Источники и историография Ирана и Средней Азии.
Источники по И: 1. Письменные. По истории Элама: царские надписи, частноправовая документация, посвящения, межгос. договоры на разных языках (см. воп. 41). 2. История Персии: 1) Царские надписи: - Бехистунская надпись (см. воп. 43) – о победах Дария над мятежниками - Надпись Дария в Сузах – о сооружении Дарием дворца - Антидэвовская надпись – о борьбе Ксеркса с запрещёнными культами - Стелы Дария в Египте о строительстве каналов 2) Царские указы. Найдены по всей империи (например, декрет Дария о кодификации законов в Египте). 3) Иностранные, местные: - Ассирийские таблички IX-VII - Хроника Набонида - Кира – о захвате Вавилонии персами - Вавилонские частноправовые документы персидского времени - Надпись Уджагорресента (египетский сановник времён Камбиза и Дария) 4) Антики: Геродот (очень много об истории Персии, т. к. одна из сторон центрального события «Истории» - Г-П войнами), Фукидид (в его «Истории» - роль Персии в Пелопонесской войне), Ксенофонт («Анабасис» - описание мятежа Кира Младшего и возвращения наёмных спартанцев домой – быт и пр.), Диодор Сицилийский («Историческая библиотека»). 3. Маткультура. Мезолитические стоянки, остатки монументальной архитектуры (столицы + зиккурат в Дур-Унташ (воп. 41)), скульптура (царские статуи), металлические изделия и керамика. Историография по И: 1. Накопление материала – с первых европейских путешественников: Марко Поло (XIII в.), Пьетро делла Валле (XVI в.). Главная фигура этого периода – К. Нибура (XVIII): копирует ряд надписей. Дешифровка персидской и эламской клинописи – ½-сер. XIX в. 2. Собственно Ираном занимаются с XVIII в., когда была найдена и опубликована «Авеста» (зороастризм). Итогом переработки материала, содержащегося в ней, стали «Основы иранской филологии», опубликованные на рубеже XIX-XX вв.
3. На рубеже веков от иранистики отделяется эламитология. Источники: археология + потихоньку расшифровывают письменность (подр. см. воп. 41). 4. В XX в. основной проблемой является этногенез. Гуру СССР: Дьяконов и Бартольд.
Источники и историография СА: 1. Письменные источники: 1) «Авеста» - главный источник. Состав: Гаты (проповеди Заратуштры, VII в.), Яшты (гимны богам, приблизительно тогда же), мифы и предания. 2) Архив Нисы – Парфия 3) Кушанские надписи 2. Археология: 1) Нумизматика 2) Города, предметы ремесла и пр. 3. Антики: Ктесий «Персидская история» (древние предания), Геродот (очень кратко, зато надёжней), Аполлодор Артемитский (про Парфию). История и культура Элама. 1. Гео: к ЮВ от Месопотамии. Реки – Каруна и Керха (их долины – экономический центр (область Сузиана – от Суз)). Этн.: неизвестно, язык близок к дравидийским, но тоже никуда не отнесёшь. 2. Политистория: Вся в белых пятнах. Первые государства возникают в нач. III тыс. Главные номы: Сузы, Аншан, Симаш. Потихоньку объединяются, но в XXIV в. подпадают под Аккад. Однако в начале XXII, пользуясь тем, что Аккад занят борьбой с кутиями, отлагаются. Независимость ненадолго: скоро кутии дошли и до них. Век под кутиями, затем пришла III династия Ура и ещё век под ней. К концу XXI освобождаются и фактически уничтожают урское государство, ослабленное битвами с амореями. Что происходит с XX по XVIII в. неясно, но в 18 снова появляются в Месопотамии и делят её с Вавилоном Затем снова тёмный период. В XIV в. их захватывают Вавилоняне (касситская династия) и держат до XII. В XII – противоборство с Вавилоном, причём в основном выигрывают эламиты (так, в 1180 захватывают Вавилон и увозят законы Хаммураппи; а в 1155 полностью подчиняют Вавилонию). Но к концу века вавилоняне громят так сильно, что эламиты больше не оправились.
