Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шестичленный Совет Умара




 

 

Абу Бакр после двух с лишним лет правления заболел и в знак благодарности Умару, приложившему много усилий для укрепления основ его халифата, в свою очередь подготовил предпосылки для халифата Усмана после своей смерти. Абу Бакр убедил противников, вызвал к себе соратников Пророка и в их присутствии назначил Умара своим преемником. В день смерти Абу Бакра Умар стал халифом (в 13 году хиджры) и после похорон Абу Бакра пошёл в мечеть и, объявив народу о своём халифате, призвал его заключить с ним союз. Все, кроме Али (да будет мир с ним!), волей-неволей принесли Умару присягу в верности.

Правление Умара продлилось десять с половиной лет, и за это время он постоянно воевал с двумя могущественными странами Ираном и Римом.

Когда Умар был ранен известным воином того времени Абу Лоу Лоу и чувствовал приближение своего смертного часа, он вызвал к себе шестерых человек, чтобы они, посоветовавшись, выбрали следующего халифа.

В числе этой шестёрки были Али (да будет мир с ним!), Талхе, Зобейр, Абд ал-Рахман ибн Ауф, Усман и Са'д Ваккас. Затем Умар приказал Абу Талхе Ансари во главе отряда из пятидесяти ансаров встать за дверьми дома, в котором проходил совет, и ждать событий. Если по прошествии трёх дней пятеро будут единогласны в выборе одного из них, а шестой будет противиться этому, отряд Абу Талхе должен был убить шестого человека. Если четверо из шести проголосуют за одного человека, а двое выразят свой протест, отряд должен был убить тех двоих. Если при выборе халифа голоса разделятся надвое, следует признать правоту той тройки, в числе которой находится Абд ал-Рахман ибн Ауф, а другую тройку в случае протеста убить. А если по прошествии трёх дней совет не примет определённого решения и все будут возражать друг другу, отряд должен был убить всех шестерых, и пусть мусульмане сами выберут себе халифа!!!

При выборе шестерых членов совета Умар размышлял так: "Пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) во время кончины был доволен этими шестью мусульманами. Я предоставлю им самим решать вопрос о халифе, чтобы они выбрали себе халифа." Когда все шестеро предстали перед Умаром, он, желая напомнить им (согласно своим убеждениям) их недостатки, сказал Зобейру: "Ты развратник и обладаешь скверным характером. Когда ты весел, ты веришь в Бога, а когда чем-то недоволен, ты становишься язычником. Иногда ты человек, а иногда - дьявол. А ты, Талхе, обидел Пророка Аллаха, и его светлость перед смертью рассердился на тебя за твои слова об аяте Хиджаб.[32]

Насчёт тебя, Усман, могу сказать, что ты хуже навоза.

Ты, Са'д, заносчивый и фанатичный человек и не годишься для халифата. Если станешь правителем, не сможешь управлять людьми.

Ты, Абд ал-Рахман - слабый сердцем и беспомощный человек." Затем Умар обратился к Али (да будет мир с ним!) и сказал: "Если бы ты не был таким шутником, из тебя бы вышел хороший халиф. Клянусь Аллахом, если сравнить твою веру с верой всех людей на земле, твоя чаша весов была бы тяжелее."

Прежде чем приступить к повествованию хода совета этих шестерых человек, уместно вкратце упомянуть о завещании Умара, полном противоречий:

Во-первых, согласно тайному договору, заключённому ранее между Абу Бакром, Умаром и Абу Убайдом, эти трое намеревались один за другим занять пост халифа и поэтому в день кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) поспешили в Сакифе.

Абу Бакр и Умар достигли своей цели, и теперь настала очередь Абу Убайда. Однако ввиду того, что Абу Убайда в то время уже не было в живых, Умар ограничил выбор халифа, из числа упомянутых шести лиц и заявил, что если бы были живы Абу Убайд или Салим (слуга Хозифа), они бы более подходили на пост халифа, нежели эти шестеро человек!!

Когда Али (да будет мир с ним!) был насильно приведён в мечеть для заключения союза с Абу Бакром, Абу Убайд сказал его светлости: "Если бы мы знали, что ты желаешь быть халифом, то вместо Абу Бакра заключили бы союз с тобой. Однако теперь уже поздно, и люди принесли Абу Бакру присягу в верности."

