеть меня халифом, изберите другого халифа."

Узнав, что Абу Бакр задумался над правотой своего поступка и сдался, Умар немедленно отправился к нему домой и, разгорячённый и разгневанный, поговорил с ним и вновь привёл его в мечеть. Для того, чтобы воспрепятствовать кому-либо вступить в разговор с Абу Бакром, Умар приказал группе людей сопровождать Абу Бакра с обнажёнными мечами. Эта мера предосторожности Умара вновь возвеличила Абу Бакра в глазах людей, и уже никто не посмел разговаривать с ним.

Аргументация имама Али в разговоре с Абу Бакром.

Покойный Табарси привёл аргументацию имама Али (да будет мир с ним!) в разговоре с Абу Бакром в своей книге "Аргументация". Мы вкратце укажем на некоторые моменты.

После того как Абу Бакр стал халифом и народ принёс ему присягу в верности, Абу Бакр, желая обелить себя в глазах Али (да будет мир с ним!), встретился с его светлостью наедине и сказал: "О, отец Хасана! Клянусь Аллахом, я не руководствовался в этом деле жаждой наживы и личными стремлениями и не считал себя достойнее других!"

Али (да будет мир с ним!) сказал: "В таком случае что же побудило тебя сделать это?"

Абу Бакр ответил: "Я слышал, как Пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) говорил, что Аллах не собирает его умму впустую. Я последовал словам Пророка (да благословит Аллах его и род его!), и если бы знал, что кто-нибудь воспротивится, ни за что не принял бы халифат!"

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Насчёт слов Пророка о том, что Аллах не собирает его умму впустую, как ты думаешь, принадлежу ли я к этой умме или нет?" Абу Бакр ответил: "Да."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Принадлежат ли к этой умме другие люди, которые противились твоему правлению, например, Салман, Абу Дар, Мегдад, Са'д ибн Ибадат и сопровождавшие его ансары?" Абу Дар ответил: "Да, все они из этой уммы."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Как ты можешь считать хадис Пророка доводом для своего халифата в то время как эти люди были против твоего правления?"

Абу Бакр ответил: "Я не знал об их протесте и узнал об этом тогда, когда всё было кончено. Тогда я испугался, что если отступлюсь от принятого решения, люди отступятся от

религии!"

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Скажи ка мне, какими качествами должен обладать тот, кто берёт в свои руки бразды правления обществом?"

Абу Бакр ответил: "Он должен быть доброжелательным, честным, нелицемерным, добрым. Он должен вершить правосудие и знать Писание и традиции, быть аскетом и воздерживаться от жизненных благ, защищать права угнетённых, быть примером для мусульман и иметь родство и близкие отношения с Пророком (да благословит Аллах его и

род его!)."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Ради Бога, скажи мне, Абу Бакр, все эти перечисленные тобою качества ты видишь в себе или во мне?"

Абу Бакр ответил: "В тебе, о, отец Хасана!"

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто первым откликнулся на призыв Пророка Аллаха: я или ты?" Абу Бакр ответил: "Ты."

Его светлость спросил: "Кто прочитал язычникам суру Бираат (Очищение): я или ты?" Абу Бакр ответил: «Конечно,ты»

Али (да будет мир с ним!) спросил: " Кто во время переселения Пророка Аллаха защитил его своей грудью: я или ты?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто в Кадир Хоме был провозглашён Пророком (да благословит Аллах его и род его!) повелителем всех мусульман: я или ты?"

Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."

Его светлость сказал: "В аяте "Закат" (на арабском) правление, указанное после господства Аллаха и Его посланника, принадлежит мне или тебе?" Абу Бакр ответил: "Конечно, тебе."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "О ком говорилось в хадисе Манзалат, в котором Пророк привёл в пример Харуна и Мусу (Моисея): о тебе или обо мне?" Абу Бакр ответил:"Конечно, о тебе."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "В день Мобахеле (взаимного проклятия) с язычниками (ансарами) кого Пророк (да благословит Аллах его и род его!) взял с собой: меня с моей женой и детьми или тебя с твоей семьёй?" Абу Бакр ответил: "Конечно, тебя."