До VIII в. о них ничего не известно. Затем – поддерживают все антиправительственные восстания в Ассирии, за что неоднократно поплатились (Ассаргадон, Ашшурбанапал громят). После ассирийцев над ними новые вавилоняне, потом персы. Управление: главные особенности – власть в руках трёх лиц (которые друг друга заменяют в случае смерти кого-либо) + левират (правление легитимно только в том случае, если преемник (чаще – брат. С XIII в. - сын) женится на вдове умершего царя) + браки с сёстрами. Главные лица: сукаллмах (верховный правитель в Сузах), суккал (правитель рангом ниже, в Симаше) и наместник города Сузы. Власть наследственная, однако (если кто-то умирает и нет преемников?) можно прыгнуть на ступень выше. Суды вроде месопотамских. Законы – оттуда же + обычное право. 3. Экономика: в основном, с/х. Торговля в меньшей степени, хотя важна. Большую роль играет частный и общинный сектор земли. Община постепенно разлагается. Но, в основном, храмы. На храмовых землях трудятся местные рабочие + они сдаются в аренду. 4. Соц.: наверху – чиновничество, общинная знать (часто – наместники на территории общины) и жрецы. Большая роль у общины (т. к. гидравлическая цивилизация). Общинники несут повинности храмам. Важную роль, по всей видимости играло рабство. 5. Культ.: письменность немного младше шумерской (различные). Пиктографическая. Не расшифрована. Этапы становления: 3000 – появление протоэламской, 2/2 III тыс – эламское линейное письмо (словесно-слоговая система, расшифрована). С XXII – аккадская клинопись, со 2/2 II тыс. пользуют клинопись для записей на эламском (расшифровано). С V – арамейский язык. Религ.: куча богов, главный центр – Сузы. Иск.: в общем, под влиянием Месопотамии. Своё только совсем рано – IV –1/2 III тыс.: клёвые изображения животных, бытовые сцены. Расцвет – XIII-XII в., когда самое масштабное сооружение – зиккурат в Дур-Унташе. История Мидии. 1. Гео: СЗ Ирана. ЭтнЛин: с XII – индоевропейцы (иранская ветвь, скотоводы прародина – вероятно, северное Причерноморье). До этого – куча неиндоевропейских языков 2. После проникновения индоевропейцев XII-XI вв. что-то, по всей видимости, складывается, о чём свидетельствуют богатые могильники. К IX в. здесь – куча мелких княжеств. Начинаются набеги ассирийцев, которые с тех пор и держат эту территорию до конца VIII. К концу VIII впервые образуется что-то крупное и независимое: ряд крупных политических объединений, в т. ч. Манна. Тогда же вторгаются киммерийцы и саки, начинается их противоборство с уже сложившимися гос-вами (см. Фригия, Урарту), в т. ч. Ассирией. Воспользовавшись временной слабостью последней, мидийцы во главе с Каштарити поднимают восстание в –672. Успешно. Вся история – 3 царя. Резко усиливаются (создаётся собственно Мидия) и через 20 лет пытаются напасть на ассирийцев, однако те натравливают против Мидии саков, которые захватили всю страну и держали её 30 лет.
Новое возрождение связано с именем сына Каштарити, Киаксара. Вступив в 625 г. на престол, он разгромил саков, окончательно объединил мидийские племена и провёл военную реформу (отряды не на племенном принципе, а по вооружению). Это позволило вновь напасть на Ассирию и в 610-х годах фактически её уничтожить (в коалиции с новым вавилоном). При дележе территорий досталась сев. Месопотамия и Харран. С этих пор – великая держава. В нач. VI в. подбирает тех, кто раньше был под ассирийцами (Персия, Парфия, Урарту и пр.). Пытались воевать с Лидией, но… (см. воп. 33). Сын Киаксара – Астиаг. Уже в начале правления резко ухудшаются отношения с Вавилонией (за Элам, захваченный мидийцами). Однако же подраться не успели – персы (550). Управление: ничего не ясно. 3. Эк.: жили, очевидно, торговлей и войной. Известно очень мало чего. 4. Соц.: До разгрома Ассирии дифференциация не сильна. Большая роль у общинников. Рабство патриархальное. После разгрома и захвата её казны – темпы увеличиваются, но серьёзно сказаться не успевает, т. к. 550 г. 5. Культ.: известно также мало. В общем, потом переймётся персами. Монументальная архитектура: храм огня в Экбатанах (зороастризм) + описание дворца у Геродота.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|