Источники и историография Китая.
Источники. 1) Письменные - летописи («Чуньцу» Конфуция) - комментарии к летописям («Цзочжуань») - речи правителей и приближенных («Шаншу», или «Шуцзин») - свод песен «Шицзин» (фольклор) - труды философов V – III веков - «Исторические записки» Сыма Цяня (145 – 90). Жизнеописания. 5 разделов: «Основные записи», «Истории наследственных домов», «Жизнеописания», «Трактаты», «Таблицы». - «Ханьская история» Баня Гу (32 – 92). История Западной Хань – династийная история. 2) Археологические - 1921 – швед И.Г. Андерсон обнаружил неолитическую культуру Яншао (среднее течение Хуанхе) - 1928 – раскопки столицы Шан-Инь близ Аньяна (XIV – XI вв.) - раскопки раннешанского города Эрлитоу - находки бронзовых чжоунских сосудов с надписями - богатые погребения III века до н.э. близ Чанша с идеальной сохранностью предметов. 3) Эпиграфические - гадательные надписи XIV – XI вв. до н.э. Открыты в 1899 году, в ходе раскопок шан-иньской столицы близ Аньяна найдено большое количество новых образцов. - Чжоуские надписи на ритуальных бронзовых сосудах X – VII веков до н.э. - Надписи на деревянных планках (официальные документы) III века до н.э. – III век н.э.
Историография. Китай - Особенности китайской исторической науки: идея о превосходстве китайской культуры над соседними и отождествление мифа с историческим фактом. - Как реакционное выступило гиперкритическое направление историографии. Однако ему были свойственны противоположная крайность суждений. - Конец 20-х гг. XX века – начало научного исследования, основывавшегося на марксистских идеях. - Работы Го Мо-жо, отрицание специфики древневосточных обществ. - 40 – 50-ее – активная разработка проблем социально-экономических проблем Древнего Китая.
- Конец 70-х – дискуссии о характере китайского общества, публикация источников, создание университетских курсов по истории Древнего Китая. Япония - Начало изучения историографии Китая относится еще к средневековью. - В равной степени изучаются все периоды истории Китая. - Ведущий специалист – Кайдзука Сигеки. - Большая группа ученых работает над исследованием социально-экономических отношений в эпоху Хань. Европа - Французская синологическая школа внесла большой вклад изучение истории Древнего Китая. Попытка перевода «Исторических записок» Э. Шаванном. Опубликован корпус каменных барельефов ханьского времени. - А. Масперо «Древний Китай». - Г. Билленстейн в 50-х обратил внимание на проблемы демографии Китая. США - Изучение Древнего Китая получило развитие лишь в последние десятилетия. Ведущая роль – ученые китайского происхождения. - Создано «Общество по изучению Древнего Китая», свой журнал издается с 1975 года. Россия - XIX век – Н.Я. Бичурин. Характерен интерес к культуре и идеологии. - Советская историография: а) первый период (конец 20-х – начало 30-х) – дискуссии о проблемах общественного строя Китая, недостаточное понимание источников. б) второй «очерковый» период (40-50-е гг.) – сводные работы и университетские курсы, периодизация по Л.В. Симоновской. в) третий «монографический» период (с 60-х) – появление ряда исследований отдельных периодов истории Древнего Китая, углубленный анализ аспектов экономики, социального строя и идеологии. Перевод на русский язык источников – «Исторические записки» Сыма Цяня. Древнейшие государства Китая II – начала I тыс. до н.э. Шан-Инь и Чжоу. Судить о политической истории Китая II тыс. до н.э. можно по легендам – преданиям о «совершенных правителях древности». - Поднебесной правил мудрый Яо. - Его преемник – способный и энергичный Шунь. При нем в Поднебесной был потоп.
- Страну спас великий Юй (углубил русла рек). За это он стал правителем. - Место Юя занял его сын Ци. Начало династического престолонаследия. Ци основал династию Ся. - Последний правитель династии отличался жестокостью. Против него восстали подчиненные племена. - Власть взял один из вождей (шан) Тан. Его стали называть Чен-Тан (Тан-Созидатель). Он основал новую династию Шан, впоследствии получившей название Инь в XVII в. Шан-Инь. 1-й период (XVII – XIV века) Племя шан неоднократно перемещалось по Среднекитайской равнине. 2-й период (XIV – XI века) Последнее переселение было при Пань Гэне в XIV веке. Центр шанов – район Аньяна. Столица – Великий Город Шан. Археолгические памятники и эпиграфические источники. Экономика. 1) сельское хозяйство: деревянный заступ 2) ремесла: + бронза (Эрлитоу пер. пол. II тыс. до н.э.) для оружия и ритуальных сосудов, + глинобитные стены в иньское время (до 6 метров толщиной), + специализация производств 3) возникновение городов Появляется древнейшая в Восточной Азии письменность! Социальная структура 1) иньские правители и ближайшие родственники – могилы 400-500 кв. м, глубина от 10 м, богатый инвентарь, сопогребения 2) господствующий слой – 20-25 кв. м, глубина 5-7 м, богатый инвентарь, нет сопогребений 3) свободные общинники – грунтовые ямы, тело едва помещается 4) слуги, рабы – погребения под фундаментами зданий и вокруг больших захоронений, насильственная смерть Каждый поход – куча пленных – массовые жертвоприношения. Государственное устройство. 1) представления о мире – этноцентрические 2) территориальное деление – родоплеменное 3) правитель – ван 4) ван осуществляет единоличное управление страной, возглавляет армию 5) ван является одновременно верховным жрецом 6) дружественные племена получали от вана санкцию на вход в коалицию Наибольшего расцвета Инь достигло при У Дине во второй половине XIII века. При нем построены в столице новые дворцы и храмы, осуществлены значительные территориальные завоевания. После него дом Инь пришел в упадок. Последний ван, чье правление пришлось на «чжоуское завоевание», был безнравственным и распутным тираном. Чжоу. X – VIII века.
- Первые упоминания об этом племени, как о подчиненной территории Инь, встречаются в период правления У Дина. Титул правителя чжоу – «чжоуский хоу», т.е. зависимый правитель. - 1027 – У-ван («воинственный правитель») во главе чжоусцев и коалиции западных племен нанес решающее положение Инь. - Чжоу переняла достижения Инь, в том числе бронзолитейное производство, боевые колесницы и главное – письменность! - «Наследственные пожалования» чжоусцев. Родственники У-вана, часть знати, некоторые предводители племен получили участки земли с населением и соответствующие титулы (чжухоу). В XI веке существовало 200-300 таких владений. - В системе управления коренных преобразований не произошло. Социально-экономическое развитие. Строжайшая социальная регламентация во всех аспектах жизни. Социальные группы: 1) свободное население - чжоуский ван (деспотический правитель) - чжухоу (обладатель наследственного владения, высший аристократ) - дафу (глав всех цзу одного владения) - ши (глава большого семейства, входящего в цзу) - простолюдины 2) рабы (пленники XI – X вв.) Принадлежность к социальной группе определялась по родству. Старший сын наследовал титул, остальные опускались на ступень ниже. Частной собственности в современном смысле слова не существовало.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|