Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карта 2. Епархии, образованные на Пиренейском полуострове в К—ХШ вв.




Правление Фердинанда III Кастильского (1217—1252) и Хайме Завоевателя Арагонского (1213—1276) ознаменовалось христиан­ским завоеванием всего Пиренейского полуострова за исключени­ем вассального княжества Гренада. Под ударами войска Хайме Ара­гонского в 1238 году пала Валенсия. Главная мечеть города была не­медленно превращена в собор, которому предстояло служить новым епископам вплоть до конца XIII века, когда было возведено другое здание в западном стиле. В 1248 году, после 16-месячной осады, кастильцы вступили в Севилью и также превратили главную мечеть в кафедральный собор вновь образованной епархии:

«Когда благородный король Дон Фердинанд воцарился в этом горо -де и сердце его наполнилось радостью за награду, которую ниспослал ему Господь за его многотрудные усилия, то начал он, ради чести и прославления Господа и Святой Девы Марии, возрождать архиепископ -

Роберт Бартлетт. Становление Европы

ский престол, который давно пребывал в небрежении, был разграблен и лишен своего полноправного пастыря; и в честь Святой Девы Марии была воздвигнута достойная Ее святая церковь, которая стала носить Ее имя... И затем он вверил архиепископство сие Дону Району, кото­рый стал первым архиепископом Севильским с того времени, как ко -роль Дон Фердинанд завоевал этот город»12.

К последним годам XIII века в испанских королевствах и Порту­галии насчитывалась 51 епархия. Это была довольно густая сеть: ди­оцезы на Пиренеях в среднем лишь в 1,4 раза превосходили по раз­меру аналогичные, но более давние по возрасту христианские структуры в Англии. Таким образом, Реконкиста естественным своим следствием имела создание новой разветвленной церковной организации.

Восточное Средиземноморье в XI, XII и XIII веках13

Если говорить о христианской экспансии с военной точки зре­ния, то самыми известными походами за веру являются крестовые походы в Восточное Средиземноморье. Начало им было положено той замечательной экспедицией французских и итальянских рыца­рей и простолюдинов 1096—1099 годов, когда они прошли две тыся­чи миль по неизведанной и недружелюбной земле с единственной целью — отбить у неверных Святой Город своей веры. По сравне­нию с аналогичными завоеваниями в Сицилии и Испании, походы, имевшие место в Леванте, были менее масштабны и продолжитель­ны. Тем не менее, приблизившись к своей цели, крестоносцы в 90-х годах XI века стали активно заниматься созданием структур латинской церкви на Востоке. Вследствие крестовых походов круп­нейшие города Палестины и Сирии тоже стали центрами католи­ческих епархий. Так, в 1099 году французские архиепископы были назначены в завоеванные города Таре, Мамистра и Эдесса. Пизан-ский епископ Даимберт, папский легат, стал патриархом Иерусали -ма. Постепенно государства крестоносцев обрели целую сеть пат-риархатов, архиепископств и епископств. Прежняя территориаль­ная организация греческой церкви была принята за естественную отправную точку, однако вскоре была существенно видоизменена в ходе формирования и перемещения епархий. Церковные должнос­ти по преимуществу занимали иммигранты. Например, четверо пер­вых римско-католических патриархов Антиохии носили абсолютно галльские имена — Бернар Валенсианский, Ральф Домвронский, Эмери Лиможский и Петр Ангулемский.

К 30-м годам XII века латинские патриархаты Антиохии и Иеру­салима охватывали территорию, шире которой их власть уже более никогда не простиралась за всю историю. Порядка тридцати епар­хий с католическими бенефициариями во главе веером расходи­лись от Киликии до Мертвого моря. В последующие времена латин­скую церковь на материке ожидали лишь крупные территориаль-

1. Экспансия латинского христианства

ные потери, и только изредка часть утраченных земель удавалось на время вернуть. К концу XIII века крестоносцев полностью изгна­ли из Леванта, и об этом самом грандиозном этапе распростране­ния католического влияния напоминали лишь несколько номиналь­ных епископов.