Его светлость спросил: "В честь кого ниспослан аят Татхир (Очищение): меня и моей семьи или тебя и твоей семьи?" Абу Бакр ответил: "Конечно, в честь тебя и твоей семьи."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто в день Кеса' (Одеяние) удостоился молитвы Пророка Аллаха (да благословит Аллах его и род его!): я и моя семья или ты?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты и твоя семья."

Его светлость спросил: "О ком говорится в аяте (на арабском) суры "Человек": о тебе или обо мне?" Абу Бакр ответил: "Конечно, о тебе."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто тот человек, которого в день Ухуда небеса назвали мужественным и благородным: я или ты?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто тот человек, которому Пророк Аллаха в день Хейбара доверил своё знамя и руками которого Аллах открыл ворота Хейбара: я или ты?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто из нас, убив Амро ибн Абдовад, избавил Пророка Аллаха и мусульман от бед: я или ты?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."

Его светлость спросил: "Кого из нас Пророк Аллаха избрал мужем для своей дочери Фатимы и о ком сказал, что Аллах заключил его брак с Фатимой на небесах: о тебе или обо мне?" Абу Бакр ответил: "Конечно, о тебе."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кто из нас является отцом Хасана и Хусейна, двух внуков Пророка, о которых он сказал, что эти юноши войдут в рай и что они не превзойдут своего отца: ты или я?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Чей брат обрёл в раю два крыла и летает вместе с ангелами (Джафар Тайар): твой или мой?" Абу Бакр ответил: "Конечно, твой."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кого из нас божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) назвал разрешителем споров, сказав (на арабском)тебя или меня?" Абу Бакр ответил: "Конечно, тебя."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Кого Пророк Аллаха приказал своим соратникам приветствовать как эмира: тебя или меня?" Абу Бакр ответил: "Конечно, тебя."

Его светлость спросил: "Кто из нас ближе к Пророку Аллаха (да благословит Аллах его и род его!): ты или я?" Абу Бакр ответил: "Конечно, ты."

Его светлость спросил: "Кого Пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) подсадил себе на плечи для уничтожения идолов на Каабе: тебя или меня?" Абу Бакр ответил: "Конечно, тебя."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "О ком божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал "в этом и потустороннем мирах ты будешь моим знаменосцем": о тебе или обо мне?" Абу Бакр ответил: "Конечно, о тебе."

Али (да будет мир с ним!) спросил: "Двери чьего дома Пророк оставил открытыми для посещения мечети, закрыв двери всех своих родственников и соратников: твоего или моего?" Абу Бакр ответил: "Конечно, твоего."

Али (да будет мир с ним!) продолжал говорить о своих преимуществах над другими, которыми его наделили Аллах и Его посланник, и Абу Бакр подтверждал его слова. Наконец его светлость спросил: "Что же побудило тебя захватить этот пост?" Абу Бакр заплакал и сказал: "О, отец Хасана! Ты прав. Позволь мне сегодня поразмыслить над этим." Затем он удалился и ни с кем не разговаривал. Ночью он увидел во сне Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и поздоровался с ним. Пророк отвернулся от него. Абу Бакр спросил: "О, Пророк Аллаха! Разве я не выполнил какого-нибудь твоего приказа?" Пророк ответил: "Ты враждуешь с тем, кого любят Аллах и Его посланник. Верни ему его права." Абу Бакр спросил: "Кто же он?" Пророк ответил: "Тот, кто упрекал тебя. Это Али (да будет мир с ним!)." Абу Бакр сказал: "Я вернул ему его права, о, Пророк Аллаха!" Тогда Пророк исчез.