Таким образом, сам Абу Убайд, присягнувший Абу Бакру, считал имама Али (да будет мир с ним!) достойнее Абу Бакра для правления обществом и сослался лишь на свою неосведомлённость о желании его светлости стать халифом. Как может сейчас Умар сожалеть о смерти Абу Убайда и считать его достойнее Али (да будет мир с ним!) для занятия поста халифа, в то время как Абу Убайд и Салим были мунафиками (лицемерами) и участвовали в заговоре Акабе (вспугивании верблюда Пророка), а также отказались примкнуть к отряду Оссаме?

В-третьих, Умар довёл свою несправедливость до той степени, что даже счёл какого-то слугу достойнее Али (да будет мир с ним!) для правления обществом и сожалел о его смерти. С другой стороны, во время спора с ансарами в Сакифе Абу Бакр использовал в своих целях хадис божьего Пророка (да благословит Аллах его и род его!) о том, что двенадцать имамов принадлежат к племени Курайш и сказал ансарам, что правители должны быть курайшитами. Тогда почему Умар отдал предпочтение слуге Хозифа Салиму, одному из ансаров? Ведь он же не принадлежал к племени Курайш.

В-третьих, Умар (со своей точки зрения) перечислил всем шестерым их недостатки и каждому прямо или косвенно сказал, что он не подходит для роли халифа. В таком случае Умара надо спросить, для чего он пригласил на совет людей, которые, по его словам, имеют недостатки и не достойны возглавить общество?

В-четвёртых, при выборе этой шестёрки Умар руководствовался тем, что ими был доволен Пророк. С другой стороны, он заявил Талхе, что тот обидел Пророка, и его светлость перед смертью был недоволен им. Разве эти слова Умара не являются противоречием?

В-пятых, среди этой шестёрки каким приоритетом обладал Абд ал-Рахман ибн Ауф, что в случае равного распределения голосов было приемлимым решение той тройки, в составе которой он находился? В сущности, Умар предоставил Абд ал-Рахману ибн Ауф два голоса. План Умара заключался в том, чтобы назначить халифом Усмана и убить Али (да будет мир с ним!), ибо он избрал для совета людей, враждовавших с Али (да будет мир с ним!).

Среди этих шестерых человек шанс на халифат имели лишь Али (да будет мир с ним!) и Усман. Учитывая это, Умар предоставил привилегию лишнего голоса Абд ал-Рахману ибн Ауф, который был названным братом и зятем Усмана, чтобы таким образом поддержать Усмана.

Другим членом этого совета был Талхе, который был недоволен семейством Хашемидов и в то же время был близким другом Абд ал-Рахмана. В таком случае он несомненно будет поддерживать Усмана. Са'д ибн Ваккас не только безоговорочно выполнял приказы Абд ал-Рахмана, но и был во всём согласен с Талхе. Из всей шестёрки один Зобейр мог поддержать Али (да будет мир с ним!). Умар был недоволен Зобейром, и в случае протеста и Али (да будет мир с ним!), и Зобейр были бы убиты.

В этом и состояла суть совета, спланированного Умаром, а теперь перейдём к изложению подробностей этого совета.

Через три дня после смерти Умара шестеро упомянутых лиц собрались в доме Аиши и приступили к совещанию. Вначале выступил Абд ал-Рахман ибн Ауф. Он сказал: "Для того, чтобы между мусульманами не возникли разногласия, мы, шестеро человек, должны единогласно выбрать халифа из своего состава. Каждый, кто отдаст свой голос другому, уменьшит разногласия."

Талхе отдал свой голос Усману, Зобейр - Али (да будет мир с ним!), а Са'д ибн Ваккас - Абд ал-Рахману. Таким образом шестичленный совет превратился в совет из трёх человек, каждый из которых имел два голоса. Однако Али (да будет мир с ним!) не сомневался в том, что дело завершится в пользу Усмана, ибо Абд ал-Рахман не желал лично быть халифом и если бы даже желал, практически не посмел бы заявить об этом. К тому же он ранее переговорил с Усманом и обещал ему свою помощь и содействие.

Абд ал-Рахман вновь взял слово и предостерёг членов совета от разногласий, ибо разногласие было равносильно смерти от рук пятидесяти человек, ожидавших за дверьми дома результата совета с мечами в руках.

Усман, зная о намерении Абд ал-Рахмана, предложил Али (да будет мир с ним!) дать доверенность Абд ал-Рахману, чтобы тот принял решение во благо всех мусульман. Абд ал-Рахман приветствовал предложение Усмана и поклялся, что лично не претендует на халифат и изберёт халифом одного из них.