XIII век также был отмечен территориальными захватами латин­ской церкви в Восточном Средиземноморье, однако не у мусуль­ман, а у греков. В 1191 году король английский Ричард I, по пути в Палестину, захватил Кипр у его греческого правителя; впоследст­вии остров перешел в руки знатного рода из Пуату — Лузиньянов. Спустя несколько десятилетий мы имеем свидетельства присутст­вия на Кипре латинской церковной иерархии, с архиепископом Ни­косийским и викарными епископами в Фамагусте, Лимассоле и Па­фосе. На Кипре продолжали существовать и многочисленные гре­ческие епархии, однако уже под эгидой латинского архиепископа. Еще одна масштабная волна влияния католической церкви имела место после завоевания Константинополя сборными силами кресто -носцев в 1204 году. На его месте утвердилась Латинская империя, а вместе с нею и латинский патриархат и католические епархии. Их история зачастую полна противоречий. Одни, судя по всему, суще­ствовали только на бумаге. Судьба других оказалась недолговечной либо прерывистой, целиком зависимой от их политических покро­вителей. Были и такие «латинские» епархии, которые по сути оста­вались обычными греческими диоцезами, но во главе их стояли благоразумные епископы, демонстрировавшие готовность подчи­няться власти папы римского. Тем не менее намерения римской церкви в отношении своих новых приобретений не оставляли со­мнений. Так, например, в Афинской церкви14, захваченной латиня­нами вскоре после падения Константинополя, к 1206 году уже был латинский священник, Берар, который в ответ на свою просьбу по­лучил высочайшее дозволение реорганизовать новое греческое ар­хиепископство по образу и подобию Парижской церкви (secunduin consuetudinem Parisiensis ecclesiae] — трудно найти более наглядный пример галло-романского верховенства. Во времена Латинской им­перии кафедральный собор в Константинополе находился в безраз -дельной власти венецианского духовенства. В самом деле, в 1205 го­ду латинского патриарха даже вынудили принести клятву в том, «что никто не должен считаться каноником св.Софии, если он не является венецианцем по рождению либо не прослужил десять лет на благо Венецианской церкви». И хотя папа римский объявил эту присягу недействительной, реальный состав собрания каноников в период между 1204 и 1261 годом заставляет думать о том, что в дей­ствительности этот принцип соблюдался практически неукосни­тельно. Из 40 каноников, чье происхождение нам известно, 32 были венецианцами. Остальные являлись итальянцами либо французами. Таким образом, это была колониальная церковь в полном смысле.

Роберт Бартлетт. Становление Европы

Во франкской Греции, на венецианских островах Эгейского моря, а также в епархиях Восточного Средиземноморья епископы французского, каталонского или итальянского происхождения про­должали сменять друг друга вплоть до Позднего Средневековья. Ла -тинская экспансия в Восточном Средиземноморье носила менее прочный характер, чем где бы то ни было, однако и здесь она оста -вила после себя целую сеть послушных папе епархий, разбросан­ных на обширной территории от Албании до венецианского Крита и лузиньянского Кипра. Во многих отношениях латинская церков -ная иерархия в Восточном Средиземноморье к XTV веку выглядела как обломки корабля в море после большой бури, которые волна прибивает к чужим, далеко отстоящим друг от друга берегам; при этом следует заметить, что еще два столетия назад восточнее Ита­лии не было ни одной латинской епархии.

Балтийский регион в XII и XIII веках]5

Одновременно с наступлением на ислам и вытеснением его с европейских берегов Средиземного моря христианские миссионе -ры и завоеватели проникали в последний оплот европейского язычества к востоку от Эльбы и в Прибалтике. Здесь еще не об­ращенные в христианскую веру славянские народы — так назы­ваемые венды (лужичане), их дальние родственники по языку балтийские народы — пруссы, литовцы и латыши, наряду с финно-угорскими народами — ливонцами, эстонцами и финна­ми, образовывали на карте «дугу» языческого варварства, прости­равшуюся от границ Саксонии до Полярного круга. По сути дела этот оплот европейского язычества оказался самым стойким, ибо только в 1386 году литовская правящая династия приняла христи­анство (в обмен на польскую корону). Для этой части Европы XII, XIII и XIV века стали эпохой евангелизации, отступничества и свя­щенной войны.

Первым западнославянским народом, который в XII веке принял христианскую веру с ее епархиальной организационной структу­рой, стали поморяне, населявшие земли вокруг устья Одера. После завоевания их польским королем Болеславом III они стали объек­том действий церковной миссии, возглавляемой германским епи­скопом Отгоном Бамбергским. В ходе двух поездок, совершенных в 20-х годах ХД века, преодолевая отчаянное сопротивление привер­женцев местных верований и языческого духовенства, он сумел разрушить храмы и идолов, возвести на их месте деревянные цер­кви и крестить тысячи коренных поморян. Епископ Отгон взял под собственную юрисдикцию всю новорожденную Померанскую цер­ковь, а уже на следующий год после его смерти (1140) один из его последователей был назначен первым здешним епископом с кафед -рой первоначально в Волине, а позднее — в Камьене.

1. Экспансия латинского христианства

Епархии, созданные

вХв. Q в XI в. ОвХПв.

вХШв.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...