Рано утром Абу Бакр отправился к Али (да будет мир с ним!) и сказал ему: "О, отец Хасана! Дай мне свою руку, чтобы я присягнул тебе в верности." Затем он рассказал его светлости свой сон. Али (да будет мир с ним!) протянул ему руку, и Абу Бакр пожал её и, заключив с Али (да будет мир с ним!) союз, сказал: "Пойду в мечеть, поведаю людям о своём сне и о нашем вчерашнем разговоре и передам халифат тебе."

Али (да будет мир с ним!) ответил: "Хорошо."

Абу Бакр удалился. Он был взволнован и корил себя за свои поступки. В этот момент ему повстречался Умар, разыскивавший его по всему городу. Умар спросил: "Что случилось, о, халиф Пророка?"

Абу Бакр рассказал ему о событиях минувшего дня. Умар сказал: "Ради Бога, о, халиф божьего Пророка, не поддавайся колдовству Хашемидов и не доверяй им. Это не первое их колдовство. Они искусны в подобного рода делах." Умар продолжал в том же духе и наконец отговорил Абу Бакра привести в исполнение своё решение и вновь пробудил в нём желание быть халифом.

Захват Фадака:

Одним из неблаговидных поступков Абу Бакра было то, что он отнял Фадак у Фатимы (да будет мир с ней!), дочери Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Необходимо дать некоторые разъяснения о Фадаке. Фадаком называлось село между Хейбаром и Мединой, имевшее плодотворные земли и богатые пальмовые рощи. В этом селе проживало иудейское племя. Когда в седьмом году хиджры Ислам обрёл свою мощь, Всевышний Аллах после захвата Хейбара вселил в сердца иудеев страх перед мусульманами. Поэтому жители Фадака договорилиь с Пророком Ислама (да благословит Аллах его и род его!), что половину Фадака они предоставят его светлости, а половину оставят себе. Таким образом часть Фадака, предоставленная Пророку (да благословит Аллах его и род его!) стала собственностью его светлости, так как была предоставлена ему без сражения. Священный Коран об этом говорит:

"К добыче, которую Аллах даровал Своему Посланнику от (иудеев), вы не скакали ни на конях, ни на верблюдах (о муслимы), поскольку Аллах дарует Своим посланникам власть, над кем пожелает. Ведь Аллах властен над всем сущим."[27]

Фадак отличался от других военных трофеев, одна пятая часть которых принадлежит Аллаху и Пророку, а остальное под наблюдением Пророка и имама распределяется между воинами, и, как говорит Господь в Священном Коране:

"Знайте, что если вы захватили (на войне) добычу, то пятая часть её принадлежит Аллаху, Посланнику, (вашим бедным) родственникам, сиротам, беднякам и путникам..."[28]

Однако то, что получено без сражения, является добычей и принадлежит только Аллаху и Его посланнику. Аллах в Своём Священном Писании говорит:

"Они станут спрашивать тебя относительно (раздела) добычи. Отвечай: "Добыча предназначена Аллаху и посланнику.""[29]

Его светлость имам Садык сказал:

"Добычей является то, что добыто без лошадей и верблюдов (без сражения). Добычей может быть имущество, которое люди уступают с целью заключения перемирия или отдают, добровольно. Все непригодные для посева земли и дно рек принадлежат Пророку Аллаха, а после него переходят в собственность имамов, которые вольны использовать их в различных целях."

Таким образом, Фадак является добычей, ибо никто из мусульман не участвовал в его захвате и по словам его светлости Садыка (да будет мир с ним!) иудеи отдали Фадак Пророку Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) с целью заключения перемирия, и Фадак стал собственностью его светлости.

В тафсире (комментарии - прим. перев.) "Маджма' ал-Байан" и книге "Усуле Кафи" после комментария к аяту " [30]И давай положенное (в качестве благотворительности)..." говорится, что когда был ниспослан этот аят, Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) позвал к себе свою дочь Фатиму (да будет мир с ней!) и сказал: "Всевышний Аллах приказал мне подарить Фадак (являющийся м<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...