Али (да будет мир с ним!), раздумывая над словами Усмана и Абд ал-Рахмана, вновь проанализировал в уме весь их план, который был ясен ему с самого начала, и не спешил с ответом.

Усман сказал: "О, Али! Сопротивление бесполезно. Тот, кто будет сопротивляться завещанию Умара, будет убит. Позволь Абд ал-Рахману решить этот вопрос."

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Теперь, когда всё устраивается как нельзя лучше для тебя, почему ты спешишь-и угрожаешь мне смертью? Для меня вполне ясно, что Абд ал-Рахман встанет на твою сторону и погрешит против истины. Однако другого выхода нет. Я передаю ему своё право голоса при условии, если он забудет о своём родстве с тобой и будет говорить во благо народа, желая удостоиться милости Аллаха." Абд ал-Рахман поклялся, что поступит именно так.

Абд ал-Рахман собрал людей в мечети Пророка, чтобы объявить о своём решении в присутствии мухаджиров и ансаров. Затем, желая создать видимость своего нейтралитета, он подошёл вначале к Али (да будет мир с ним!) и сказал: "О, Али! Я считаю, что в интересах мусульман заключить сегодня союз с тобой, однако ты должен править согласно приказу Аллаха, традициям Пророка и способу шейхов (Абу Бакра и Умара - прим. перев.)!

Абд ал-Рахман знал, что Али (да будет мир с ним!) не только ради халифата, но и ради господства над всем сущим не пойдёт против истины и не совершит поступка, неугодного Аллаху. А так как правление шейхов противоречило справедливости, Али (да будет мир с ним!) не примет подобного условия. Таким образом Абд ал-Рахман желал, чтобы люди были свидетелями слов его светлости!

Али (да будет мир с ним!) ответил: "В своих деяниях я буду руководствоваться приказами Аллаха, традициями Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и своим способом, соответствующим божьим указам и традиции Пророка, а не деяниями других."

Конечно, Абд ал-Рахман, Усман и другие ожидали от Али (да будет мир с ним!) именно этих слов. Они знали, что его светлость не станет лгать и не сойдёт с пути истины.

С другой стороны, Али (да будет мир с ним!) считал халифат Абу Бакра и Умара захватническим и попранием своих прав. Как же он мог назвать их деяния справедливыми?

Абд ал-Рахман затем подошёл к Усману и повторил слова, сказанные им имаму Али (да будет мир с ним!). Ответить на этот вопрос, который составлял предел желаний Усмана, было для него простым делом. Усман даже был готов написать и подписать его своей кровью.

Он воскликнул: "Клянусь, что буду в точности следовать пути шейхов и не уклонюсь с этого пути."

Абд ал-Рахман протянул руку Усману и, заключив с ним союз, поздравил его. Омейяды, ожидавшие подобной возможности, стали группами присягать в верность Усману, однако Хашемиды и некоторые из соратников Пророка, в том числе Аммар Ясир, Мегдад и другие известные лица отказались заключить союз с Усманом. Таким образом Абд ал-Рахман ибн Ауф мастерски сыграл свою роль и ловко передал халифат Усману, осуществив план Умара. Его светлость Али (да будет мир с ним!) в третий раз лишился своего законного права на халифат.

Вся эта игра была придумана Умаром для передачи халифата Усману и, при возможности, убийства Али (да будет мир с ним!). Поэтому его светлость об этом совете, а также интриге Абд ал-Рахмана сказал: " Это уловка, да ещё какая!" И в действительности это было так, ибо, как было сказано, этот совет был всего лишь уловкой и интригой.

По словам Амир ас-Салам Табарси, Али (да будет мир с ним!) на заседании совета аргументировал своё преимущество и право на халифат, как он сделал это в разговоре с Абу Бакром. и члены совета единогласно подтвердили слова его светлости. Затем Али (да будет мир с ним!) сказал: "Бойтесь Единого Аллаха, не нарушайте его указов и верните права тем, у кого вы их отняли. Следуйте традициям своего Пророка, ибо если вы нарушите их, вы нарушите указы Аллаха. Верните право на халифат тому, кто достоин халифата." Члены совета посмотрели друг на друга и сказали: "Он более всех нас достоин стать халифом, однако он (при разделе всеобщего имущества и других делах) не делает ни для кого исключений и устанавливает (среди людей) полное равенство. Ввиду этого если мы выберем его халифом, он приравняет нас к другим людям, однако если халифом станет Усман, он примет во внимание наши интересы." (Поэтому они передали Усману бразды правления обществом.)


(без перевода)

(Умар ибн Хотаб)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...